Страницы авторов "Тёмного леса"
Страница "Литературного Кисловодска
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Исанна, здравствуй!
Попытаюсь ответить на твои вопросы.
1. Автобиография?
- Биография у меня общенародная.
Родился в мирном сиреневом Кисловодске 10 мая 1940 г.
Через год - война, эвакуация: Кисловодск - Махачкала - Красноводск - Ташкент - Самарканд - Бухара - Фергана - Фрунзе (нынче Бишкек, Киргизия).
В 1945 году возвратились с семьёй в Кисловодск. Но Средняя Азия бесследно не проходит: огонь и лёд остались (в крови, что ли?).
В 1957 г. окончил среднюю школу и поступил в Новочеркасский политехнический институт.
В июне 1962 г. присутствовал при расстреле рабочего митинга в Новочеркасске "любимой советской властью".
В 1965 году окончил (с грехом пополам) НПИ. Отрабатывал диплом в Воронеже. Там сложилась первая книга стихотворений "Азъ есмь". Издал её через 35 лет в 2000 году.
В 1972 - 75 годах работал на Колыме (от Магадана до Якутии). Там сложилась книга стихотворений "Кавказ - Колыма. Тексты". Сборник необычен для тех лет тем что на 85% состоит из "верлибра" (русский свободный стих). Книга была "зарезана" Магаданским издательством, издать её удалось только в 2015 году, разумеется за свой счёт.
Дальнейшие события биографии - создание и издание книг поэзии и прозы. В 1992 г. вступил в Союз российских писателей, а в 2007 г. принят в русский ПЕН-центр, что ничего кроме красивого членского билета не даёт человеку.
В 1998 году группа литераторов стала издавать альманах поэзии "Литературный Кисловодск", в котором я оказался координатором и редактором. По сей день вышло 75 выпусков альманаха.
За крошечный срок моей жизни издал 21 книгу стихотворений и 7 книг прозы, у которых одно положительное качество: их, по-моему, можно читать без особой скуки.
2. Вот так незаметно ответил на второй вопрос: об альманахе "Литературный Кисловодск". Добавлю только, что у нас публикуются литераторы Ставрополья, Ростова-на-Дону, Москвы, Петербурга, Магадана, Чукотки, Владивостока. Иногда - из дальнего зарубежья: "слухом земля полнится".
3. О литературном сообществе "Зелёная гора".
Это "компания" поэтов внутри "Литературного Кисловодска" - авторы довольно высокого класса, с моей точки зрения: например, поэтесса Наталья Рябинина (Москва), Елена Резник (Москва, Ставрополь), Евгений Инютин (Кисловодск), Юлия Чугай, Сергей Смайлиев (Кисловодск), Маргарита Вишнякова (Москва, Германия)... Всех не перечислишь.
4. О поэте Глебе Семёнове, моём старшем друге и наставнике.
Прекрасный поэт - из предпоследних учеников Анны Андреевны Ахматовой, автор томика стихотворений в серии "Новая библиотека поэзии" (СПб., "Академический проект", 2004 г.).
В советское время книги Глеба Сергеевича издавались с трудом, как и вся высокая поэзия, но каждая становилась событием в пространстве русской поэзии XX века. Подробней расскажу о Глебе Семёнове в предстоящих выпусках "ЛК", если удастся.
5. "Эпоха гонений на слово давно закончилась?" - спрашиваете вы.
- Ошибаетесь, просто теперь гонения приняли иную форму.
При прежнем устройстве государства существовали гос.издательства, которые всё-таки издавали литераторов (пусть через жестокую цензуру!), за опубликованные произведения выплачивали "гонорар". Великий всесоюзный книготорг распространял книги по всей стране. Теперь частные издательства издают книги за счёт авторов, как правило. А если и покупают рукописи для издания, то за совершенно ничтожную цену, притом предпочитают ходкие произведения в жанре "детектив", "любовный роман" - и то попримитивней. По-видимому, издатели невысокого мнения о читателях. В крайнем случае "элиту" обслуживают за счёт наших "классиков" или довольно сомнительных переводов иностранных авторов. Иногда нас всё- таки публикуют за бюджетный счёт, но обычно внаглую не платят ни копейки, объясняя что и так облагодетельствовали автора. А может, я не прав? Вот ведь Иисуса Христа тоже не публиковали при жизни, а в дальнейшем все дивиденды от его проповеди получали "жрецы". Так что не будем заноситься...
6. "Как я отношусь к "шокотерапии" в литературе?"
- Во-первых, это, по-моему, не "терапия", а обыкновенное хамство. И так замороченные, избитые мозги читателей обстреливают всякой разнузданной пакостью и беспределом. А вот сказать искреннюю, человечную правду о мире - слабо, не тянут "терапевты". Мастеров уровня Бунина, Толстого, Пастернака что-то не видно. Впрочем, и настоящей литературной критики, озабоченной высотой и качеством литературы, не слыхать: нынешним только бы обругать или восхвалить, оберегая чьи-то групповые интересы.
7. Откуда беру темы для стихов?
- В одном сказе Бажова описывается, как мастер Данила находит хорошие камни для огранки: в полночь Хозяйка Медной горы устраивает камнепад на голову Данилы. Вот какой камень его сильнее трахнет, тот он и хватает - и бежит, чтобы его совсем не завалило.
Вот так и я: что сильнее ударило, тронуло - то и "тема".
8. "Знаком ли мне "творческий кризис"?
- Знаком - возраст, нехватка "пороха". Но ничего: достаточно я "натворил" за все годы. Теперь собираю, иногда отделываю, но стараюсь не слишком портить, не слишком читателей "шокировать": уважаю их.
9. Считаю ли себя традиционалистом или постмодернистом?
- Совсем вне традиции могут быть только обезьяны, да и то как сказать... А "постмодернисты" намертво связаны с традицией, хотя бы под знаком отрицания или "обновления".
Традиция - мощный фундамент культуры, без неё все "новинки" - мыльные пузыри. Да и куда от традиции денешься? Она сопровождает нас от детского сада ("Наша Таня громко плачет...") до крутых "новаторских" творений ("Вошла ты, резкая, как "нате!").
Даже отрицая, мы подразумеваем и повторяем. Кстати, "свободное стихосложение" у нас плохо прививается, хотя им пользуется весь остальной мир: нам хочется "метра", рифмы, силлаботоники! Просто живая мысль как-то "не катит".
Ну а я, как все настоящие графоманы, пишу "как Бог на душу положит", никем себя не считая.
10. Чувствовал ли в советское время себя "отщепенцем"?
- Нет, не чувствовал, потому что никогда нигде не "состоял".
Это редакции мою работу "футболили": "не те темы", "не та лексика", "не то настроение". А мне казалось, что всё у меня - самое то! А редакции -собрание идиотов!
Не печатают - и баста! "Не типично..." Для контраста - Маяковского в пример...
Вот так я огрызался в то время.
11. Считаю ли себя эстетом?
- А кто они такие? И чем отличаются от прочих граждан - писателей-читателей? Честно говоря, не размышлял на эту тему. И вообще не занимаюсь "самоопределением". Это дело критиков, когда они у нас появятся.
12. Поэзия - словесная игра или духовное убежище?
- Ни то, ни другое. В игрушки даже в детстве не играл: скучно. Хотелось просто жить и сотворять. Да и "убежища" не искал: от чего прятаться на Большой дороге? С утра надо выйти пораньше, днём пойти подальше, к ночи ночлег отыскать.
А госразбойникам я не интересен, потому что неимущий: ни славы, ни популярности, ни партии, ни банды у меня нет.
13. Больно ли жить?
- Иногда больновато, когда накостыляют ни за что. Но чаще любопытно (пока что). А иной раз даже радостно - когда что-то новое увидишь, узнаешь, поймёшь - человечное...
14. Пантеист ли я?
- Догадываюсь, предполагаю, что Вселенная - единое Существо. Но (по незнанию) не всё в этом существе вызывает восхищение (вирусы, например, свирепые!). Да что с меня - тёмного - взять!
Спасибо за интерес к моей скромной личности и за возможность лишний раз подумать и высказаться!
13.03.2021
Главная страница
Литературный Кисловодск и окрестности
Страница "Литературного Кисловодска"
Страницы авторов "ЛК"
Последнее изменение страницы 31 Jan 2023