Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки
Главная страница
Литературный Кисловодск и окрестности
Страница "Литературного Кисловодска"
Страницы авторов "ЛК"
страница Ивана Аксенова
 
Плач по Икару
Следы
Стихи из "ЛК"
Сонеты
Старые фотографии
Звезда над чужими полями
Галоша
Незваные гости
Бес в ребро
Цыганское счастье
Коля Цицерон
Трое из НЛО, или визит к экстрасенсу
Удар под дых
Парламент, приказавший долго жить
Деструктивный элемент
Свет в одиноком окне
Графоман Зябликов
Предупреждение с того света
Михаил Лермонтов
Иван Елагин
Иван Зиновьев
Станислав Подольский
Светлана Гаделия
Анатолий Павлов
Тайна поэзии
"Литературный Кисловодск", N72 (2020г.)
ШКОЛА СЛОВА

Иван Аксёнов

ТАЙНА ПОЭЗИИ

Непросто найти человека, который ни разу в жизни не пробовал сочинять стихи. В наше время едва ли не поголовной грамотности литературным творчеством пытаются заниматься многие. Но древние говорили: "Nascuntur poetae, fiuns oratores" ("поэтами рождаются, ораторами делаются"). Валерий Брюсов утверждал, что, если человек не родился поэтом, он им не станет, сколько бы к этому ни стремился. Взяться за сочинение стихов лет в двадцать пять или тридцать уже поздно: если человек не занимался этим с детских лет, значит, у него нет к этому призвания.

Итак, поэтическим талантом природа одарила далеко не всех. И стихи, написанные к торжественным датам, и "открыточнопоздравительные" стихи, несомненно, имеют право на существование, раз они нравятся родным и знакомым сочинившего их, но публиковать их не стоит: как правило, чувства выражены в них так неумело, что, когда подобные творения звучат по радио и телевидению, появляются на страницах газет, они вызывают чувство неловкости, какое вызывают любые интимные слова и действия, вынесенные на всеобщий суд.

Многим людям, сочиняющим стихи, не хватает элементарных знаний об основах стихосложения, они не имеют ни малейшего представления о том, чем поэтическая речь отличается от нашей обычной, повседневной речи. Далеко не всякие стихи можно отнести к поэзии. Мало научиться соблюдать тот или иной стихотворный размер и правильно рифмовать, чтобы считать себя поэтом. Нужно научиться создавать художественные образы, способные вызвать у читателя глубокие душевные переживания. А это достигается немалыми трудами. Не верьте, будто стихотворение можно сочинить в один присест. Нужны многие дни, недели, а то и месяцы упорного труда. Достаточно познакомиться с черновиками Пушкина или Блока, поэтов, писавших, казалось бы, легко, как птица поёт, чтобы понять, как много приходилось им работать, добиваясь этого впечатления непринуждённой лёгкости и виртуозности.

Талант - это и в самом деле врождённое свойство. Но, чтобы стать поэтом, одного таланта мало, нужно научиться ещё и ремеслу. Необходимо, чтобы глубокие мысли и чувства выражены были в совершенной художественной форме. А для этого нужны беспрестанные опыты, этюды, чтобы овладеть техникой, добиться мастерства. Но даже тогда, когда человек уже овладеет всей суммой технических приёмов, его стихи могут так и не стать поэзией, если в них не трепещет живое сердце поэта.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: