Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "ЛК"

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Страница Маргариты Самойловой

Пропавший без вести (о Викторе Самойлове)
О сборнике стихов Глеба Семенова
О книге воспоминаний о Глебе Семенове
К 100-летию со дня рождения К.Д.Воробьева
Памяти поэта Александра Межирова
О книге стихов Олега Голодного
О выступлении Солженицына в Кисловодской филармонии
Печальные рассказы
К юбилею стихотворения Б.чичибабина "Памяти А.твардовского"
О "Путешествии из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева
Памяти Н.А.Некрасова
К 120-летию Н.Заболоцкого
О Н.Заболоцком и о Караганде
"Об Александре Невском
"От Невы до Терека"
О книге Сергея Сущанского о литераторах Магадана
О книге С.Я.Подольского "Борис Леонидович Пастернак"
Феномен синестезии в творчестве С.Я.Подольского
О книге С.Я.Подольского "Стороны света"
О книге С.Я.Подольского "Облачный стрелок"
О книге С.Я.Подольского "След тигра"
О книге С.Я.Подольского "Седьмое чувство"
Об очерке С.Я.Подольского "Мой брат Иосиф"
О книге С.Я.Подольского "Азъ есмь"
Едоки каши
О книге стихов Светланы Цыбиной
Поэтические мелоди Марины Луневой
О стихах Геннадия Трофимова
О стихах Евгения Инютина
О книге Юлии Чугай "Солнце за облаками" О трех стихотворениях Юлии Чугай
О стихотворении Светланы Гаделия "Скажи, Господь, ты этого хотел?"
О поэзии Марии Кирилловой
О публикациях Галины Марковой
О публикациях Василия Помещикова
О публикациях Ильи Миклашевского
Поэзия Натальи Рябининой
К истории литературно-художественного альманаха "Литературный Кисловодск"
О Максимилиане Волошине
Стихи
"Литературный Кисловодск", N83 (2023г.)
ПОЧТА "ЛК"

Маргарита Самойлова

Три года сотрудничества с альманахом "Литературный Кисловодск"

Продолжаю перечитывать выпуски альманаха (N71, сентябрь 2019 - N82, январь 2023). Вспоминаю, что в начале знакомства с названным изданием привлекла внимание информация Ильи Миклашевского "Журнал "Тёмный лес" и его сайт" ("ЛК"-71, сентябрь 2019).

И.Р Миклашевский, в частности, пишет: "Когда сайт заработал, я, конечно, предложил С.Я. Подольскому сделать на нём и страницу "Литературного Кисловодска". Мы решили группировать публикации на авторских страницах. Среди авторов, чьи страницы следует сделать в первую очередь, Станислав Яковлевич назвал Геннадия Трофимова и Мирона Этлиса. К сожалению, они не успели увидеть свои страницы. Это осталось для меня вечным укором: надо работать быстрее".

Произведения И. Миклашевского в указанных выпусках альманаха опубликованы в различных рубриках: "Философские странички"; "Мир молодых"; "Поэты "Зелёной горы"".

Философские странички
"ЛК"-72, январь 2020
Две новеллы под общим названием "Почему?"

Первая - "Афганская сказка". Старый немощный бандит ради безумного самоутверждения приказывает маленькому мальчику плясать на улице. "Мальчик плясать не захотел, и бандит стал тыкать его ножом..." Прохожие издалека стыдили бандита, но никто не подошёл и не помог мальчику. "К счастью, у бандита вдруг закололо сердце, потом сильней, началась одышка. Он побрел домой, лег на койку и больше уже не вставал. А окровавленный мальчик побрел в другую сторону".

Покалеченный мальчик вырос озлобленным хулиганом. "А родственники бандита говорили: "Правильно он его резал - понимал, что из него вырастет!""

Кто виновен в том, что мальчик вырос негодяем? Старый бандит; люди, глядевшие на изрезанного мальчика; тот молодой человек, которым стал выросший ребёнок?

Около сорока лет назад очень морозным днём я ехала в промёрзшем вагоне трамвая. На одной из остановок в заднюю дверь вагона вошёл мальчик, на которого пассажиры не обратили особого внимания. Через минуту раздался крикливый голос кондукторши - оказывается, у мальчика не было денег на билет. Не доезжая до следующей остановки, вожатый остановил трамвай и мальчика высадили на мороз. Никто из пассажиров, в том числе и я, не купили мальчику билет. Можно, конечно, оправдываться тем, что всё произошло очень быстро, что не успели сообразить, что ребёнка могут высадить... По сей день укоряю себя.

Вторая новелла: "Александр Дюма"

"Меня всегда удивляло, что человек "заказавший" собственную жену, считается идеалом рыцарственности, образцом для юношества".

Размышляя о других произведениях А. Дюма, автор упоминает об исследовании Андре Моруа "Три Дюма", об оценке творчества А. Дюма Владимиром Короленко, о приключенческом романе Михаила Сидоровича, написанном в основном на сюжет "Три мушкетёра".

"Лк"-74, сентябрь 2020
"загадка альтруизма"

Суждения И.Р Миклашевского о феномене альтруизма основаны на положениях ряда отраслей знаний: теория Ч. Дарвина, исследования Ю. Фридман...

Напомню, что термин "альтруизм" введён в научный оборот французским философом О. Контом. Рассматривается он и в психоаналитической концепции З. Фрейда.

Интересно, будет ли найдена исчерпывающая разгадка альтруизма в естествознании, религии, культуре? Каковы критерии устойчивого равновесия альтруизма и эгоизма? Альтруизм и война? Альтруизм и преступность?..

Около тридцати лет назад И. Миклашевский сказал {Миклашевский И.Р. Рубайат - Новопавловск, 1995 - 32 с. С. 8}:

Твердят, что надо думать о других:
им думать обо мне, а мне - о них.
Но разве кто-то знает, что мне нужно?
А им что - кто-то лучше их самих?
"ЛК"-75, январь 2021
А.И. Солженицын

Воспоминание И.Р Миклашевского о встрече А.И. Солженицына с жителями Кисловодска в 1994 году. Эти заметки ранее были опубликованы в Живом журнале 30 марта 2012 года. Автор вспоминает:

"Александр Исаевич тогда только что вернулся из Америки, проехав по Транссибирской дороге.

На встрече в филармонии он повел себя нестандартно: не стал выступать с речью, а предложил выступить всем желающим. "Я буду только секретарствовать", - сказал он.

Наконец, Солженицын сказал: "Я подытожу",

- и действительно не отходил от тем, затронутых в выступлениях кисловодчан".

Позднее воспоминания (в сокращении) И.Р. Миклашевского были включены в мой материал "Дорого каждое свидетельство. Памяти А.И. Солженицына".

"Лк"-81, сентябрь 2022
Библейские темы

Под этим общим заголовком - три новеллы: "Иисус"; "Данко (плагиат)"; "Блудный сын".

В первой новелле, размышляя о личности Иисуса Христа, И. Миклашевский подчёркивает важность того, что Христос живёт в памяти миллиардов людей. Автор также упоминает о книге Ю. Латыниной под названием "Иисус. Историческое расследование" / Москва: Эксмо, 2019. - 544 с.

Думаю, что некоторые выводы И. Миклашевского нуждаются в дополнительной аргументации.

Во второй новелле автор обращается к знаменитому произведению Максима Горького. Историческая роль вождя, непостоянство настроений ведомых им людей, недовольство новым вождём...

"Тогда он повел людей на соседнее маленькое племя, тоже тщетно пытавшееся выбраться из леса. Обещал, что, покорив все соседние племена, они потом легко завоюют и долины с виноградниками... Советский классик был большим оптимистом и написал, что племя благополучно выбралось из леса. Но он вполне мог пожертвовать фактической правдой ради исторической".

Третья новелла - аллюзия на известную евангельскую притчу. Заключительные слова рассказа И.Р. Миклашевского "Блудный сын": "Было это очень давно, подробности позабыты, но полагаю, умер непочтительный сын где-то под забором. Страна та была богатая, нищим подавали щедро, но и там временами случался неурожай, и тогда у нищих было мало шансов".

"Лк"-82, январь 2023
Фемистокл Манилов. алиса в подземелье

Начинаешь читать - и погружаешься в сгущающиеся ноябрьские сумерки, невольно ощущаешь себя персонажем реального (фантастического?) происшествия.

Пустынная улица; большое мрачное здание; за ним - два-три дома поплоше...

Алисе вдруг почему-то показалось, что за ней кто-то идет. Она не решилась оглянуться, но прибавила шагу... Вот уже справа старый двухэтажный дом, кажется, предназначенный под снос... И тут Алиса сделала то, чего вовсе не собиралась, за секунду даже не думала об этом: юркнула в приоткрытую дверь"... Другая дверь, за ней - абсолютно тёмный коридор... стена... дверь с выломанной нижней частью... пролом... грязная крутая лестница, ведущая вниз... какой-то подвал... маленькое оконце под потолком... под окном кто-то, кажется, зашевелился. "Алиса почувствовала запах грязной одежды и водочного перегара... Побежала - и вдруг под ногой - пустота - и она уже летит вниз!.."

"Вдруг из тени вышел человек в камуфляже, с удивлением посмотрел на Алису и повернулся, быстро пошел куда-то..."

Заключительные строки новеллы: "До дома было минут пять, максимум десять, учитывая, что она идёт практически босиком. Но что же она скажет дома?!"

Читая, ловлю себя на мысли: "Лишь бы всё хорошо закончилось!" После прочтения долго обдумываю содержание: реальность? Абсурд? Быть может, реальность, ужасная до абсурда?

Мир молодых

В рубрике "Мир молодых" помещены две публикации И.Р Миклашевского. "ЛК"-77, сентябрь 2021. Автобиографическая повесть "Три молодости. Воспоминания. Кисловодск".

Илья Миклашевский - студент, затем аспирант московского пединститута. Он "весь отдался математике, посещал множество спецкурсов и семинаров - и через три месяца надорвался..." Как-то пожаловался своему однокурснику, на что он ответил: "А ты займись ремеслом". "С тех пор, - пишет И. Миклашевский, - я стал подумывать о поступлении в Кисловодскую школу массажистов". Преодолев ряд обстоятельств, он успешно сдаёт вступительные экзамены.

"В первом семестре главными предметами были анатомия и фармакология. А я, вместо того чтобы штудировать кости и пилюли, ходил по Кисловодску, изучал его причудливую географию, подчиненную горному рельефу". Думаю, что тот кто ходил по терренкурам Кисловодского парка и каменистым городским переулкам, ощутят выразительность литературной речи И. Миклашевского.

Один из его знакомых, хорошо знавший эсперанто, немецкий, карачаевский и другие языки, посоветовал "...ходить на литературную студию в Дом учителя: "Там ты найдёшь человека, с которым сможешь разговаривать о буддизме" - он имел в виду руководителя студии Станислава Яковлевича Подольского. Я последовал совету друга - и постепенно литстудия стала главным кругом моего общения в Кисловодске... Эта литературная студия существует до сих пор. Состав участников постепенно обновился, а средний их возраст "за тридцать лет" увеличился лет "на сорок"; и собираются теперь не в Доме учителя, а на Даче Шаляпина. Руководитель всё тот же - С.Я. Подольский.

В последние двадцать лет к этой его миссии добавилась другая, более масштабная: он издает журнал "Литературный Кисловодск", который за это время стал всероссийским: в нем печатаются авторы не только Ставропольского края, не только с юга России, Москвы и Петербурга, но и из Сыктывкара, Ухты, Магадана, а иногда и из-за рубежа. И это без какого-либо финансирования - вскладчину, на деньги авторов!"

Поступив в медицинское училище, И. Миклашевский продолжал заниматься математикой, познакомился с физиками - сотрудниками солнечной обсерватории. "Короткого разговора с ними на околонаучные темы хватило, чтобы математика вновь вернулась в мою голову... "

Однако не забыта и профессия массажиста. А ещё был поход на Эльбрус...

Завершая воспоминания о Кисловодске, И.Р. Миклашевский пишет: "Так и не знаю, правильно ли я сделал, что пошел в массажисты. Наверно, правильно: наверно, какая-то польза от моей работы людям все-таки была. А пребывание в Кисловодске было неожиданно подаренной мне второй молодостью. Правда, прошедшей так же бездарно,как и первая.

В сорок лет я понял, что третьей молодости точно не будет - и опять ошибся: когда меня уволили из поликлиники, я неожиданно для себя занялся спортом (бегом на длинные дистанции), т.е. тем, что, как считается, присуще молодости. Оказался окружен людьми не всегда молодыми, но почти всегда намного моложе меня. Но вот и третья молодость подходит к концу..."

"ЛК"-80, май 2020
Биографическая повесть "Школьные годы"

по содержанию которой можно проследить, как возрастал талантливый, многосторонне-образованный человек.

"В 1963 году, - пишет Илья Миклашевский, - я пошел в 1-й класс московской школы N 32... В тот год она стала французской спецшколой..." В 1966 году, в связи с переездом семьи в новую квартиру, он стал учиться в школе N 18. "Я долго тосковал по старой школе, несколько лет поддерживал связь со своими тамошними друзьями, но к окончанию школы связь постепенно оборвалась. С одноклассниками из новой школы связи тоже оборвались вскоре после её окончания, но через тридцать лет возобновились".

Читаю эту новеллу и вспоминаю свои школьные годы (г. Нижний Тагил, 1947-1957). Хорошие учителя, дружеские отношения одноклассников. До недавнего времени была постоянная телефонная связь с Ниной, которая рассказывала мне о нескольких наших одноклассницах, передавала от них приветы. Но в январе 2022 года Нины не стало...

"В старших классах, - продолжает И. Миклашевский, - я был целиком поглощен учебой - читал классиков... Особенно занимался математикой. В 8-м классе поступил в Заочную математическую школу..." В 9-м классе Илья поступил в Вечернюю экономико-математическую школу при экономическом факультете МГУ; в 9-м и 10-м ходил и на Константиновский математический кружок в МГУ, а на первом курсе ходил туда уже в качестве руководителя.

"Ну, о студенческих годах я уже написал раньше... "

Поэты "Зелёной горы"
"ЛК"-78-79, январь 2022
Илья Миклашевский. "Поезд"
1
...Прибывает поезд,
я в него вхожу,
но чего искал я,
в нём не нахожу.

Входят и выходят,
все спешат... Куда?
А в купе, в графине -
свежая вода...

1972

2
Мелькают дни, мелькают чьи-то лица,
как станции мелькают за окном.
Я злюсь, что злая ведьма-проводница
жалеет мне стакана с кипятком.

А мысли разбегаются куда-то,
и в сон клонит стучание колес.
Вот будет станция - тогда, тогда-то...
Давно мне так спокойно не спалось.

Нет, надо выбираться из вагона,
задуматься серьезно, и решить,
и выполнить...
А поезд сонно-сонно:
куда спешить, куда спешить, куда спешить...

А если станция - да на свободу,
да что-нибудь такое совершить...
Но не пойдешь же в эдаку погоду,
куда спешить, куда спешить, куда спешить!..

Мелькают дни, и месяцы, и годы,
и смутные желания в мозгу.
Эх, если б остановка - и свобода.
Но поезд придержать я не могу.

И поезд всё летит, летит куда-то,
я не решаюсь прыгать на ходу.
И не решусь.
Не далека уж дата,
когда на грустной станции сойду...

1988

3
Бреду по шпалам полусгнившим:
давно не ходят поезда, -
сам бывший, по дорогам бывшим,
кривым дорогам в никуда...

2020

Но, как хочется думать, есть другие поезда, замедляющие ход перед грустной станцией...

Октябрь 2022 - январь 2023

 

Страница Ильи Миклашевского

 

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "Литературного Кисловодска"

 

Последнее изменение страницы 31 Mar 2023 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: