Страницы авторов "Тёмного леса"
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Основу новой книги Станислава Подольского "Тексты. Кавказ - Колыма" составили стихи из рукописи неизданного сборника 1973 года. И вектор её другой, чем вектор предыдущей книги "Жгучий транзит", увидевшей свет в 2015 году. "Жгучий транзит" - книга избранных стихотворений. Она охватывала более чем полувековой период творчества поэта. И главное в ней, как я писала в рецензии ("Литературный Кисловодск" N59), природа. Она как будто примиряла автора с жизнью, которая в юности полна борьбы, деятельности и надежд, как правило, увы! - несбыточных.
А книга "Тексты. Кавказ - Колыма" - из другого, молодого, времени: времени освоения мира, созидания личности, времени запредельных желаний и трудов.
Прошли десятилетия, а горечь не проходит. До мельчайших подробностей помнит Станислав Подольский свою издательскую эпопею. И простить не может безвестному Пчёлкину подлую рецензию, зарубившую книгу. И не остывает горячая благодарность замечательному поэту Глебу Семёнову, чьи добрые слова и внимание к собрату по перу с далёкой Колымы живы до сих пор. И досадное, и бесплодное - вот если бы! - тогда, мнится, подругому сложилась бы литературная биография!..
Мы, провинциалы, не знали и знать не могли тысяч закорючек, направлявших литературный процесс в нужное русло. На чемпионате по бегу в мешках пытались победить, плавая или поднимая тяжести.
И вот перед нами книга молодого, подающего надежды, автора - деятельного, работящего, талантливого, с большим жизненным опытом. Книга из далёких семидесятых.
Военное детство и скудные, полные трудов и лишений послевоенные годы.
Надо ли уточнять, что "чёрствая Мать" - это сдвоенный образ матери и Родины? А "нестрогий Отец" - Всевышний? От этого стихотворение приобретает большой смысл и объясняет тягу автора к великому. Да и название стихотворения "Адам" говорит о многом.
На мой взгляд, замечательно написан "Армянский оркестрик".
В стихотворении привлекает его историческая и художественная "объёмность". Оно спокойно и радостно, стягивает воедино в запечатлённом мгновении древность и современность, делая это мгновение вечным.
Так может написать художник, музыкант, философ.
А ведь Станислав Подольский по жизни и рисовал, и на скрипочке играл, и головой работал. Да и поэтическое слово искал с детских лет. Талант не живёт в одиночестве - всё ему интересно!
Очень симпатичны зарисовки. Замечательны "Лезгинка", "По дороге степной" (о славянской девочке, провожающей своего дружка "из аланов"), "На этюдах".
Главная особенность поэта - он пишет "по-крупному". И образность его произведений, и портреты людей, и природа - объёмны, сопряжены с мощными горными пейзажами, с бесконечными дорогами, с близким - рукой достать - небом, с обыденным величием человека.
И хотя "дорога" в поисках свободы приводит его на Колыму (сердце ГУЛАГа, символ неволи!), ему кажется, что вырвался "за колючую проволоку" родного Ставрополья, где им интересовался КГБ как свидетелем Новочеркасских событий 1962 года, и не только.
Меньше удаются поэту лирические стихи. "Жгучие скарабеи глаз", "две стройных гончих - звонкие ноги, летящие сквозь народы и племена". "вязкий колокол живота певучего", "несчастные острые стрижи взглядов и прикосновений" и т.д. и т.п. Возлюбленную он называет "египтянкой". Как не вспомнить здесь "Песни песней Соломона"! Попытка подражания библейскому тексту превратило героиню стихотворения в мишень для высокопарных словес. Да и "гигантизм" образов других любовных стихов, на мой взгляд, неудачен. Автору не веришь. Вполне возможно этот недостаток - следствие особенности его поэтического характера.
Хочется поменять местами две последние книги Станислава Подольского. Они гармонично бы показали его творческую судьбу во времени.
Замечательно то, что он не потерпел поражения ни в жизни, ни в поэзии. Несмотря на непростые жизненные ситуации, не изменяет своему дару, умеет сказать главное, остаётся поэтом и собирает под своё крыло любящих поэтическое слово.
"Моя вечность - мгновенье". Двоякий смысл у этой строчки. Но главное для Станислава Подольского - жить так, чтобы в "мгновенье" своей жизни вместить "вечность".
Страница "Литературного Кисловодска"
Страницы авторов "Литературного Кисловодска"
Последнее изменение страницы 1 Jul 2023