Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "ЛК"

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Страница Маргариты Самойловой

Пропавший без вести (о Викторе Самойлове)
О сборнике стихов Глеба Семенова
О книге воспоминаний о Глебе Семенове
К 100-летию со дня рождения К.Д.Воробьева
Памяти поэта Александра Межирова
О книге стихов Олега Голодного
О выступлении Солженицына в Кисловодской филармонии
Отзвуки очерка А.И.Солженицына "Виктор Астафьев"
Печальные рассказы
К юбилею стихотворения Б.чичибабина "Памяти А.твардовского"
О "Путешествии из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева
Памяти Н.А.Некрасова
К 120-летию Н.Заболоцкого
О Н.Заболоцком и о Караганде
"Об Александре Невском
"От Невы до Терека"
О книге Сергея Сущанского о литераторах Магадана
О книге С.Я.Подольского "Борис Леонидович Пастернак"
Феномен синестезии в творчестве С.Я.Подольского
О книге С.Я.Подольского "Стороны света"
О книге С.Я.Подольского "Облачный стрелок"
О книге С.Я.Подольского "След тигра"
О книге С.Я.Подольского "Седьмое чувство"
Об очерке С.Я.Подольского "Мой брат Иосиф"
О повести С.Я.Подольского "Учитель и другие"
О книге С.Я.Подольского "Азъ есмь"
Едоки каши
О книге стихов Светланы Цыбиной
Поэтические мелоди Марины Луневой
О стихах Геннадия Трофимова
О стихах Евгения Инютина
О книге Юлии Чугай "Солнце за облаками" О трех стихотворениях Юлии Чугай
О стихотворении Светланы Гаделия "Скажи, Господь, ты этого хотел?"
О поэзии Марии Кирилловой
О публикациях Галины Марковой
О публикациях Василия Помещикова
О публикациях Ильи Миклашевского
Поэзия Натальи Рябининой
К истории литературно-художественного альманаха "Литературный Кисловодск"
О Максимилиане Волошине
Стихи
"Литературный Кисловодск", N84 (2023г.)

Маргарита Самойлова

К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ГЛУБОКОГО И СВОЕОБЫЧНОГО ПОЭТА НИКОЛАЯ ЗАБОЛОЦКОГО

"Литературный Кисловодск" не раз обращался к имени Николая Алексеевича Заболоцкого. Фотографические снимки поэта и подборка его стихотворений ("ЛК"-80, май 2022г.); моя публикация "отзвуки стихотворения Н.Заболоцкого "Город в степи"" ("ЛК"-82, январь 2023г.); размышления члена Союза журналистов России В.И. Помещикова, отметившего в частности, своё несогласие с тем, что подборка стихотворений Н.Заболоцкого в "ЛК"-80 опубликована в рубрике "Непрочитанные поэты России". Кроме того, В.И. Помещиков считает упущением отсутствие в биографической справке сведений о том, что Н.Заболоцкий родился "...в Вятской губернии, что именно Вятская земля дала такого большого поэта" ("ЛК"-83, май 2023г).

В начале июня текущего года я получила замечательный подарок: Таисия Тимофеевна Савченко прислала мне из Караганды свою книгу о творчестве Николая Заболоцкого.

Т.Т. Савченко - доктор филологических наук, профессор; живёт и работает в Караганде (Республика Казахстан). Книга издана в рамках научно-просветительского проекта "Карлаг". "Память во имя будущего". Автор идеи: д.ю.н., профессор Дулатбеков Нурлан Орынбасарович.

Главные темы раздела первого названного исследования: Книга Н.А. Заболоцкого "Столбцы" (1929); Поэтика жанра; Поэма "Торжество Земледелия"; Гротеск у Заболоцкого; Религиозный мир в раннем творчестве Н.А. Заболоцкого.

Процитирую несколько отправных положений и заключений Т. Савченко:

- "Н.Заболоцкому было свойственно сосредоточенное и длительное размышление над основами бытия, современностью и над творческими проблемами" (с. 9).

- "Первая книга, которую Н.Заболоцкому удалось издать, получила название "Столбцы". В жизни поэта и в истории поэзии XX века она заняла особое место... Она отразила сложную эпоху, укрупнила те мгновения быстротекущего времени, которые ушли бы из человеческой памяти, не окажись они запечатлёнными в слове" (с. 10-11).

- "... традиционная проблематика исследования раннего Заболоцкого таит в себе ещё много неизученного. Жанровые особенности наследия поэта остаются неисследованными в том числе" (с. 18).

Т.Савченко формулирует аргументированные научные выводы на основе профессионального анализа критики и литературоведения, сопоставления отзывов о "Столбцах", опубликованных по выходу книги из печати, а также в последующие десятилетия.

Далее - размышления автора об отдельных аспектах "Столбцов": "Столбцы" в жанровом аспекте; Стиховая форма; Цвет как внутренняя скрепа; Субъектная структура; Эволюция личного начала.

Так, например, Т.Т. Савченко отмечает: "Художественная картина "Столбцов" Н.Заболоцкого многоцветна. Цветовая окраска предметного мира в книге имеет свою логику... В книге доминирует чёрный цвет в разнообразных его оттенках, который как бы всю её прошивает" (с. 26). Т.Савченко подчёркивает: "Колористика создаёт общую пёструю картину мира "Столбцов". Это разноцветье, в котором автор воспринимает городскую жизнь, в какой-то мере объясняет интерес Н.Заболоцкого к творчеству П.Филонова и М.Шагала" (с. 28).

Впервые пролистывая книгу Таисии Савченко, я обратила внимание на то, что на обложке, на титульном листе, на предисловии "От автора" и перед началом отдельных частей - силуэт маленькой фигуры человека с кайлом на плече. Откуда этот предельно выразительный художественный образ? Кто его создатель?

Всматриваюсь в фото нескольких картин Марка Шагала (цветная вкладка между страниц 60-61) и на одной из них нахожу этот говорящий рисунок!..

После "Столбцов" начинается новый этап творчества Н.Заболоцкого, "...связанный по определению литературоведов, с натурфилософией" (с.60).

Т.Савченко пишет: "Поэт уравнивает животный и растительный мир. В восприятии Н.Заболоцкого растения, животные, природный окружающий мир и человек едины. Всё это находится в иерархической связи" (с. 65).

Значительный интерес представляют новые подходы автора книги к исследованию поэм Николая Заболоцкого: "Безумный волк"; "Деревья"; "Птицы"; "Торжество Земледелия" (с. 66-89).

"В поэме "Деревья", - формулирует заключительный вывод Т.Савченко, - в большей мере, чем в "Торжестве Земледелия" и "Безумном волке" проявилась оригинальность философии Н.Заболоцкого. Исследователи называют эту поэму одной из вершин творчества Н.Заболоцкого. В ней мысль об органическом единстве всего на земле присутствует эмоционально и выразительно" (с. 89).

Завершают раздел первый книги Т.Савченко материалы двух опубликованных ею ранее научных статей. В статье "Гротеск у Н.А. Заболоцкого" автор, в частности, отмечает: "В поэзии XX века к гротескному способу постижения современного мира одновременно обратились В.Маяковский и Н.Заболоцкий. Но если у В.Маяковского гротеск был одним из способов самовыражения, то у раннего Н.Заболоцкого этот способ был, пожалуй, единственным" (с. 90). И далее - "Стихотворной доминантой в ранних произведениях Заболоцкого был гротеск в различных его модификациях. Все персонажи, населяющие гротескный мир, не осознают его таковым. Сам по себе гротеск не существует. Он существует только в сознании автора, и в этом особенность гротеска вообще и стихотворного в частности" (с.98).

В статье "Религиозный мир в раннем творчестве Н.А. Заболоцкого" обращается внимание на "... присутствие в "Столбцах" лексического пласта, связанного с религиозной тематикой... Религиозная жизнь с её обрядовостью предстаёт в стихах Заболоцкого как ещё не ушедшая из обихода. Она заявляет о себе разнообразно и непосредственно отражается в нескольких произведениях" (с. 102).

Раздел второй книги Т.Савченко открывается исследованием "Н.Заболоцкий и Караганда".

"Николай Алексеевич жил в Караганде с марта 1945 по январь 1946 года" (с. 111). Саманный домик "... километрах в трёх от Нового города Караганды..." (с. 111). Село Михайловка... Таисии Тимофеевне знакомы такие места: "Я вспоминаю детство в Караганде этих лет. Мы жили на станции Большая Михайловка по улице Полевой, которая примыкала к зоне. Это был участок, обнесённый земляным валом, колючей проволокой с установленными вышками, на которых круглые сутки стояли мужчины с ружьями. Они охраняли заключённых. В памяти осталось чувство страха. Мы ходили в школу мимо зоны и старались не смотреть за вал в сторону вышек. Что было там - об этом никогда не говорили. Позже мы ходили через зону. Ощущение мрачной тайны сопровождало наше детство.

Прошли годы. Я поступила в аспирантуру и после поисков темы исследования, долгих сомнений выбрала тему, связанную с ранним творчеством Н.Заболоцкого. Я тогда и не предполагала, что обращаюсь к судьбе человека, который жил в моём городе и оставил след в его истории" (с. 7).

"Позже семья поэта поселяется на улице Ленина (дом N 9, кв. 30)" (с.111).

"С 8 января 1946 г. поэт получает командировку в столицу на два месяца, а в мае в Караганду поступает телеграмма от Н.Тихонова с просьбой уволить Заболоцкого в связи с его выездом на местожительство в Москву" (с. 112-113).

В 1947 году Н.Заболоцкий создаёт стихотворение "Город в степи". Т.Савченко отмечает, что "Заболоцкий часто художественно осмысливает факты эмпирической жизни спустя некоторое время. "Город в степи" подтверждает эту особенность" (с. 115). По её словам, "Город в степи" стоит особняком в ряду стихотворений поэта, "... запечатлевших жизнь с 1938 по 1945 гг. ... Несмотря на сложности времени, трудности пережитого, поэт создаёт произведение, воплощающее и восторг, и радость, и горечь" (с. 115).

Далее Т.Савченко подробно анализирует стихотворение, подчёркивая, что оно "... построено по законам эпического повествования... Поэтическая мысль развивается прихотливо и неожиданно, в то же время её движение подчиняется законам традиционной, широко разработанной в поэтическом искусстве логике" (с. 115).

Следующая часть раздела второго книги Т.Т. Савченко - "Из интервью газете "Новый вестник"" (Дмитрий Ким, "Новый вестник", 2004).

1968 год... Аспирантка педагогического института имени Абая в Алма-Ате Таисия Савченко решила исследовать раннее творчество Заболоцкого.

"В 1969 году Таисия Тимофеевна едет в Москву, в командировку на месяц, чтобы собрать материал о Заболоцком в столичных библиотеках. Именно тогда она и познакомилась с вдовой поэта. Просто пришла к ней в гости..." (с. 123).

"Когда я сказала, что приехала из Караганды, женщина даже вскрикнула... В этом вскрике, которым жена поэта встретила нежданную гостью из Караганды, видимо, в одну секунду слилось всё, что она пережила с Николаем Алексеевичем..." (с. 124).

Продолжая беседу с корреспондентом газеты "Новый вестник", Таисия Тимофеевна рассказывает: "Он не писал семь лет - все лагерные годы. Вновь вернулся к творчеству только здесь, в Караганде. В это же время - в марте 45-го, несколько известных писателей отправили письмо в защиту репрессированного поэта. Послание было адресовано Берии. И про карагандинское существование Заболоцкого в нём было сказано особо" (с. 124). Далее в книге Т.Т. Савченко приводится полный текст этого письма, датированного 22/III - 1945г. Письмо подписали Н.Тихонов, И.Эренбург, С.Маршак.

"В Караганде, - продолжает Таисия Тимофеевна, - поэт прожил чуть меньше года. Возможно, хлопоты коллег сыграли свою роль (за Заболоцкого ходатайствовали и писали прошения в прокуратуру и лично Сталину А.Фадеев и П.Антокольский, М.Зощенко и В.Каверин, К.Чуковский и Е.Шварц)" (с. 127).

Завершают раздел второй книги Т.Савченко материалы "Из переписки краеведа Ю.Попова с Е.В. Заболоцкой", опубликованные в газете "Индустриальная Караганда" в 1998 году (с. 130-131).

В письме от 18 апреля 1985 года вдова поэта Екатерина Васильевна, в частности, писала: "Из присланной Вами "Индустриальной Караганды" узнала, что в Карагандинском университете работает Т.Савченко, которая защитила кандидатскую диссертацию на тему о Заболоцком. Судя по автореферату, работа была интересной; Т.Савченко была у меня в Москве, потом я как-то потеряла её из виду. Если случится Вам её встретить, прошу передать ей от меня привет" (с. 130).

Интересной получилась и книга Таисии Тимофеевны Савченко "Н.Заболоцкий: Караганда в судьбе поэта".

По словам автора книги, Николай Алексеевич "... перед смертью составил опись своих произведений и записку: "После моей смерти опубликовать только эти произведения. Их считать законченными". И перечислил все. Но воля читателя с волей писателя не совпадают. Так что сегодня все его наброски, варианты, черновики и публикуют, и читают".

Уверена, что вдумчивый читатель произведений Н.Заболоцкого непременно обратится к литературным трудам Т.Т. Савченко о творчестве глубокого и своеобычного мыслителя и поэта.

Июнь 2023

 

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "Литературного Кисловодска"

 

Последнее изменение страницы 3 Nov 2023 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: