Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "ЛК"

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Страница Маргариты Самойловой

Пропавший без вести (о Викторе Самойлове)
О сборнике стихов Глеба Семенова
О книге воспоминаний о Глебе Семенове
К 100-летию со дня рождения К.Д.Воробьева
Памяти поэта Александра Межирова
О книге стихов Олега Голодного
О выступлении Солженицына в Кисловодской филармонии
Печальные рассказы
К юбилею стихотворения Б.чичибабина "Памяти А.твардовского"
О "Путешествии из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева
Памяти Н.А.Некрасова
К 120-летию Н.Заболоцкого
О Н.Заболоцком и о Караганде
"Об Александре Невском
"От Невы до Терека"
О книге Сергея Сущанского о литераторах Магадана
О книге С.Я.Подольского "Борис Леонидович Пастернак"
Феномен синестезии в творчестве С.Я.Подольского
О книге С.Я.Подольского "Стороны света"
О книге С.Я.Подольского "Облачный стрелок"
О книге С.Я.Подольского "След тигра"
О книге С.Я.Подольского "Седьмое чувство"
Об очерке С.Я.Подольского "Мой брат Иосиф"
О книге С.Я.Подольского "Азъ есмь"
Едоки каши
О книге стихов Светланы Цыбиной
О стихах Геннадия Трофимова
О стихах Евгения Инютина
О книге Юлии Чугай "Солнце за облаками" О трех стихотворениях Юлии Чугай
О стихотворении Светланы Гаделия "Скажи, Господь, ты этого хотел?"
О поэзии Марии Кирилловой
О публикациях Галины Марковой
О публикациях Василия Помещикова
О публикациях Ильи Миклашевского
Поэзия Натальи Рябининой
К истории литературно-художественного альманаха "Литературный Кисловодск"
О Максимилиане Волошине
Стихи
"Литературный Кисловодск", N83 (2023г.)

Маргарита Самойлова

ПАМЯТИ Н.А. НЕКРАСОВА

На обложке альманаха "Литературный Кисловодск" (N 82, январь 2023 г.) портрет Н.А. Некрасова.

Незабываемый российский поэт родился чуть более двухсот лет назад - 4 декабря 1821 года.

Мне посчастливилось в детстве слушать, а потом и самой читать его стихи.

Конец 1940-х годов, город Нижний Тагил, Свердловской области, дом моей прабабушки Шестаковой Анны Андреевны. В доме много книг, но чаще я прошу почитать мне стихи из очень толстой книги. Мне нравится и её обложка: тёмно-красная, из ткани. Если Анна Андреевна была занята домашней работой, она говорила стихотворения наизусть. Многие из них в памяти до сих пор.

Дело под вечер, зимой,
И морозец знатный,
По дороге столбовой
Едет парень молодой,
Ямщичок обратный...

Как-то я спросила: "А почему ямщичок обратный?", и Анна Андреевна мне объяснила.

Спрашивала я и о "лаптях с подковыркою", когда слушала стихотворение Н.Некрасова "Калистрат":

...А хозяйка занимается
На нагих детишек стиркою.
Пуще мужа наряжается -
Носит лапти с подковыркою.

Всякий раз потрясало меня стихотворение "Дёмушка".

Заснул старик на солнышке,
Скормил свиньям Демидушку
Придурковатый дед!..
Я клубышком каталася,
Я червышком свивалася,
Звала, будила Дёмушку -
Да поздно было звать!..

А стихотворение "Саша"!

Саше случалось знавать и печали:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Трупы деревьев недвижно лежали;
Сучья ломались, скрипели, трещали,
Жалобно листья шумели кругом.
Так после битвы во мраке ночном
Раненый стонет, зовёт, проклинает.
Ветер над полем кровавым летает...

Завершающие строки поэмы долгое время были мне не очень интересны. Позднее, перечитывая "Сашу", подумала, что и я встречала героев уже своего времени с их бесконечными критическими разговорами обо всех сторонах мирового и отечественного существования. К сожалению, такой достаточно образованный и умный человек

...Если ж за дело возьмётся - беда!
Мир виноват в неудаче тогда;
Чуть поослабнут нетвёрдые крылья,
Бедный кричит: "Бесполезны усилья!"
И уж куда как становится зол
Крылья свои опаливший орёл...

Есть, однако, надежда на то что

... А остальное всё сделает время,
Сеет он, всё-таки, доброе семя!

Как известно, это произведение Н.А. Некрасова получило многочисленные доброжелательные отклики: И.С. Тургенев, В.Боткин, семья Аксаковых, Л.Н. Толстой...

Вспоминается зимний вечер. Моя мама пришла с работы. Первым делом, на электрической плитке надо приготовить что-нибудь на ужин, подкинуть угля в печку, всего не перечислить. А тут я: "Хочу кушать, дай кушать..." Мама говорит: "Сейчас сделаю тебе тюрю". "Тюря, - умолкаю я, - что это такое? Может быть, какое-то наказание?" Слово "тюря" кажется мне устрашающим.

Через несколько минут мама усаживает меня за стол и ставит на него тарелку с тёплой водой и размоченными в ней кусочками чёрного хлеба. Может быть, даже с сахарным песком. При этом мама приговаривает:

Кушай тюрю, Яша!
Молочка-то нет!..

Сейчас, осторожно листая страницы книги Н.А. Некрасова{1}, нахожу знакомые с далёкого детства строки с рефреном (четырежды!):

- Славно жить народу
На Руси святой!

Открываю Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля: Тюря, тюра, тюрка - самая простая еда; хлеб или сухари, корки, покрошенные в воде с солью... Детская тюрка - белый хлеб в молоке, иногда с водою, с сахаром... Попутно смотрю значение упомянутых выше слов: "обратный", "лапти с подковыркою".

Интересная ссылка на Словарь В.И. Даля встретилась мне в примечании к стихотворению Н.А. Некрасова "Буря", в котором есть строки:

...Небо обложилось тучами кругом...
Полил дождь ручьями - прокатился гром!
Без надежды, скучен прихожу в беседку.
Прихожу и вижу - Любушку соседку!
Промочила ножки и хоть выжми шубку...
Было мне заботы обсушить голубку!

"...П.Ф. Якубович указывал на "недосмотр" поэта в строке: "Промочила ножки и хоть выжми шубку!" Откуда взялась шубка, если речь идёт о летней грозе?"

В примечании сказано: "Придирка Якубовича была неосновательна, так как шубкою в центральных губерниях зовут сарафан (см. "Толковый словарь" Даля)".

Смотрю: среди многих значений слова "шубка" есть и такое - "...шубкою зовут сарафан".

Хорошо ещё в детстве, юности услышать некрасовскую стихотворную речь. В 1921 году Валерий Брюсов вспоминал: "Некрасов был первым поэтом, которого я узнал в жизни. И в течение всего своего раннего детства я привык смотреть на Н.А. Некрасова как на тип, как на идеал поэта".{2}

А.Т. Твардовский писал о книге Н.А. Некрасова, попавшей к нему в детские годы, как о самой дорогой, "заветной" книге.

Мне посчастливилось учиться на юридическом факультете Ленинградского государственного университета. Помню ленинградские проспекты, набережные, мосты... Я бродила по ним, вдыхая влажный туманный воздух. И сейчас не просто читаю, но чувствую каждое слово Н.Некрасова о Петербурге:

Твой день больной, твой ветер мглистый,
Туманный, медленный рассвет...

Цикл стихотворений "О погоде", раздел II "До сумерек":

...Я, продрогнув, домой побежал.
Небо, видно, сегодня не сжалится:
Только дождь перестал,
Снег лепёшками крупными валится!
Город начал пустеть - и пора!

Раздел III "Сумерки":

...И вся роскошь столицы - ничто.
Надо всем, что ни есть:
над дворцом и тюрьмой,
И над медным Петром, и над грозной Невой,
До чугунных коней на воротах застав
(Что хотят ускакать
из столицы стремглав) -
Надо всем распростёрся туман
Душный, стройный, угрюмый, гнилой...

В статье "Н.А. Некрасов как поэт города" (1912 г.) В. Брюсов подчеркнул: "После Пушкина Достоевский и Некрасов - первые у нас поэты города, не побоявшиеся и сумевшие обратить в художественные создания то, что предшествующему поколению романтиков казалось "поэтичным". Это значение Некрасова не должно быть забыто в общей оценке его творчества".{3}

Прошли годы. После смерти моей прабабушки её дом был продан, часть вещей, в том числе и упомянутая книга стихотворений Н.А. Некрасова, перешла к моей матери.

После её смерти в 2006 году я увезла эту книгу в Тверь, где я в то время жила и работала, а в 2014 году - в Кисловодск. Таким образом, я не расстаюсь с дорогим для меня томом произведений Н.А. Некрасова всю свою сознательную жизнь.

Работая над своими заметками о творчестве Н.А. Некрасова, я прочитываю не только тексты отдельных стихотворений, но и примечания к ним в упомянутом собрании сочинений поэта.

Так, относительно стихотворения "Колыбельная песня (Подражание Лермонтову)", в частности, говорится: "Весною 1848 г. Фаддей Булгарин представил в Третье отделение донос, где между прочим писал,имея в виду "Колыбельную песню", "В дороге" и другие стихотворения Некрасова: "Некрасов самый отчаянный коммунист: стоит прочесть стихи его и прозу в С.-Петербургском альманахе, чтоб удостовериться в этом. Он страшно вопиет в пользу революции"".{4}

"Цензура последовательно запрещала "Колыбельную песню" при каждом новом издании стихотворений Некрасова - и в 1860, и в 1863, и в 1864 гг. ... Лишь в 1868 г. "Колыбельная могла снова появиться в печати, - через 22 года после того, как она была написана!"{5}

Интересны история создания стихотворения "Филантроп" и соответствующие к нему примечания.

"В 1846 г., по мысли писателя графа В.А. Сологуба, в петербургских великосветских кругах возникло благотворительное "Общество посещения бедных". Попечителем общества был герцог Лейхтенбергский, председателем - князь В.Ф. Одоевский, среди членов было немало великих князей, в том числе наследник престола, будущий Александр II".{6} После опубликования стихотворения "Филантроп" в нём усмотрели явную насмешку над В.Одоевским.

...Вдруг - известье незабвенное! -
Получаю письмецо,
Что в столице есть отменное
Благородное лицо;
Муж, которому подобного
Может быть, не знали вы,
Сердца ангельски-незлобного
И умнейшей головы...

Явившийся к генералу проситель разволновался так, что его приняли за пьяного, вывели из кабинета... Заключительные строки:

Верст на тысячу в окружности
Повестят свой добрый нрав,
А осудят по наружности:
Неказист - так и неправ!
Пишут, как бы свет весь заново
К общей пользе изменить,
А голодного от пьяного
Не умеют отличить...

Н.А. Некрасов в письме к князю Одоевскому уверил, что прообразом для "Филантропа" послужил известный писатель В.И. Даль, который "...однажды, лет десять назад, когда Некрасов пришёл к нему по делу, принял усталого поэта за пьяного".{7} При этом Н.А. Некрасов поясняет, что он и Даля в своём стихотворении не изображал, а вывел черту современного общества.

В то же время в Примечаниях говорится: "В "Современнике" и в первом издании был куплет, несомненно изображающий Даля:

В русском духе, молодецкая,
Как по маслу речь текла,
Хоть фамилия немецкая
У особы той была..." {8}

По требованию цензуры Н.А. Некрасов неоднократно вносил изменения в стихотворение "Филантроп".

Вспомнилось, что описание обстоятельств, связанных со стихотворением "Филантроп", встречалось мне в книге о жизни и творчестве В.И. Даля.

"С Невского проспекта - на площадь Александринского театра (которому едва десять лет минуло), мимо Публичной библиотеки, туда, глубже, за театр, к дому министерства внутренних дел, - и ещё девяносто ступеней вверх: квартира чиновника особых поручений при министерстве Владимира Ивановича Даля".{9}

...Однажды эти девяносто ступеней одолел молодой Некрасов - он составлял тогда "Петербургский сборник" и пришёл к Далю просить статьи. "Я очень запыхался и, может быть, сконфузился.

Я был тогда начинающий. Даль мне в просьбе моей отказал; а через несколько дней сказал Тургеневу: "Что за человек Некрасов? Он пришёл ко мне пьяный?" и проч... Я не был ни пьян, ни голоден, это меня заставило подумать, как Даль дошёл до такого заключения обо мне, - вышло стихотворение "Филантроп".{10}

Сомневалась, надо ли мне цитировать явно несправедливые мнения двух современников Н.А. Некрасова.

В.Я. Брюсов, анализируя творческую деятельность А.А. Фета, его суждения о вдохновении, интуиции, прозрении, пишет: "Здесь та абсолютная свобода, которую имел в виду Фет, когда говорил "псевдопоэту" (т.е. Н.А. Некрасову):

Ты слова гордого - свобода
Ни разу сердцем не постиг! -

и когда о себе и о художниках, подобных себе, восклицал:

Кляните нас: нам дорога свобода!""

В статье "Анкета о Некрасове" В.Брюсов говорит: "Слова Тургенева, что в стихах Некрасова "её-то, поэзии-то и нет ни на грош", грубая несправедливость".{12}

Нежность и печаль, страдание и сострадание чувствуются в стихах поэта, посвящённых любимой женщине: "Я не люблю иронии твоей..."; "Да, наша жизнь текла мятежно..."; "Мы с тобой бестолковые люди..."; "О, письма женщины, нам милой!.."; "Давно отвергнутый тобою..."; "Письма"...

Несколько стихотворений обращены к другой женщине и имеют одинаковое название - "Зине". В примечании к стихотворению "Зине" (Ты ещё на жизнь имеешь право) сказано, что настоящее имя Зины - Фёкла Онисимовна Викторова. Некрасов обвенчался с ней уже на смертном одре.

Стихотворение "Дедушка", как указано в скобках, посвящается "З-н-ч-е". В примечании к нему поясняется: "В журнале и в издании 1873 г. был подзаголовок: "Посвящается З-н-ч-е", т.е. Зиночке, жене поэта, Зинаиде Николаевне. Мы сохраняем это посвящение в нашем издании, так как оно было своевольно исключено после смерти поэта его сестрой, не любившей Зинаиды Николаевны..."{13}

В примечании к стихотворению "Зине" (Пододвинь перо, бумагу, книги!) жена поэта названа Зинаида Николаевна.

"Зине"
Пододвинь перо, бумагу, книги!
Милый друг! Легенду я слыхал:
Пали с плеч подвижника вериги,
И подвижник мертвый пал!
Помогай же мне трудиться, Зина!
Труд всегда меня животворил.
Вот еще красивая картина -
Запиши, пока я не забыл!
Да не плачь украдкой! Верь надежде,
Смейся, пой, как пела ты весной,
Повторяй друзьям моим, как прежде,
Каждый стих, записанный тобой.
Говори, что ты довольна другом:
В торжестве одержанных побед
Над своим мучителем недугом
Позабыл о смерти твой поэт!
13 февраля

Это стихотворение создано за несколько месяцев до смерти поэта: он умер 27 декабря 1877 года (по новому стилю 8 января 1878 года). Речь над могилой говорил Фёдор Михайлович Достоевский...

Примечания

{1} Некрасов Н.А. Сочинения. Редакция; Биографический очерк и Примечания Корнея Чуковского. Вступительная статья В. Кирпотина. Ленинград. Государственное издательство "Художественная литература". 1937 г. - 611 стр. Илл. Далее - Некрасов Н.А. Сочинения.

{2} Брюсов В. Собрание сочинений. В 7-ми томах. Под общ. ред. П.Г. Антокольского и др. Т. VI. Статьи и рецензии 1893-1924. "Далёкие и близкие". Ст. и составл. Д.Е. Максимова. Подгот. текстов и примеч. Д.Е. Максимова и Помирчего. М., "Худож. лит.", 1975. С. 600. Далее - Брюсов В. Собр. соч.

{3} Брюсов В. Собр. соч. Т. VI. С. 188

{4} Некрасов Н.А. Сочинения. С. 494

{5} Там же

{6} Там же, с. 505

{7} Там же.С. 505

{8} Там же. С. 505

{9} Порудоминский В.И. Даль. М., "Молодая гвардия", 1971. 384 с., с илл. ("Жизнь замечательных людей". Серия биографий. Вып. 17 (505). С. 233

{10} Порудоминский В.И. Указ. соч. С. 234

{11} Брюсов В. А.А. Фет. Искусство или жизнь. Собр. соч. Т. VI. С. 212

{12} Брюсов В. Собр. соч. Т. VI. С. 74

{13} Некрасов Н.А. Сочинения. С. 553

 

Николай Некрасов

* * *

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
"Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублем подарит!"

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна.
Я видывал, как она косит:
Что взмах - то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит.

По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. "Утеха!"
Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,
В беде - не сробеет, - спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!..

 

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "Литературного Кисловодска"

 

Последнее изменение страницы 24 Apr 2023 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: