Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "ЛК"

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Страница "Литературного Кисловодска"

Стихи из "ЛК"
Избранные стихи авторов "ЛК"
Стихи из "ЛК" (авторские страницы)
Рассказы из "ЛК"
Поэмы из "ЛК"
Биографические очерки из "ЛК"
Литературоведческие очерки из "ЛК"
Непрочитанные поэты России

Страницы авторов "ЛК"

Светлана Цыбина
Светлана Гаделия
Александра Полянская
Юлия Чугай
Наталья Рябинина
Игорь Паньков
Геннадий Трофимов
Май Август
Сергей Смайлиев
Иван Аксенов
Иван Зиновьев
Давид Райзман
Станислав Подольский. Стихи
Станислав Подольский. Проза
Ст.Подольский. Новочеркасск 1962
"Литературный Кисловодск", N73 (2020г.)

Маргарита Самойлова

кандидат юридических наук, доцент

О книге Ст. Подольского
"Борис Леонидович Пастернак.
Очерк жизни и творчества в контексте времени"

Начало ноября 2019 года. Читаю подаренную мне Станиславом Подольским его книгу "Борис Леонидович Пастернак. Очерк жизни и творчества в контексте времени". Кисловодск, 2012 (ООО "МИЛ", Кисловодск.) На обложке - портрет Бориса Пастернака работы художника Ю. Анненкова; под рисунком справа почти невидимо: "Ю.А. 1921 г.". На обороте обложки фотография с надписью: "Мастерская поэта": деревянная оконная рама, небольшой стол, на котором несколько предметов, наполовину задвинутый стул. Если сравнить этот снимок с другим, на котором мы видим часть дачи Бориса Пастернака в Переделкине (с. 49), становится понятным расположение "мастерской поэта". (Но что удивительно! Похожую оконную раму я вижу, проходя мимо дома, в котором живёт Ст. Подольский: то же тёмное дерево, так же приоткрыта форточка...)

В разделе "Предварительные заметки" (с. 3-6) Ст. Подольский вспоминает, как преподавалась литература поколению родившихся в сороковые годы. Я тоже принадлежу к нему, но мне в какой-то мере посчастливилось слышать имена поэтов "серебряного века". Мой отчим, сколачивая на дачном участке домишко из старых, чёрных, пропитанных дёгтем шпал, часто приговаривал: "Каменщик, каменщик в фартуке белом..."; любил также повторять, что "...всё пройдёт, как с белых яблонь дым...". В книжном шкафу стояла небольшая книжка под названием "Одноглазый стрелец". До сих пор помню обложку: какое-то непонятное, чёрно-белое, ломаными линиями нарисованное лицо.

В 1959 году, о котором упоминается на с. 4 книги Ст. Подольского, я училась на втором курсе юридического факультета Ленинградского государственного университета. О романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго" среди студентов разговоры были. На одном из семинаров кто-то спросил преподавателя философии, почему у нас нет возможности прочитать это произведение. В ответ: "Вы что, не верите тому, что пишут в "Литературке" об этом авторе и его романе?.."

В кратких сведениях о семье Пастернаков Ст. Подольским не обойдён и так называемый "еврейский вопрос": "Разумеется, отношение к своему происхождению было у Б.П. сложным. Воспитанный в духе высшей русской интеллигентности, он не мог и не хотел открещиваться от своих еврейских корней. Но, не впитав традиционной еврейской культуры, не мог считать себя полноценным представителем этого народа".

Занятия музыкой, учёба на историкофилологическом факультете Московского университета, поездка в Марбург, стихи...

"В Москву Б. Пастернак вернулся уже состоявшимся поэтом, насыщенным впечатлениями, жаждой работы, ощущением своей правоты и призвания" (с. 14).

Ст. Подольский пишет далее о литературной жизни Москвы и Петербурга, о символистах, акмеистах, футуристах... "19 декабря 1913 года вышел в свет сборник стихотворений Бориса Пастернака "Близнец в тучах" (с. 19), в декабре 1916 г. - книга "Поверх барьеров" (с. 21). На издание книги "Сестра моя - жизнь" откликнулась из эмиграции Марина Цветаева (с. 22).

На страницах книги Ст. Подольского цитируется немало стихов Б. Пастернака (с. 6,12, 14, 17-18, 22, 24, 26, 28, 29-30), отражающих жизнь и творчество поэта в 20-30-е годы.

Наступает 1937-й. Арестован О. Мандельштам. "Спасти его - невозможно. Но совесть толкает Б.П. на заступничество. Обратился к могущественному редактору "Известий", члену политбюро Бухарину. О хлопотах Б. Пастернака Бухарин сообщает Сталину. Тот звонит Б.П. Состоялся странный разговор, о котором по сей день не затухают толки" (с. 34).

Будучи ограничен рамками рассматриваемого издания, Ст. Подольский кратко анализирует события, связанные с выходом в свет романа Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" (с. 38-41). Отказ редакции журнала "Новый мир" публиковать роман, его издание в Италии, присуждение Нобелевской премии, травля писателя в советской прессе, отказ Б. Пастернака от получения Нобелевской премии... И - стихотворение "Нобелевская премия" со строками:

"Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей".

Ст. Подольский пишет: "И только теперь, перечитывая это трагическое стихотворение, перебирая не только слова, но и фонемы его, я вдруг догадался, что на месте слова "красой" могло стоять - просится стать - слово "бедой":

Я весь мир заставил плакать
Над бедой земли моей.

Да простит меня Автор за вольную догадку. Ясно, в то время одно это слово могло стать просто убийственным для умирающего поэта и его семьи" (с. 41).

И далее: "Недаром существуют понятия "подтекст", "надтекст", "затекст". Часто на месте важнейшего слова в тексте стоит другое, неточное, ошибочное, а возможно, намеренно маскирующее истину... Чтобы его увидеть, понять, необходимо знать всё, относящееся к Автору" (с. 43-44).

Эти размышления Ст. Подольского напомнили мне о чувстве некоего смущения, возникавшего у меня при чтении двух строк из стихотворения А. Ахматовой "Мужество" (23 февраля 1942, Ташкент):

"Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова..."

(Цит.: Анна Ахматова. Собрание сочинений в двух томах. Том 1. С. 209).

Разумеется, "Да, страшно", "Да, горько". Но в то время о страхе человека на войне говорить было нельзя.

В Приложении "Заметки внимательного читателя" Ст. Подольский пишет: "Как знать, возможно и Богу - Творцу Вселенной необходим зритель, слушатель. Не в этом ли причина сотворения человека?..

Точно так же и Поэту необходим вдумчивый и талантливый читатель" (с. 43).

Именно таким должен быть читатель и стихотворения Ст. Подольского "Письмена" с посвящением Б. Пастернаку.

Не сомневаюсь, но "Верую с полным убеждением... " (Маймонид), что моё обращение, с конспектированием, к тексту романа "Доктор Живаго" летом 2019 года было предопределено как необходимое для осенней встречи с книгой Станислава Подольского.

Ноябрь 2019

 

Маргарита Самойлова. Об очерке С.Я.Подольского "Мой брат Иосиф"

Маргарита Самойлова. О стихотворении Светланы Гаделия "Скажи, Господь, ты этого хотел?"

Маргарита Самойлова. Памяти поэта - участника Великой Отечественной войны Александра Межирова

Маргарита Самойлова. Убиты под Москвой (к 100-летию со дня рождения К.Д.Воробьева)

 

 

Последнее изменение страницы 7 Feb 2021 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: