Страницы авторов "Тёмного леса"
Страница "Литературного Кисловодска"
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Текст статьи сокращён.
К 800-летию со дня рождения великого князя Александра Невского вышел в свет коллективный литературно-художественный труд {Александр Невский - светоч земли русской: всемирная антология памяти Александра Невского / Комитет по культуре и туризму Ленинградской области, Ленинградская областная универсальная научная библиотека; составитель Е.В. Лукин. - Санкт-Петербург: ИТД Скифия, 2021. - 288 с.: ил. Далее - Антология.}, которому суждено стать заметным вкладом в созидание духовного мемориала одного из самых известных политических и военных деятелей эпохи становления российской государственности.
В предисловии "Александр Невский - светоч земли русской" Евгений Лукин подчёркивает ключевую роль великого князя "в определении цивилизационного выбора между Западом и Востоком".
В качестве составителя Антологии Е.Лукин успешно решил сложную задачу выбора авторов, произведения которых продолжают художественные традиции фильма Сергея Эйзенштейна, кантаты Сергея Прокофьева, скульптур Владимира Горевого и Валентина Козенюка, российских писателей и поэтов - "от Николая Карамзина и Аполлона Майкова до Константина Симонова и Василия Яна". Особая значимость Антологии определяется также включением в неё произведений зарубежных литераторов.
"Имя Александра Невского, - пишет Е.Лукин, - которое давно стало духовным символом, объединяет в единое целое не только разные эпохи русской истории, не только разные регионы нашей страны, но и русское зарубежье - весь русский мир".
Книга "Александр Невский - светоч земли русской" состоит из трёх разделов.
Первый раздел открывается статьёй Веры Сытник (г. Янтай, Китай) "С кого начинается Родина?" Вспоминая слова известной песни, автор пишет: "А мне подумалось при начале работы над эссе об Александре Невском, что Родина начинается с таких вот фигур, как этот древнерусский князь, сумевший оставить после себя в истории России след, проступающий сквозь века тем ярче, чем дальше князь отодвигается от нас".
Замечу, что некоторые суждения автора статьи представляются мне излишне категоричными. Так, например, В.Сытник пишет: "Пожалуй, в истории не было иной личности, равноценной Александру Невскому. Не было до него и после не было вплоть до наших дней". Подчёркивая заслуги князя в защите православной веры и отечества, автор утверждает: "Православие сейчас не в меньшей опасности..."; "Золотая Орда, преобразовавшись в восточно-азиатские государства, так и шипит, так и корчит рожи в попытках напугать Россию и содрать с неё дань..."
Строки поэмы Тамары Лангуевой (г.Невинномысск, Ставропольский край) "Славные страницы жития Александра" наполнены выразительными поэтическими образами.
Былинный распев слышится в цикле свободных стихов Станислава Подольского (Кисловодск). В эпиграфе цикла - главные черты времени и личности Александра Невского: "Александро-Невское подворье испокон веков держалось всемирностью культуры, своеобразным единством языка, неукротимостью национального характера... "
Поэтическую речь Ст. Подольского отличают яркие, созвучные сути явления метафоры, убеждённость в духовной общности истинной поэзии безотносительно к месту и времени её сотворения:
В строках, завершающих цикл "Очарованные гусли", Станислав Подольский говорит о трагическом творческом пути многих певцов "сей Земли":
* За ны - за нас (древнерусское)
О важной вехе в жизни Александра Невского повествует Игорь Москвин (Санкт-Петербург) в рассказе "Постриг". Юный княжич "ступил в пору, когда должен пройти торжественный обряд посвящения в воины - постриг.
Наставителем молодого воина был избран боярин Фёдор Данилович.
"И со следующего дня началось обучение, хотя княжич и умел различать буквицы и складывать в короткие слова, но Фёдор Данилович спуску не давал, когда Александр проявлял усердие, хвалил, а иной раз за непослушание получал плёткой по седалищному месту: Отрок - он и воином остаётся отроком".
С интересом читаются "Времена. Исторические рассказы" Александра Петровского (Санкт-Петербург).
О трудном возвращении тяжело больного великого князя из Орды - в рассказе Леонида Корниенко (г.Сало, Финляндия) "Александр Невский. Момент истины".
Память об Александре Невском пополняется не только литературными трудами авторов Антологии, но и подвижнической деятельностью некоторых из них по восстановлению разрушенных храмов. Александр Петряков (Санкт-Петербург, г.Колпино) в очерке "Усть-Ижора" рассказывает: В конце 1980-х годов группа энтузиастов из расположенного неподалёку одного из научных центров атомной промышленности решила попытаться восстановить совсем уж обветшавшую, с обрушенным куполом, церковь Александра Невского...
"В апреле 1987 года члены инициативной группы провели первый субботник под озорным лозунгом: "Все на коммунистический субботник по восстановлению церкви!""
15 июля 1990 года патриарх Алексий освятил церковь святого благоверного князя Александра Невского.
Тамара Николаева (Санкт-Петербург) в очерке "Петербургские храмы в честь Александра Невского" обращает внимание, в частности, на то что "... уходит культура и отношение к ней как к сверхценности. Почему-то даже понятие подлинности исчезло из закона о культурном наследии".
Храмы святого Александра Невского имели средние и специальные учебные заведения, в числе которых "Императорское воспитательное общество благородных девиц" (Смольный институт), Александровский институт (ул. Смольного, 3)...
Кстати, по адресу улица Смольного, дом 3 в годы моего студенчества (1957-1962) располагался корпус юридического факультета Ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова. В этом же здании (вход со двора) было общежитие, благоустройство и контингент которого явно отличались от былых времён. (М. Самойлова).
Общая тема трёх эссе Милены Тепавчевич (г. Нови Сад, Сербия) - благодарная память сербского народа о русских воинах.
В стихотворении Ларисы Романенко (г.Рига, Латвия) "Храм Александра Невского в Риге" - слова молитвы и любви, звучащей памяти великого русского воина.
Во втором разделе Антологии представлены произведения участников Международного фестиваля "Мгинские мосты". В 2021 году фестиваль "был посвящён 800-летию со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского... "
В трёх стихотворениях Светланы Коневой (п.Мга, Ленинградская область) - размышления о величии образа "Воина Света", о "Словенском поле", о "Немецком кладбище" в Ленинградской области.
Николай Рачков (г.Тосно, Ленинградская область) в стихотворении "Меч Александра Невского" (с посвящением Евгению Титкову) воздаёт хвалу ратным подвигам князя.
Подвиги Александра Невского сохраняются памятью народа, служат примером для новых поколений защитников Родины.
О незабвенной памяти святого благословенного князя - чеканные строки Марианны Соломко (Санкт-Петербург) в стихотворении "Александр Невский".
"Разговор с Невским" как озаглавила свои стихи Таисия Богдан-Журихина, ведут и другие поэты - участники Международного фестиваля "Мгинские мосты".
Завершает второй раздел Антологии цикл стихотворений Натальи Смехачёвой (г.Торжок, Тверская область).
Третий раздел Антологии открывает исследование Вячеслава Овсянникова (Санкт-Петербург) "Образ Александра Невского в русской литературе и фольклоре".
С интересом читается генеалогическое эссе Владимира Павлова (Санкт-Петербург) "Александр Невский и его родословные связи".
В эссе Дмитрия Медвинского (Санкт- Петербург) "Александр Невский в русской истории: постижение через образ" отмечается: "Жизнь великого князя во многом мифологизирована, что объяснимо: слишком мало осталось в ней документальных свидетельств... Остаётся множество вопросов". Высказываются различные оценки его деятельности: "от патетически восторженных... до уничижительных..." По твёрдому убеждению автора публикации, репутация Александра Невского "остаётся безупречной, в чём заключается некий "феномен" великого князя".
Размышления об образе Александра Невского Анастасии Мироновой (Санкт-Петербург) "Павел Корин и портрет Александра Невского" основаны на убеждении, что "Историко-культурный феномен почитания Александра Невского связан с устойчивым представлением о нём как о воине-победителе, не знающем поражений, и о верном христианине, сумевшем отстоять веру своих предков".
В статье Марины Мединой (Санкт-Петербург) "Александр Невский и политический плакат" речь идёт об одном из "самых массовых и мобилизующих средств изобразительного искусства - политическом плакате".
Интересны размышления и воспоминания Дмитрия Рукавишникова (Санкт-Петербург) в его эссе "Александр Невский и фильм Сергея Эйзенштейна".
Читая статью Ефима Гаммера (г.Иерусалим, Израиль) "Вверх по лестнице Эйзенштейна, ведущей в бессмертие", я подумала - как интересно и важно знать историю городов, зданий, в которых суждено было побывать. К сожалению, не всегда это удаётся.
Е.Гаммеру довелось работать в рижской типографии, расположенной в старинном здании. В этом доме "... появился на свет 22 января (по старому стилю 10 января) 1893 года постановщик фильмов "Броненосец Потёмкин", "Александр Невский"... "
Автор статьи пишет, что после ареста фильма "Александр Невский" под угрозой оказалась и свобода его создателя: указ о взятии С.Эйзенштейна под стражу "... был уже подписан Ворошиловым и Кагановичем... "
Дочитана книга. В своих заметках без сокращения я старалась не только сказать об основном содержании публикаций, но и подчеркнуть своеобразие литературного языка их авторов посредством быть может чрезмерного цитирования.
Почти 150 лет назад Аполлон Майков создал сказание "В Городце в 1263 году" {Майков А.Н. Избранное. Стихотворения. Поэмы. "Слово о полку Игореве". Сост. Махалова Т.И. Кемеровское книжное издательство. 1982. С. 100-103} - о последних часах жизни и кончине великого князя.
Проходят века, но светоч земли Русской посылает негасимые духовные лучи на народ Земли сей.
Декабрь 2021
Страница "Литературного Кисловодска"
Страницы авторов "Литературного Кисловодска"
Последнее изменение страницы 24 Apr 2023