Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "ЛК"

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Страница "Литературного Кисловодска"

Стихи из "ЛК"
Избранные стихи авторов "ЛК"
Стихи из "ЛК" (авторские страницы)
Рассказы из "ЛК"
Поэмы из "ЛК"
краеведческие и Биографические очерки из "ЛК"
Литературоведческие очерки из "ЛК"
Непрочитанные поэты России
Полемика о "ЛК"

Страницы авторов "ЛК"

Светлана Цыбина
Светлана Гаделия
Александра Полянская
Анна Мотенко
Юлия Чугай
Наталья Рябинина
Игорь Паньков
Геннадий Трофимов
Лев Кропоткин
Май Август
Сергей Смайлиев
Иван Аксенов
Иван Зиновьев
Давид Райзман
Василий Помещиков
Лидия Аронова
Галина Маркова
Тамара Курочкина
Валентина Кравченко
Иван Гладской
Маргарита Самойлова
Станислав Подольский. Стихи
Станислав Подольский. Проза
Ст.Подольский. Новочеркасск 1962
Евгений Сычев. Чукотские истории
Литературный Кисловодск, N86 (2024г.)

Александр Квиток

Ессентуки

МИРОТВОРЧЕСКИЕ ПОТУГИ БЕЛОЙ ДЬЯВОЛИЦЫ

Сначала прочтём лаконичную запись из дневника Блока: "...Единственность Зинаиды Гиппиус...", приведённую в начале статьи Г.Адамовича "Зинаида Гиппиус" из книги "Портреты писателей эмиграции" (1967).

"Штучное изделие в единственном экземпляре" - так дальше поясняет авторитетный критик и поэт Георгий Адамович короткое и ёмкое определение Блока. И добавляет своё: "... я, не колеблясь, скажу, что это была самая замечательная женщина, которую пришлось мне на моём веку узнать. Не писательница, не поэт, а именно женщина, человек, среди, может быть, и более одарённых поэтесс, которых я встречал".

Из той же книги ("Портреты писателей эмиграции") предоставим слово русской писательнице Тэффи: "...Когда-то было ей дано прозвище "Белая Дьяволица". Ей хотелось быть непременно злой. Поставить кого-нибудь в неловкое положение, унизить, поссорить.

Спрашиваю:

- Зачем вы это делаете?

- Так. Я люблю посмотреть, что из этого получится".

Как-то в присутствии Тэффи Зинаида Николаевна вдоволь поиздевалась над одной дамой, читавшей им стихи и желающей услышать отзыв на свою поэзию. Гиппиус высказалась весьма критично и даже едко, чем довела женщину почти до слёз. Когда расстроенная поэтесса ушла, Тэффи пыталась угомонить З.Н.:

- Мучить Е.П. - всё равно что отрывать у мухи лапки.

З.Н. ответила с презрением:

- Ну, вы! Добренькая!

Чуть ниже Тэффи сообщает ещё одно своё наблюдение:

"...Любопытно было отношение Мережковских ко всякой нежити. Привидения, оборотни - вся эта компания принималась ими безоговорочно..."

Дмитрий Мережковский - муж Зинаиды Гиппиус. Когда шла речь о семейной паре, то их называли Мережковскими.

И ещё одно уточнение - откуда прозвище: один почтенный иерарх, член петербургских "Религиозно-философских собраний" (далее РФС), идея которых принадлежит Зинаиде Николаевне, называл её не иначе как "Белая дьяволица".

Когда в 1903 году Победоносцев (обер-прокурор Святейшего Синода) запретил "РФС", то, может быть, одной из причин был неуловимый запах, который он почувствовал, - запах горящей серы, присущий адскому подземелью; дух "Геенны огненной" в царившей на собраниях атмосфере свободы. Уж больно разнузданной показалась та свобода для строгого обер-прокурора - блюстителя православной нравственности. Зинаида Гиппиус, сама того не желая (а может быть, и желая), весьма способствовала такому восприятию свободы у Победоносцева и других, пуритански настроенных деятелей церкви.

Уже для первого заседания РФС, 29 ноября 1901г., происходившем в зале Географического общества на Фонтанке, Гиппиус заказывает себе чёрное, на вид скромное платье. Но оно сшито так, что при малейшем движении складки расходятся и просвечивает бледно-розовая подкладка. Создаётся впечатление, что она голая. А что ещё думать мужчинам, созерцающим красивую молодую женщину, облачённую так оригинально? Выдумщица, что и говорить...

Об этом платье она потом часто и с видимым удовольствием вспоминает, даже в годы, когда, казалось бы, пора о таких вещах забыть. Возможно, из-за этого платья или из-за каких-либо других её выдумок недовольные иерархи, члены Собраний, прозвали её "Белая дьяволица". Ну, это, скорее, - легкомыслие, желание эпатировать публику, свойственное Гиппиус с юных лет.

Её "кумовство с чёртом" выражалось иначе.

Теперь обратимся к религиозному философу Владимиру Соловьёву, современнику Блока, Мережковских, Адамовича, Тэффи и других литераторов "Серебряного Века". Ссылаясь на текст поэмы Лермонтова "Демон", в статье "Лермонтов" (1899), Соловьёв пишет:

"...Все эти описания лермонтовского демона можно бы принять за пустые фантазии талантливого мальчика, если бы не было известно из биографии поэта, что уже с детства рядом с самыми симпатичными проявлениями души чувствительной и нежной обнаруживались у него резкие черты злобы, прямо демонической..."

Чуть ниже, в той же статье, Соловьёв на примере Лермонтова даёт определение демонизма: "...Кто из больших и малых не делает волей и неволей всякого зла и цветам, и мухам, и курицам, и людям? Но все, я думаю, согласны, что услаждаться деланием зла есть уже черта нечеловеческая. Это демоническое сладострастие не оставляло Лермонтова до горького конца; ведь и последняя трагедия произошла оттого что удовольствие Лермонтова терзать слабые создания встретило, вместо барышни, бравого майора Мартынова как роковое орудие кары для человека...".

Соловьёву можно верить: слишком большой и тяжёлый опыт общения с тёмными ангелами приобрёл он за свою короткую (1853-1900), но яркую жизнь. И умирал он мучительно долго, терзаемый демонами, которых он хотел подчинить себе, но жестоко обманулся. И даже очистительный скипидар{1} ему не помог. Исследователи убеждены в том, что он подорвал свой организм значительными периодами поста и интенсивными занятиями, а ещё он постепенно отравлялся скипидаром, разрушительно действующим на почки. Опыты на самом себе оказались губительными.

О демонизме Лермонтова и Соловьёва лучше поговорить отдельно. Здесь у нас речь о Зинаиде Гиппиус. Ей подойдёт соловьёвское определение демонизма - она испытывала удовольствие, делая зло другим. И не только Тэффи заметила в ней такую страсть. "Не женщина, а сущий чёрт!" - такой восхищённый отзыв вырвался однажды у В.Розанова в адрес Зинаиды Гиппиус. Сам себя Розанов скромно считал "мелким бесом".

Зинаиде Гиппиус приснился странный тип, пытавшийся её напугать, но...

...Снял перчатки он с улыбкой гадкою
И схватился за концы кольца.
Но его же чёрною перчаткою
Я в лицо ударил пришлеца...
("Час победы", 1918)

Большинство своих стихотворений и прозу Гиппиус подписывала мужскими псевдонимами. Для пущей загадочности. Свой сон она рассказывает от мужского лица. Герою удаётся прогнать "пришлеца", но тот обещал вернуться. Тип в чёрном плаще и "с улыбкой гадкою" - это один из демонов, с которыми поэтесса общается в жизни не только в сновидениях, но и в видениях тоже. И чертовски много посвящает своих стихотворений и прозы тёмным силам. Вроде как она их не боится, подружилась с ними и даже властвует над ними. Опасные иллюзии. Так полагали и другие "гении", в том числе Лермонтов, Владимир Соловьёв, Мережковский, Александр Блок... Доигрались.

У З.Гиппиус появляется мотив двусмысленного сочувствия дьяволу. В стихотворении "Божья тварь" она молится о его спасении:

За Дьявола тебя молю, Господь!
И он Твоё создание.
Я Дьявола за то люблю,
что вижу в нём моё страданье.

Опасные игры. И как ей сказать об этом, если "гении" никого никогда не слушают? Тёмная сторона загадочной личности, мало кем понятой женщины так и осталась в темноте...

Константин Бальмонт тоже признаётся в любви к Дьяволу:

Я люблю тебя, Дьявол!
Я люблю тебя, Бог!
Одному мои стоны,
и другому мой вздох.
Одному мои крики,
а другому мечты.
Вы оба велики.
Вы восторг Красоты!

Им бы со сцены дуэтом спеть... с Зинаидой Гиппиус, но они обожают только самих себя и предпочитают выступать солистами.

Может быть, оттого в течение многих лет её за глаза называли "сатанессой", "белой дьяволицей" и ещё "декадентской мадонной", хотя она, вроде бы, "отреклась от декадентства", став одной из центральных фигур русского символизма.

Почему стал так притягателен этот образ? С точки зрения поэзии, когда обыденная жизнь слишком скучна, окружающие бездны загадочны, великие перевороты, предвечный хаос возвышенны и прекрасны. Хочется чего-то такого-этакого... В образе Сатаны-Дьявола, видели символ неограниченной свободы: ну как же, против самого Бога пошёл! Ещё видели жажду новой жизни, стремление к утраченной гармонии и целостности, протест против мира и мирового порядка. Демоническое становится категорией не только этической, но и эстетической. Поэты и художники находят во зле нечто прекрасное, превозносят красоту зла. Безумству храбрых поются песни... "весь мир лежит во власти Злого".

Женщины изображаются в виде femma fatales, зловещих совратительниц. Так и представилась однажды Зинаида Гиппиус в образе "белой дьяволицы" на первом заседании Религиозно-философского Собрания, куда явилась в эпатажном одеянии.

Декадентство - "decadence" - упадок. Александр Блок считал, что "упадок состоит в том что иные намеренно или по отсутствию соответствующих талантов затемняют смысл своих произведений, причём, некоторые сами в них ничего не понимают, а другие имеют самый ограниченный круг понимающих, т.е. только себя самих; от этого текст теряет характер произведения искусства и в лучшем случае становится тёмной формулой, составленной из непонятных терминов - как отдельных слов, так и целых конструкций..."

"Тёмная формула" - это, на мой взгляд, ёмкое и точное определение декаданса. Какое может быть созидание в темноте! Только упадок, расстройство, разруха...

Позволю себе и я свободно высказаться: на них, писателей, поэтов и художников "Серебряного века", обрушилась свобода, много свободы. И они не знали, что с этим делать. Как и мы сейчас, в 21-м веке, не знаем, что нам делать с избытком информации. "Пришибленные свободой", а многие из них ещё "пришибленные славой", или, выражаясь по-народному, "с жиру бесятся". И бесновались каждый в меру своих способностей и темперамента. Появилось много "гениев", "пришибленных славой". Из различных толкований "гениальности" одно, народное, мне пришлось по душе - "у "гениев" не все дома".

И если в "Серебряном веке" жили и творили люди, "пришибленные свободой", то в наши дни живут и творят люди, "пришибленные информацией". Даже термин такой появился - "информационные войны". Кто кого перешибёт тяжёлой информацией... Нас часто бьют по голове дубиной новостей. Хорошо бы нам не подставляться. Не будем читать и слушать все новости подряд - побережём голову!

* * *

И ещё немного о творчестве Зинаиды Гиппиус.

Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет. Уже в первых поэтических упражнениях девочки были характерны самые мрачные настроения. "Я с детства ранена смертью и любовью", - позже признавалась Гиппиус.

Всё что она знает и чувствует в семьдесят лет, она уже знала и чувствовала в семь, не умея это выразить. "Всякая любовь побеждается, поглощается смертью", - записывала она в 53 года.

Стихи Гиппиус воспринимала как нечто крайне интимное, созданное "для себя", и творила их, по собственным словам, "словно молитву". В эссе "Необходимое о стихах" поэтесса писала: "Естественная и необходимейшая потребность человеческой души всегда - молитва. Бог создал нас с этой потребностью. Каждый человек, осознаёт он это или нет, стремится к молитве. Поэзия вообще, стихосложение в частности, словесная музыка, - это лишь одна из форм, которую принимает в вашей Душе молитва. Поэзия, как определил её Баратынский, - есть "полное ощущение данной минуты".

Красиво выразилась Зинаида Николаевна. Я бы поверил ей, если бы не читал её стихи, где она объясняется в любви Дьяволу (см. выше в этом тексте). И объясняется в любви не символически, а конкретно. Мелкие шалости? Нет, это пошлейшее лицемерие. Не пой, красавица, при мне... Не люблю!..

Не было никого принципиального, одноличного и однозначного в литературной среде "Серебряного века", да и нынче, в 21-м веке, перевелись таковые все, за малым исключением, деятели от литературы и искусства - противоречивые, многоличные и многозначные. Однако, как-то наловчились совмещать противоречия... Такое море информации, так много слов! Вчера - одно, сегодня - другое, завтра - третье. Попробуй разберись. Попробуй запомнить. Лучше не читать и не слушать.

Коли речь пошла о совмещении, то надо сказать, что в Зинаиде Гиппиус совместились "три в одной" - поэтесса, сатанесса, дьяволица.

Много чего сокровенного о З.Н. Гиппиус рассказал Владимир Злобин в книге "Тяжёлая душа", но и он понял далеко не всё, а в конце выложил кучу своих прозрений о её якобы гениальном проникновении в глубины христианства. Совсем в другие глубины пыталась проникнуть поэтесса, возомнившая о себе слишком много. И ушла она из жизни, прожив 75 творческих лет, уверенная в том, что ей удалось примирить Бога с Дьяволом.

Ещё одна из многих, заблудившихся "в сумрачном лесу"...

Много чего, разного и всякого, хорошего и не очень, написано о жизни и творчестве Зинаиды Гиппиус. Кто интересуется, найдёт в Интернете. Автор выбрал и представил без комментария две небольшие цитаты из книги Бунина "Окаянные дни. Дневник":

"...Перечитываю стихи Гиппиус. Насколько она умнее и пристойнее прочих - "новых поэтов". Но какая мертвяжина, как все эти мысли и чувства вбиты в размер!"

"... Дочитал Гиппиус. Необыкновенно противная душонка: ни одного живого слова! Мёртво вбиты в тупые вирши разные выдумки. Поэтической натуры в ней ни на йоту".

18.12.2023
Кавминводы

 

{1} За "очистительный от бесов "терпентин" он поплатился жизнью, исподволь отравил себя скипидаром... Этой технической жидкости он придавал и мистическое, и целебное значение - так утверждали друзья Соловьёва в своих воспоминаниях.

 

Александр Квиток. Какими мы были, какими мы стали... (о книге Станислава Подольского "Новочеркасск 1962")

Александр Квиток. Хамоватый гений (статья об Иосифе Бродском)

Александр Квиток. Оглядки в прошлое (Памяти поэтессы Александры Полянской (1957-2021))

Александр Квиток. Некультурный министр культуры (О Г.Александрове, Е.Фурсовой, В.Мединском)

Александр Квиток. Заметка опытного читателя о других заметках в ЛК

Александр Квиток. Первый поэт планеты Земля

Александр Квиток. Как не назови нашу эпоху, а конец всему близок (По страницам книги Н.Я.Мандельштам "Воспоминания, том 2")

Александр Квиток. Жека, кагор и я (рассказ)

Александр Квиток. Сосуд с парижской водой (рассказ)

Объявление о выходе книги Александра Квитка "Какие наши годы!"

 

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "Литературного Кисловодска"

 

Последнее изменение страницы 22 Apr 2024 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: