Страницы авторов "Тёмного леса"
Страница "Литературного Кисловодска"
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Вот уже 3 года, как я не имею возможности читать - совсем плохо со зрением. Для человека, всю жизнь читавшего "запоем" - мука невыносимая. И уже нельзя ничем помочь.
Остается одно - писать. Но поскольку своего написанного тоже не могу прочесть, приходится писать только стихи: их хотя бы можно в памяти долго держать.
Так сейчас и живу. Дорогих сердцу книг было несколько. Были и такие, что читала по два и три раза. Но одна книга стоит особняком, хотя для многих она проходная. О ней хочу рассказать. Году, по-моему, в 1974-м дали мне на один денек книгу Джорджа Дюморье "Трильби".
Главный её персонаж - натурщица по имени Трильби.
Однажды в мастерские, где проходило основное действо, занесло важного заказчика. Это был итальянец, некий Свенгали. Как оказалось, гипнотизер. Он обратил внимание на девушку, которая в этот момент старалась перебороть приступ сильной головной боли, что случались у неё временами.
Он решил ей помочь и, усадив на табурет, прикосновениями своих рук снял приступ боли. А услышав её голос, когда она поблагодарила его за избавление, он восхитился и решил, что она должна стать певицей, звездой. И что ее место на сцене, а не на случайных грошовых заработках.
Так переменилась судьба девушки. Очень скоро Трильби стала самой известной и важной персоной.
И всё бы это не имело для меня особой ценности, но всё дело в том, что её ангельское пение кончалось, если где-то рядом, в пределах видимости, не было того ее благодетеля. Она не сразу поняла эту взаимосвязь.
Случилось так, что Трильби устала от своего опекуна, захотела стать свободной" И что? На первом же выступлении не смогла спеть ничего, и публика ее освистала. Как просто из обожаемой примадонны оказаться низвергнутой.
А через некоторое время ей доставили огромную посылку, в которой был портрет Свенгали во весь рост, т.е. он как бы собственной персоной явился перед ней. И она - о, чудо! - запела.
Всё очень слабенько, немного приторно. Но почему эта банальная история оказалась для меня интересной?
Может, потому что по знаку Зодиака я отношусь к Рыбам, а это - интуиция пополам с мистикой? Пожалуй.
Да я и забыла об этой книге надолго. И никогда бы не вспомнила, если бы не... Если бы мне в тот раз не дали прочитать книгу екатеринбургского писателя Бориса Вайсберга "Щит Давида на запасном пиджаке". Читала её как свою, в смысле - мной написанную. Хотя ничего того, что в ней было не знала и знать не могла.
Кто же этот человек, говорящий моими словами и оборотами? Почему я его не знаю? И, нисколько не сомневаясь, послала по этому адресу свою книжку стихов "Зимний вальс" с надписью "...а "зимний вальс" под Новый год за шелохмонес не сойдет?" Но чтобы человек не сомневался, что это точно мои стихи, в письме написала ему именное стихотворение - уж тут-то без подделки! И вскоре получила ответ с приглашением писать для газеты "Штерн" и вообще всё, что захочу и смогу, и что это будет издано.
Было это в 1994-м. Оказалось, что новый мой знакомец не только писатель, но и редактор-издатель, потому так ответственно мог обещать сотрудничество. Он заинтересованно расспрашивал о разных, вроде бы и незначительных вещах и довольно скоро узнал, что кроме стихов я иногда пишу и кое-что прозаическое.
А я не собиралась вступать на этот путь, рассказывала некоторые случаи из своих наблюдений, предлагала ему взять эти первичные штрихи для своих будущих книг. К моему удивлению, даже разочарованию, он не взял ни единого эпизода, а настоятельно порекомендовал сделать из этого нечто своё. Так постепенно у нас родилась книжка.
У Бориса Вайсберга талант на людей, он умеет уговорить, направить, заставить, наконец, сделать нечто. Иногда из ничего. Но при чем здесь Трильби?
Я не сразу сопоставила зависимость своей работы от его писем, звонков. Стоит получить хороший отзыв, похвалу, и я "соловьем разливаюсь", откуда что берется!
Наверное это нормальная реакция, но мне вдруг вспомнилось гипнотическое влияние на Трильби. Мне захотелось снова прочесть эту книгу. На этот раз я читала, пропуская многослойные рассуждения ни о чем, искала либо доказательства, что я - Трильби, либо опровержения. К этому времени у нас было уже издано несколько книжек стихов и прозы. И я ушла от своего редактора... Было трудно работать по почте: я отсылала написанное, потом получала набор, делала правку и посылала снова... Иногда не по одному разу.
Нашелся выход: выпустила несколько книг более близким и удобным способом. Оказалось, что и пишется, и издаётся безо всякого магнетизма.
Успокоилась: я не Трильби.
Надежда Яньшина. Души Преображенье (венок сонетов)
Надежда Яньшина. Новеллы любви (по книге Елены Благининой "Борят мя страсти мнози")
Страница "Литературного Кисловодска"
Страницы авторов "Литературного Кисловодска"
Последнее изменение страницы 27 Nov 2021