Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы Юрия Насимовича

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Литературный Кисловодск и окрестности

Из нашей почты

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Обзор сайта

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Страница Ильи Миклашевского

Этика и этология
Чарльз Дарвин и его учение
Учение Николая Фёдорова в XXI веке
Биокосмогоническая гипотеза Юрия Насимовича
Артем Ферье
Акоп Назаретян
Философия истории Акопа Назаретяна
Философия Назаретяна - ключ к прошедшему и будущему
Воспоминания о А.П.Назаретяне
О традициях
Загадка альтруизма
Попытка богословия
Деист и атеист
Гуманист и этатист
Славянофилы и западники
Малоизвестные страницы истории
Быть, иметь, делать
Очерки будущего
Апокалипсис
Глобализация
Мать городов русских
Рубайат
Стихи
Красный октябрь
Сказка о шести братьях
Блудный сын
Данко
Прозаические миниатюры
К вопросу о чистоте русского языка
Всемирные конгрессы эсперанто
Мои предки
Н.Я.Долматов
К.И.Андреева
Н.С.Искандарян
О.Г.Соловьев
Кисловодский парк (фото)
Связности, конформные структуры и уравнение Эйнштейна
Категорные аспекты теории Галуа
Геометрия джетов
Дифференциальная алгебра
Фемистокл Манилов
дополнительная страница

Илья Миклашевский

ПОПЫТКА БОГОСЛОВИЯ

 

ПОСЛЕДНЕЕ ЧУДО ХРИСТА

Иисус исцелил первосвященникова раба, которому Петр отсек ухо: Петр пытался защитить Учителя, когда его пришли арестовывать.

Иисус на практике показал нам, что значит любить врагов. И показал, что заповедь эта относится не только к личным врагам, к врагам царя и отечества тоже: ведь Петр поднял меч как раз не на личного врага, а на врага Царя Иудейского - величайшего из царей. Иисус сам сказал Петру купить меч, но только для устрашения врагов; когда Петр попытался меч применить, Иисус остановил его и исцелил раненого.

И церковь до относительно недавнего времени смотрела на это так же: героев, вернувшихся с войны не допускали до причастия, пока они не пройдут покаяния.

Христос не был ни революционером, ни анархистом, охотно привечал мытарей - наиболее ненавидимых народом слуг кесаря (не здоровые нуждаются во враче, но больные). Он говорил: отдавайте кесарево кесарю. Церковь никогда не отвергала воинов. Но из этого еще не следует одобрение того, что они делают: как известно, первым в рай вошел разбойник, но из этого не следует, что христианство одобряет разбой.

Мир есть смесь добра и зла; христианское учение - не утопия, оно не обещает очистить мир от зла, а только указывает направление движения. Никакая война, самая справедливая, самая победоносная, не может быть признана добром, может только - меньшим из зол.

Иисус велел ученикам не мешать самозванцу, исцеляющему его именем. Тем более не нужно разоблачать кесаря, считающего себя христианином: отдавайте кесарю кесарево и радуйтесь, что он не гонит за имя Христово; а если этот кесарь побит явно нехристианским соперником - надо и новому кесарю отдавать кесарево, стараться с ним сотрудничать, как это делали св. Иоанн Дамаскин и Александр Невский. Но конечно, не служить двум господам сразу - Богу и кесарю - об этом прямо сказано в Евангелии: кесарю отдавать только кесарево, а истинный Царь - тот, который говорил: Царство мое не от мира сего.

Для христиан нет ни эллина, ни иудея, все люди созданы по образу Божию. Но семнадцать веков кесари старались подмешать к христианству патриотизм: чтобы христиане служили им, как Богу и даже больше, чтобы защищали их, не щадя живота своего и, тем более, вражьих животов, чтобы не вспоминали о последнем чуде Спасителя.

 

О ПЕРВОРОДНОМ ГРЕХЕ

В юности я не мог понять, что такое "первородный грех". А сейчас мне очевидно: это невозможность жить, не убивая. Западные религии (иудаизм, христианство, ислам) преувеличивают разницу между людьми и другими животными, с их точки зрения убийство животных кроме людей - не грех. Да ведь и соперничество между людьми очень часто бывало не на жизнь, а на смерть; да и просто нанесение ущерба сопернику - тоже грех. И не скажешь, что мы завышаем планку, считая это грехом.

Только Христос сказал: "Любите ваших врагов!" - и тем указал путь избавления от первородного греха. Иудеи не признали его мессией, потому что с его приходом не началась всеобщая гармония, зла не стало меньше ни после рождения Христа, ни после его воскресения, ни даже после того как христианство стало господствующей религией. Но направление было указано. И люди стали-таки двигаться в этом направлении; на протяжении столетий это движение незаметно, настолько оно медленно, но на протяжении тысячелетий его все-таки можно различить.

Убийства людей не прекратились, но уже неизменно воспринимаются общественным мнением как великое зло (еще в первой половине XX века это было не так). И убийства животных начинают восприниматься так же. Носить одежду из натурального меха уже не совсем прилично. А скоро, может быть, и мясоедение будет восприниматься как канибализм (главный-то аргумент против мясоедения: вегетарианец съедает гораздо меньше, чем животные, откармливаемые для мясоеда). Но ведь и растения тоже живые! Еще недавно обходиться и без животной, и без растительной пищи казалось абсолютно невозможным; сейчас уже не кажется. На пути, указанном Христом, уже начинает мерцать неясный свет в конце туннеля. Не факт, что мы доберемся до этого конца, но это не исключено.

 

В ЧЕМ НАМ КАЯТЬСЯ?

Говорят, если все мы не покаемся в убийстве царской семьи и других преступлениях большевиков, то Россия так и не вылезет из болота, в котором очутилась. На это возражают: каяться можно только в собственных грехах, а все причастные к убийству царской семьи давно умерли. Представление о коллективной ответственности - элемент первобытного мышления, чуждый христианству.

Да, каяться в преступлениях большевиков мы не должны. Но кто из нас никогда в своей жизни не одобрил ни одно из этих преступлений, не сказал (вслух или про себя): зато мы делаем ракеты, зато мы немцев побили, зато у нас квартплата маленькая... Конечно, есть не запятнавшие себя таким одобрением. К сожалению, я не из их числа. И боюсь, немного среди нас тех, кто не должен каяться в приятии преступлений предков.

 

ЛЮБИТЬ ВРАГОВ

На первый взгляд - странная идея. Но если чуть-чуть подумать, то становится понятно: каждый человек, в том числе и каждый враг, носит в себе образ Божий, хоть и искаженный, и уже потому заслуживает любви.

Для православного на первом месте, наверное, другой аспект: враг - это тот, кто доставляет нам неприятности; а неприятности заставляют нас задуматься о своих грехах (потому что умному человеку понятно: собственные грехи - это главная причина всех неприятностей); т.е. враги способствуют нашему покаянию, а есть ли что более ценное?! Это вполне достаточная причина, чтобы их любить.

Для материалиста есть свой аргумент: именно враг, желая нас уязвить, укажет нам на наши недостатки; мелкий склочный враг начнет нас ими попрекать, более крупный и серьезный враг начнет молча ими пользоваться, и рано или поздно мы это заметим. Во всех случаях мы должны быть благодарны врагу, что он делает нас лучше. (У К.Симонова в "Солдатами не рождаются" немецкий генерал, взятый в плен в Сталинграде, говорит нашему генералу: "Похоже, мы научим-таки вас воевать!" - на что наш генерал отвечает: "А мы вас отучим!").

Есть и четвертый аспект: хороший охотник любит зверей, на которых охотится (правда, он не догадывается, что он их враг); и спортсмен может искренне любить своего соперника; и рыцарь, дерущийся с другим рыцарем не на жизнь, а на смерть, все-таки может его любить; А.Сент-Экзюпери упоминает о своеобразной любви арабских партизан к воевавшему с ними французскому офицеру, восхищавшему их своей ловкостью и бесстрашием (хотя, конечно, в век огнестрельного оружия такое отношение становится редким).

 

НЕ ПРЕДАВАЙ

Этой заповеди нет ни у Моисея, ни у Христа.

То, что мы воспринимаем ее в одном ряду с "не убивай", "не кради", "не прелюбодействуй", - знак глубокой криминализованности нашей культуры.

Что значит предать? Это значит поступить со своим как с чужим, с ближним - как с дальним.

"Не предавай" - это воровская заповедь. Для вора нет большего греха, чем перейти во враждебную шайку или - еще хуже - передаться властям!

А для христианина ближний - это каждый человек, с которым ему пришлось взаимодействовать. Христианин старается поступать хорошо со всеми, не только со "своими".

* * *

Недавно услышал по радио историка, апологета Петра I: Петр мог простить все - и воровство, и мздоимство, но только не предательство! Кажется, это свойство всех тиранов: все готовы простить за личную преданность.

Совсем не удивительно, что тиранам свойственна воровская мораль: ведь разница между тиранами и ворами чисто количественная. Как писал Расул Гамзатов, украл барана - ты вор, украл отару - ты молодец.

 

ЯВЛЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ В СТАЛИНГРАДЕ

В православных кругах обсуждалось, было ли явление Божьей Матери в ноябре 1942г. в Сталинграде на самом деле или же это позднейшая легенда. Свидетельств об этом чуде мало, но они есть. Встает вопрос: кому приходила помочь Богородица - безбожникам русским или каким-никаким христианам немцам?

Мне возразят: если бы Она приходила помочь немцам, то почему же они не победили? А ответ простой: потому что они не покаялись.

В Ветхом Завете немало таких историй: Бог помогает своему народу, а народ творит мерзости в глазах Бога - и Бог предает их в руки язычников.

Бог любит всех людей, протягивает руку всякому, но человек должен протянуть навстречу свою, а для этого необходимо подлинное покаяние.

 


Содержание

 

Последнее изменение страницы 29 Sep 2023 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: