Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "ЛК"

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Рассказы из "ЛК"

Елена Довжикова. Рассказы
Юлия Каунова. Жажда
Геральд Никулин. Кисловодск, картинки памяти
Сергей Шиповской. Айдате
Лидия Анурова. Памяти детства
Лидия Анурова. Я и Гагарин. Вечер на рейде. Сеанс Кашпировского
Лидия Анурова. Мои старики
Геннадий Гузенко. Встреча времен
Геннадий Гузенко. Батальон за колючей проволокой
Геннадий Гузенко. Судьба играет человеком
Геннадий Гузенко. Ночное ограбление
Митрофан Курочкин. Послевоенное детство
Митрофан Курочкин. Закоулки памяти
Антонина Рыжова. Горький сахар
Антонина Рыжова. Сороковые роковые...
Капиталина Тюменцева. Спрятала... русская печь
Анатолий Крищенко. Подорваное детство
Феофан Панько. Дыхание той войны
Феофан Панько. Охотничьи байки
Любовь Петрова. Детские проказы
Иван Наумов. Перышко
Георгий Бухаров. Дурнее тетерева
Владислав Сятко. Вкус хлеба
Андрей Канев. Трое в лодке
Андрей Канев. Кина не будет, пацаны!
Олег Куликов. Шаг к прозрению
Нина Селиванова. Маршал Жуков на Кавказских минеральных водах
Нина Селиванова. Медвежья услуга
Михаил Байрак. Славно поохотились
Ирина Иоффе. Как я побывала в ГУЛаге
Ирина Масляева. Светлая душа
Инна Мещерская. Дороги судьбы
Анатолий Плякин. Фото на память
Анатолий Плякин. И так бывает
Анатолий Плякин. В пути - с "живанши"
Софья Барер. Вспоминаю
Вера Сытник. Тёмушка
Пётр Цыбулькин. Они как мы!
Пётр Цыбулькин. Жертва статистики
Надежда Яньшина. Я не Трильби!
Елена Крылова. Мое театральное детство
Александра Зиновьева. Дети войны
Лариса Корсуненко. Мы дети тех, кто победил...
Лариса Корсуненко. Ненужные вещи
Сергей Долгушев. Билет на Колыму
Сергей Сущанский. Зимние Страдания
"Литературный Кисловодск", N78-79 (2022г.)

Людмила Соколова

Москва
ЖИВАЯ ПАМЯТЬ

ДЕД ЯНУШКО

Окончание войны застало Василия в госпитале далеко от отчего дома. Там он влюбился в одну из медсестёр - белокурую девушку с небесно-голубыми глазами и удивительным именем Мильда. Когда Василия выписали из госпиталя, а затем демобилизовали, он поставил условие невесте: "Будем жить у меня на родине сначала с родителями, потом обзаведёмся собственным домом". Так и получилось.

Шли годы. По двору уже бегали свои детишки. У Мильды умерла мать. Её престарелый отец остался совсем один в глухом далёком родовом хуторе. Договорились взять к себе отца, который долго не сопротивлялся и согласился переехать к зятю.

Тесть Василия стал работать на овчарне. В селе звали его дед Янушко. Такое прозвище он получил то ли от своего имени, то ли от фамилии - Янушко или Яношко. Кто ж теперь вспомнит? Дед был невысокого роста. С хитроватой смешинкой голубые глазки начинали сверкать азартом, когда он с заметным акцентом рассказывал весёлые приключения из прежней жизни, при этом постоянно подтягивая штаны. Умел, по случаю, вставить нужную поговорку, присказку, остренький анекдот. Он сторожил колхозных овец от волков и воров только ночью. Утром сдавал свою вахту пастуху, который выводил стадо на пастбище и к вечеру загонял его обратно.

Воровства на селе не бывало. Единственное, ребятня лазила по чужим садам за яблоками, и то в качестве куража перед девчатами. И, если был пойман, доставалось ремнём от родного батьки или старшего брата. Народ жил с открытой душой и безупречной честностью. В хатах и хозяйственных постройках никогда не вешались замки. Лишь втыкались деревянные палочки в дверную проушину от проказников котов и бестолковых кур. Также воткнутая палочка обозначала, что хозяев нет дома.

Село, где жил Василий со своим уже большим семейством, именовалось Подгорное и располагалось на высокой холмистой местности, разрезанной глубокими оврагами. Белые хатки с соломенными крышами утопали в садах, теснились группами, имевшими свои собственные названия. Например, - Слободка, которая окаймляла пруд, где по вечерам в мае заводили хоровые пения лягушки. Из зарослей кустов подпевали им соловьи. Прогон - так называли проулок, через который прогоняли стада коров, овец и хозяйских гусей на выпас в луга. Село начиналось от сельсовета и это место именовалось, как и само село, Подгорное. Через дорогу от сельсовета - сельмаг, куда люди одевались по-праздничному - на выход. Там обменивались новостями и событиями на селе. "Слышь, Манька, к Петру, что живёт на Слободке, приехали внуки на каникулы аж из самой столицы!" - делилась подробностями самая главная сплетница. Здесь можно было купить и хлеб, и макароны, и конфеты, также - керосин, скобяные изделия, кирзовые сапоги - самую ходовую обувь для работы в поле, хлеву, конюшне. Для женщин на полке лежали разноцветные тапки со шнурком на заднике для завязывания вокруг щиколотки, чтобы не спадали. Деревянный прилавок отполирован до блеска руками и локтями покупателей в тесной очереди за товаром.

Детей в селе рождалось много. Для них в Подгорном были устроены ясли и начальная школа в бывшей барской усадьбе. Старшие ребята ходили учиться в восьмилетнюю школу в соседнюю деревню. Дети учились в две смены.

В Подгорном располагались молотилка, амбары, кузница, клуб, куда два раза в неделю из района привозили кино. После фильма односельчане оставались на танцы под аккомпанемент слепого гармониста и подпевающей ему горбатенькой жены с прекрасным и удивительным голосом. Из-за горба - из её сплющенной грудной клетки - лилось редкой красоты неповторимое пение: то жалостливое, то протяжно-заливистое, то задорное.

Из Подгорного, куда не иди, путь обязательно пролегал мимо кладбища и овчарни, огороженной изгородью из жердей. Это место было чуть выше основной дороги, ведущей в соседнюю деревню и районный центр. Между кладбищем и овчарней образовалась огромная яма от разбившегося во время войны вражеского самолёта. Со временем она обросла иван-чаем. Издалека можно было её различить по розово-малиновому пятну высоких цветков.

Ещё во время войны в село приезжали наши военные, увезли крупные остатки самолёта для исследования. А местным пацанам в земле достались оставшиеся от самолёта частицы. Вот они и занимались раскопками в свободное время. Даже маленькая найденная деталька являлась невероятной ценностью. Они хвастались между собой, у кого их больше. Обменивались ими на договорных условиях, хлопнув друг друга в ладони в знак согласия. И у каждого из них была заветная мечта стать лётчиком и с неба уничтожать врага.

В том месте, где находились кладбище, яма от самолёта и овчарня, было редкое акустическое явление. На дорогу лились звуки с горы, а с пруда сильнее обычного слышалось и лягушиное, и соловьиное пение или трескотня цикад. Когда где-то на селе девки заводили песни, они стекали сюда на прозрачных покрывалах вечерних белёсых туманов, томили и взбудораживали душу.

С некоторых пор односельчане, возвращавшиеся поздно ночью из клуба, проходя мимо кладбища и овчарни, стали замечать странные звуки. Полуночники прекращали пение и разговоры: организм каждого превращался в слух; сверху с горы слышались вздохи и стоны; скрежет и шуршание. Кто-то на селе сделал умозаключение: "Это стонут души погибших лётчиков", - и, перекрестившись с молитвой на устах, ускорял шаг. Школьники после второй смены, поравнявшись с этим местом, в ужасе гуртом мчались по домам, крича во всё горло: "Чур меня! Чур меня!" Родители договорились по очереди встречать ребят у этого заколдованного места. Пацаны рассудили так, что души погибших лётчиков просят вернуть остатки самолёта. Сообща приняли решение - по очереди приносить жертвы - кидать в сторону раздающихся стонов детали от самолёта. Но души не успокаивались. Стонали и мучились. Иногда, молодёжь, возвращающаяся из клуба домой, видела в тёмном ночном небе что-то белое, развевающееся, как будто нечистая сила носилась в небесах. Поползли слухи и домыслы. Рождались всякие предположения и небылицы. Стали поступать жалобы в милицию. Председателю колхоза поручили разобраться с происходящим на селе явлением.

Председатель и милиционер в большой тайне от жителей проводили расследование. Сидели в засаде на кладбище среди крестов тёмными ночами. Или прятались в зарослях глубокого оврага недалеко от злополучного места и пришли к однозначному выводу, что странные явления происходят в тот момент, когда по дороге проходит много народу: либо шумные школьники, возвращающиеся поздно с занятий, либо после окончания мероприятий в клубе. Когда проходил одинокий путник никаких жутких звуков не доносилось.

Односельчане обсуждали происходившее. Многие из них спорили, уверенные в своей правоте: "Что ты брешешь, как шелудивый пёс! Никаких стонов там нет и не бывало вовсе!" У деда Янушки в очереди в магазине спрашивали: "Дед, как ты там сторожишь овец? Слышишь чё, али нет?" Он отвечал, что страшновато, и хочет бросить эту работу. Рассказывал, что, однажды во время сильной грозы слышал, совсем рядом, как кто-то чавкал словно свинья и скреб в высокое окно мохнатой лапой.

Посовещавшись с милиционером, председатель предположил, что работает шайка хулиганов, нарушая спокойствие села. Как-то тёмной ночью председатель, вооруженный положенным ему по занимаемой должности ружьём, и милиционер, державший руку на расстегнутой кобуре, осторожно прочёсывали злополучное место на взгорье от кладбища до овчарни. Изучили яму. Подбираясь к овчарне услышали весьма знакомый уху звук равномерного лязганья металла о металл. Когда они резко ногой распахнули дверь овчарни, при этом держа ружьё и пистолет на изготовке, тоувидели в освещении керосинового фонаря следующую картину. Дед Янушко сидел на низком табурете с ножницами для стрижки овец. Рядом на полу валялся гребень для вычёсывания шерсти. Дед стриг безмолвную овечку, хотя в его обязанности, как сторожа, это не входило. Стриг для себя, легко, не снимая много шерсти, чтобы не было заметно, что овца острижена. А стриженная шерсть падала на подстеленную под овцу мешковину. Злоумышленник был пойман с поличным.

Дальнейшие подробные признания деда Янушки состояли в том, что он пугал ребятишек и резвую молодёжь, чтобы они не смели подниматься вверх от дороги к овчарне и не застали деда врасплох за стрижкой колхозных овец. Вот он и придумал выть и стонать, скрежетать тем, что попадётся под руку. Похихикивал в свою седую бороду, когда девчата с визгом убегали по пыльной дороге. Бывая в магазине, в разговорах подливал страстей и предположений о странных явлениях на горе. Также придумал: на длинный шест нацеплял белую лёгкую тряпицу и с крыши овчарни медленно размахивал влево и вправо, издавая ужасающие звуки, и снова хихикал про себя от наводимого им ужаса внизу, на дороге.

Досталось овечьему сторожу по заслугам. А в селе долго, из поколения в поколение, передавали легендарную историю о старом хитреце деде Янушке. Она обрастала страстями и мистикой, потому что каждый из рассказчиков считал должным добавить что-то своё к этой истории.

Октябрь 2021г.

 

Людмила Соколова. Старый новый год (рассказ)

Людмила Соколова. Я к вам явилась, люди, не просить... (очерк о поэте-фронтовике Н.И. Саницкой (1925-2022))

 

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "Литературного Кисловодска"

 

Последнее изменение страницы 4 Nov 2023 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: