Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы Юрия Насимовича

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Литературный Кисловодск и окрестности

Из нашей почты

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Обзор сайта

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Страница Ильи Миклашевского

Этика и этология
Чарльз Дарвин и его учение
Учение Николая Фёдорова в XXI веке
Биокосмогоническая гипотеза Юрия Насимовича
Артем Ферье
Акоп Назаретян
Философия истории Акопа Назаретяна
Философия Назаретяна - ключ к прошедшему и будущему
Воспоминания о А.П.Назаретяне
О традициях
Загадка альтруизма
Попытка богословия
Деист и атеист
Гуманист и этатист
Славянофилы и западники
Малоизвестные страницы истории
Быть, иметь, делать
Очерки будущего
Апокалипсис
Глобализация
Мать городов русских
Рубайат
Стихи
Красный октябрь
Сказка о шести братьях
Блудный сын
Данко
Прозаические миниатюры
К вопросу о чистоте русского языка
Всемирные конгрессы эсперанто
Мои предки
Н.Я.Долматов
К.И.Андреева
Н.С.Искандарян
О.Г.Соловьев
Кисловодский парк (фото)
Связности, конформные структуры и уравнение Эйнштейна
Категорные аспекты теории Галуа
Геометрия джетов
Дифференциальная алгебра
Фемистокл Манилов
дополнительная страница

Илья Миклашевский

УЧЕНИЕ НИКОЛАЯ ФЕДОРОВА В XXI ВЕКЕ

Н.Ф. Федоров (1829-1903) - философ, основоположник направления, получившего название "русский космизм". Больше всего Федоров известен как постановщик задачи победы над смертью - не только достижения бессмертия живущих, но и воскрешения живших. Произведения Федорова полны и многими другими интересными идеями, актуальность которых не только не утратилась, но возросла. Например, он был страстным противником авторского права (вообще, страстность - одна из черт его писаний).

Что касается победы над смертью, Федоров, конечно, понимал, что задача эта очень не проста и не может быть решена в настоящее время; но начинать ею заниматься надо не откладывая. Федоров, как мог, разработал план ее решения. Сейчас, через 111 лет после его смерти, стоит к этому вернуться: хотя цель по-прежнему представляется чрезвычайно далекой, многое на пути к ней сегодня видится гораздо яснее, чем во времена Федорова.

Надеюсь, еще через 111 лет кто-нибудь напишет книгу "Учение Николая Федорова в XXII веке", где сможет развить тему гораздо подробнее, чем я.

* * *

Во-первых, почему человечество действительно должно поставить перед собой эту цель? Да, человечеству, как и человеку, желательно иметь достойную цель. Как много сил тратим мы на всякую ерунду - рекламу, дорогостоящие шоу (например, Олимпиады); а то и хуже: на вражду, на производство оружия, на патриотическую пропаганду! Если бы хотя бы часть этих сил направить на что-нибудь путное... Глядишь, и вражда прекратится, если люди займутся Общим Делом, настоящим Делом!

Одна из возможных достойных задач человечества - освоение космоса. Кстати, и эта задача была впервые серьезно поставлена Федоровым: он предложил ее разработку К.Э. Циолковскому. Федоров полагал, что если воскреснут все жившие когда-либо люди, то им трудно будет поместиться на Земле, так что нужно осваивать другие планеты. С позиций сегодняшних освоение космоса представляется необходимым по причине, которой еще не было в XIX веке: технологии XX века способны полностью уничтожить человечество и даже все живое на Земле - нарочно или нечаянно. А как известно, все возможное рано или поздно случается. Гарантировать от гибели нас может только расселение по всей Солнечной системе, а в будущем и за ее пределы: самоубийственная война или авария на одной планете скорее всего не затронет остальные.

Все же важнейшими люди считают не эту задачу, а: борьбу за мир, борьбу с голодом и бедностью, развитие медицины и образования, науки и искусства, сохранение природы и сохранение культурных ценностей. Замечу, что, по крайней мере, часть этих задач суть лишь этапы на пути к победе над смертью: медицина не сможет считаться совершенной, пока люди будут продолжать умирать. Установление мира, сохранение природы - это просто условия сколько-нибудь длительного существования человечества. А о сохранении культурных ценностей см. ниже.

Мечта о бессмертии, о воскресении мертвых сопровождала человечество на протяжении всей его истории; больше того: она была едва ли не краеугольным камнем культуры. Но должна ли наука идти на поводу у этой мечты? Ведь ее осуществление таит в себе большие, даже гибельные опасности. Смерть есть непременное условие жизни - так устроена природа. Если старое не будет уступать место новому, развитие остановится - это полбеды; но всякая живая система должна изменяться, адекватно реагируя на изменения окружающей среды (в том числе, изменения, невольно порожденные ею самой). Над этими опасностями люди задумывались задолго до Федорова: вспомним ехидный вопрос, заданный Иисусу саддукеями (чьей женой должна стать после воскресения женщина, бывшая замужем последовательно за семью братьями). Ответ состоит в том, что человечество (и каждый человек) после воскресения изменится кардинально; церковь учит, что воскресшие праведники будут подобны воскресшему Христу, который сильно отличался от себя до распятия.

Я думаю, что ответ на вопрос, почему человечество должно все свои силы направить на одержание победы над смертью, мы можем найти в учении А.П. Назаретяна (хотя сам Акоп Погосович, кажется, никогда прямо об этом не писал). Возрастающее осознание ценности человеческой жизни было на протяжении всей нашей миллионлетней истории противовесом возрастающей мощи оружия и, вообще, технологий убийства; без этого противовеса мы давно бы погибли, десять раз бы погибли. И очень быстро погибнем, если это осознание не будет расти, тем более, если ослабеет. Но признав жизнь человека, каждого человека, высшей ценностью, мы просто не можем не направить все силы на ее сохранение, на ее восстановление, если она прервалась.

Н.Ф. Федоров был православным христианином. Но христиане часто возражают против федоровской постановки задачи: зачем нам трудиться над достижением бессмертия, трудиться, практически не имея надежды на успех - ведь Христос обещал нам бессмертие после Страшного Суда, мы должны только стараться не грешить, насколько это в наших силах, и искренне каяться во все-таки совершенных грехах. Однако это напоминает известный анекдот о человеке, молящемся о спасении во время наводнения; он сидит на крыше и отказывается сесть в проплывающую мимо лодку: Бог меня спасет; а потом в раю предъявляет Богу претензии: что ж ты меня не спас? Согласно учению церкви, Бог очень часто действует через людей; обязанность людей - сотрудничать с Богом. Почему же не предположить, что и обещанное воскресение мертвых Бог задумал осуществить руками людей?

* * *

Хотя сегодняшние достижения медицины не позволяют надеяться на существенное увеличение продолжительности жизни в ближайшем будущем, в более отдаленной перспективе, вероятно, этого удастся добиться. Вполне можно ожидать появления нана-роботов, исправляющих дефекты на клеточном уровне; а к выращиванию "запчастей" из стволовых клеток наука уже подошла вплотную. Все это может привести к полной победе над старостью, смерть перестанет быть неизбежной, хотя и останется возможной.

Уже на этом этапе начнет проявляться проблема, на которую указывал Станислав Лем: из-за ограниченных размеров головы бессмертный человек либо должен потерять способность усваивать новую информацию, либо будет полностью забывать старую. А можно ли считать, что человек остается самим собой, если содержимое его мозгов полностью обновилось? Вероятно, не избежать наращивания памяти за счет соединения мозга с компьютером.

Когда будет налажен обмен данными между мозгом и компьютером, как сегодня обмениваются данными два компьютера, можно будет пытаться восстановить погибшего человека, если состояние его мозга было точно зафиксировано: надо будет вырастить в пробирке его клон, воспроизведя в его мозгу карту нейронной сети, сохраненную на внешнем носителе.

Но как воскресить человека, умершего до внедрения тотального сканирования мозгов? Надо попытаться собрать возможно больше сведений о нем, а затем решить своего рода переопределенную систему уравнений - найти параметры личности, наилучшим образом согласующиеся с имеющимися сведениями. Такой подход, в принципе, позволяет всегда найти решение, но, конечно, решение приблизительное; насколько копия будет подобна оригиналу, зависит от точности и полноты собранных сведений.

На самом деле полное тождество копии и оригинала не требуется даже в идеале: ведь человек все время меняется, и если бы ставилась задача точного его воспроизведения, то какой момент его жизни следовало бы повторить? Самый последний? Это может быть желательным только в случае внезапной смерти от несчастного случая. Момент наивысшего расцвета, цветущей молодости? Но это значило бы зачеркнуть всю дальнейшую жизнь воскрешаемого. Речь идет о воссоздании человека, похожего на прототип во все его возрасты. К тому же, воскрешая своих предков, люди будущего, вероятно, постараются освободить их от болезней, которыми те, возможно, страдали; а может быть, и от грехов?

Церковь учит, что тяжелые нераскаянные грехи могут помешать воскресению. Отец Александр Мень уточняет:

"Толкователи уже давно заметили, что притчу Христову о разделении на "овец и козлищ", на добрых и злых, нельзя понимать буквально, ибо грань между светом и тьмой чаще всего проходит через сердце одного и того же человека. Однако, чем больше в нем света, тем полнее сохранится его личность, после того как огонь Суда выжжет все нечистое."

Воскрешение человека означает, во-первых, воссоздание его психологического типа, а во-вторых, наделение его всеми (по крайней мере, существенными) знаниями покойного. О каких знаниях идет речь? Ведь воскресший, будучи подключенным к интернету будущего, станет вездесущим (этому и церковь учит). В частности, вероятно, каждому будет доступен опыт всех. Но вероятно, кладовая личного опыта отличается от общечеловеческой кладовой тем, что из нее черпаются ассоциации, порождающие в каждый момент реакцию на происходящее.

Задача воскрешения человека распадается на три этапа: 1) собрать все необходимые сведения о нем; 2) создать его виртуальную модель (решив переопределенную систему уравнений, правой частью которой являются эти сведения); 3) собственно воссоздать воскрешаемого из мяса и костей. Все три этапа очень трудны, но, вероятно, самый трудный - первый, а третий наименее труден.

Очень может быть, что люди будущего, воскрешая предков, остановятся на втором этапе. Да может быть, и сами они будут только виртуальными: А.П. Назаретян предрекает конец "мясного" человека уже в ближайшие десятилетия. Кстати, только так можно избавиться от первородного греха - невозможности жить, не убивая. Даже стопроцентный вегетарианец вынужден убивать растения, а скорее всего и "вредителей", т.е. конкурентов (грызунов, насекомых и т.п.). А виртуальный человек, в отличие от мясного, сможет-таки обойтись без убийства.

Создание виртуальных людей уже началось. Недавно группа российских программистов впервые сумела одолеть тест Тьюринга: эксперты, общаясь с написанной ими программой, не смогли определить, имеют ли они дело с живым человеком или виртуальным. В телефонных справочных службах барышен начинают заменять имитирующие их программы; они, правда, не притворяются людьми и в затруднительных случаях переключают клиента на настоящего оператора, но лиха беда началом.

Мне представляется, что психологи должны разработать классификацию личности человека, описывающую ее как точку области в многомерном евклидовом пространстве, т.е. надо найти несколько числовых характеристик, в совокупности позволяющих различить любых двух людей (с учетом того, что человеку реально отвечает не точка, а пятнышко, т.к. все числовые характеристики измеряются не точно и, скорее всего, не постоянны во времени). Далее предстоит создать программу, имитирующую человека, имеющего любые наперед заданные координаты в пределах этой области. Тогда для виртуального воскрешения нужно будет по сохранившимся сведениям о человеке определить его координаты (конечно, мы сможем получить лишь функцию нна области - аналог пси-функции в квантовой механике, описывающую вероятность того, что воскрешаемый имел данный психотип); и транслировать собранные о нем сведения в знания, доступные моделирующей его программе.

Остается открытым вопрос, возможно ли собрать о каждом жившем на Земле человеке достаточно сведений, чтобы его воскресить. На сегодняшний день это представляется чистой фантастикой, но все же нельзя утверждать, что это принципиально невозможно: потому что всякое событие во Вселенной порождает волну, которая хоть и затухает, но никогда не достигает полного нуля. Н.Ф. Федоров предполагал, что воскресение будет происходить последовательно: сыновья будут воскрешать отцов, те - своих отцов и т.д. Понятно, что неточности и ошибки будут накапливаться по мере удаления в глубь веков. Так что, может быть, правы свидетели Иеговы, утверждающие, что спасутся из всех живших миллиардов только 144 тысячи.

Важную, хотя, конечно, далеко не исчерпывающую информацию о человеке содержит его геном. Геном возможно восстановить по крошечному фрагменту тела, даже по пятну крови (геном Николая II восстановили по запекшейся крови на платке, приложенном к ране, нанесенной ему во время путешествия по Японии). К сожалению, от большинства людей не сохранилось ни крошки. Да, не зря многие культуры требовали очень бережного отношения к захоронениям, смутно предчувствуя, что это поможет при всеобщем воскресении.

Если второй и третий этапы воскрешения - дело далекого будущего, то первым этапом - сбором сведений о предках - мы можем заниматься уже сейчас. И многие занимаются. Может быть, третий и даже второй этапы так навсегда и останутся мечтой. Но и осуществление первого этапа - это не мало. Человек умер не полностью, если хоть кто-то о нем помнит. Необходимость сохранения памяти о каждом человеке вытекает из уважения к человеку, а уважение к человеку - условие выживания человечества, условие, становящееся все более непреложным, о чем уже говорилось выше.

Выходит, нет у нас сегодня более важной задачи, чем сохранять культурное наследие. И не ограничиваться только так называемыми "великими" людьми - ценен каждый человек!

2014

 

Из обсуждения на proza.ru

Евгений Бригиневич
02.03.2015

Очень интересная СТАТЬЯ!

Много того, о чём давно думалось, но не выливалось в связные строчки - вереницы осмысленных слов!...

Признателен за такие изыскания об учёных - пионерах науки новейших веков...

Илья Миклашевский
13.03.2015

Спасибо.

Астахов Сергей
25.10.2015

куда там далёкая цель, советские генсеки были некробионтами, ходячими трупами.

Фемистокл Манилов
15.05.2016

А по-моему в желании сохранить и воскресить все души есть что-то плюшкинское!

Из миллиона человек хорошо если один заслуживает бессмертия.

Остальные живут только затем, чтобы родить и воспитать детей, у которых есть шанс создать что-нибудь стоящее (тоже небольшой - одна миллионная).

И так далее.

Илья Миклашевский
16.05.2016

А я все-таки верю, что каждый человек - вселенная.

Астахов Сергей
24.05.2016

большинство людей, включая 98 из 100 здешних авторов - тупое дерьмо.

Илья Миклашевский
25.05.2016

Сергей, даже если это действительно так, то зачем же лишний раз оскорблять людей?

Астахов Сергей
25.05.2016

это грязная ложь, я никого не называл

Нина Степановна Маслова1
24.05.2016
Мы плоть земная - с мышцами, костями,
С системой кровеносной и "мозгой".
Всем Тесла рассказал, что мыслим мы не сами,
А кто-то нам внушает смысла строй.

К тому ж - мы матричны и виртуальны!
Всего лишь навсего - игра Богов.
Но видим мир вокруг все визуально,
Хорош кому-то, нормалёк, иль плох.

Живём, растим детей, мечтаем о бессмертьи,
Сражаемся, кипим в пылу страстей,...
Нам не известен замысел - предтечье.
Что послужило точкой жизни всей?

Так сколько было Атлантид на Зем-планете?
Куда исчезла Гоя, как страна?
По замыслу чьему все люди смертны?
Иль мы лишь голограммна пустота?

Людская жизнь - не дольше мотыльковой.
И враз исчезнем в подошедший срок.
Иль тело наше - куколка-основа
Для взращиванья душ на чей-то прок?

Ведь мы не знаем, что с душою станет,
Пока гниём под толщею земли.
Сейчас живём, о вечности мечтаем.
Душа - БЕССМЕРТНА! Радуйся! Живи!

Юрий Панов 2
24.05.2016

Илья, спасибо за интерес к Федорову. Я в школе преподаю экологию и люблю урок по теме "Космизм". Зачем человеку космос? Конечно, не в утилитарных целях, не для поисков выгоды. Почему мы запустили спутник? Благодаря таким людям, как Федоров. Если нужна нам национальная идея(если вообще нужна), то это идея Космоса. Цепочка от Федорова устремляется в будущее - Циолковский, Чижевский, Королев, Вернадский, оборвать ее было бы печально.

А Федоров мне нравится фанатической любовью к мысли, справедливости и равенству.Когда директор Румянцевской библиотеки взял вопреки правилам книгу домой из Фонда, Федоров уволился.

Бессмертие всех людей далекая задача, а вот бессмертие Федорова важная и нужная в наше время. Спасибо за Федорова и его идеи! Успехов, Юрий

Илья Миклашевский
25.05.2016

Спасибо.

Я думаю, что освоение космоса нужно и в сугубо прагматических, утилитарных целях.

Но это и достойное общее дело для человечества (не для одной нации).

А почему Федоров ушел из Румянцевского музея, я не знал, как раз на-днях задавал себе этот вопрос. Спасибо за ответ.

Ник.Чарус
23.11.2016

Илья!

Ольга Ларионова в сказке королей описала чем кончается бессмертие людей!

А ЧТО КАСАЕТСЯ ПЛАНЕТЫ - ТО УВЕЛИЧЕНИЕ населения вдвое в 21в. и улучшение жизни до уровня сред.американца приведёт к кипению океана.

Так что путь один - экология и контроль роста населения с перспективой его уменьшения... Увы, Россия опять особняком: чтобы спастись от нового расчленения на десятки частей нам нужен мощный прирост населения!

За здоровье народа надо бороться, а бессмертия достаточно в смене поколений - только воспитывать надо правильно - непосредственно на земле... Я за дворянскую революцию для всего народа - усадьбы 1га на семью - и обслуживание городов с помощью неболётов-гелиопланов...

А покойников лучше не трогать... Отодвигать старение можно и нужно - а оживлять старцев преступно!

Илья Миклашевский
24.11.2016

Я думаю, ваши соображения были понятны Федорову.

Именно в виду угрозы перенаселения он посоветовал молодому Циолковскому заняться проблемой освоения космоса.

Что касается экологии, то Федоров считал важнейшей задачей регуляцию метеорологических процессов, а в более далеком будущем - и астрономических.

Федоров не думал, что воскрешение мертвых - вопрос близкого будущего.

Но сыновья, любящие отцов, никогда не смогут смириться с их смертью.

Воскрешение Федоров считал очень трудным делом, поэтому оно должно стать общим делом всех людей - только объединившись, можно надеяться решить эту задачу.

А с другой стороны, только общее дело может надежно защитить человечество от ссор и войн.

А я только хотел показать, что через сто лет после смерти Федорова его проект выглядит немножко менее фантастическим, чем при его жизни.

Михаил Сидорович
22.06.2020

То есть мы будем выдёргивать людей из рая обратно в наш несовершенный мир?

А из ада тоже будем выдёргивать? Зачем? Зачем нам Гитлер?

Возвращение из небытия?

Допустим, я умер. Вам каким-то непостижимым образом удалось создать мою точную копию, включая даже разорванный мениск и кровоизлияние в стекловидное тело левого глаза. Эта копия говорит, как я любит те же фильмы и те же продукты, имеет те же достоинства и те же пороки, что имел я.

Но! Копия это не я. Я не смогу видеть её глазами, слушать её ушами. Я так никогда и не узнаю, что через сто лет после моей смерти создали мою копию. Копия это не я. Я это не копия.

Это подделка. Очень искуссная, очень технологичная, но подделка. Мне, лежащему в земле, или горящему в аду, или тискающему райских гурий будет всё равно, есть ли у вас моя копия, нет ли её.

Представьте, что некий гениальный учёный создал вашу точную копию, но не после вашей смерти, а ещё при жизни. Эта копия даже лучше оригинала. Она моложе, здоровее. Теперь надо убить вас, чтобы копия могла вас подменить.

Как? Нравится?

Уверен, что вы возненавидите свою копию, которая украла у вас всё, деньги, дом, семью, друзей, и даже самое имя. И теперь хочет отнять жизнь.

Подмена человека на копию вовсе не воскрешает его. У машины можно менять колёса сколько угодно. Но человек не колесо.

Вот в чём проблема, как мне видится. Я лёжа в гробу, не смогу смотреть фильмы глазами своей копии, пить пиво её губами. Она просто другой человек, похожий на меня, даже неотличимый от меня, но не я. А какое мне дело до этого другого человека?

Работа, конечно достойная. То, что я не согласен с выводами, вовсе не означает, что я не ценю ваших усилий и мыслей. Жму зелёную.

Илья Миклашевский
28.06.2020

Большое спасибо.

Конечно, я хочу не согласия, а обсуждения, потому и благодарю.

Да, Федоров конечно не был в полном смысле православным, хоть и считал себя таковым.

Нет, конечно, воскрешаемый никак не может быть точной копией умершего, потому что тогда сразу встает вопрос: копией его в какой момент его жизни? За минуту до смерти? Как-то не хочется, если только это не смерть от упавшего на голову кирпича. Молодого в расцвете сил? Но тогда всю последующую жизнь похерить?

А по поводу ваших соображений вот что я написал несколько лет назад:

Говорят, что мы все воскреснем
и что вести нет интересней.
Понаделают двойников.
Ну и что? Ничего, хоть тресни.
Фемистокл Манилов
01.05.2023

Эх, а я был бы очень рад, если бы воскресили меня молодого, и я бы мог с ним пообщаться. Может быть, предостеречь от некоторых ошибок... Хотя, прошлое-то все равно не изменить. Вероятно.

Илья Миклашевский
13.05.2023

Да, вероятно, воскресение для себя - это гораздо проблематичнее воскресения для других

(другим-то не важно, с копией они общаются или с оригиналом - если копия хорошая).

Впрочем, просыпаясь по утрам человек не думает, что, возможно, он - уже не он, а лишь копия себя

(лишь через много лет это почувствует, сравнив себя старого с собой молодым).

И воскреснув в качестве компьютерной программы вряд ли догадается, что он - не он.

 

Фемистокл Манилов. учение Николая Федорова в 21-м веке (на proza.ru)

 

Последнее изменение страницы 15 May 2023 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: