Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Страница "Литературного Кисловодска

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Станислав Подольский. Проза

Автобиографические заметки и список публикаций
Попытка автобиографии
Интервью
Облачный стрелок
Евангелие от Анны
Побережье
Новочеркасск - 1962
Последняя неделя октября
Черные очки
Борис Леонидович Пастернак
Упражнение на двух расстроенных струнах
Старый Кисловодск
Мама неукротимая
Глеб Сергеевич Семенов
Ирина Анатольевна Снегова
Памяти творянина (о А.Т.Губине)
Тигровые заросли (о А.Т.Губине)
Маэстро Рощин
Микроновеллы
Учитель и другие
Офеня
Заветы вождя
Председатель земшара
Конница - одним, другим - пехота...
"Враг народа" Мойше Рубинштейн
Снежный человек Алазян
Обелиск
Слуга
Ювелир
Мапа
Голос
Букетик
Гуливер
Околоточный Прунов
Технология лжи

Станислав Подольский. Стихи

След тигра
Стороны света
Жгучий транзит
Подземная река
Азъ есмь
Дождь
Старые сосны
Тексты
12 стихотворений
Стихи, опубликованные в "ЛК"
Из стихов 1990 г.
Из стихов 2001-2002 гг.
Свободные стихи
Ледяная весна свободы
Стихи Я.Веткина

* * *

Новочеркасск - 1962
Рецензии Ст.Подольского
Рецензии на Ст.Подольского

Станислав Подольский

СПОРТЗАЛ

...эти ветреные выходные на улицах пустынных простуженных. Эти гулкие кромки утренних тротуаров, когда некуда деться, и ты бьёшься каблуками об асфальт в ритме бегущего сердца. Этот спасительный, полый и звонкий, как мяч баскетбольный, этот вонючий спортзал. Здесь пахнет резиной, пылью, кровью - в разбитом носу, сквозняками ледниковыми, пылью и потной кожей - мячей, кроссовок, боксерских перчаток, акробатических и борцовских увесистых "матов". Но больше всего мне нравится баскетбол: наклонные тела бегущих, летящих, взмывающих ввысь мужчин и женщин, мятущиеся волосы чьи-нибудь, тяжелые каурые пряди, резкие птичьи выкрики: давай! пас! клади! фол! штука! - этот общий порыв к цели, когда обе команды, как листья на ветру, кружатся от щита к щиту. Мгновенное взаимопонимание. Ловкие стремительные передачи. Крылья за спиной невидимые - атакующего, взлёты и зависания в невесомости у кольца - будто космос сошёл на землю. И тяжелые неуклюжие возвращения к своему щиту после удачной атаки...

Конечно, важен ещё запах опасности, ожидание удара, запрещённого приёма: подножки, подсадки, толчка в спину - как всюду в атакующей жизни. Но и ликование победы, обнимки, крики "ура", "даёшь", и куча-мала всеобщая. И тут же - усталость, разброд, рассыпание команды, расслабленность, отчуждение, блуждание по углам неприкаянное, бесприютность, запах одиночества, никомуненужности, курева едкий запашок - впритырку от тренера... Многое воскресает, вспоминается...

Акробатика - это пот. Приходишь, бывало, после работы, чугунный, каменноугольный от гари заводской и усталости. Начинаешь разминку - не спеша, по всем группам мышц: приседания, повороты, кувырки, стойки, колёса - пока не оденешься рубашкой пота, пока не станешь снова гибким, легким, гуттаперчевым. Тогда начинаются прыжки на акробатической дорожке: рондат, фляк, сальто прогнувшись! И снова разбег и серия прыжков, вращений, полётов. Куда подевалась усталость? Нет её, как и не было! На всё тебя хватит: на взлёты, падения, замыслы. Ты ведь - житель неба! А земли лишь касаешься иногда, чтобы оттолкнуться. И страшно поражает, когда товарищ твой, что-то там не рассчитав, недокрутив, падает тяжело и безвозвратно - на жёсткие маты головой - и уже не встаёт. Недоумение. Ужас. Страх, прижимающий к полу, к земле. И неловкие липкие лонжи-страховки - как вожжи у пояса. И брань тренера, раздражение и насмешка в чужих равнодушных глазах. И снова - гнев и отчаяние риска. И вот он - новый полёт, отвязанность. Чувство всемогущества и бессмертия!..

Акробатика - одинокая радость. А бокс - парная, в связке с противником, с другом-врагом. На тренировке он твой напарник-приятель. На ринге - чужой. Тем более, на соревнованиях! Выходишь на ринг, слегка деревянный от ожидания и от чувства близкой опасности. Твоя очередь всегда где-то к концу поединков, между первым полусредним весом и тяжеловесами. Перед тобой, как правило, мускулистая агрессивная неизвестность. Его здесь знают и любят, приветствуют рёвом солидарности, предвкушением расправы. А ты им сразу не нравишься: длинный, тощий, рыжий - чужой! "Бей рыжего! - вырываются возгласы. - Дай ему! Начисти паяльник! Надрай фотографию! Пусти юшку!" Вопят уже группами, всенародным хором. И он бросается в бой выполнять "наказ" почтеннейшей публики. Он действительно сильный: его удары потрясают твою защиту. Он умелый боец, работает сериями, самоуверен, нахален. Улыбается нагло тебе в лицо и - бьет. Зал ликует: "Давай! Дави! Прикончи его!" Чей-то выкрик визгливый: "Бей рыжих!" Ах, вот оно что! Они уже поняли, догадались, знают. Откуда они всегда всё доподлинно знают? Что, у тебя на лбу написано, кто ты такой? Или просто звериное чутьё зала схватывает древний запах травли: "Ату его! Взять! Распни! Распни его!" - и Тот наседает, молотит, рвётся к горлу. А ты отступаешь, уклоняешься, подставляешь перчатки: пусть потратится, выложится, выплеснет ярость. Главное - не сломаться, силы сберечь, не дать загнать себя в угол, где добьют. Надо беречь пространство за спиной - для манёвра, и время, которое тает. А зал впал уже в экстаз. Все повскакивали с мест, воют, размахивают национальными флагами, плакатами, кулаками: "Добивай!" Но противник умней, опытней, чем толпа. Он отступает на шаг, чтобы лучше видеть, чтобы применить какой-то новый манёвр. Новую серию ударов. Иду за ним, не теряя дистанции, и чуть не натыкаюсь на нокаутирующий прямой правой. Чудом уклоняюсь: его перчатка скользит по щеке. Откуда-то знаю: сейчас он повторит удар - и, по наитию, дарую ему его же прием: слева в разрез легко. Отступаю на шаг, а когда он бросается вдогонку за этим своим коронным ударом - встречаю его правой в подбородок. Эффект потрясающий: резкий звук удара. Он - на полу, навзничь, замертво. Гробовая тишина в зале. Они в глубоком нокауте.

Отворачиваюсь, ухожу в свой угол. Не дожидаясь счёта судьи, развязываю шнурки перчаток зубами. Знаю - не встанет. Действительно, его уносят на носилках. Спокойно иду через замерший зал в раздевалку...

Многое, многое оживает в памяти, проступает сквозь белую мглу забвения. И вот эта каурая грива её волос!..

Высокая, стройная, а не сутулая, как многие баскетболистки, она приходила неизвестно откуда и уходила потом в неизвестность. Но здесь она жила "на всю катушку"! - Это её грубый и страстный напор в нападении с мячом. Её безмолвное отчаяние в перерывах и после игры: тёмный вихрь в глазах из того, заоконного, одиночества, где никто никому не брат, не сестра, а тамбовский волк или просто цепная собака. И снова игра. И её бег напролом к кольцу, красивый, долговязый, взлетающий. Или её ярость недовольства товаркой замешкавшейся, короткий вопль: "Пас!" - И тут же мгновенная точность и мощь броска - очко! И потеря интереса к мячу, и усталое возвращение без оглядки в свою зону. И вольная поза ожидания на скамейке запасных, когда не её игра. И всегда непонятный водоворот её глаз - сквозь каштановые пряди.

По мне её взгляд скользит, как по стеклу. Я для неё - пацан, сопляк, недоросток, наверное, пустое место. Зато она для меня - тёмный магнит, девчонка-переросток, которую хочется обнять, пожалеть, успокоить, взлохматить. Но она уходит из спортзала в никуда, словно в бездну.

Да и все приходят сюда из какого-то небытия, чтобы стать командой, товарищами, стаей. А потом уходят в холод или пыльный жар уличный, в нелепость общежитий, цехов, столовок, в неприкаянность, в нищенство безбытного быта. Зато здесь живётся иначе: красиво, летуче, раскованно, сообща, пусть на часок, но отважно, изо всех нетраченных сил, как и было задумано Господом.

Все-все ненавидели его безнадёжность, и всё же казалось: что за жизнь без Спортзала?

 
Главная страница
Литературный Кисловодск и окрестности
Страница "Литературного Кисловодска"
Страницы авторов "ЛК"

Последнее изменение страницы 31 Dec 2024 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: