Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки
 
Главная страница
Страницы авторов "Темного леса"
Страница Ильи Миклашевского
 
Этика и этология
Чарльз Дарвин и его учение
Учение Николая Фёдорова в XXI веке
Биокосмогоническая гипотеза Юрия Насимовича
Артем Ферье
Акоп Назаретян
Философия истории Акопа Назаретяна
Философия Назаретяна - ключ к прошедшему и будущему
Гуманист и этатист
Очерки будущего
Мать городов русских
Рубайат
Стихи
Красный октябрь
Сказка о шести братьях
Прозаические миниатюры
К вопросу о чистоте русского языка
Всемирные конгрессы эсперанто
Норик Степанович Искандарян
Олег Георгиевич Соловьев
Кисловодский парк (фото)
Связности, конформные структуры и уравнение Эйнштейна
Категорные аспекты теории Галуа
Фемистокл Манилов

Илья Миклашевский

УЧЕНИЕ НИКОЛАЯ ФЕДОРОВА В XXI ВЕКЕ

Н.Ф. Федоров (1829-1903) - философ, основоположник направления, получившего название "русский космизм". Больше всего Федоров известен как постановщик задачи победы над смертью - не только достижения бессмертия живущих, но и воскрешения живших. Произведения Федорова полны и многими другими интересными идеями, актуальность которых не только не утратилась, но возросла. Например, он был страстным противником авторского права (вообще, страстность - одна из черт его писаний).

Что касается победы над смертью, Федоров, конечно, понимал, что задача эта очень не проста и не может быть решена в настоящее время; но начинать ею заниматься надо не откладывая. Федоров, как мог, разработал план ее решения. Сейчас, через 111 лет после его смерти, стоит к этому вернуться: хотя цель по-прежнему представляется чрезвычайно далекой, многое на пути к ней сегодня видится гораздо яснее, чем во времена Федорова.

Надеюсь, еще через 111 лет кто-нибудь напишет книгу "Учение Николая Федорова в XXII веке", где сможет развить тему гораздо подробнее, чем я.

* * *

Во-первых, почему человечество действительно должно поставить перед собой эту цель? Да, человечеству, как и человеку, желательно иметь достойную цель. Как много сил тратим мы на всякую ерунду - рекламу, дорогостоящие шоу (например, Олимпиады); а то и хуже: на вражду, на производство оружия, на патриотическую пропаганду! Если бы хотя бы часть этих сил направить на что-нибудь путное... Глядишь, и вражда прекратится, если люди займутся Общим Делом, настоящим Делом!

Одна из возможных достойных задач человечества - освоение космоса. Кстати, и эта задача была впервые серьезно поставлена Федоровым: он предложил ее разработку К.Э. Циолковскому. Федоров полагал, что если воскреснут все жившие когда-либо люди, то им трудно будет поместиться на Земле, так что нужно осваивать другие планеты. С позиций сегодняшних освоение космоса представляется необходимым по причине, которой еще не было в XIX веке: технологии XX века способны полностью уничтожить человечество и даже все живое на Земле - нарочно или нечаянно. А как известно, все возможное рано или поздно случается. Гарантировать от гибели нас может только расселение по всей Солнечной системе, а в будущем и за ее пределы: самоубийственная война или авария на одной планете скорее всего не затронет остальные.

Все же важнейшими люди считают не эту задачу, а: борьбу за мир, борьбу с голодом и бедностью, развитие медицины и образования, науки и искусства, сохранение природы и сохранение культурных ценностей. Замечу, что, по крайней мере, часть этих задач суть лишь этапы на пути к победе над смертью: медицина не сможет считаться совершенной, пока люди будут продолжать умирать. Установление мира, сохранение природы - это просто условия сколько-нибудь длительного существования человечества. А о сохранении культурных ценностей см. ниже.

Мечта о бессмертии, о воскресении мертвых сопровождала человечество на протяжении всей его истории; больше того: она была едва ли не краеугольным камнем культуры. Но должна ли наука идти на поводу у этой мечты? Ведь ее осуществление таит в себе большие, даже гибельные опасности. Смерть есть непременное условие жизни - так устроена природа. Если старое не будет уступать место новому, развитие остановится - это полбеды; но всякая живая система должна изменяться, адекватно реагируя на изменения окружающей среды (в том числе, изменения, невольно порожденные ею самой). Над этими опасностями люди задумывались задолго до Федорова: вспомним ехидный вопрос, заданный Иисусу саддукеями (чьей женой должна стать после воскресения женщина, бывшая замужем последовательно за семью братьями). Ответ состоит в том, что человечество (и каждый человек) после воскресения изменится кардинально; церковь учит, что воскресшие праведники будут подобны воскресшему Христу, который сильно отличался от себя до распятия.

