Страницы авторов "Тёмного леса"
Страница "Литературного Кисловодска"
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Сначала прочтём лаконичную запись из дневника Блока: "...Единственность Зинаиды Гиппиус...", приведённую в начале статьи Г.Адамовича "Зинаида Гиппиус" из книги "Портреты писателей эмиграции" (1967).
"Штучное изделие в единственном экземпляре" - так дальше поясняет авторитетный критик и поэт Георгий Адамович короткое и ёмкое определение Блока. И добавляет своё: "... я, не колеблясь, скажу, что это была самая замечательная женщина, которую пришлось мне на моём веку узнать. Не писательница, не поэт, а именно женщина, человек, среди, может быть, и более одарённых поэтесс, которых я встречал".
Из той же книги ("Портреты писателей эмиграции") предоставим слово русской писательнице Тэффи: "...Когда-то было ей дано прозвище "Белая Дьяволица". Ей хотелось быть непременно злой. Поставить кого-нибудь в неловкое положение, унизить, поссорить.
Спрашиваю:
- Зачем вы это делаете?
- Так. Я люблю посмотреть, что из этого получится".
Как-то в присутствии Тэффи Зинаида Николаевна вдоволь поиздевалась над одной дамой, читавшей им стихи и желающей услышать отзыв на свою поэзию. Гиппиус высказалась весьма критично и даже едко, чем довела женщину почти до слёз. Когда расстроенная поэтесса ушла, Тэффи пыталась угомонить З.Н.:
- Мучить Е.П. - всё равно что отрывать у мухи лапки.
З.Н. ответила с презрением:
- Ну, вы! Добренькая!
Чуть ниже Тэффи сообщает ещё одно своё наблюдение:
"...Любопытно было отношение Мережковских ко всякой нежити. Привидения, оборотни - вся эта компания принималась ими безоговорочно..."
Дмитрий Мережковский - муж Зинаиды Гиппиус. Когда шла речь о семейной паре, то их называли Мережковскими.
И ещё одно уточнение - откуда прозвище: один почтенный иерарх, член петербургских "Религиозно-философских собраний" (далее РФС), идея которых принадлежит Зинаиде Николаевне, называл её не иначе как "Белая дьяволица".
Когда в 1903 году Победоносцев (обер-прокурор Святейшего Синода) запретил "РФС", то, может быть, одной из причин был неуловимый запах, который он почувствовал, - запах горящей серы, присущий адскому подземелью; дух "Геенны огненной" в царившей на собраниях атмосфере свободы. Уж больно разнузданной показалась та свобода для строгого обер-прокурора - блюстителя православной нравственности. Зинаида Гиппиус, сама того не желая (а может быть, и желая), весьма способствовала такому восприятию свободы у Победоносцева и других, пуритански настроенных деятелей церкви.
Уже для первого заседания РФС, 29 ноября 1901г., происходившем в зале Географического общества на Фонтанке, Гиппиус заказывает себе чёрное, на вид скромное платье. Но оно сшито так, что при малейшем движении складки расходятся и просвечивает бледно-розовая подкладка. Создаётся впечатление, что она голая. А что ещё думать мужчинам, созерцающим красивую молодую женщину, облачённую так оригинально? Выдумщица, что и говорить...
Об этом платье она потом часто и с видимым удовольствием вспоминает, даже в годы, когда, казалось бы, пора о таких вещах забыть. Возможно, из-за этого платья или из-за каких-либо других её выдумок недовольные иерархи, члены Собраний, прозвали её "Белая дьяволица". Ну, это, скорее, - легкомыслие, желание эпатировать публику, свойственное Гиппиус с юных лет.
Её "кумовство с чёртом" выражалось иначе.
Теперь обратимся к религиозному философу Владимиру Соловьёву, современнику Блока, Мережковских, Адамовича, Тэффи и других литераторов "Серебряного Века". Ссылаясь на текст поэмы Лермонтова "Демон", в статье "Лермонтов" (1899), Соловьёв пишет:
"...Все эти описания лермонтовского демона можно бы принять за пустые фантазии талантливого мальчика, если бы не было известно из биографии поэта, что уже с детства рядом с самыми симпатичными проявлениями души чувствительной и нежной обнаруживались у него резкие черты злобы, прямо демонической..."
Чуть ниже, в той же статье, Соловьёв на примере Лермонтова даёт определение демонизма: "...Кто из больших и малых не делает волей и неволей всякого зла и цветам, и мухам, и курицам, и людям? Но все, я думаю, согласны, что услаждаться деланием зла есть уже черта нечеловеческая. Это демоническое сладострастие не оставляло Лермонтова до горького конца; ведь и последняя трагедия произошла оттого что удовольствие Лермонтова терзать слабые создания встретило, вместо барышни, бравого майора Мартынова как роковое орудие кары для человека...".
Соловьёву можно верить: слишком большой и тяжёлый опыт общения с тёмными ангелами приобрёл он за свою короткую (1853-1900), но яркую жизнь. И умирал он мучительно долго, терзаемый демонами, которых он хотел подчинить себе, но жестоко обманулся. И даже очистительный скипидар{1} ему не помог. Исследователи убеждены в том, что он подорвал свой организм значительными периодами поста и интенсивными занятиями, а ещё он постепенно отравлялся скипидаром, разрушительно действующим на почки. Опыты на самом себе оказались губительными.
О демонизме Лермонтова и Соловьёва лучше поговорить отдельно. Здесь у нас речь о Зинаиде Гиппиус. Ей подойдёт соловьёвское определение демонизма - она испытывала удовольствие, делая зло другим. И не только Тэффи заметила в ней такую страсть. "Не женщина, а сущий чёрт!" - такой восхищённый отзыв вырвался однажды у В.Розанова в адрес Зинаиды Гиппиус. Сам себя Розанов скромно считал "мелким бесом".
Зинаиде Гиппиус приснился странный тип, пытавшийся её напугать, но...
Большинство своих стихотворений и прозу Гиппиус подписывала мужскими псевдонимами. Для пущей загадочности. Свой сон она рассказывает от мужского лица. Герою удаётся прогнать "пришлеца", но тот обещал вернуться. Тип в чёрном плаще и "с улыбкой гадкою" - это один из демонов, с которыми поэтесса общается в жизни не только в сновидениях, но и в видениях тоже. И чертовски много посвящает своих стихотворений и прозы тёмным силам. Вроде как она их не боится, подружилась с ними и даже властвует над ними. Опасные иллюзии. Так полагали и другие "гении", в том числе Лермонтов, Владимир Соловьёв, Мережковский, Александр Блок... Доигрались.
У З.Гиппиус появляется мотив двусмысленного сочувствия дьяволу. В стихотворении "Божья тварь" она молится о его спасении:
Опасные игры. И как ей сказать об этом, если "гении" никого никогда не слушают? Тёмная сторона загадочной личности, мало кем понятой женщины так и осталась в темноте...
Константин Бальмонт тоже признаётся в любви к Дьяволу:
Им бы со сцены дуэтом спеть... с Зинаидой Гиппиус, но они обожают только самих себя и предпочитают выступать солистами.
Может быть, оттого в течение многих лет её за глаза называли "сатанессой", "белой дьяволицей" и ещё "декадентской мадонной", хотя она, вроде бы, "отреклась от декадентства", став одной из центральных фигур русского символизма.
Почему стал так притягателен этот образ? С точки зрения поэзии, когда обыденная жизнь слишком скучна, окружающие бездны загадочны, великие перевороты, предвечный хаос возвышенны и прекрасны. Хочется чего-то такого-этакого... В образе Сатаны-Дьявола, видели символ неограниченной свободы: ну как же, против самого Бога пошёл! Ещё видели жажду новой жизни, стремление к утраченной гармонии и целостности, протест против мира и мирового порядка. Демоническое становится категорией не только этической, но и эстетической. Поэты и художники находят во зле нечто прекрасное, превозносят красоту зла. Безумству храбрых поются песни... "весь мир лежит во власти Злого".
Женщины изображаются в виде femma fatales, зловещих совратительниц. Так и представилась однажды Зинаида Гиппиус в образе "белой дьяволицы" на первом заседании Религиозно-философского Собрания, куда явилась в эпатажном одеянии.
Декадентство - "decadence" - упадок. Александр Блок считал, что "упадок состоит в том что иные намеренно или по отсутствию соответствующих талантов затемняют смысл своих произведений, причём, некоторые сами в них ничего не понимают, а другие имеют самый ограниченный круг понимающих, т.е. только себя самих; от этого текст теряет характер произведения искусства и в лучшем случае становится тёмной формулой, составленной из непонятных терминов - как отдельных слов, так и целых конструкций..."
"Тёмная формула" - это, на мой взгляд, ёмкое и точное определение декаданса. Какое может быть созидание в темноте! Только упадок, расстройство, разруха...
Позволю себе и я свободно высказаться: на них, писателей, поэтов и художников "Серебряного века", обрушилась свобода, много свободы. И они не знали, что с этим делать. Как и мы сейчас, в 21-м веке, не знаем, что нам делать с избытком информации. "Пришибленные свободой", а многие из них ещё "пришибленные славой", или, выражаясь по-народному, "с жиру бесятся". И бесновались каждый в меру своих способностей и темперамента. Появилось много "гениев", "пришибленных славой". Из различных толкований "гениальности" одно, народное, мне пришлось по душе - "у "гениев" не все дома".
И если в "Серебряном веке" жили и творили люди, "пришибленные свободой", то в наши дни живут и творят люди, "пришибленные информацией". Даже термин такой появился - "информационные войны". Кто кого перешибёт тяжёлой информацией... Нас часто бьют по голове дубиной новостей. Хорошо бы нам не подставляться. Не будем читать и слушать все новости подряд - побережём голову!
И ещё немного о творчестве Зинаиды Гиппиус.
Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет. Уже в первых поэтических упражнениях девочки были характерны самые мрачные настроения. "Я с детства ранена смертью и любовью", - позже признавалась Гиппиус.
Всё что она знает и чувствует в семьдесят лет, она уже знала и чувствовала в семь, не умея это выразить. "Всякая любовь побеждается, поглощается смертью", - записывала она в 53 года.
Стихи Гиппиус воспринимала как нечто крайне интимное, созданное "для себя", и творила их, по собственным словам, "словно молитву". В эссе "Необходимое о стихах" поэтесса писала: "Естественная и необходимейшая потребность человеческой души всегда - молитва. Бог создал нас с этой потребностью. Каждый человек, осознаёт он это или нет, стремится к молитве. Поэзия вообще, стихосложение в частности, словесная музыка, - это лишь одна из форм, которую принимает в вашей Душе молитва. Поэзия, как определил её Баратынский, - есть "полное ощущение данной минуты".
Красиво выразилась Зинаида Николаевна. Я бы поверил ей, если бы не читал её стихи, где она объясняется в любви Дьяволу (см. выше в этом тексте). И объясняется в любви не символически, а конкретно. Мелкие шалости? Нет, это пошлейшее лицемерие. Не пой, красавица, при мне... Не люблю!..
Не было никого принципиального, одноличного и однозначного в литературной среде "Серебряного века", да и нынче, в 21-м веке, перевелись таковые все, за малым исключением, деятели от литературы и искусства - противоречивые, многоличные и многозначные. Однако, как-то наловчились совмещать противоречия... Такое море информации, так много слов! Вчера - одно, сегодня - другое, завтра - третье. Попробуй разберись. Попробуй запомнить. Лучше не читать и не слушать.
Коли речь пошла о совмещении, то надо сказать, что в Зинаиде Гиппиус совместились "три в одной" - поэтесса, сатанесса, дьяволица.
Много чего сокровенного о З.Н. Гиппиус рассказал Владимир Злобин в книге "Тяжёлая душа", но и он понял далеко не всё, а в конце выложил кучу своих прозрений о её якобы гениальном проникновении в глубины христианства. Совсем в другие глубины пыталась проникнуть поэтесса, возомнившая о себе слишком много. И ушла она из жизни, прожив 75 творческих лет, уверенная в том, что ей удалось примирить Бога с Дьяволом.
Ещё одна из многих, заблудившихся "в сумрачном лесу"...
Много чего, разного и всякого, хорошего и не очень, написано о жизни и творчестве Зинаиды Гиппиус. Кто интересуется, найдёт в Интернете. Автор выбрал и представил без комментария две небольшие цитаты из книги Бунина "Окаянные дни. Дневник":
"...Перечитываю стихи Гиппиус. Насколько она умнее и пристойнее прочих - "новых поэтов". Но какая мертвяжина, как все эти мысли и чувства вбиты в размер!"
"... Дочитал Гиппиус. Необыкновенно противная душонка: ни одного живого слова! Мёртво вбиты в тупые вирши разные выдумки. Поэтической натуры в ней ни на йоту".
18.12.2023
Кавминводы
{1} За "очистительный от бесов "терпентин" он поплатился жизнью, исподволь отравил себя скипидаром... Этой технической жидкости он придавал и мистическое, и целебное значение - так утверждали друзья Соловьёва в своих воспоминаниях.
Страница "Литературного Кисловодска"
Страницы авторов "Литературного Кисловодска"
Последнее изменение страницы 12 May 2024