Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

страница Ивана Аксенова

Плач по Икару
Следы
Стихи из "ЛК"
Сонеты
Город юности моей
Старые фотографии
Звезда над чужими полями
Галоша
Незваные гости
Бес в ребро
Цыганское счастье
Коля Цицерон
Трое из НЛО, или визит к экстрасенсу
Удар под дых
Парламент, приказавший долго жить
Деструктивный элемент
Свет в одиноком окне
Графоман Зябликов
Предупреждение с того света
Аттестация
Михаил Лермонтов
Георгий Иванов
Иван Елагин
Иван Зиновьев
Станислав Подольский
Светлана Гаделия
Анатолий Павлов
Олег Воропаев
Тайна поэзии
Спасать культуру!
О "Литературном Кисловодске"
"Литературный Кисловодск", N78-79 (2022г.)

Иван Аксёнов

РОМАН ОБ ОШИБКАХ МОЛОДОСТИ

Журнальный вариант

Немногим в молодые годы удаётся избежать ошибок, иногда незначительных, а иногда серьёзных, накладывающих отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Хмельной воздух свободы от родительской опеки, от домашних забот и школьных уроков кружит голову, заставляя делать всякие глупости. Жизнь завораживает, всё вокруг превосходно: прелестны лица девушек, "сладки друзей голоса". Это время нечаянных радостей и почти неизбежных ошибок.

"Время ошибок" - так озаглавил свой роман писатель Олег Воропаев. Действие его происходит в то относительно благополучное время, когда студенчество вело довольно обеспеченный образ жизни: стипендия была уже достаточно высока, чтобы можно было не голодать, да и родители у многих стали людьми состоятельными и могли помогать своим чадам. Студенты имели возможность даже устраивать внушительных размеров пиры. Достаточно сказать, что на новогоднюю пирушку в общежитии герои романа собирали по двадцать рублей с человека. Именно такую стипендию получали в пятидесятые годы прошлого века люди моего поколения, так что нам думать приходилось не о разгульной жизни, а о том, как дотянуть до следующей получки.

Читаешь, и невольно складывается впечатление, что учиться этим здоровым ребятам просто некогда. Слишком много соблазнов встречается на их пути: алкоголь, секс (тот самый секс, о котором всему миру было объявлено, что его "в СССР нет"), непристойные разговоры о женщинах и время от времени - "гладиаторские бои" то в ресторане, то на дискотеке.

Персонажи романа не бесплотные тени, а живые, полные энергии молодые люди. В них бешено бродят гормоны, кипит энергия. Эти ребята неглупы, некоторые начитанны, упоминают в разговоре имена поэтов, художников, композиторов.

Главный герой романа - студент выпускного курса Сергей Венгеров, человек образованный, обладающий чувством юмора, сочиняющий стихи. Повествование ведется от первого лица, что позволяет автору показать внутренний мир главного героя, его радости и горести, его представления о людях и мире, его любовь и ненависть, сомнения и заблуждения.

У каждого персонажа свой характер, свои пристрастия, свои взгляды на жизнь. Многие из них критически относятся к действительности, с насмешкой говорят о партийных "вождях", смеются над высокопарными фразами, звучащими из "каждого утюга и чайника", иронизируют над теми, на кого партией предписано было молиться. Они больше не верят в обещанные райские кущи, в "сияющие вершины коммунизма". Ничего удивительного: до краха СССР оставалось всего пять-шесть лет, и атмосфера всё более сгущалась.

"Время ошибок" - это не сатира на наше общество того времени. Это объективная картина, правда жизни. Автор с симпатией относится к своим героям, особенно к Сергею Венгерову. Он довольно снисходителен к его ошибкам. Тем не менее он трезво смотрит на своего героя, у него то и дело проскальзывает критическое отношение к его легкомысленным поступкам, к тому, что живёт он, выражаясь словами английского поэта Йейтса, "легко, как растёт меж камней трава". Кажется, будто Сергей надеется, что позже, в какой-то другой жизни, можно будет исправить свои ошибки и прожить свой век набело.

Девушки нарисованы в романе не так убедительно, как парни. Несмотря на напряжённый, какой-то непреодолимый интерес Венгерова к ним, они существуют где-то вдали, на втором плане. Даже его любовь к Олеське выглядит какой-то невсамделишной. Одновременно он влюбляется в библиотекаря из посёлка Сельга, женщину старше на несколько лет, вдобавок замужнюю, красивую, умную, образованную.

Главное для него - свобода, причем свобода, не ограниченная никакими запретами. И не особенно важно, что она может приносить страдания людям. Он постоянно шутит над другими, даже над самыми близкими друзьями, иногда довольно язвительно, и при этом удивляется тому, что эти шутки задевают их самолюбие.

Вторая часть романа написана в другой тональности, ибо действие её происходит после того как рухнул прежний уклад жизни и пришла ему на смену эпоха алчных хапуг, наглых чиновников, оголтелых бандитов. Здесь уже нет прежней солнечной, беззаботной жизни, где героя окружали верные друзья, готовые в трудную минуту оказаться рядом. Герой оказался в каком-то сумрачном мире, в котором он окружён чуждыми, неинтересными ему людьми, далёкими от него по своим интересам (кроме библиотекаря Нины). Жизнь здесь однообразна, и единственнное развлечение у местных жителей - пьянство. Даже доярки - девушки Моренко и Штеменко - на работе то и дело прикладываются к бутылке.

Венгеров узнаёт, что бывшие прожигатели жизни не все смогли приспособиться к новым условиям. Судьба разбросала их по свету. Кто-то сменил несколько профессий, как сам Сергей, кто-то спился, кто-то превратился в чванливого чиновника; Тарас Гулько, "круглый и запойный отличник", двухметровый богатырь, служит священником. Виктор Эстерле стал инвалидом, прикованным к коляске, и уезжает на свою историческую родину, в Германию. Бомбергу, уехавшему в Израиль, арабская мина оторвала обе ноги.

Чувство одиночества не оставляет героя, несмотря на то, что к нему приехала жена Олеська. Единственное, что радует его, это прекрасная природа Карелии. Он считает своим другом можжевельник, один вид этого дерева успокаивает его. С каким-то дружеским чувством смотрит на него во время каждой его прогулки в лес филин. И ещё пытается подружиться с ним живущая в его квартире крыса, куда-то пропадающая, когда в доме появляется Олеська (похоже, что из ревности).

Странную, прямо-таки мистическую роль играет в романе искусно вырезанный из дерева мужем Нины чёртик. С каждым, кто становится его хозяином, непременно случается какаянибудь беда.

Тяжелейшим потрясением обрушилась на Сергея измена жены. Невероятной остроты ревность едва не привела его к убийству Олеськи и соперника, и к самоубийству. Для читателя такая его реакция стала неожиданностью: раньше то что он её любит, было мало заметно. Измена Олеськи неожиданно оказалась для него катастрофой. Захватывающе интересна сцена охоты на волков. Венгеров, не помнящий себя от горя и отчаяния, принимает в ней участие, решив убить своего соперника Жебривского. Тот же собирается подобное сделать с ним. Выстрелить в волчицу, которая попала ему на мушку, у Сергея рука не поднялась, зато к сопернику у него нет жалости.

Странна любовь Венгерова к Олеське: он и после женитьбы продолжает встречаться с библиотекарем Ниной Савельевной. О том что он Олеську любит, читатель узнаёт из его сна-воспоминания об их лодочной прогулке, когда смех её просто сводил его с ума. Невольно вспомнились ему слова незрячего парня, которого он толкнул когда-то:

- Ты ударил слепого и сам ослепнешь!

"Вот и ослеп", - думает он, узнав об измене жены. Как мог он не увидеть того, что видели другие жители Сельги?

Важную роль играют во второй части романа жутковатые сны-предчувствия, отражающие мучительное душевное смятение Сергея. Рушится его мир, ничего не осталось от его прежней самоуверенности. И Венгеров, не выдержав этой потогонной капиталистической системы, навсегда покидает Сельгу, где пришлось пережить двойное предательство, и едет воевать на Кавказ, как ехали в девятнадцатом веке туда офицеры, потерпевшие крушение в личной жизни.

Большое место занимают в книге диалоги. Речь персонажей индивидуализирована. Студенты говорят грамотно, в их речи автор избегает жаргонных слов, что делает диалоги лёгкими для чтения. Они не несут на себе налёта книжности, это живая русская речь. Характерен разговор некоторых обитателей посёлка. У Шлёмова постоянно звучит в речи выражение "хенде хох" ("Без воспитания хенде хох получиться может", "Сено у матери умыкнули и - хенде хох"!) Однако некоторые из диалогов следовало бы исключить из текста за их непристойность.

Несмотря на обилие драматических моментов, в романе немало юмора, особенно во второй части, Комичны Шлёмов и милиционер Обнимакин, пьяницы и скандалисты. Пьянки их обычно кончаются дракой, а для Шлёмова - непременной кутузкой.

Комична сцена приезда в Сельгу иеговистов, в книгах у которых Шлёмов увидел изображения чернокожих женщин, которые настолько заинтересовали его, что он стал расспрашивать гостей, а можно ли ему жениться на негритянке. Разговор кончился тем, что он, подвыпив, отматерил их, и они пустились наутёк.

Уделил автор в романе место и пейзажам Карелии. Вот, например, один из них, написанный ритмической прозой:

"Корявые сосны впились корнями в скалы. Берег песчаный - оранжево-жёлтый. Синяя гладь и гряда островов, поросших густым леском. Чайки кружатся над островами, будто чаинки в стакане чая. В солнечных бликах пикируют в воду, резко сложившись".

В каждом произведении литературы читатель хочет найти пример для подражания. Можно ли назвать положительным героем Сергея Венгерова, или отрицательные черты перевешивают в нём то хорошее, что изобразил автор? Венгеров - фигура очень противоречивая, в нём много намешано всякого. Одни читатели отметят в нём его лёгкий характер, начитанность, чувство юмора, преданность дружбе, другие же - легкомысленное отношение к женщинам, склонность к насмешливости, эгоизм. А кто из нас сумеет назвать себя человеком цельным, рыцарем без страха и упрёка? Автор не старается приукрасить своё поколение.

Впрочем, а кого можно считать положительным героем нашей большой литературы, с кого брать пример? Так ли положителен Обломов, как утверждают некоторые литературоведы? А шолоховский Нагульнов, готовый во имя мировой революции "из пулемёта порезать" даже "дедов, детишков и баб"? Можно ли безоговорочно отнести к положительным героям тургеневского Базарова? А кто из нас в юности не восхищался "героем нашего времени" Печориным, несмотря на то, что весь он соткан из противоречий? Тем не менее, Белинский отнёс его к положительным героям, а вот другой критик Юлий Айхенвальд вынес ему суровый приговор, отметив в нём опасные для окружающих пороки: ".нет, на действительные битвы " герой нашего времени", этот негерой, в сущности не способен". Хотя сам роман критик признал гениальным.

Так что судить о Сергее Венгерове предстоит самому читателю.

2021 г.

 
Главная страница
Литературный Кисловодск и окрестности
Страница "Литературного Кисловодска"
Страницы авторов "ЛК"

Последнее изменение страницы 16 Aug 2022 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: