Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы Юрия Насимовича

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Литературный Кисловодск и окрестности

Из нашей почты

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Обзор сайта

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Страница Ильи Миклашевского

Этика и этология
Чарльз Дарвин и его учение
Учение Николая Фёдорова в XXI веке
Биокосмогоническая гипотеза Юрия Насимовича
Артем Ферье
Акоп Назаретян
Философия истории Акопа Назаретяна
Философия Назаретяна - ключ к прошедшему и будущему
Воспоминания о А.П.Назаретяне
О традициях
Загадка альтруизма
Попытка богословия
Деист и атеист
Гуманист и этатист
Славянофилы и западники
Малоизвестные страницы истории
Быть, иметь, делать
Очерки будущего
Апокалипсис
Глобализация
Мать городов русских
Рубайат
Стихи
Красный октябрь
Сказка о шести братьях
Блудный сын
Данко
Прозаические миниатюры
К вопросу о чистоте русского языка
Всемирные конгрессы эсперанто
Мои предки
Н.Я.Долматов
К.И.Андреева
Н.С.Искандарян
О.Г.Соловьев
Кисловодский парк (фото)
Связности, конформные структуры и уравнение Эйнштейна
Категорные аспекты теории Галуа
Геометрия джетов
Дифференциальная алгебра
Фемистокл Манилов
дополнительная страница

Илья Миклашевский

БЫТЬ, ИМЕТЬ, ДЕЛАТЬ

Говорят, людей можно разделить на три типа - согласно трем вспомогательным глаголам английского языка: для одних важнее всего быть, для других - иметь, для третьих - делать. То есть для первых особенно важно уважение людей и самоуважение (можно этот тип еще подразделить: для одних действительно важно быть, а для других - слыть); для такого человека важно чувствовать себя честным, умным, сильным, справедливым, богатым, добрым - для кого что. Для людей второго типа важнее всего иметь - иметь все необходимое, иметь и сверх необходимого. Стремление иметь наиболее понятно, так что люди склонны приписывать его и тем, кто на самом деле руководствуется совсем другими побуждениями; особенно незнакомым людям мы склонны приписывать этот мотив, но бывает, что и себе самому его приписываем, не замечая действующего в том же направлении какого-нибудь другого побуждения. А для третьих главное - их дело; могут служить делу бескорыстно, могут и корыстно, могут сильно желать уважения или хотя бы самоуважения за хорошо сделанное дело, а могут и вообще забывать себя, отдаваясь делу всецело.

Д.Карнеги писал, что из всех желаний, присущих всем людям, обычно остается неудовлетворенным одно - желание быть значительным. Это немного у`же, чем совокупность главных желаний людей первого типа: ведь они могут желать обладать добродетелями, не обязательно делающими человека значительным. Конечно, желание быть значительным вполне может присутствовать и у людей двух других типов - ведь все люди хотят и быть, и иметь, и делать, просто сила этих желаний различна.

Наряду с желанием быть значительным несомненно встречается и желание иметь значительное, и желание сделать что-то значительное. Желание иметь значительное - это не совсем то же самое, что стремление к богатству: тут очень важно, чтобы богатство казалось значительным окружающим людям или хотя бы себе самому; уважение и самоуважение, но перенаправленное на собственность.

Как человеку свойственно желать быть значительным, так ему свойственно и желать, чтобы дело, которое он делает, было значительным. Даже если главные мотивы, заставляющие его работать, совсем иные, все-таки всегда хочется, чтобы работа не была бессмысленной. Если человек не чувствует, что делает что-то важное, он впадает в тоску. А что важное может сделать человек? Хорошо, если он ученый или художник, артист - тут все понятно; но это редкий случай. Говорят, процентов двадцать людей имеют склонность к бизнесу; бизнесу можно отдаться так же всецело, как и науке или искусству (а окружающие обычно не понимают, что человек стремится делать, думают, что он стремится иметь, удивляются, зачем, заработав миллион, он не останавливается и пытается заработать миллиард, смеются, если он при этом не пользуется миллионом и даже миллиардом для того чтобы ублажать себя - считают это патологической жадностью). Что же остается остальным людям? Почти всегда (но не всегда) есть важное дело - служить своей семье. Некоторым удается послужить более широкому кругу - удается-то многим, но не всегда это служение захватывает человека в достаточной степени, чтобы удовлетворить потребность делать значительное. Еще одну возможность значительного действия подсказывает инстинкт агрессии - прогнать или уничтожить соседнее племя и расширить охотничьи угодья для своего.

Желание иметь значительное тоже, конечно, может вести к войне; принято думать, что почти все войны были вызваны этим желанием, на самом деле обычно это не так, но все-таки часто этот мотив примешивается, а иногда и вправду является главным.

Желание быть значительным тоже часто ведет к агрессии: хочется унизить окружающих, чтобы самому казаться значительным на их фоне. Умные люди понимают, что это контрпродуктивно, но много ли умных людей? Впрочем, и неумные люди тоже не всегда стараются унижать окружающих: наоборот, часто хочется возвеличить сильного агрессивного окружающего, чтобы и самому повысить свой статус в качестве его подручного. Нередко желание быть значительным трансформируется в желание принадлежать значительному сообществу; нередко (конечно, не всегда) сообщество значительно (или кажется значительным) в следствие своей агрессивности - это еще один механизм, разгоняющий агрессию.

 

Последнее изменение страницы 15 May 2023 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: