Страницы авторов "Тёмного леса"
Страница "Литературного Кисловодска
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Литературное произведение - зеркало, в котором отражается, зыблется, кривляется облик времени, общества, мира. Правда, это не ледяное "объективное" зеркало, а океан, озеро, лужа, река - как уж придётся - авторского сознания.
Что видит, автор? Куда его влечёт заглянуть? Или куда его уткнули лбом обстоятельства "быстротекущей жизни"?
Зеркало смотрит, видит, задаёт множество вопросов - и никогда не отвечает на них. Что ж, и на том спасибо.
А ведь хочется понять, обнаружить причины и следствия, так сказать, ответить.
Это - некая "интродукция". А дальше - поток заметок, мыслей, вызванных чтением весьма примечательной книги. Ведь я не критик, а, в лучшем случае, въедливый читатель.
Книга Олега Воропаева "Параллельное время", хотя и состоит из нескольких, казалось бы самостоятельных, повестей, рассказов, на самом деле так пронизана и скреплена авторским сознанием, что читается как единый роман "о времени и о себе", о себе во времени, о времени в себе. Чувствуется /позволю себе догадку/ сильнейшая автобиографичность прозы Олега.
Вот центральный герой /его глазами видим/ - нежный, порывистый мальчик, любящий своего непутёвого отца и - особенно - светлую, самоотверженную в любви к отцу и сыну маму. Каково ему встречать и выносить необъяснимые удары мира: алкоголизм отцовский /а ведь отец и умный, и добрый, и любящий/; уже уголовные нормы школьной подводной жизни - несправедливость, власть тупой силы, опасные "группировочки". И уже - здесь, в полудетской жизни,- необъяснимые, но обязательные законы "общей жизни" - непременная пьянка и неразборчивый секс. А куда деваться - вон даже классик со своей старушкойняней пили "с горя", да кружками! /Шучу, конечно./.
А дальше необъяснимости нарастают. Не наши - всеобщие. Армия в Чечне /"Форт"/. Фактически оккупационный режим. "Зачистки". Насилие. Немотивированное убийство - со страха? Любовница - "по наследству", да ещё на фоне Кафки и Гумилёва! Добрые дела на основе крупной взятки за пропуск незаконного транспорта с ворованным горючим. И это - обычно.
Невольно вспоминается своё, личное. Несколько лет строили цех на заводе синтетического каучука. Приезжают контролёры. За небольшую взятку выдают заключения о высоком качестве работ. У них высокие зарплаты, но за крошечные "лишние" деньги легко продаются бракоделам. Через месяц цех, принятый в эксплуатацию, взлетает на воздух из-за утечки взрывчатого газа. Никто не ответил. Абсурд. Выходишь из пространства прозы в жизнь - одно необъяснимое пространство. Не удивительно, что всё скрашивается алкоголем. Вот и у Олега Воропаева в семи новеллах алкоголь - как чёрт - присутствует непременно.
Слава богу, в книге "положительных героев" нет. Есть люди реальные, хорошие и плохие. Это добросовестный, даже совестный реализм. Настоящие, не выдуманные трагедии. Честный рассказ о событиях, которые толпа борзописцев без отдыха "лакирует". А тут - голая правда. Заезжему "корреспонденту" такое не простят: правда непростительна. Но наш автор имеет право, потому что - от первого лица, о себе: "нечего на зеркало пенять..."
Думается, вот эта "правда о себе" и есть единственный "положительный герой" прозы Олега Воропаева, объединившей все наши "параллельные времена и миры" - в абсурдном, необъяснимом единстве.
Жизнь не имеет сюжета, индивидуальной судьбы. Судьба дается тому, кто осознал свою задачу, цель и неустанно гребёт к ней. А в общей жизни все плывут по течению, невольно сообща. Здесь можно говорить лишь о судьбе поколения, втянутого в трагические события мира.
А вот лица персонажей прозы Олега - живые, настоящие, неуловимо симпатичные - главное для меня как читателя.
Главная страница
Литературный Кисловодск и окрестности
Страница "Литературного Кисловодска"
Страницы авторов "ЛК"
Последнее изменение страницы 29 Sep 2023