Я думаю, что ответ на вопрос, почему человечество должно все свои силы направить на одержание победы над смертью, мы можем найти в учении А.П. Назаретяна (хотя сам Акоп Погосович, кажется, никогда прямо об этом не писал). Возрастающее осознание ценности человеческой жизни было на протяжении всей нашей миллионлетней истории противовесом возрастающей мощи оружия и, вообще, технологий убийства; без этого противовеса мы давно бы погибли, десять раз бы погибли. И очень быстро погибнем, если это осознание не будет расти, тем более, если ослабеет. Но признав жизнь человека, каждого человека, высшей ценностью, мы просто не можем не направить все силы на ее сохранение, на ее восстановление, если она прервалась.

Н.Ф. Федоров был православным христианином. Но христиане часто возражают против федоровской постановки задачи: зачем нам трудиться над достижением бессмертия, трудиться, практически не имея надежды на успех - ведь Христос обещал нам бессмертие после Страшного Суда, мы должны только стараться не грешить, насколько это в наших силах, и искренне каяться во все-таки совершенных грехах. Однако это напоминает известный анекдот о человеке, молящемся о спасении во время наводнения; он сидит на крыше и отказывается сесть в проплывающую мимо лодку: Бог меня спасет; а потом в раю предъявляет Богу претензии: что ж ты меня не спас? Согласно учению церкви, Бог очень часто действует через людей; обязанность людей - сотрудничать с Богом. Почему же не предположить, что и обещанное воскресение мертвых Бог задумал осуществить руками людей?

* * *

Хотя сегодняшние достижения медицины не позволяют надеяться на существенное увеличение продолжительности жизни в ближайшем будущем, в более отдаленной перспективе, вероятно, этого удастся добиться. Вполне можно ожидать появления нана-роботов, исправляющих дефекты на клеточном уровне; а к выращиванию "запчастей" из стволовых клеток наука уже подошла вплотную. Все это может привести к полной победе над старостью, смерть перестанет быть неизбежной, хотя и останется возможной.

Уже на этом этапе начнет проявляться проблема, на которую указывал Станислав Лем: из-за ограниченных размеров головы бессмертный человек либо должен потерять способность усваивать новую информацию, либо будет полностью забывать старую. А можно ли считать, что человек остается самим собой, если содержимое его мозгов полностью обновилось? Вероятно, не избежать наращивания памяти за счет соединения мозга с компьютером.

Когда будет налажен обмен данными между мозгом и компьютером, как сегодня обмениваются данными два компьютера, можно будет пытаться восстановить погибшего человека, если состояние его мозга было точно зафиксировано: надо будет вырастить в пробирке его клон, воспроизведя в его мозгу карту нейронной сети, сохраненную на внешнем носителе.

Но как воскресить человека, умершего до внедрения тотального сканирования мозгов? Надо попытаться собрать возможно больше сведений о нем, а затем решить своего рода переопределенную систему уравнений - найти параметры личности, наилучшим образом согласующиеся с имеющимися сведениями. Такой подход, в принципе, позволяет всегда найти решение, но, конечно, решение приблизительное; насколько копия будет подобна оригиналу, зависит от точности и полноты собранных сведений.

На самом деле полное тождество копии и оригинала не требуется даже в идеале: ведь человек все время меняется, и если бы ставилась задача точного его воспроизведения, то какой момент его жизни следовало бы повторить? Самый последний? Это может быть желательным только в случае внезапной смерти от несчастного случая. Момент наивысшего расцвета, цветущей молодости? Но это значило бы зачеркнуть всю дальнейшую жизнь воскрешаемого. Речь идет о воссоздании человека, похожего на прототип во все его возрасты. К тому же, воскрешая своих предков, люди будущего, вероятно, постараются освободить их от болезней, которыми те, возможно, страдали; а может быть, и от грехов?

Церковь учит, что тяжелые нераскаянные грехи могут помешать воскресению. Отец Александр Мень уточняет:

"Толкователи уже давно заметили, что притчу Христову о разделении на "овец и козлищ", на добрых и злых, нельзя понимать буквально, ибо грань между светом и тьмой чаще всего проходит через сердце одного и того же человека. Однако, чем больше в нем света, тем полнее сохранится его личность, после того как огонь Суда выжжет все нечистое."

Воскрешение человека означает, во-первых, воссоздание его психологического типа, а во-вторых, наделение его всеми (по крайней мере, существенными) знаниями покойного. О каких знаниях идет речь? Ведь воскресший, будучи подключенным к интернету будущего, станет вездесущим (этому и церковь учит). В частности, вероятно, каждому будет доступен опыт всех. Но вероятно, кладовая личного опыта отличается от общечеловеческой кладовой тем, что из нее черпаются ассоциации, порождающие в каждый момент реакцию на происходящее.

Задача воскрешения человека распадается на три этапа: 1) собрать все необходимые сведения о нем; 2) создать его виртуальную модель (решив переопределенную систему уравнений, правой частью которой являются эти сведения); 3) собственно воссоздать воскрешаемого из мяса и костей. Все три этапа очень трудны, но, вероятно, самый трудный - первый, а третий наименее труден.

Очень может быть, что люди будущего, воскрешая предков, остановятся на втором этапе. Да может быть, и сами они будут только виртуальными: А.П. Назаретян предрекает конец "мясного" человека уже в ближайшие десятилетия. Кстати, только так можно избавиться от первородного греха - невозможности жить, не убивая. Даже стопроцентный вегетарианец вынужден убивать растения, а скорее всего и "вредителей", т.е. конкурентов (грызунов, насекомых и т.п.). А виртуальный человек, в отличие от мясного, сможет-таки обойтись без убийства.

Создание виртуальных людей уже началось. Недавно группа российских программистов впервые сумела одолеть тест Тьюринга: эксперты, общаясь с написанной ими программой, не смогли определить, имеют ли они дело с живым человеком или виртуальным. В телефонных справочных службах барышен начинают заменять имитирующие их программы; они, правда, не притворяются людьми и в затруднительных случаях переключают клиента на настоящего оператора, но лиха беда началом.

Мне представляется, что психологи должны разработать классификацию личности человека, описывающую ее как точку области в многомерном евклидовом пространстве, т.е. надо найти несколько числовых характеристик, в совокупности позволяющих различить любых двух людей (с учетом того, что человеку реально отвечает не точка, а пятнышко, т.к. все числовые характеристики измеряются не точно и, скорее всего, не постоянны во времени). Далее предстоит создать программу, имитирующую человека, имеющего любые наперед заданные координаты в пределах этой области. Тогда для виртуального воскрешения нужно будет по сохранившимся сведениям о человеке определить его координаты (конечно, мы сможем получить лишь функцию нна области - аналог пси-функции в квантовой механике, описывающую вероятность того, что воскрешаемый имел данный психотип); и транслировать собранные о нем сведения в знания, доступные моделирующей его программе.

Остается открытым вопрос, возможно ли собрать о каждом жившем на Земле человеке достаточно сведений, чтобы его воскресить. На сегодняшний день это представляется чистой фантастикой, но все же нельзя утверждать, что это принципиально невозможно: потому что всякое событие во Вселенной порождает волну, которая хоть и затухает, но никогда не достигает полного нуля. Н.Ф. Федоров предполагал, что воскресение будет происходить последовательно: сыновья будут воскрешать отцов, те - своих отцов и т.д. Понятно, что неточности и ошибки будут накапливаться по мере удаления в глубь веков. Так что, может быть, правы свидетели Иеговы, утверждающие, что спасутся из всех живших миллиардов только 144 тысячи.

Важную, хотя, конечно, далеко не исчерпывающую информацию о человеке содержит его геном. Геном возможно восстановить по крошечному фрагменту тела, даже по пятну крови (геном Николая II восстановили по запекшейся крови на платке, приложенном к ране, нанесенной ему во время путешествия по Японии). К сожалению, от большинства людей не сохранилось ни крошки. Да, не зря многие культуры требовали очень бережного отношения к захоронениям, смутно предчувствуя, что это поможет при всеобщем воскресении.

Если второй и третий этапы воскрешения - дело далекого будущего, то первым этапом - сбором сведений о предках - мы можем заниматься уже сейчас. И многие занимаются. Может быть, третий и даже второй этапы так навсегда и останутся мечтой. Но и осуществление первого этапа - это не мало. Человек умер не полностью, если хоть кто-то о нем помнит. Необходимость сохранения памяти о каждом человеке вытекает из уважения к человеку, а уважение к человеку - условие выживания человечества, условие, становящееся все более непреложным, о чем уже говорилось выше.

Выходит, нет у нас сегодня более важной задачи, чем сохранять культурное наследие. И не ограничиваться только так называемыми "великими" людьми - ценен каждый человек!

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: