Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "ЛК"

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Страница "Литературного Кисловодска"

Стихи из "ЛК"
Избранные стихи авторов "ЛК"
Стихи из "ЛК" (авторские страницы)
Рассказы из "ЛК"
Поэмы из "ЛК"
краеведческие и Биографические очерки из "ЛК"
Литературоведческие очерки из "ЛК"
Непрочитанные поэты России
Полемика о "ЛК"

Страницы авторов "ЛК"

Светлана Цыбина
Светлана Гаделия
Александра Полянская
Анна Мотенко
Юлия Чугай
Наталья Рябинина
Игорь Паньков
Геннадий Трофимов
Лев Кропоткин
Май Август
Сергей Смайлиев
Иван Аксенов
Иван Зиновьев
Давид Райзман
Василий Помещиков
Лидия Аронова
Галина Маркова
Тамара Курочкина
Валентина Кравченко
Иван Гладской
Маргарита Самойлова
Станислав Подольский. Стихи
Станислав Подольский. Проза
Ст.Подольский. Новочеркасск 1962
Евгений Сычев. Чукотские истории
"Литературный Кисловодск", N74 (2020г.)
полемика

Александр Квиток

Ессентуки

Заметка опытного читателя о других заметках в ЛК

В журнале "Литературный Кисловодск" N73, в конце журнала размещена небольшая статья "О книге Ст. Подольского "Борис Леонидович Пастернак. Очерки жизни и творчества в контексте времени". Автор из Кисловодска - Маргарита Самойлова, кандидат юридических наук, доцент, разместила в текущем номере ещё несколько критических (и, что приятно удивляет, не только хвалебных) заметок о поэтах довоенного, военного и нашего времени. И немного стихов.

В прошлом ЛК N72 тоже есть критические заметки Маргариты Самойловой, в том числе и на эссе Ст. Подольского "Мой брат Иосиф".

Кажется, альманах ЛК укрепился штатным критиком. Хорошо. Надолго ли? Посмотрим.

Так что там у нас в книге Подольского? Получается так, что я цитирую Самойлову, которая в свою очередь цитирует Подольского... За тремя зайцами погнался. Или "три в одном", как говорят производители пакетиков "Маккофе"...

"В Приложении "Заметки внимательного читателя" Ст. Подольский пишет: "Как знать, возможно и Богу - Творцу Вселенной необходим зритель, слушатель. Не в этом ли причина сотворения человека?..".

Мысль верная. Уважаю. Да, Творцу необходим человек, как благодарный слушатель, зритель и читатель... Священного Писания. Для того и сотворил Бог человека - из любви, чтобы Ему было о ком заботиться... По образу своему... вложил Бог в человека любовь к ближнему и заботу о своих детях, стариках, бедных и больных...

Бог делает добро охотно, с удовольствием и даже настаивает, чтобы верные Ему люди возлагали на Него бремя своих забот. И Он помогает им. Проверено жизнью.

"... Точно так же и Поэту необходим вдумчивый и талантливый читатель" (с.43).

Весьма возвышенно выразился писатель - до небес поднял Поэта... Насчёт "точно так же" ("Поэт" как и Бог) позвольте усомниться. Мне понятно желание Подольского поднять поэзию и любимого поэта повыше. Слишком высокий замах, недосягаемый для смертного... В небесную сферу нацелился писатель... Желание славы?.. Всё человеческое не чуждо и поэтам. Чувство меры порой нам всем изменяет, а восторг затмевает здравый смысл. Красиво выражаться не запретишь. Хорошо ещё то, что писатель не зовёт нас молиться вместе с ним своему кумиру. "Не сотвори себе кумира" - это я помню ещё смолоду.

А что необходимо "Поэту"? "... вдумчивый и талантливый читатель", - к этому выводу подводит нас Станислав Подольский. А где же их взять ныне, "вдумчивых и талантливых", когда в Эрэфии писателей и поэтов развелось больше, чем читателей. "Серьёзный читатель" стал "культурным феноменом", и даже "творческой профессией" (это подметила Ольга Седакова), и, пожалуй, это звание пора присваивать, как почётное... С приложением конверта с энной суммой в отечественных рублях. Это уже я предлагаю, опытный читатель.

"Именно таким должен быть читатель из стихотворения Ст. Подольского "Письмена" с посвящением Б. Пастернаку"... - так заканчивает цитату Маргарита Самойлова.

Фраза "... таким должен быть читатель" вызывает у меня естественное чувство протеста. Сразу выпущу коготки - никому ничего я не должен! Возникает вопрос: почему Поэты, гордо несущие знамя Поэзии, свободными никому ничего не должны, пишут что хотят и как хотят, а читатели должны соответствовать их высоким запросам, быть "вдумчивыми и талантливыми", и писать поэтам "конструктивную" (то есть, хвалебную?) критику. Ну, положим, вдумчивость это не дефицит, мозгами шевелить мы обучены, а что делать, если нет таланта, чтобы проскочить в ряды "талантливых читателей"? Ну, не дал Бог таланта - и взять негде.

Чтобы не быть голословным, приведу некоторые цифры. Данные воспроизводятся на 15.15 мск, от 13.07.2020. В самых массовых интернет-порталах Стихи.ру и Проза.ру на текущий момент состоят:

Стихи.ру - 848 908 авторов; опубликовано 49 616 403 стихов.

Проза.ру - 308 363 автора; опубликовано 9 080 965 текстов.

Надо сказать, что в Прозе.ру, по причинам всем понятным (по секрету скажу поэтам - здесь для них меньше конкурентов], примерно третья часть авторов публикуют стихи, а это значит, что поэтов в интернете (с учётом других поэтических сайтов) публикуются более миллиона; а прозу пишут примерно 200 000 авторов. Соотношение поэтов к прозаикам - 5:1. Сию статистику можно, пожалуй, распространить на всю Эрэфию. Вот такая арифметика.

О прозаиках промолчу, а о поэтах скажу: большинство из них себя считают способными, талантливыми и даже гениальными. Нормальный ход. И это можно понять - столетний банальный вывод, ещё из времён "Серебряного века": если не считать свои стихи лучшими в мире, то незачем браться за перо.

Уважаю всех поэтов, которых обожествляет Станислав Подольский. Уважаю и самого Станислава Яковлевича. У него - прекрасная проза! Читаю с интересом! Но, признаюсь честно: более всех других литераторов в мире я уважаю французского писателя-философа Жан-Поля Сартра: единственный в своём роде! В 1964 году от Нобелевской премии в области литературы отказался Жан-Поль Сартр. Среди троих "отказников" он стоит особняком, и стоит непревзойдённый до сих пор. Он не взял ни медали, ни денег, объяснившись с недоумевающим мировым сообществом в статье: "Почему я отказался от премии?". Писатель приводит личные и объективные причины отказа, с которыми можно ознакомиться в Интернете. Мне же показалась самой значимой следующая: "Всевозможные знаки отличия подвергают его (лауреата премии) читателей давлению, которое я считаю нежелательным. Существует разница между подписью "Жан-Поль Сартр" и "Жан-Поль Сартр, лауреат Нобелевской премии".

Отказавшись от высокого титула, подкреплённого приличной денежной суммой, Ж.-П. Сартр, живущий литературным трудом, стал ещё более свободным и предоставил больше свободы читателям, не желая давить на них своим, в одночасье повысившимся, авторитетом. Согласитесь - в этом поступке, кроме всего прочего, звучит искреннее уважение к читателю.

Это тот редкий случай, когда благородная скромность значительно повышает престиж литератора, поступившего неординарно. Это тот, крайне редкий случай, когда свободный человек хочет и может отказаться от заманчивого предложения, став при этом ещё более свободным, и оставшись никому ничем не обязанным.

Это тот редчайший случай, когда писатель-атеист проявил воистину христианское смирение, которого так часто не хватает вождям номинального христианства. А ведь мог бы возвыситься и с высоты нобелевского пьедестала поучать других литераторов и весь читающий мир, как надо жить и писать. И никто не мог бы ему сказать: "А кто ты такой?" - ибо статус, от которого он отказался, предполагает ниже стоящему задирать голову вверх, чтобы обратиться с вопросом. А в таком положении высокомерные вопросы задавать весьма неудобно.

А вот его соображения насчёт писателей и читателей:

"Процесс писания подразумевает и процесс чтения, они образуют диалектическое единство..." (Жан-Поль Сартр].

Здесь всё в меру - не убавить, не прибавить.

13.07.2020

P.S. Отправить сию заметку редактору ЛК Ст. Подольскому, чтобы опубликовать в ближайшем выпуске ЛК, в рубрике "В почту ЛК", я поначалу не решился. Не скрою, были сомнения: а захочет ли Станислав Яковлевич лишний раз допустить на страницы ЛК бросание камней в свой огород?

И второе: нам, старым хренам, перешагнувшим 80-летний рубеж, к коим я отношу и себя, всё труднее воспринимать критику в свой адрес. То ли дело слушать песни хвалы - приятно для слуха и для поднятия жизненного тонуса. Экий я умница, чёрт побери!

Есть и вред, если нет критики: появляется излишняя гордость и высокое самомнение о себе как Учителе и пределе совершенства.

И всё же я выслал заметку по почте. И теперь, если авторы ЛК читают её в альманахе, то это значит, что есть ещё в этом мире понимание простых вещей.

 

Александр Квиток. Какими мы были, какими мы стали... (о книге Станислава Подольского "Новочеркасск 1962")

Александр Квиток. Хамоватый гений (статья об Иосифе Бродском)

Александр Квиток. Оглядки в прошлое (Памяти поэтессы Александры Полянской (1957-2021))

Александр Квиток. Некультурный министр культуры (О Г.Александрове, Е.Фурсовой, В.Мединском)

Александр Квиток. Первый поэт планеты Земля

Александр Квиток. Как не назови нашу эпоху, а конец всему близок (По страницам книги Н.Я.Мандельштам "Воспоминания, том 2")

Александр Квиток. Жека, кагор и я (рассказ)

Александр Квиток. Сосуд с парижской водой (рассказ)

Объявление о выходе книги Александра Квитка "Какие наши годы!"

 

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "Литературного Кисловодска"

 

Последнее изменение страницы 20 Mar 2024 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: