Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "ЛК"

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Страница Маргариты Самойловой

Пропавший без вести (о Викторе Самойлове)
О сборнике стихов Глеба Семенова
О книге воспоминаний о Глебе Семенове
К 100-летию со дня рождения К.Д.Воробьева
Памяти поэта Александра Межирова
О книге стихов Олега Голодного
О выступлении Солженицына в Кисловодской филармонии
Печальные рассказы
К юбилею стихотворения Б.чичибабина "Памяти А.твардовского"
О "Путешествии из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева
Памяти Н.А.Некрасова
К 120-летию Н.Заболоцкого
О Н.Заболоцком и о Караганде
"Об Александре Невском
"От Невы до Терека"
О книге Сергея Сущанского о литераторах Магадана
О книге С.Я.Подольского "Борис Леонидович Пастернак"
Феномен синестезии в творчестве С.Я.Подольского
О книге С.Я.Подольского "Стороны света"
О книге С.Я.Подольского "Облачный стрелок"
О книге С.Я.Подольского "След тигра"
О книге С.Я.Подольского "Седьмое чувство"
Об очерке С.Я.Подольского "Мой брат Иосиф"
О книге С.Я.Подольского "Азъ есмь"
Едоки каши
О книге стихов Светланы Цыбиной
О стихах Геннадия Трофимова
О стихах Евгения Инютина
О книге Юлии Чугай "Солнце за облаками" О трех стихотворениях Юлии Чугай
О стихотворении Светланы Гаделия "Скажи, Господь, ты этого хотел?"
О поэзии Марии Кирилловой
О публикациях Галины Марковой
О публикациях Василия Помещикова
О публикациях Ильи Миклашевского
Поэзия Натальи Рябининой
К истории литературно-художественного альманаха "Литературный Кисловодск"
О Максимилиане Волошине
Стихи
"Литературный Кисловодск", N75 (2021г.)
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Маргарита Самойлова

ФЕНОМЕН СИНЕСТЕЗИИ В ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ С.Я. ПОДОЛЬСКОГО

При чтении стихов и прозы С.Я. Подольского нельзя не заметить одну из особенностей его эмоционального литературного языка - выражение ощущения предмета одновременно разными органами чувств.

Для примера обратимся к текстам стихов Ст. Подольского из книги "Стороны света" {Подольский С.Я. "Стороны света". Стихотворения. 2020. - Кисловодск. Северокавказское издательство МИЛ. 2020. - 156 с.}.

...Лишь птица весну наполняет сиянием посвистывания...
(с. 8, "Заутреня").

...Сквозь скрипы черные древлеющих стропил...
(с. 9, "Лесное воскресение").

..а я чтоб речью лиливатой...
(с. 11, "Поток").

..Только Дух оживанья, как Голос, восходит, светясь...
(с. 18, "Ветер").

..где буйству акации нежному лилово завидует бес...
(с. 48, "Говорящий на пороге").

...где искрится посвист синицы
(с. 65, "Лесное").

.и женщина, стройная, мелодичная.
(с. 115, "Прощание с ночью белой").

Немало примеров соощущения находим также в книге Ст. Подольского "Времена души" {Подольский С.Я. "Времена души". Стихотворения. Северокавказское издательство МИЛ. 2020. - 124 с.}.

.вспоминаю то, самое вкусное слово - Работа!
.. (с. 79, "Работа").

Опять зелёными туманами опутаны земли слова...
(с. 102).

Об утреннем солнце поэт говорит:

Как хорошо, что твои золотые зарницы
я встретил ещё и сегодня,
о чудесный,
белый, как серебро в голубом,
как фанфара зовучая,
диск!..

(с. 103, "Пробуждение").

Один из примеров межчувственного переноса - творчество литовского композитора и художника Микалоюса Константинаса Чурлёниса (1875 - 1911).

Достаю из книжного шкафа художественное издание, хранящееся у меня с 1960-х годов {Анастас Венцлова. М.К. Чурлёнис - художник / Репродукции картин М.К. Чурлёниса. 32 репродукции. Издательство ВАГА. Вильнюс. 1964. Далее - Репродукции.}.

Статья Анастаса Венцловы о творчестве М.К. Чурлёниса напечатана на литовском, русском, английском, французском и немецком языках.

М.К. Чурлёнис родился в Южной Литве, в Варене. Учился в Варшаве и Лейпциге. В начале 1900-х годов приезжал на Кавказ: "Я видел на расстоянии 140 километров Эльбрус, подобный огромному снежному облаку впереди белой горной цепи. Я видел на закате солнца Дарьяльское ущелье среди диких серо-зелёных и красноватых причудливых скал. Дорога проходила по берегу Терека, а мы взбирались на Казбек." (с. IX).

В 1909 году Чурлёнис переезжает в Петербург. По словам А. Венцловы, ".Чурлёнис, попав в среду русских художников, становится их другом, участником художественных выставок, и получает среди авторитетных искусствоведов того времени признание, как огромный, оригинальный талант". (с. XI).

Позднее своё отношение к живописи М. Чурлёниса и к её музыкальности отметил Ромен Роллан: "Трудно выразить, как взволнован я этим замечательным искусством, которое обогатило не только живопись, но и расширило наш кругозор в области полифонии и музыкальной ритмики" (с. XI). Максим Горький подчёркивал фантастику и музыкальность романтизма М. Чурлёниса и восклицал: "Почему у нас нет Чурлянисов? Ведь это же музыкальная живопись!" (с. XII).

Во время бесед с С.Я. Подольским осенью 2019 года обнаружилось, что и в его библиотеке также хранится упомянутое издание репродукций 32 картин этого удивительного Мастера мелодии и кисти. Отзвуки впечатлений писателя от живописи М.К. Чурлёниса я услышала в его рассказе "Конница одним, другим пехота." из цикла "Рассказы нашего времени" {Подольский С.Я. "Житие незнаменитого человека". Повесть и рассказы. Северокавказское издательство МИЛ. - Кисловодск, 2005 - 213 с.}.

"Поговорим об искусстве. Светке нравился Чурлёнис, особенно та картина, на которой малыш забавляется одуванчиком, а над ним нависла какая-то морская птица, видно, судьба. Вообще-то ей нравятся все его картины, но та особенно".
(с. 102).

Я долго всматриваюсь в каждую часть картины под названием "Сказка. Триптих. Часть II". На переднем плане - травянистая вершина горы. Сидящий малыш протягивает ручки к большому, размером с его голову, одуванчику, растущему на краю обрыва. Фигурка ребёнка обозначена нечётко, в голубовато-серых тонах, со светлой полосой по его затылку и спинке. За склонами горы видно море, в прибрежных водах которого плавают большие бледные рыбы. Прямая линия горизонта разделяет голубизну моря и розоватое, с бирюзой, небо. Над малышом парит крупная тёмная птица. Её левое крыло непропорционально огромно, а левое занесено, как взмах блестящей остроотточенной косы. Над жизнью нависла смерть.

Чья смерть? Чья судьба? Почему именно эта неяркая картина тревожит душу героини рассказа С.Я. Подольского?..

В рассказе С.Я. Подольского "Конница одним, другим пехота." можно также отметить несколько строк, отражающих одновременную многогранность ощущения происходящего. Так, герой рассказа ощущает молчание ".теперь чисто физически - как скольжение безмолвия вдоль лица, вдоль всего почти бесконечной длины тела" (с. 97). Глядя в окно, он видит: "И отдельно, вблизи, за стёклами окна висит кубический рёв дизелей" (с. 98). Он вспоминает слова знакомой молодой женщины: "А ведь я могла бы быть твоей женой", - с прогорклым ударением на "твоей". И хоть потом они пили очень старое и горькое пиво, горечь её ударения осталась" (с. 104-105). В другом эпизоде читаем: "Соплячка", - возникло перед ним ясное, как на афише, слово. Только у этого слова был совсем неясный вкус, и цвет, и запах, и звучало оно, ну совершенно не ясно." (с. 109).

Ещё один пример межчувственной связи в литературном языке С.Я. Подольского - это полные горечи утраты строки, посвящённые памяти поэтессы Светланы Гаделия: "Тёмный, почти фиолетовый голос пророчицы Кассандры. Мощная, уверенная рука художницы, влепляющая с размаху пылающие краски на суровый зеленоватый холст бытия. И всё это - поэзия Светланы Гаделия" {Гаделия С. "Дай мне это сказать!..". Избранные произведения. Кисловодск. Северокавказское издательство МИЛ. 2020. - 228 с. С. 34}.

 

Станислав Подольский. Стихи

 

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "Литературного Кисловодска"

 

Последнее изменение страницы 19 May 2022 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: