Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Лужок
Дядя Ваня
Наша природа
У леса тоже есть характер
Встречи у реки
О Льве Толстом
Твардовский в моей жизни
Штрихи к портрету Алдан-Семенова
Произведения С. Подольского подталкивают к раздумью О книге С. Подольского "Житие незнаменитого человека"
О романе С.Подольского "Облачный стрелок"
О книге С.Подольского "Борис Леонидович Пастернак"
О стихах Надежды Яньшиной
О стихах Геннадия Трофимова
О стихах Светланы Колбасиной
Обзор журнала "Литературный Кисловодск"
О "ЛК"-52, "ЛК"-53, "ЛК"-57, "ЛК"-58, ""ЛК"-60, "ЛК"-68, "ЛК"-71, "ЛК"-73, "ЛК"-75, ЛК"-80
Еще раз о культуре
О публикациях Аксеновых
Ответ А.Квитку
Поздравление с 88-летием
"Литературный Кисловодск", N82 (2023г.)

Василий Помещиков

ДО ТРЁХ РАЗ

Народная мудрость гласит: "Бог любит троицу", "Без троицы дом не строится". А ещё существует в народе поверье: судьба словно по лимиту насылает на тебя везения или невезения до трёх раз: раз не повезло, второй - не повезло... Жди третьего невезения. В третий раз не повезло - всё, лимит исчерпан. Дальше живи спокойно.

Что именно так всё и происходит, подтверждают факты из моей собственной жизни.

КРЕЩЕНИЯ В ЛЕДЯНОЙ КУПЕЛИ

Кто увлекается зимней рыбалкой, тот знает, как рискованно выходить на водоём по перволёдку или весной, когда талые воды готовы взломать лёд. Но очень трудно побороть в себе извечную тягу, которая неудержимо влечёт тебя на реку, как только её водная гладь покроется, словно стеклом, прозрачным тонким ледком. Не помогают ни предупреждения в газетах, по радио о его коварстве, ни мольба жён, матерей, мол, рано ещё, не ходите, утонете... Тебя словно какая-то неведомая сила хватает за воротник и выбрасывает в необузданную стихию. И нередко риск оказывается действительно очень опасным.

Работал я тогда в Уржумской районной газете. Март, словно соблюдая какую-то повинность, отсчитывал хмурые дни, несовместимые с календарно наступившей весной. И вдруг утро озарилось солнцем, к полудню зазвенела капель, снег потемнел и стал рыхлым. Душа отозвалась на такую перемену какой-то подспудной тоской, которая с каждой минутой нарастала. Внутренний голос сначала нашёптывал, а потом уже кричал: "Бери удочки и беги на реку, пока лёд ещё держит".

Позвонил другу и поведал ему о своём душевном состоянии. Отвечает, что нечто подобное испытывает и он.

- Завтра выходной, - говорю, - так давайте сходим...

Не дав договорить, друг прямо заорал в трубку:

- Со-гла-сен!

- Позвони Саше, Володе. Может, и они пойдут...

И вот, широко распахнув курточки, весело переговариваясь, уверенно шагаем по тропинке, протоптанной поверх ледяного покрова реки Буй. Лучи весеннего солнца ласково касаются наших щёк, рук. Восемь мужиков цепочкой в затылок друг другу спешим в сторону устья. Мы с Сашей замыкаем цепь. Предвкушая активный клёв, впереди идущие молодцы задали такой темп хода, что мы с Сашей, чтобы не отстать, бежим рысцой и вдруг...

Всё произошло настолько неожиданно и быстро, что мы, замыкающие колонну, даже не успели испугаться, как оказались на плаву в полынье. Я в первую очередь выбросил свой металлический рыбацкий ящик подальше от воды, а потом и сам, оттолкнувшись ногами о дно, выскочил на твёрдый лёд. Поднялся, гляжу, а в полынье барахтается Саша. Он ростом значительно меньше меня, видимо, ногами до дна не достаёт, и огромный рюкзак за плечами, как поплавок, держит его на плаву, не давая течению затянуть под лёд.

Я схватил бур и одним его концом пытаюсь дотянуться до Саши. Наконец он вцепился в него, и я с большим усилием вытащил друга. Никто из удаляющейся цепочки даже не оглянулся.

- Спа-си-те! - кричу.

Разом все оглянулись. Увидев в каком мы состоянии, подбежали, наперебой расспрашивают:

- Да как же вас это угораздило? Мы ведь прошли...

- Вот вы все такие богатыри, - отвечаю, - прошли, а нам сделали ловушку.

- Как это?

- А вот так. Под вами лёд проседал, проседал, а под нами провалился...

- Наверное, лёд от горячих лучей стал рыхлым, а быстрое течение подмыло его, вот он и не выдержал. Что делать-то будем? - высказался один.

- Что, что? - отозвался Ефимыч, старший в нашей "банде". - Не домой же возвращаться. Давайте раздевайтесь до нижнего белья.

- А нам-то зачем? Мы же сухие.

- Раздевайтесь, я сказал! - грозно повторил Ефимыч. Разделись.

- Вы снимайте сырое, - обратился он к нам с Сашей, а от других потребовал: - А вы смотрите какими сухими вещами можете поделиться.

Через несколько минут мы были уже во всём сухом, а свою сырую одежду, добравшись до намеченного места, развесили по кустам: пусть, мол, сохнет под горячими лучами солнца.

Ефимыч, прежде чем размотать удочки, распорядился достать бутылочку сорокоградусной. Разлили.

- Это как профилактика, чтобы нашим ныряльщикам не заболеть. Ну, а мы поддержим их, - сказал он.

Клёв действительно был активным.

Когда я вернулся после рыбалки домой и стал снимать обувь, жена как-то подозрительно посмотрела на мои ноги.

- Ты где был? - спросила.

- Где, где, конечно, на рыбалке.

- А что это? - указала она пальцем на мои ноги.

И тут я обратил внимание, что на мои лапы были натянуты чьи-то рукавички, а на ноги вместо собственных брюк - чужое трико. Я захохотал и рассказал о наших злоключениях. Жена сразу встревоженно засуетилась, заохала, поставила на плиту чайник, достала бутылочку бальзама...

И, представьте себе, никаких простудных явлений не последовало. Это было моё первое "крещение" в подлёдной купели.

* * *

Второе моё "крещение" произошло в один из морозных январских дней уже в Слободском.

Поскольку я был новичок в этом городе, друзья "торжественно" приняли меня в свою команду любителей зимней рыбалки. Накануне выходных договорились - едем на реку Летку.

- Встречаемся на автовокзале, выезжаем первым автобусом, - строго предупредил старший из нас и по возрасту, и по чину.

Но получилось так, что я проспал. Прибежал на автостанцию, когда первый автобус на Летку уже ушел. Мысленно упрекнув себя за свою неорганизованность, решил (не возвращаться же домой) порыбачить у берегов города, возле пивзавода. Я знал, что там есть глубокий омуток и что рыба в нём держится. Знал и то, что добраться до него можно только перейдя по мосту на другой берег, а там по тропке, проложенной по льду поперёк реки, можно выйти прямо к омуту.

И вот я уже бегу по тропинке, подгоняемый и желанием скорее опустить в лунку мормышку, и двадцатиградусным морозцем, и попутным ветерком, подталкивающим в спину. Одет я был предусмотрительно тепло: длинное старое зимнее пальто, шапка-ушанка с опущенным верхом и валенки с калошами.

Уже вышел на середину реки, до омутка рукой подать, и вдруг... Лёд под ногами обрушился, и я оказался в струях холодного быстрого течения. Шоковое состояние прошло мгновенно. Хватаюсь руками за кромку льда, а она предательски обламывается, ноги опоры не ощущают, а сильное течение хищно втягивает мою тяжёлую, беспомощную фигуру прямо под лёд.

Я не могу сказать, испытывал ли я тогда страх. Мысль работала в одном направлении: надо действовать, спасаться - надеяться не на кого. Наконец-то кромка льда оказалась твёрдой, такой, что о неё можно опереться, и я, мобилизовав все свои силы, опершись израненными руками о твердь льда, выбросил своё тело на поверхность.

Вода, стекая с меня, сразу же замерзала, одежда покрылась ледяной коркой. Решил бежать прямо по территории фанерного комбината: там у его проходной автобусная остановка.

На моё счастье, автобус стоял в ожидании пассажиров. Я, еле втиснувшись в проём задней двери, взгромоздился на площадку. Люди смотрели на меня, как на "снежного человека". Приехав домой, долго не мог стащить с себя замёрзшую одежду. Наконец-то это удалось. Достал бутылку водки, налил полстакана и выпил, а потом, согрев чайник, выпил кружку крепкого чая и залез под одеяло.

Лёжа в постели, успокоившись, прокрутил в уме всё, что со мною случилось, и пришёл в ужас. Я мысленно рассуждал: "Меня никто не видел (было рано), когда уходил на рыбалку. Друзья уехали, и я, никому не сказав, пошёл к омуту... А если бы меня затянуло под лёд? Пропал человек... И никто не знал бы, что случилось, где искать. Только весной или летом, может быть, где-то выбросило бы утопленника и кто-то опознал бы в нём меня..."

Мне стало жутко от таких размышлений, и я поклялся себе: "Больше никогда-никогда не пойду один на зимнюю рыбалку".

* * *

И всё-таки нарушил клятву! Видно, судьбы не миновать - должен я был принять холодную ванну в третий раз. Случилось это, когда я жил уже в Кирове.

Стоял хороший весенний денёк! Сияло солнце, звенела капель. Снега в основном уже сошли. Я вышел на улицу. Какая благодать! И мне так захотелось на реку, на пруд, на озеро - всё равно, лишь бы было куда забросить удочку. "Но река сейчас, - подумал, - полна вешними водами, а вот пруды, озёра, наверное, ещё покрыты толстым льдом". И решил: надо ехать на пруд.

Моя "Ока" после зимней стоянки была уже на ходу. И я, быстро собрав всё необходимое, помчался в село Сарда. Там замечательный пруд, и в нём прошлым летом я ловил хороших окуней...

Вот и пруд. Действительно, вся его поверхность была ещё укрыта тёмно-серым тяжёлым пологом. Примерно на середине увидел сгорбленные фигурки рыбаков. Оставив машину возле каких-то сараев, бегу к берегу. По мосточку сошёл на лёд и с нетерпеливым рвением побежал в сторону фигурок рыбаков. Лёд тут и там, словно полотно в горошек, зиял круглыми отверстиями лунок. А вот здесь они набурены так плотно и так много следов натоптано возле них! Наверное, клёв был хороший!

Нетерпеливо разматываю удочку, насаживаю добротного червяка на крючок и опускаю аппетитную приманку на дно. Жду, поминутно встряхивая короткое удилище. Ага! Вот кивок задёргался мелкой дрожью. Подсекаю и быстро выбираю леску из лунки. На крючке маленький-маленький ёршик.

Сменил несколько мест, но кроме ёршиков вроде бы другой рыбы и нет в пруду. Тогда решил пойти в его верховья, туда, где летом ловил окуней. Но в том направлении поверх льда широкой полосой разлилась вода. Решил берегом обойти затопленную преграду, а за ней снова спуститься на лёд. Но оказалось на берег-то выйти не просто: между кромками земли и льда образовалась как бы протока. Иду дальше. Ага, вот кто-то положил две дощечки со льда на берег. Наступил на них - вроде держат. Но когда стал медленно передвигаться вперёд, дощечки всё больше и больше прогибались. Вот уже середина импровизированного мостика, и тут я почувствовал, что если сделаю ещё шаг вперёд, дощечки не выдержат и переломятся. Развернуться, чтобы двигаться назад, я тоже не мог - уж очень узки были дощечки. И тогда я решил быстро рвануть вперёд: мол, за счёт ускорения проскочу. Не удалось...

Дощечки предательски переломились, и я по плечи оказался в воде. Выбраться назад на лёд долго не удавалось: его кромка была настолько рыхлой, что крошилась от малейшего прикосновения. Но с помощью сломанных дощечек мне всё-таки удалось выбраться, и я бегом рванулся к машине. Там, на брёвнышках, лежавших возле сарая, всё с себя стащил, тщательно отжал и снова надел. Завёл мотор и погнал домой...

Вот так я трижды принял крещение в ледяной воде.

С тех пор миновало около десяти лет, но больше холодным купанием судьба меня не испытывала. Значит, лимит свой исчерпал полностью...

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "Литературного Кисловодска"