Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "ЛК"

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Рассказы из "ЛК"

Геральд Никулин. Кисловодск, картинки памяти
Сергей Шиповской. Айдате
Лидия Анурова. Памяти детства
Лидия Анурова. Я и Гагарин. Вечер на рейде. Сеанс Кашпировского
Лидия Анурова. Мои старики
Наталья Филатова. В Серебряниках
Наталья Филатова. Цветные стеклышки
Наталья Филатова. Крымские яблоки
Валентина Кравченко. Первые шаги
Валентина Кравченко. Осень
Митрофан Курочкин. Послевоенное детство
Тамара Курочкина. Горьковатый привкус детства
Тамара Курочкина. Грустная дорога в юность
Тамара Курочкина. На теплоходе музыка играет
Тамара Курочкина. Дворняжка по кличке Дружок
Антонина Рыжова. Горький сахар
Антонина Рыжова. Сороковые роковые...
Капиталина Тюменцева. Спрятала... русская печь
Анатолий Крищенко. Подорваное детство
Феофан Панько. За ушко да в лесочек! Крепкий сон
Любовь Петрова. Детские проказы
Иван Наумов. Перышко
Георгий Бухаров. Дурнее тетерева
Владислав Сятко. Вкус хлеба
Андрей Канев. Трое в лодке
Андрей Канев. Кина не будет, пацаны!
Галина Сивкова. Жизнь - в пути
Галина Сивкова. Фотография
Олег Куликов. Шаг к прозрению
Нина Селиванова. Маршал Жуков на Кавказских минеральных водах
Михаил Байрак. Славно поохотились
Ирина Иоффе. Как я побывала в ГУЛаге
Ирина Масляева. Светлая душа
Инна Мещерская. Дороги судьбы
Анатолий Плякин. Фото на память
Анатолий Плякин. И так бывает
Анатолий Плякин. В пути - с "живанши"
Софья Барер. Вспоминаю
Пётр Цыбулькин. Они как мы!
Надежда Яньшина. Я не Трильби!
Ирина Бжиская. Первый снег
Елена Довжикова. Рассказы
Лариса Корсуненко. Мы дети тех, кто победил...
Лариса Корсуненко. Ненужные вещи
Сергей Долгушев. Билет на Колыму
"Литературный Кисловодск", N60 (2016г.)

Надежда Яньшина

Новокуйбышевск

Я НЕ ТРИЛЬБИ!

Вот уже 3 года, как я не имею возможности читать - совсем плохо со зрением. Для человека, всю жизнь читавшего "запоем" - мука невыносимая. И уже нельзя ничем помочь.

Остается одно - писать. Но поскольку своего написанного тоже не могу прочесть, приходится писать только стихи: их хотя бы можно в памяти долго держать.

МОИМ ГЛАЗАМ

Мне дороги Крым, и Кавказ,
И воды Байкала -
Их в сладостных радужных снах
Не раз посещала.

Камчатка - мой сказочный край,
Сибирь, Забайкалье.
Весенний базар птичьих стай,
Манчжурские дали.

Почти неземная краса -
Восторги шальные!
Все мне подарили глаза.
Спасибо, родные!

А я, просвещенья дитя,
Границы не знала
И, словно на крыльях летя,
Читала, читала...

Брала нашумевший роман -
Известное дело,
С условием, то не обман! -
Чтоб в ночь одолела.

Так много ночей, много лет,
Счастливейших, точно,
Как будто бесплатный билет
Мне выдан бессрочно.

Я вами глядела, глаза,
На мир необъятный,
Где гибко стелилась лоза,
Где было приятно.

Но видела только лишь то,
Что видеть хотела,
А что было рядом, до этого
Не было дела.

Боялась провидеть секрет
Чужой ненароком -
Не позволял этикет,
Считала пороком.

Быть может, была не права,
робела напрасно?
Перемудрила, сова.
Согласна, согласна...

Так сейчас и живу. Дорогих сердцу книг было несколько. Были и такие, что читала по два и три раза. Но одна книга стоит особняком, хотя для многих она проходная. О ней хочу рассказать. Году, по-моему, в 1974-м дали мне на один денек книгу Джорджа Дюморье "Трильби".

Главный её персонаж - натурщица по имени Трильби.

