Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Страница "Литературного Кисловодска

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Станислав Подольский. Проза

Автобиографические заметки и список публикаций
Попытка автобиографии
Интервью
Облачный стрелок
Евангелие от Анны
Побережье
Новочеркасск - 1962
Последняя неделя октября
Черные очки
Борис Леонидович Пастернак
Упражнение на двух расстроенных струнах
Старый Кисловодск
Мама неукротимая
Глеб Сергеевич Семенов
Ирина Анатольевна Снегова
Памяти творянина (о А.Т.Губине)
Тигровые заросли (о А.Т.Губине)
Маэстро Рощин
Микроновеллы
Учитель и другие
Офеня
Заветы вождя
Председатель земшара
Конница - одним, другим - пехота...
"Враг народа" Мойше Рубинштейн
Снежный человек Алазян
Обелиск
Слуга
Ювелир
Мапа
Голос
Букетик
Гуливер
Околоточный Прунов
Технология лжи

Станислав Подольский. Стихи

След тигра
Стороны света
Жгучий транзит
Подземная река
Азъ есмь
Дождь
Старые сосны
Тексты
12 стихотворений
Стихи, опубликованные в "ЛК"
Из стихов 1990 г.
Из стихов 2001-2002 гг.
Свободные стихи
Ледяная весна свободы
Стихи Я.Веткина
"Литературный Кисловодск", N72 (2020г.)
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО

О книге С. Подольского "Седьмое чувство"

(Кисловодск, МИЛ, 2019г.)

 

Галина Маркова, физик

Сыктывкар

О "СЕДЬМОМ ЧУВСТВЕ"

Станислав Яковлевич!

О первом общем впечатлении от Вашей книги "Седьмое чувство" я уже писала, Вы спрашиваете о "втором прочтении". Оно усилило впечатления. А сейчас по отдельности о каждом рассказе. Но не буду же пересказывать их содержание, Вы и так его знаете. Поэтому краткие штрихи.

Как точно Вы описали озверевшую толпу людскую в "В цепях звенят" - прямо "с натуры".

А какая прелесть "Встречная", и сколько чувств родилось у героя (как будто сами исповедуетесь). Какое трепетное ожидание новых встреч с незнакомкой!

"Последняя неделя октября". История неоднозначная, но герой, прежде всего, честен перед самим собой и выбирает справедливое решение - выход-уход из не вполне, по его убеждению, честной ситуации.

Если в конце рассказа "Побег" его герой Захария действительно смог уехать из своей смерти в "Жигулёнке", то он счастливо отделался от похоронивших его соплеменников - "супершефа" и других.

"Снежный человек Алазян" - безмолвный святой, ничего не получивший от людей взамен своего бескорыстного труда.

"Бригада". Какие портреты!

"Как у людей". Вы предвосхитили недавно появившуюся гипотезу, что обезьяны произошли от человека, а вовсе не наоборот. Даже и происходить не нужно - вот они - готовые - ходят по улицам между нами.

"Каменщик". Так и хочется воскликнуть: "Какая красота!" природного камня и человека!

"Разговор" - я просто плакала-ревела, читая его.

Как находчиво, остроумно едет герой новеллы "Вперёд! Вперёд!", но задом-наперёд. Да, умеем мы делать всё не с того конца! Благодаря такому "ходу вспять" водитель вгрызается в прошлое, анатомирует его, открывая все потаённые уголки неприглядности нашего существования. И помогает ему в этом сама зверь-машина. Её ход жёсткий, она сама выбирает свой путь.

"Учитель и другие". Учитель всё равно мудрее своих питомцев хотя бы потому, что прожил долгую жизнь.

"Маэстро Рощин" (уже читала в "ЛК" N66- 67) - грустная история о талантливом человеке, музыканте. Война, сломавшая судьбу, и скрипка из её развалин, возвращающая к музыке. Но внешние обстоятельства оказываются сильнее высоких помыслов человека, и он погибает. Грустно.

"На завалинке". Уединение, гармония с самим собой, пусть даже в невольном соседстве с "автомиром", "автолюдьми". Главное, герой живёт в мире своих представлений, своих жизненных ценностей. И предпочитает стать "одним из камней (своего) забора или сухой и чёрной статуей на завалинке", чем изменить свою сущность.

"Антон и Антонина" - настоящая идилия (в словаре два "л", но я по-своему), так печально закончившаяся. Однако остались две птицы под серебряными облаками.

"Слуга" (Труффальдино). Вот как можно и нужно по-настоящему жить в роли на сцене.

Я не забыла, а специально оставила притчу "Председатель земшара", которой открывается книга, на концовку о первом её разделе "Необъяснимое". Эталон человека, который предпочёл уйти из жизни из сострадания к людям, понимая, что "бессилен вести своих подданных и не в состоянии превзойти последнего из них в бедствиях и страдании". Она задаёт тон всей книге. Но есть ли на самом деле такие придуманные автором люди? Или это только фантазии? Действительно, многое просто трудно объяснить. Да и в целом многие рассказы книги звучат как притчи, призывающие жить по-божески.

Второй раздел книги назван "Вспышки". Даже не знаю, что сказать об этих небольших, порой в несколько строк, сочинениях. Полные трагизма, какой-то внутренней душевной боли. Что ни страница - то шок! Не берусь расшифровывать смысл этих сочинений, он слишком болезненный, как раны на теле, кровоточащие у воробья в "Охоте".

Некоторые из рассказов книги датированы 1971 годом. Возможно, это какая-то жизненная полоса. И ещё пара слов о Вашем умении препарировать слова. "Рок-от" - это же "рок от, от рока" - то есть судьба увела путника от гибели.

Есть над чем задуматься. Да, умеете Вы, Станислав Яковлевич, задавать задачки, не имеющие решения. Не обессудьте меня, пожалуйста, за моё прочтение Вашей умной, мудрой книги "Седьмое чувство", которым наделён далеко не каждый.

Всё-таки эта книга - не для каждого читателя, приходится поломать голову, чтобы добраться до сути, да ещё неизвестно, доберёшься ли. Поэтому, видите, практически ничего не решилась сказать о второй части Вашего "Седьмого чувства". Оно не у всех есть. Но это не в укор, а, наоборот, в восхваление книги, её уровня.

 

Станислав Яковлевич, продолжаю свои рассуждения о Вашей книге "Седьмое чувство".

Пожалуй, один из наиболее реалистичных рассказов, это "Слуга" (как и "Последняя неделя октября", "Маэстро Рощин"). Большинство же из вошедших на страницы книги - с подтекстом, реальность в них переплетается с фантазией.

Поучительна история героя рассказа. Он испытал настоящий взлёт творческого вдохновения. И его вдумчивое отношение к своему делу, творчеству, достойно уважения. Он изучает историю жанра комедии по литературным источникам, вплоть до оттачивания техники разных вариантов поклонов, до совершенствования своей фигуры и пластики на занятиях акробатикой, что и пригодилось при первом, таком эффектном, выходе Труффальдино на сцену. Есть с чем сравнивать! Мне, например, такие мысли даже не приходили, когда я в школьном театральном кружке готовила эту же роль. Для меня это была просто забава, игра, а герой рассказа "Слуга" - актер профессионального театра, пусть ещё молодой, но уже зрелый мастер.

Такое же погружение в роль (до кончиков пальцев) с загадочным исчезновением актрисы показано автором с большим изяществом. Обнажённая фигура девушки говорит нам в очень деликатной форме о полной самоотдаче актрисы образу, а птица в окне, улетающая ввысь, - символизирует высокие устремления актрисы.

Автор разными методами, способами показывает, как актёр может глубоко проникнуть в образ и передать его зрителю. Тому пример и великий Игорь Ильинский с его сценическими находками, упомянутый автором.

Буквально несколькими строками автор описывает судьбы Ивана Князева, Михаила Узлова, самозабвенно работавших на сцене. Тоже примеры для подражания. История с мальчиком уже была описана в Ваших "Записках на песке", но она стоит повторений. Ради такого мальчика и надо творить чудеса, да и просто жить ради него. Этим мальчиком мог быть каждый из нас.

Конечно, обращает на себя внимание постоянное присутствие всевидящего ока парткомов, горкомов, вмешивающихся (мешающих) в творчество мастеров сцены.

Станислав Яковлевич, я, наверное, повторяю то, что Вами самим было задумано в этом рассказе - преображение человека ради поставленной цели - осознанное, целеустремлённое, то ли для сцены, или просто ради заработка ("слуга" в кафе не прислуживает, а продолжает сценическую роль, не роняя своего достоинства, он картинно выполняет её - великий актёр!). Если я угадала Ваш замысел, то Вы достигли своей цели - читатель понял Вас.

Очень рада поздравить Вас с победой на литературном форуме. В Магадане - сильная писательская организация, может - не очень многочисленная, но там работают, пишут, творят избранные, в частности такие как Д. Райзман - знаток магаданской жизни, Пётр Цыбулькин. Я всегда читаю его с интересом (в том числе об умных животных). А на Вашем фото - уж не в самом ли Магадане Вы были сейчас? Надеюсь, об этом событии будет в "ЛК".

Всё читаю Ваше "Седьмое чувство" - не спеша. Ах, как точно Вы описали озверевшую толпу людскую в "В цепях звенят" - прямо "с натуры"! А какая прелесть "Встречная" - и сколько чувств родилось у героя (как будто сами исповедуетесь).

 

Валентина Кравченко, литератор

ЧУВСТВО ПРИСУТСТВИЯ

В очередной раз испытала удивление и восхищение, прочитав книгу Станислава Яковлевича Подольского "Седьмое чувство", издания 2019 года.

В неё входят рассказы, новеллы и притчи. Несмотря на разнообразие жанра, на разное время происходящего, на разные географические места описываемых событий - всё читается, словно яркая поэзия.

Вперемешку проходят людские тревоги и радости, а окружающий мир и природа красноречиво присутствуют везде и всегда. Даже трудно понять: человек существует в природе или сама природа в человеке.

Читаешь одно за другим произведения - и невольно захватывает дух от новизны и глубины впечатлений. Просто эти произведения читать нельзя! Они читаются и воспринимаются сердцем: своеобразный стиль изложения заставляет вникать, мыслить, чувствовать происходящее, даже верить в отождествление.

Соответствует своему оглавлению раздел "Вспышки": кратко, ясно, словно молния пронизывает насквозь.

Такие произведения подвластны только автору с богатым, трудоёмким жизненным опытом и ярким поэтическим даром.

Этот автор способен реагировать не только на масштабные события, но и на рокот морской волны, и на белоснежные облака над вершиной горы, и на маленькую росинку на только что раскрывшемся солнцу цветке.

Всё показано правдиво, лирично, с любовью.

Автор имеет всеобъемлющий взгляд на окружающий мир. Он чувствует его и достоверно делится с нами своими наблюдениями.

Остаётся только выразить огромную благодарность автору, пожелать ему здоровья и творческих сил - на радость нам, его читателям.

 

Маргарита Самойлова. Оттенки седьмого чувства (о книге рассказов С.Я.Подольского "Седьмое чувство")

 
Главная страница
Литературный Кисловодск и окрестности
Страница "Литературного Кисловодска"
Страницы авторов "ЛК"

Последнее изменение страницы 3 Jun 2023 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: