Страницы авторов "Тёмного леса"
Страница "Литературного Кисловодска"
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Один из поэтов, так называемых "шестидесятников", Андрей Вознесенский писал: "Одно слово его вернее, чем вереница слов о нём. Хотите знать о Пастернаке - читайте Пастернака".
Этот тезис верен только для тех, которым, знакомясь с творчеством поэта, достаточно осознания, что написаны стихи гениальным автором и, читая их, они получают истинное удовольствие, удовлетворение. Но ведь - даже и среди этих почитателей - есть такие, которым захочется наложить понравившиеся стихи на исторический фон того времени, в котором их автор жил и творил. И это справедливо. Поэт - прежде всего незаурядная личность, а деяния личности всегда рассматриваются в контексте исторических событий.
Ведь и сам Андрей Андреевич в своём очерке "Мне 14 лет" очень (я бы сказал) взволнованно рассказывает о том, как он, шестиклассник, решился послать свою тетрадочку с первыми поэтическими пробами живому классику. Нетерпеливое ожидание и вдруг слышит: "Тебя Пастернак к телефону!" "Оцепеневшие родители, - пишет он, - уставились на меня. Пастернак отозвался! И вот приглашает к себе на два часа воскресенья... Дверь открылась. Он стоял в дверях. Всё поплыло передо мной. На меня глядело удивлённое, удлиненно-смуглое пламя лица... Поразил нищий простор нетопленного кабинета... С этого дня жизнь моя решилась, обрела волшебный смысл..."
Эти воспоминания довольно яркий штрих к портрету Бориса Леонидовича. О его творчестве, о его трагической судьбе нынче написано и опубликовано достаточно много. И вот в этом ряду достойное место заняла книжечка С.Подольского "Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творения". "Моё поколение, - пишет в предисловии автор, - было отрезано от достижений поэзии "серебряного века": Гумилёвых, Цветаевых, Мандельштамов. Как бы их и не существовало в природе русской, тем более советской литературы..."
Да, действительно. Я, родившийся в глубинной деревне, ничего не знал ни о них, ни о Пастернаке. И даже учась уже на редакторском факультете Московского полиграфического института в лекциях по курсу истории советской литературы этих имён ни разу не слышал. И вот, прочитав книжечку Станислава Яковлевича, я подумал: "Да это ведь та самая лекция, которой так не хватало в тогдашней программе института". В ней даётся глубоко профессиональный, достаточно аргументированный обзор творчества авторов плеяды "серебряного века" и конкретно Б.Пастернака в контексте событий того очень сложного и трагичного временного отрезка.
Читаешь эту книжечку и ощущаешь с какой любовью, с каким искренним уважением автор относится к своему герою, к его творчеству, к людям, которые сопутствовали ему с самого детства. Его слова пронизаны огромной благодарностью родителям, создавшим в доме атмосферу "высшейрусской интеллигентности", пропитанной духом высокого искусства, иначе и быть не могло если отец - крупнейший мастер живописи европейского класса, мать - одарённая пианистка. "Увлечение живописью и музыкой, - пишет автор, - не пропали даром, они присутствуют повсюду в стихах, в прозе - зримостью образов, изысканной фонетикой речи, гармонией композиции".
С.Подольский пристально прослеживает путь становления Б.Пастернака как поэта, трогательно сочувствуя рассказывает о его жизненном пути, насыщенном множеством труднейших ситуаций, порой даже - трагических. И что очень важно, всё это преподносится в контексте событий того времени, в переплетении с судьбами поэтов, имена которых громко звучали в тогдашних литературных кругах. Гглавенствовали ещё символисты А.Блок, В.Брюсов, но уже заявили о себе и их наследники-противники - акмеисты Н.Гумилёв, О.Мандельштам, затем футуристы В.Маяковский, В.Хлебников и т.д. Литературная жизнь бурлила. Поэты группировались в разные течения, и каждое призывало к новизне, отрицая классику. Б. Пастернак поначалу примкнул к футуристам, но, глубоко образованный, укоренённый в русской и мировой культуре, он высоко ценил достижения классиков и подчинил своё творчество развитию их достижений.
Мастер высокой поэзии, он даже в условиях тяжёлых репрессий, клеветы, непонимания, зависти, доносов создавал образы высокой духовной ценности. Последнее своё детище - роман "Доктор Живаго" он считает главным делом своей жизни. С.Подольский подробно рассказывает о всех перипетиях, связанных с этим романом.
Ещё хочется отметить: С.Подольский так глубоко проник в творческий процесс поэта, что берёт на себя смелость предположить, что на месте "важнейшего слова в тексте стоит другое, неточное, а возможно, намеренно маскирующее истину".
"Вспомним, - пишет автор, - трагическое стихотворение "Нобелевская премия":
Да, плач над красой земли понятен. Но последняя параллельная строка подсказывает другое слово, всплывающее из-за слова "красой": ведь в параллельной строке настойчиво звучат согласные "б" и "д", намекающие на слово "беда".
В условиях оголтелых гонений это слово вызвало бы очередную истерику злобы и гонений..."
Станислав Яковлевич, спасибо Вам (пускай за позднюю) но очень полезную "лекцию". Учиться никогда не поздно.
Станислав Подольский. Борис Леонидович Пастернак (очерк жизни и творчества в контексте времени)
Страница "Литературного Кисловодска"
Страницы авторов "Литературного Кисловодска"
Последнее изменение страницы 15 May 2023