Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Страница Натальи Рябининой

Стихи
Поэма любви
Так и жили
Снежинки
В прошлом веке
Солженицын
О И.Л.Сельвинском
О Н.К.Старшинове
О Г.М.Левине
О Р.А.Ивневе
О М.К.Луконине
О Н.М.Рубцове
О М.А.Волошине
О Г.В.Иванове
Петербургский период Г.В.Иванова
В сторону Н.Гумилева
О С.И.Гаделия
О Е.П.Резник
О книге И.Зиновьева "Звон цыкад"
О книге Ст.Подольского "Тексты"
О "Литературном Кисловодске"
"Литературный Кисловодск", N60 (2016г.)

Наталья Рябинина

"МОЯ ВЕЧНОСТЬ - МГНОВЕНЬЕ"

Станислав Подольский. Тексты. Кавказ - Колыма XX-XXI, Кисловодск, 2015

Основу новой книги Станислава Подольского "Тексты. Кавказ - Колыма" составили стихи из рукописи неизданного сборника 1973 года. И вектор её другой, чем вектор предыдущей книги "Жгучий транзит", увидевшей свет в 2015 году. "Жгучий транзит" - книга избранных стихотворений. Она охватывала более чем полувековой период творчества поэта. И главное в ней, как я писала в рецензии ("Литературный Кисловодск" N59), природа. Она как будто примиряла автора с жизнью, которая в юности полна борьбы, деятельности и надежд, как правило, увы! - несбыточных.

А книга "Тексты. Кавказ - Колыма" - из другого, молодого, времени: времени освоения мира, созидания личности, времени запредельных желаний и трудов.

Прошли десятилетия, а горечь не проходит. До мельчайших подробностей помнит Станислав Подольский свою издательскую эпопею. И простить не может безвестному Пчёлкину подлую рецензию, зарубившую книгу. И не остывает горячая благодарность замечательному поэту Глебу Семёнову, чьи добрые слова и внимание к собрату по перу с далёкой Колымы живы до сих пор. И досадное, и бесплодное - вот если бы! - тогда, мнится, подругому сложилась бы литературная биография!..

Мы, провинциалы, не знали и знать не могли тысяч закорючек, направлявших литературный процесс в нужное русло. На чемпионате по бегу в мешках пытались победить, плавая или поднимая тяжести.

И вот перед нами книга молодого, подающего надежды, автора - деятельного, работящего, талантливого, с большим жизненным опытом. Книга из далёких семидесятых.

Военное детство и скудные, полные трудов и лишений послевоенные годы.

Я крупно задолжал на свете.
Перед любовью
и работой,
перед пространством
я в просроченном долгу,
пред чёрствой Матерью,
перед Отцом нестрогим,
пред серой
бесконечною дорогой.
("Адам", 1972г., стр.8)

Надо ли уточнять, что "чёрствая Мать" - это сдвоенный образ матери и Родины? А "нестрогий Отец" - Всевышний? От этого стихотворение приобретает большой смысл и объясняет тягу автора к великому. Да и название стихотворения "Адам" говорит о многом.

На мой взгляд, замечательно написан "Армянский оркестрик".

Так проходит по улице случайный
свадебный и похоронный
армянский оркестрик,
где зурна рассказывает,
приплясывая и грустя,
где барабан или бубен
отсчитывает времени
лёгкий шаг,
где кяманча
гнёт свою собственную
пленительную линию
или размазывает краску
звуков
за спиной у зурны,
где пахнет тысячелетиями,
где кричит извечная боль,
вспыхивает внезапная нежность,
а тоска и любовь
неожиданно походят друг на друга,
Где каждый знает, что делает,
где все прислушиваются,
чтобы не загораживать дорогу идущему,
где поэтому каждый слышен,
хоть все говорят об одном
и одновременно,
где древность не мешает
пройтись по автомобильной магистрали
сквозь сутолоку поп-ансамблей
и разученную приподнятость стосильного
симфонического парада...
Так вот случайный
проходящий по улицам
свадебный и похоронный
армянский оркестрик
сочиняет,
где за тысячи лет не забыли звучания
голоса человека.
(Армянский оркестрик, 1969г., стр.13)

В стихотворении привлекает его историческая и художественная "объёмность". Оно спокойно и радостно, стягивает воедино в запечатлённом мгновении древность и современность, делая это мгновение вечным.

Так может написать художник, музыкант, философ.

А ведь Станислав Подольский по жизни и рисовал, и на скрипочке играл, и головой работал. Да и поэтическое слово искал с детских лет. Талант не живёт в одиночестве - всё ему интересно!

Очень симпатичны зарисовки. Замечательны "Лезгинка", "По дороге степной" (о славянской девочке, провожающей своего дружка "из аланов"), "На этюдах".

И женщины выпуклые
усеяли побережье,
словно землетрясения отрясли
грушевое дерево
автострад.
И мужчины
валялись и ржавели
там и тут,
подобно смуглым кинжалам.
("На этюдах", 1964г., стр.18)

Главная особенность поэта - он пишет "по-крупному". И образность его произведений, и портреты людей, и природа - объёмны, сопряжены с мощными горными пейзажами, с бесконечными дорогами, с близким - рукой достать - небом, с обыденным величием человека.

И хотя "дорога" в поисках свободы приводит его на Колыму (сердце ГУЛАГа, символ неволи!), ему кажется, что вырвался "за колючую проволоку" родного Ставрополья, где им интересовался КГБ как свидетелем Новочеркасских событий 1962 года, и не только.

Меньше удаются поэту лирические стихи. "Жгучие скарабеи глаз", "две стройных гончих - звонкие ноги, летящие сквозь народы и племена". "вязкий колокол живота певучего", "несчастные острые стрижи взглядов и прикосновений" и т.д. и т.п. Возлюбленную он называет "египтянкой". Как не вспомнить здесь "Песни песней Соломона"! Попытка подражания библейскому тексту превратило героиню стихотворения в мишень для высокопарных словес. Да и "гигантизм" образов других любовных стихов, на мой взгляд, неудачен. Автору не веришь. Вполне возможно этот недостаток - следствие особенности его поэтического характера.

В глаза людей я заглядывал,
руки им жал.
По душам поговорить не пришлось
вот, жаль...
("Оглянувшись.", стр.102)

Хочется поменять местами две последние книги Станислава Подольского. Они гармонично бы показали его творческую судьбу во времени.

Замечательно то, что он не потерпел поражения ни в жизни, ни в поэзии. Несмотря на непростые жизненные ситуации, не изменяет своему дару, умеет сказать главное, остаётся поэтом и собирает под своё крыло любящих поэтическое слово.

"Моя вечность - мгновенье". Двоякий смысл у этой строчки. Но главное для Станислава Подольского - жить так, чтобы в "мгновенье" своей жизни вместить "вечность".

 

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "Литературного Кисловодска"

 

Последнее изменение страницы 1 Jul 2023 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: