Страницы авторов "Тёмного леса"
Страница "Литературного Кисловодска"
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Помню, как я непременно хотел дожить до финиша XX столетия и стать свидетелем смены и двух веков, и (что в в хронологии летоисчисления более значительно) смены двух тысячелетий. И дожил! И горжусь тем, что я живой свидетель событий второй половины XX века и начала XXI-го.
Как быстро бежит время! Вот уже отсчитана пятая часть нового столетия. Если б меня спросили: какое событие на стыке двух веков вас потрясло более всего? Я бы ответил: развал СССР Это событие даёт нам сейчас право сопоставлять: "так было" и "так стало".
Я не хочу разбираться в этом досконально, и только отмечу, что творческие люди (литераторы, эстрадные артисты, киношники, художники и т.д.) получили много "плюсов" и главный из них - свобода творчества. Среди них нет такого, который бы, вспоминая прошлое, не рассказал бы как из его песни, стихотворения, рассказа, повести требовали убрать неугодное слово, строку, а то и целый абзац, страницу, как его новый кинофильм десятилетия пролежал на полках и т.д. Да, была строгая цензура, но выходили талантливые произведения, шедевры мирового значения.
Сейчас пиши чего хочешь, пой чего хочешь, экспериментируй как хочешь. Появилось много "звёзд", "гениев", в том числе среди биографов, литературоведов, которые пытаются плеснуть ложку дёгтя и запачкать такие имена, как Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Горький, Маяковский, Чайковский. Находят в их биографиях, в их характерах такие чёрточки, что, мол, они не совместимы с тем, чтобы называть их гениями, классиками (пьяницы, картёжники, дуэлянты, не той сексуальной ориентации и тому подобное). Но "грязь" к гениям не пристаёт.
Меня на такие размышления подтолкнула публикация Александра Квитка "Обожать гениев вредно для здоровья", напечатанная в 76-ом номере альманаха "Литературный Кисловодск". Само начало статьи вызывает протест. Использовать слова "бабьё", "бабёнки" в отношении таких известных и уважаемых в стране женщин, как Анна Ахматова и Фаина Раневская - непозволительно. Даже если автор статьи хотел их "произнести" с иронией, мол, женщины такого полёта, а ведут себя как "бабёнки".
Дело в том, что в годы войны А.Ахматова, Ф.Раневская и Л.Чуковская были эвакуированы из Москвы в Ташкент. И вот, якобы, эвакуированные вели себя недостойно, как "бабёнки". О фактах их "возмутительного" поведения потом и рассказала Л.Чуковская в своей книге "Записки об Анне Ахматовой". Эта-то книга и послужила источником для А.Квитка, из которого он начерпал достаточно фактов, порочащих имена известных на весь мир женщин. Их судьбы, если в творческом плане сложились успешно, то в личном плане они обе были обречены на одиночество. А тут - война! Эвакуация! Почеловечески, по-женски им посочувствовать можно, а вот третья их подруга - Л. Чуковская, поступила действительно по-бабьи: об их житье в эвакуации поведала всему миру. Но ведь из материала Александра непонятно из какого контекста извлёк он эти факты. Я очень уважаю его творчество. Получив свежий номер "ЛК", я в первую очередь смотрю, а есть ли в нём что-то моего любимого автора. Если есть, то сразу же прочитываю. Всё точно так же произошло и на этот раз. Нашёл, прочитал и. почувствовал какой-то протест. Опять же - может, это и хорошо, что материал заставил задуматься, поспорить. Наверное, в этот раз я соглашусь с репликой студента Ли по поводу публикации А.Квитка. Он пишет: ".бабы эти гениальные, щедро получили от благодарных соотечественников, да и круто "отработали" за свои мелкие чудачества".
И ещё: Александр Квиток, как бы ощущая, что он перегнул, делает сноску: "В своих комментариях никого не осуждаю, а просто рассуждаю". Я его прошу тоже не обижаться. На его рассуждения я отвечаю своими рассуждениями.
P.S. Вчера (31.05) Андрей Малахов показывал свою программу-шоу "Прямой эфир". Он собрал бывших любовниц кинорежиссёров, которые стали актрисами только благодаря тому, что "переспали" со своими кумирами, а сейчас решили вывести их "на чистую воду". Вот это действительно "бабёнки" и по поведению, и по интеллекту, и по своей сути.
Страница "Литературного Кисловодска"
Страницы авторов "Литературного Кисловодска"
Последнее изменение страницы 12 May 2024