Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

страница Ивана Аксенова

Плач по Икару
Следы
Стихи из "ЛК"
Сонеты
Город юности моей
Старые фотографии
Звезда над чужими полями
Галоша
Незваные гости
Бес в ребро
Цыганское счастье
Коля Цицерон
Трое из НЛО, или визит к экстрасенсу
Удар под дых
Парламент, приказавший долго жить
Деструктивный элемент
Свет в одиноком окне
Графоман Зябликов
Предупреждение с того света
Аттестация
Михаил Лермонтов
Георгий Иванов
Иван Елагин
Иван Зиновьев
Станислав Подольский
Светлана Гаделия
Анатолий Павлов
Олег Воропаев
Тайна поэзии
Спасать культуру!
О "Литературном Кисловодске"
ПОЧТА "ЛК"

Иван Аксёнов

 

"Литературный Кисловодск", N50 (2013г.)

Альманах "Литературный Кисловодск" уже немало лет радует читателей стихами и рассказами, присылаемыми с разных концов России, и новыми, только что открытыми именами. В то же время он не забывает и тех, кто стоял у самой колыбели его и не изменил ему до сих пор.

Вышел N48-49. По-прежнему завораживает своими талантливыми стихами, отточенными, полными размышлений Светлана Гаделия. "Кто мы? Где мы?" - задаётся она вечными вопросами, тревожащими каждого мыслящего человека. Она твёрдо знает, что мы не тени, но наши "крылатые души" часто поглощает "бескрылый туман", и это горько сознавать ей, не слишком избалованной судьбой.

Радует читателей своими стихами Елена Гончарова. У неё листья падают "в ладонь двора" и лежат "на клавишах ступеней". Эта метафоричность издавна свойственна её поэзии.

Грустные раздумья звучат в стихах Я.Веткина. Очень удачно использует он для передачи настроения пятистопный анапест (стихотворения "О жизни" и "О смерти"). Его метафоры: "взвились молнии синие хлысты", "толпы капель кинулись стремглав" зримо передают картину летней грозы.

"Света осеннего реки / впадают в сияющий лес" у Натальи Рябининой. Стихи ее печальны - оттого, что так нелепо устроена наша жизнь: в прошлом "нам перепадали крохи, / хотя над головой висел топор", а в настоящем "в пыль превратилось всё, что было мило". Эти мысли посещают многих из нас, а потому стихи Н.Рябининой берут за живое.

И ещё понравились философские стихи Вячеслава Кожевникова "Максимы о жизни" и рубаи Ильи Миклашевского.

Хочется поблагодарить уважаемых поэтов Анну Мотенко и Геннадия Гузенко за добрые слова в мой адрес и в адрес тех, кто выступил в мою защиту в связи с клеветнической статьёй Владимира Машенцева.

 

"Литературный Кисловодск", N53 (2014г.)

Недавно вышел "ЛК" N52, в котором читатель найдёт для себя немало интересного.

Едва ли оставят его равнодушными стихи Натальи Рябининой, безупречные по форме и глубокие по содержанию. Они ярки и образны: "Теплота заката//многоцветьем пламенеет", "Мысли в голове, // как журавли, готовятся к полёту", полны грусти от сознания несовершенства жизни, от чувства одиночества, неприкаянности среди многолюдья.

"Прочь от толпы лечу", - перекликается с нею Елена Гончарова, мечтающая "хоть о пяди суши //в океане подлости и лжи". Кто из нас не испытывал чувства одиночества в толпе, стремления укрыться от лживых людей? В то же время Елене Гончаровой не чуждо счастье: оно в любви, в той радости, которую дарит любимый человек, даже если он находится вдали.

Стихи Елены Резник динамичны, полны стремительного движения. В них "вагоны вновь на стыках стучат" и мир видится из окна электрички, причём быстрое движение поезда передано удивительно точно: "Размазала скорость цвета по зелёной палитре". Как это похоже на пейзаж импрессиониста или фотографию, сделанную из окна быстро несущегося вагона!

Большой отклик в моей душе вызвал своими стихами Борис Поляков. Сознание того, что "жизнь необратима", что невозможно вернуть всё то доброе и светлое, что было когда-то, в нашей молодости, присуще людям моего поколения, прожившим долгую и нелёгкую жизнь. Грустно поэту, как и нам, оттого что в нашем обществе "буйным цветом расцветают // Разврат, жестокость, мелочность и ложь".

Очаровательны "Природные новеллы" Ивана Зиновьева. Они всегда вызывают у меня живой интерес. Автор любит природу, зорко всматривается в окружающий мир и открывает нам эпизоды из жизни птиц, никогда нами не виданные.

Удивительно живой литературный портрет писателя Михаила Усова нарисовал Станислав Подольский в очерке "Чистая душа". Перед читателем предстаёт трагическая судьба этого талантливого человека, писавшего прекрасные новеллы о природе, нередко похожие на стихотворения в прозе.

Достойно сожаления то, что альманах "Литературный Кисловодск" стал выходить в свет реже, чем раньше, что уменьшился его тираж. И отрадно сознавать, что он всё-таки существует и доносит до читателей, живущих в самых дальних уголках страны, стихи и прозу наших авторов.

 

"Литературный Кисловодск", N70 (2019г.)

ЛИСТАЯ АЛЬМАНАХ "ЛК"-68

Недавно получил "Литературный Кисловодск" N68, и захотелось вдруг полистать выпуски этого альманаха, накопившиеся у меня за 19 лет. Сначала это были тетради в 50-60 страниц, включавшие 15-16 авторов. Среди них были хорошо знакомые мне люди, входившие в Кисловодское литературное объединение, руководимое Станиславом Подольским, и в "Лиру", которую я возглавлял на протяжении 32 лет в г. Новопавловске. Были авторы и из других городов и сёл: Александр Поповский, знакомый мне ещё со студенческих лет; Анатолий Павлов, с которым связывала нас поистине братская дружба в течение 60 лет; Виктор Колесников, талантливый прозаик; мудрый человек и остроумный сатирик Семён Ванетик. Вечная память им, покинувшим этот мир.

Многие из тех, чьи произведения публиковались тогда на страницах "ЛК", стали впоследствии авторами книг, членами писательских союзов (Юлия Каунова, Светлана Гаделия, Юлия Чугай, Сергей Смайлиев).

С годами росло число авторов "ЛК", рос его авторитет, стали присылать свои произведения поэты и прозаики даже из Магадана, Чукотки, Ростова-на-Дону, Германии, Израиля и других мест. Объём каждой книжки альманаха стал достигать уже 130-160 страниц. Если в первых номерах публиковались материалы авторов, уже достигших мастерства, то в последующие годы появилось немало людей, начинающих свой творческий путь. И надо отдать должное главному редактору Ст. Подольскому, который не отталкивает начинающих, а даёт возможность наиболее способным из них найти место в альманахе, создав для этого разделы "Мир молодых" и "Народные стихи и проза" (ведь есть же, например, в живописи направление, представленное художниками-примитивистами: Нико Пиросманашвили, Теодором Руссо, И.Генераличем и другими). Поэтому я считаю, что не прав академик РАЕН Яков Юдович, предлагающий закрыть начинающим литераторам дорогу в альманах. Разумеется, многие из них не станут поэтами, но, поскольку творчество является потребностью их души, приносит им радость, отвергать их, по-моему, не следует. Пусть стихи их пока несовершенны, бедны метафорами, не блещут точными рифмами, но они хотя бы грамотно написаны, с соблюдением стихотворного размера.

Читая некоторые "толстые" журналы и "Общероссийскую литературную газету", невольно поражаешься обилию в них графоманских стихов, написанных неоднократными лауреатами разных премий, награждённых многочисленными "большими" и "малыми" золотыми медалями.

В прошлом журнал "Наука и жизнь" время от времени публиковал стихи академиков, прославленных своими научными открытиями и великими изобретениями. А вот стихи у них получались по-детски беспомощными. Ну что ж, не всем же быть такими, как Микеланджело Буонарроти, создавший гениальные творения в живописи, скульптуре, архитектуре и одновременно в поэзии.

Что касается "ЛК" ¬ 68, то, как всегда, бросаются в глаза имена, которые хочется отметить за талантливые стихи из номера в номер. Это Наталья Рябинина, в чьих стихах так и видишь Анну Ахматову, "воскресшую алмазом слова // из пепла аутодафе", её "глаза, полные тоски", её величественность даже в ту минуту, когда она "царственно" ест "холодный с мясом пирожок".

У Геннадия Трофимова грустные стихи о старости, о "конечном привале", о том, как трудно с годами творить.

Та же грусть и у Светланы Гаделия ("тащит сердце усталое //дней бессмысленный хлам".)

Сонеты Елены Резник, как всегда, безупречно сделаны, отточены и содержательны, глубоки по мысли.

Стихи Елены Фроловой образны, полны любви к природе, разнообразны по своим стихотворным размерам.

Хороши стихи для детей Марии Кирилловой.

Из молодых следует отметить многообещающую поэтессу Надежду Прохорову. Стихи её умны, содержательны, трогательны, хорошо сделаны.

И, как всегда, интересен в альманахе раздел "Непрочитанные поэты России".

 

"Литературный Кисловодск", N83 (2023г.)

О ЗИМНЕМ НОМЕРЕ "ЛК"

Вышел в свет 82-й номер альманаха "Литературный Кисловодск". Приятно видеть на его страницах опытных поэтов, чьё творчество давно полюбилось читателям. Некоторых из них уже нет среди живых, но они живы для нас своим творчеством. Есть и новые имена - поэты, которым хочется пожелать больших успехов в будущем.

Геннадий Трофимов, подводя итоги жизненного пути своего поколения, пережившего войну, ужасающую нищету и голод, гордится тем, что, несмотря на "болезни роста" и "эпохи крутые ступени", он "петлял не собачкой праздною, / А лошадкой рабочею". Немало невзгод довелось ему испытать в жизни, но не о себе говорит он: "Мы сначала вышли из народа, / А потом от народа ушли" - а о тех чиновниках, прежних и сегодняшних, что считают себя не представителями масс народных, а особым классом, стоящим над массами.

Наталья Рябинина опять (в который раз!) порадовала знатоков настоящей поэзии своими глубокими стихами, которые богаты точными и яркими образами. Читая их, чувствуешь, как утекает время, "забрав степное небо, / детство, / сусликов и кобчиков над ними". И от этого невольная грусть охватывает тебя, потому что всё это нередко переживаешь и ты, ибо никакими усилиями невозможно вернуть то что испытал когда-то в детские годы. Печально видеть изменения, происходящие с возрастом в твоём лице и теле, когда "развалины воздушных замков обратились в облака". И, тем не менее, она говорит, обращаясь к молодому поколению: "Охотно уступаю вам дорогу, / обид не замечаю, / не томлюсь ни завистью, ни злостью".

Евгения Инютина тревожит грызня чиновников и политиков, от которых народ не видит ничего, кроме вреда: "А они живут / Вопреки всему", - с горечью восклицает он.

Александр Волков видит образ любимой во всём: "В безумном танце буревого листопада / И в тонких линиях печального дождя", слышит её голос и хочет лишь её чувствовать и ею одной дышать. Его стихи наполнены большой человеческой любовью, и это выгодно отличает их от стихов и текстов песен многих нынешних авторов, где нет места психологии, зато физиологии - хоть отбавляй.

Изобразительны стихотворения Сергея Миронова.

Удивили меня сонеты Елены Резник ("любовные акросонеты юности", как она сама их определила). Сонет сам по себе трудная форма, а чтобы написать акросонет, в котором из начальных букв каждой строки, прочитанных по вертикали, складывается имя и фамилия того, кому он посвящён, нужно особенное мастерство. А у неё таких сонетов в этом номере "ЛК" целых восемь!

Хороши стихи Анатолия Лебедева. Он пишет о человеческом достоинстве, которое надо сохранять до глубокой старости (стихотворение "Морщины"), и о том что главное для человека - понять свою роль в жизни.

Невольная грусть охватывает, когда читаешь стихи Светланы Гаделия. Её нет на свете уже три года, но она продолжает тревожить нас своими горькими мыслями об эфемерности жизни. И всё же, несмотря на печаль, она благодарна дому, в котором могла жить, в который люди вложили свой труд, чтобы он защищал жителей от всяческих невзгод. В жизни немало есть того что радует сердце: "рощ осенних рыжий мех, / роза солнца в небесах", "золотая нить любви".

В разделе "Мир молодых" обращает на себя внимание творчество Натальи Мартинец.

Любовь Ализарчик пишет о любви к России, к населяющим её народам, среди многих из которых ей приходилось жить. Именно единство народов, их общая правда делают нас непобедимыми. Обращаясь к Родине, она пишет: "Мощь и силу твою, верю я, на века сберегут твои дети".

Вячеслав Кожевников, как всегда, опубликовал свои философские стихи, на этот раз четверостишия. Так и хочется привести несколько таких произведений, да место в альманахе ограничено. Приведу только один пример:

"Умирай, но поле засевай!"
Пусть не соберёшь ты урожай,
Но родятся люди, звери, птицы,
То что ты посеешь, пригодится.

А в общем, то что альманах продержался на свете так много лет, несмотря на все трудности, и продолжает привлекать новых авторов, дорожа и теми, кто давно уже сотрудничает с редколлегией, не может не радовать.

 

"Литературный Кисловодск", N84 (2023г.)

ОСТРОВОК В ОКЕАНЕ

Об альманахе "ЛК" N83

Известно, что большие взлёты поэзии случаются в годы, когда назревают или совершаются серьёзные перемены в общественной жизни. Начало двадцатого столетия, ожидание "неслыханных перемен, невиданных мятежей" (А. Блок) вызвало к жизни "Серебряный век" русской поэзии, породивший великих мастеров. Именно тогда к читателю хлынул поток литературных журналов, открывших новые имена...

Потом - 60-е годы, так называемая "оттепель", когда произошёл невиданный всплеск интереса к поэтическому творчеству. Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский собирали на своих выступлениях целые стадионы слушателей. Их сборники, издавались стотысячными тиражами...

Теперь всё это осталось в далёком прошлом. Была наконец отменена свирепая цензура. Казалось бы, самое время поэтам легко вздохнуть: пиши себе да публикуйся. Но не тут-то было! В наше время гаджетов и рынка интересует людей не поэзия, а деньги. Ушли в прошлое "толстые" журналы советских времён, их тиражи сократились до ничтожных размеров. Мощный поток читателей превратился в пересыхающий ручеёк, и лишь такие островки в океане бездуховности, как "Литературный Кисловодск", ухитрившийся продержаться на свете более двадцати лет, является прибежищем для тех, кто хотел бы увидеть свои стихи опубликованными.

Вот уже вышел в свет его восемьдесят третий номер. О популярности альманаха говорит то, что кроме давно знакомых имён в нём то и дело появляются новые. И это не только литераторы Ставрополья, но и авторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Магадана и даже с Украины.

Многие из авторов альманаха дали в новый номер неплохие стихи и прозу.

Лиризм, певучесть стихов - характерная черта поэзии Натальи Рябининой из Москвы. Её стихотворения философичны, исполнены глубокого чувства. Горько звучат слова о том, что "и ржавчина, и ложь / язвят со всех сторон", что "меж миром и собой / не возведёшь преграду", а потому невольно приходится вдыхать этот "отравленный воздух".

Вероника Габард из Швеции пишет, что она ждёт, когда "станет мальчик с серыми глазами" показывать брату и сестре "книжки с царевнами, Емелей и Кощеем", и верит, что он усвоит русский язык, чтобы "с загадочной поговорить страной".

Владимиру Смирнову (Крым) дороги все российские земли: и Кисловодск, и Дагестан, и Калмыкия и все населяющие их народы.

Станислав Чугай (Украина) порадовал переводами сонетов У. Шекспира, стихотворений Р. Фроста и Джона Донна. Интерес вызвало у меня его сообщение о стрижах. Часто любуюсь я их стремительными полётами в небесной синеве, но до сих пор не знал о том, что у них почти нет ног, поэтому они не могут садиться ни на землю, ни на провода, а чуть ли не всю свою жизнь проводят в полёте. Невольно рука моя потянулась к пятому тому издания "Жизнь животных", и я перечитал всё, что там написано о стрижах.

Татьяна Третьякова-Суханова, с давних пор известная мне своими стихами, опубликовала в альманахе рассказ "Баба Феня" о трудной судьбе русской женщины, о её стойкости перед бедами, о репрессированном муже и четверых сыновьях, защищавших Родину в Великую Отечественную войну.

Люма Годовикова (Георгиевск) опубликовала стихотворение, в котором с горечью говорит о народе, считавшемся у нас братом, но ставшим нашим ярым врагом, "хотя когда-то вместе мы мечтали / в единстве жить великою страной".

С юмором написан очерк Василия Помещикова "Литературное объединение". Я сам 32 года руководиллитобъединением "Лира" и хорошо знаю, какими воинственными бывают некоторые графоманы. Одна самоувереннаяженщина требовала, например, чтобы я немедленно издал её стихи, а когда я возразил, что у меня нет ни собственного издательства, ни газеты, и мне самому негде печататься, она стала бомбардировать жалобами райком партии, милицию и почему-то ещё и женсовет, требуя немедленно привлечь меня к ответственности за моё ничегонеделание. Мало того, она даже написала президенту Горбачёву, будто я создал вместе с первым секретарём райкома партии и начальником милиции мафию, которая зажимает настоящие таланты. О существовании в то время цензуры эта женщина, видимо, даже не подозревала.

Большим мастером предстала перед читателями Ольга Борисова (Самара). Разнообразны стихотворные размеры, ярки и точны пейзажи, стихи её глубоки по мысли и образны. Поэта она сравнивает с ткачом, у которого "строки плетутся рифмованной нитью" и "мыслей сплетенье рождает [... ] свет на нетканом бумажном листе".

Наталья Филатова из Москвы опубликовала ностальгические воспоминания "Васильевская, 13". В них она рассказывает о своей работе в молодые годы на киностудии, где ей довелось встречаться со знаменитыми киноактёрами: Борисом Андреевым, Тихоновым и даже Жаном Маре.

В общем, номер альманаха получился довольно содержательным и интересным. Я уже более двадцати лет связан с этим изданием, наша "Лира" и кисловодское литературное объединение в 80-е - 90-е годы дружили, ездили в гости друг к другу, многие кисловодчане издали у нас, в новопавловской типографии свои книги. Главная заслуга в том, что альманах "ЛК" существует так долго, принадлежит его главному редактору Станиславу Подольскому, не жалеющему трудов и сил для его издания. Пусть же подольше находит он силы для этой полезной работы и пусть никогда не оставит его творческое горение.

 

Литературный Кисловодск, N86 (2024г.)

ОБЗОР АЛЬМАНАХА "ЛК"-85 (ЯНВАРЬ 2024)

Вот и родился на свет предновогодний номер альманаха, в красивой обложке, с цветным портретом одного из больших русских поэтов. Есть в этом номере постоянные авторы, о которых я уже не раз писал, но не могу удержаться и на этот раз, потому что их творчество никогда не оставляет меня равнодушным.

Есть такое понятие - суггестивная лирика, внушающая, импрессионистическая, лирика впечатлений, когда внушение чувства и мысли автора происходит не напрямую, а незаметно. Обычно читатель не может понять, какими приёмами воздействие произошло. Такая поэзия доступна не каждому читателю. Нужно уметь тонко и глубоко чувствовать, быть воспитанным на классической поэзии. Большими мастерами в создании таких произведений были Александр Пушкин, Афанасий Фет, Александр Блок, Осип Мандельштам...

Уже первое стихотворение альманаха вводит нас в мир души поэтессы Елены Гончаровой. Оно написано пятистопным амфибрахием, медлительным, плавным, который позволяет вложить в стихи философские раздумья о жизни, о любви.

Поэтесса желает,

Чтоб солнце всходило зреть радости нового дня,
Чтоб люди добры были и наливались покосы,
И песнь моя птахой вилась, в поднебесье звеня...

Это свой, незаёмный оптимизм, воспевание радости от жизни на родной земле. Поэтесса знает, что все мы здесь "случайности, нечаянности", но это сознание не омрачает светлого восприятия.

Глубоко тронуло меня большое стихотворение Елены Резник. Вообще-то я не особенно люблю длинные стихотворения: мысль в них как-то размывается, растворяется в словах, но это произведение не могло не затронуть меня. Оно полно грусти, воспоминаний о разрыве с любимым человеком. "И мы умрём легко и незаметно / друг в друге", - лучше об утрате любви не скажешь, но мы понимаем, что это - слабое утешение.

Всё - пустота. Лишь голос твой и тени,
подобные не теням на стене.
А тем, что нам являются во сне -
объёмным и расцвеченным виденьем.

Но не тени нужны ей, а нужен он, любимый человек, с которым она рассталась, непонятно, по чьей вине. И всё-таки есть в стихотворении и робкая надежда на возможность возрождения любви: "Мы друг другу / нужны, как хлеб, как чистая вода".

Это и есть суггестивная, внушающая поэзия, которая вовлекает читателя в мир души поэтессы, заставляя переживать её чувства, как свои собственные.

Блестяще творчество Натальи Рябининой, собирающей "драгоценный свет / по искоркам, по каплям, по крупицам", "чтоб, просияв над бездной, длинный след / оставить в чёрном небе". К сожалению, в наше время сделать это поэту непросто: во-первых, изданные им книги никому не нужны, они так и останутся стоять на полках в его квартире, пока наследники не сдадут их в утиль, во-вторых, любители художественной литературы, а особенно поэзии, скоро вымрут, останутся только поклонники примитивных текстов, сочинённых исполнителями рэпа.

Почти десять лет прошло со дня кончины Геннадия Трофимова, но голос его продолжает звучать со страниц альманаха "ЛК". В одном своём стихотворении поэт говорит, что он грустит о том, что навсегда останутся "трава / И шершавые добрые листья, /И задумчивые острова", а его "омертвелая напрочь душа", умирая, "ничего с собой не захватит". И в то же время - "ничего, что строчки умирают, / важно, что поэзия жива". Дай Бог, чтоб она и в самом деле жива осталась, но пока что я вижу, что даже произведения Пушкина неизвестны и чужды большой части современной молодёжи.

Ещё одну потерю понёс альманах - покинула этот мир Татьяна Добрынина. Эта поэтесса "в журчании ручья / различает муку слова", у неё "плачет душа - о своих и чуждых, / объятая вечной тоской единенья". Её изящные стихи волнуют и учат "быть собою до конца".

Грустно стихотворение Юлии Чугай "В пути". Печалит её скоротечность жизни, эфемерность всего, что окружает человека:

Нет выхода, выезда, вылета нет:
Вселенная зла отменила билет
До станции "Жизнь".

В то же время наполнены этой самой жизнью её остальные стихотворения, особенно те, в которых она воспевает поэзию и её роль в самом существовании человека.

Вероника Габард пишет о любви к дому, "в котором я и ты", к тому дому, где "не предадут, не бросят, не обманут".

Образны стихи Марины Тумановой. Вот один пример яркой метафоры:

Белая косыночка тумана
На плечах берёзовых осела.

Хороши зимние пейзажи Натальи Заварзиной, в которых "декабрь полирует фермы на мостах", а метель - "седая прядь до неба".

У Ольги Борисовой "строки плетутся рифмованной нитью, вяжут поэты из них полотно".

Василий Помещиков с любовью рассказал о своей маме Полине Ильиничне и бабушке Прасковье Андреевне, удивительно добрых русских женщинах, умелых и терпеливых, справлявшихся со всеми трудностями. Всё это очень близко мне. Мою маму звали Прасковья Андреевна, как и его бабушку. Мама тоже была малограмотной, тоже всего полгода училась в ликбезе, усвоила азбуку, писала мне письма крупными, неуклюжими буквами. Я шутил: "Мама, вы пишете, как арабы, - одними согласными". Но её письма как-то ухитрялся расшифровывать. А отец, погибший в 1944 году на Западной Украине, окончил так же, как отец В.Помещикова, четырёхклассное училище и был для своего времени довольно образованным человеком. Удивительное сходство судеб.

И в заключение хочу поблагодарить редактора Станислава Яковлевича за то что напомнил читателям о поэте трагической судьбы Дмитрии Кедрине, стихи которого я люблю с давних лет.

 
Главная страница
Литературный Кисловодск и окрестности
Страница "Литературного Кисловодска"
Страницы авторов "ЛК"

Последнее изменение страницы 22 Apr 2024 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: