Страницы авторов "Тёмного леса"
Страница "Литературного Кисловодска"
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Вот уже 3 года, как я не имею возможности читать - совсем плохо со зрением. Для человека, всю жизнь читавшего "запоем" - мука невыносимая. И уже нельзя ничем помочь.
Остается одно - писать. Но поскольку своего написанного тоже не могу прочесть, приходится писать только стихи: их хотя бы можно в памяти долго держать.
Так сейчас и живу. Дорогих сердцу книг было несколько. Были и такие, что читала по два и три раза. Но одна книга стоит особняком, хотя для многих она проходная. О ней хочу рассказать. Году, по-моему, в 1974-м дали мне на один денек книгу Джорджа Дюморье "Трильби".
Главный её персонаж - натурщица по имени Трильби.
Однажды в мастерские, где проходило основное действо, занесло важного заказчика. Это был итальянец, некий Свенгали. Как оказалось, гипнотизер. Он обратил внимание на девушку, которая в этот момент старалась перебороть приступ сильной головной боли, что случались у неё временами.
Он решил ей помочь и, усадив на табурет, прикосновениями своих рук снял приступ боли. А услышав её голос, когда она поблагодарила его за избавление, он восхитился и решил, что она должна стать певицей, звездой. И что ее место на сцене, а не на случайных грошовых заработках.
Так переменилась судьба девушки. Очень скоро Трильби стала самой известной и важной персоной.
И всё бы это не имело для меня особой ценности, но всё дело в том, что её ангельское пение кончалось, если где-то рядом, в пределах видимости, не было того ее благодетеля. Она не сразу поняла эту взаимосвязь.
Случилось так, что Трильби устала от своего опекуна, захотела стать свободной" И что? На первом же выступлении не смогла спеть ничего, и публика ее освистала. Как просто из обожаемой примадонны оказаться низвергнутой.
А через некоторое время ей доставили огромную посылку, в которой был портрет Свенгали во весь рост, т.е. он как бы собственной персоной явился перед ней. И она - о, чудо! - запела.
Всё очень слабенько, немного приторно. Но почему эта банальная история оказалась для меня интересной?
Может, потому что по знаку Зодиака я отношусь к Рыбам, а это - интуиция пополам с мистикой? Пожалуй.
Да я и забыла об этой книге надолго. И никогда бы не вспомнила, если бы не... Если бы мне в тот раз не дали прочитать книгу екатеринбургского писателя Бориса Вайсберга "Щит Давида на запасном пиджаке". Читала её как свою, в смысле - мной написанную. Хотя ничего того, что в ней было не знала и знать не могла.
Кто же этот человек, говорящий моими словами и оборотами? Почему я его не знаю? И, нисколько не сомневаясь, послала по этому адресу свою книжку стихов "Зимний вальс" с надписью "...а "зимний вальс" под Новый год за шелохмонес не сойдет?" Но чтобы человек не сомневался, что это точно мои стихи, в письме написала ему именное стихотворение - уж тут-то без подделки! И вскоре получила ответ с приглашением писать для газеты "Штерн" и вообще всё, что захочу и смогу, и что это будет издано.
Было это в 1994-м. Оказалось, что новый мой знакомец не только писатель, но и редактор-издатель, потому так ответственно мог обещать сотрудничество. Он заинтересованно расспрашивал о разных, вроде бы и незначительных вещах и довольно скоро узнал, что кроме стихов я иногда пишу и кое-что прозаическое.
А я не собиралась вступать на этот путь, рассказывала некоторые случаи из своих наблюдений, предлагала ему взять эти первичные штрихи для своих будущих книг. К моему удивлению, даже разочарованию, он не взял ни единого эпизода, а настоятельно порекомендовал сделать из этого нечто своё. Так постепенно у нас родилась книжка.
У Бориса Вайсберга талант на людей, он умеет уговорить, направить, заставить, наконец, сделать нечто. Иногда из ничего. Но при чем здесь Трильби?
Я не сразу сопоставила зависимость своей работы от его писем, звонков. Стоит получить хороший отзыв, похвалу, и я "соловьем разливаюсь", откуда что берется!
Наверное это нормальная реакция, но мне вдруг вспомнилось гипнотическое влияние на Трильби. Мне захотелось снова прочесть эту книгу. На этот раз я читала, пропуская многослойные рассуждения ни о чем, искала либо доказательства, что я - Трильби, либо опровержения. К этому времени у нас было уже издано несколько книжек стихов и прозы. И я ушла от своего редактора... Было трудно работать по почте: я отсылала написанное, потом получала набор, делала правку и посылала снова... Иногда не по одному разу.
Нашелся выход: выпустила несколько книг более близким и удобным способом. Оказалось, что и пишется, и издаётся безо всякого магнетизма.
Успокоилась: я не Трильби.
Надежда Яньшина. Души Преображенье (венок сонетов)
Надежда Яньшина. Филологические новеллы (3 автобиографических рассказа)
Надежда Яньшина. Стихи к юбилею (рассказ)
Надежда Яньшина. Новеллы любви (по книге Елены Благининой "Борят мя страсти мнози")
Надежда Яньшина. Виктор Сербский (очерк о поэте и библиофиле В.С.Сербском, и его стихи)
Василий Помещиков. О стихах Надежды Яньшиной
Страница "Литературного Кисловодска"
Страницы авторов "Литературного Кисловодска"
Последнее изменение страницы 5 Feb 2024