Однажды в мастерские, где проходило основное действо, занесло важного заказчика. Это был итальянец, некий Свенгали. Как оказалось, гипнотизер. Он обратил внимание на девушку, которая в этот момент старалась перебороть приступ сильной головной боли, что случались у неё временами.

Он решил ей помочь и, усадив на табурет, прикосновениями своих рук снял приступ боли. А услышав её голос, когда она поблагодарила его за избавление, он восхитился и решил, что она должна стать певицей, звездой. И что ее место на сцене, а не на случайных грошовых заработках.

Так переменилась судьба девушки. Очень скоро Трильби стала самой известной и важной персоной.

И всё бы это не имело для меня особой ценности, но всё дело в том, что её ангельское пение кончалось, если где-то рядом, в пределах видимости, не было того ее благодетеля. Она не сразу поняла эту взаимосвязь.

Случилось так, что Трильби устала от своего опекуна, захотела стать свободной" И что? На первом же выступлении не смогла спеть ничего, и публика ее освистала. Как просто из обожаемой примадонны оказаться низвергнутой.

А через некоторое время ей доставили огромную посылку, в которой был портрет Свенгали во весь рост, т.е. он как бы собственной персоной явился перед ней. И она - о, чудо! - запела.

Всё очень слабенько, немного приторно. Но почему эта банальная история оказалась для меня интересной?

Может, потому что по знаку Зодиака я отношусь к Рыбам, а это - интуиция пополам с мистикой? Пожалуй.

Да я и забыла об этой книге надолго. И никогда бы не вспомнила, если бы не... Если бы мне в тот раз не дали прочитать книгу екатеринбургского писателя Бориса Вайсберга "Щит Давида на запасном пиджаке". Читала её как свою, в смысле - мной написанную. Хотя ничего того, что в ней было не знала и знать не могла.

Кто же этот человек, говорящий моими словами и оборотами? Почему я его не знаю? И, нисколько не сомневаясь, послала по этому адресу свою книжку стихов "Зимний вальс" с надписью "...а "зимний вальс" под Новый год за шелохмонес не сойдет?" Но чтобы человек не сомневался, что это точно мои стихи, в письме написала ему именное стихотворение - уж тут-то без подделки! И вскоре получила ответ с приглашением писать для газеты "Штерн" и вообще всё, что захочу и смогу, и что это будет издано.

Было это в 1994-м. Оказалось, что новый мой знакомец не только писатель, но и редактор-издатель, потому так ответственно мог обещать сотрудничество. Он заинтересованно расспрашивал о разных, вроде бы и незначительных вещах и довольно скоро узнал, что кроме стихов я иногда пишу и кое-что прозаическое.

А я не собиралась вступать на этот путь, рассказывала некоторые случаи из своих наблюдений, предлагала ему взять эти первичные штрихи для своих будущих книг. К моему удивлению, даже разочарованию, он не взял ни единого эпизода, а настоятельно порекомендовал сделать из этого нечто своё. Так постепенно у нас родилась книжка.

У Бориса Вайсберга талант на людей, он умеет уговорить, направить, заставить, наконец, сделать нечто. Иногда из ничего. Но при чем здесь Трильби?

Я не сразу сопоставила зависимость своей работы от его писем, звонков. Стоит получить хороший отзыв, похвалу, и я "соловьем разливаюсь", откуда что берется!

Наверное это нормальная реакция, но мне вдруг вспомнилось гипнотическое влияние на Трильби. Мне захотелось снова прочесть эту книгу. На этот раз я читала, пропуская многослойные рассуждения ни о чем, искала либо доказательства, что я - Трильби, либо опровержения. К этому времени у нас было уже издано несколько книжек стихов и прозы. И я ушла от своего редактора... Было трудно работать по почте: я отсылала написанное, потом получала набор, делала правку и посылала снова... Иногда не по одному разу.

Нашелся выход: выпустила несколько книг более близким и удобным способом. Оказалось, что и пишется, и издаётся безо всякого магнетизма.

Успокоилась: я не Трильби.

 

Надежда Яньшина. Души Преображенье (венок сонетов)

Надежда Яньшина. Новеллы любви (по книге Елены Благининой "Борят мя страсти мнози")

 

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "Литературного Кисловодска"

 

Последнее изменение страницы 27 Nov 2021 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: