Страницы авторов "Тёмного леса"
Страница "Литературного Кисловодска"
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Книга С.Я. Подольского {Подольский С.Я. Седьмое чувство. Северокавказское издательство МИЛ. Кисловодск. 2020 г. - 276 с.} посвящена, по его словам, самому загадочному ощущению человека - чувству любви, красоты, поэзии.
Любовь. Красота. Поэзия. Эти явления, понятия, их определения являются предметом мучительных поисков сердца и ума человека. Но каждый встречает, ощущает, выражает их по-своему.
Литературно-художественное издание Ст. Подольского состоит из двух частей. Первая, под названием "Необъяснимое", включает восемнадцать рассказов; вторая, озаглавленная "Вспышки", - двадцать три миниатюры.
Вдумчивое прочтение книги я начала с завершающей новеллы, давшей наименование всему произведению.
"Седьмое чувство" (с. 271).
"Что-то произошло со мной - во мне или снаружи. Отчего появилось во мне нечто острое, новое? Как его назвать? Чувство красоты, любви, поэзии? Какое-то удивительное, необъяснимое, тревожное чувство - седьмое."
Чувство, мысль, слово, озаряющие душу поэта - прекрасные дары Всевышнего, ниспосланные человеку, избранному по непостижимому для него предведению и соизволению Господа. Благодарение Богу, что автор миниатюры "Седьмое чувство" и одноимённой книги обладает таким трепетным видением жизни и щедро делится им с читателем.
"День первый" (с. 228 - 236).
Чувство любви, красоты, поэзии может неожиданно возгореться, нахлынуть, захватить, увлечь, например, так, как пишет Ст. Подольский в миниатюре "День первый", открывающей часть вторую книги под общим названием "Вспышки".
"Мальчик-подросток примостился за старым письменным столом в небольшой комнатке-времянке.
Светало. Мальчик сидел у письменного стола лицом к широкому в мелкую стеклянную клетку окну, какие обычно бывают на верандах на юге" (с. 228).
В то утро мальчик решил стать писателем. "И первой его мукой на крестном писательском пути встал вопрос: о чём писать?
Не известно, почему мальчик принял вдруг столь обязывающее решение. Мальчик впервые, кажется, погрузился в себя" (с. 229).
Он пытался вспомнить что-нибудь привлекательное. "Вспоминал - и не мог вспомнить. Серый хаос плыл перед взором его." (с. 230).
"Очнулся мальчик от нежнейшего прикосновения." (с. 232). Оно напоминало давнее прикосновение руки отца, спасающего его, тонущего в море.
"Но теперь отца не было рядом. Отца теперь вообще не было. Он умер. В глазах мальчика всё ещё стоял серый туман, но ощущение ласки, настойчивой, легчайшей, не проходило. Ему показалось даже, что он видит это нечто, состоящее из одной ласки." (с. 232).
В комнату ворвался новый поток солнца, ".расшибся, запенился вокруг головы мальчика, щекоча лоб и поджигая в каждой медной волосинке его жгучие радуги" (с. 235).
"От этих ли солнечных проделок или по неизвестной иной причине мальчика будто осенило" (с. 235). Он вывел на чистом листке тетради: "Была ночь. И настало утро. - И неожиданно взошло солнце. И разлило огромный свет. И затопило наш орех, и окна, и комнату, и меня" (с. 235).
В то далёкое сияющее утро мальчик стал Поэтом.
"Пожилая женщина" (с. 242).
"...какувядающее мило!.." Ф. Тютчев
"В этом читальном зале часто можно было заметить одну очень пожилую женщину. Струя солнечного света из старинного венецианского окна, казалось, шевелила её серебряные с чернью волосы, небрежно уложенные в "вечную" причёску - узлом на затылке".
Увядающая красота пожилой женщины так же трогательна и тревожна, как и прелесть юной девушки. Мне посчастливилось знать пожилых женщин, прекрасных в своём достоинстве, долготерпении и доброте. И я успела посвятить им несколько своих строк.
В миниатюре Ст. Подольского, этом стихотворении в прозе, в прозрачности акварельного рисунка ощущается щемяще-грустная красота женщины, уходящей в иную, вечную Любовь и Красоту.
"Потом эту женщину в читальном зале я больше не встречал".
"Графоман" (с. 250 - 251).
Человек "видел мир ярким и переполненным жаждой движения... никто из читавших его произведения - кроме него самого - не ощущал необыкновенности рассказанных пространств и событий. Поэтому человека считали графоманом" (с. 250).
Одной одарённой женщине удалось понять этого человека, но "она не выдержала ярости его обнажённого мира. Она промолчала обо всём увиденном и понятом. Просто ушла" (с. 250 - 251).
Человек занялся усовершенствованием своего стиля, но "солнце его вселенной погасло" (с. 251).
Такой исход не представляется его критикам столь уж трагичным: писателя не расстреляли, не поместили в психиатрическую лечебницу, не осудили за тунеядство.
"Часы" (с. 269).
"Они заводили по очереди часы.
Часы они заводили по очереди.
Они не любили друг друга."
Ночи - дни, месяцы - годы, годы - . Часы не остановятся, пока они, эти двое, живы. "Например, когда у одного не хватало сил собраться и завести часы - у другого хватало".
Возвращаюсь к строкам: "Они не любили друг друга. Просто не любили". И не могу согласиться с подобной оценкой отношений этих людей. Воспринимаю миниатюру как тонкую поэтическую притчу о неизъяснимой человеческой любви, любви до смерти, которая одна и может разлучить истинно любящие души. Разлучить здесь, на земле, но на Небесах они вновь будут вместе. Этим двоим и на земле не нужны были слова, каждый чувствовал, что сегодня именно он должен завести часы. "И это успокаивало другого, это обыкновенное нескончаемое тиканье". "И так было всё время: они заводили часы, по очереди".
Да продлится это время ещё многие ночи-дни, месяцы-годы.
Коротки "Вспышки" "Седьмого чувства", но их всполохи успевают высветить пережитое и возжечь искры грядущего.
Галина Маркова, Валентина Кравченко. О книге С. Подольского "Седьмое чувство"
Страница "Литературного Кисловодска"
Страницы авторов "Литературного Кисловодска"
Последнее изменение страницы 3 Jun 2023