Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "ЛК"

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Страница Давида Райзмана

Колымский след в судьбах жителей КМВ
Дети и внуки должны знать правду о былой трагедии в СССР
Тот самый Этлис
Судьба всероссийского соловья (о Вадиме Козине)
Судьбы людские (о В.И.Горазееве и Г.М.Лихтенштейн)
Настоящие люди (о Н.В.Савоевой)
Кавалер медали Королёва (о Я.М.Терентьеве)
Настоящая учительница! (О Людмиле Петровой)
Николай Иванович Бухарин
Иван Яковлевич Врачёв
Осетины на Чукотке
Азиз Хаджиевич Алискеров
К истории освоения Кавказа
"Литературный Кисловодск", N73 (2020г.)

Давид Райзман

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ БУХАРИН

Сталинские жертвы долга и ответственности

Прошли десятилетия с тех пор, как впервые прозвучали слова реабилитация, репрессированные - символы трагедии народов СССР, переживших ужасы тоталитарного режима.

Знаковой в этом смысле явилась судьба Н.И. Бухарина, одного из теоретиков большевиков, стоявшего у истоков Октябрьской социалистической революции.

Только в 1988 году, в год 100-летия со дня рождения и 50-летия со времени фальсифицированного судебного процесса и казни, Бухарин был полностью реабилитирован. Прошло еще несколько лет и, когда открылись секретные архивы Политбюро ЦК КПСС, перед архивистами и историками предстали тюремные рукописи Бухарина, его письма и документы, показывающие, как стряпались знаменитые политические процессы в Москве 1937-1938 годов.

Выяснилось, что больших тюремных рукописей, созданных после ареста 27.02.1937 г., меньше чем за год - четыре: "Социализм и его культура", "Философские арабески" (диалектические очерки), тетради стихотворений (несколько циклов), неоконченный роман "Времена", художественная повесть. Кроме стихотворений, остальные рукописи опубликованы лишь в 1994-1996 годах, причем малыми тиражами.

Оказавшись на Лубянке, Н.И. Бухарин взялся за вторую часть своего труда "Социализм и его культура", так как часть первая, написанная до ареста, была изъята во время обыска и исчезла. Она не найдена до сих пор, известно лишь название "Кризис капиталистической культуры и социализм". 10 печатных листов были созданы автором в тюремной камере за месяц напряженной работы. Что же заставило Бухарина так работать, после предъявленных ему обвинений в оппозиции власти? Его дочь, С. Гурвич, попыталась объяснить внимание отца к проблемам социализма накануне 20-летия социалистической революции.

Еще в 1920 году В.И. Ленин поручил Н. Бухарину и М. Покровскому отстоять резолюцию ЦК РКП(б) по проблемам социализма и культуры в дискуссии с А.В. Луначарским, занимавшим, по мнению Ленина, неправильную позицию. С тех пор, во многих изданиях, Н.И. Бухарин разрабатывал вопросы развития новой цивилизации, которая должна сменить капитализм, причем, если в 20-х годах главным в его рассуждениях была революция, то в 30-х годах преобладающей точкой зрения становится социализм и его культура, человек в социалистическом обществе.

Находясь в тюремной камере, он писал: "Социализм перерастет в коммунизм, в безгосударственное общество, высочайшая организованность которого потеряет всякий принудительный характер, "политика" исчезнет, как и иерархия, власть, законы, право, армии, тюрьмы, суды и всякая команда над людьми".

Этот тезис, основанный на мнении К. Маркса и Ф. Энгельса о том что "отмирание государства есть конечная цель коммунистов", приводил Бухарина к пониманию необходимости полной демократизации, отказа от функций принуждения, подавления и насилия по отношению к народу. А это станет возможным после экспроприации средств производства у буржуазии, и затем ликвидации армии, флота, репрессий и принудительного труда. Только для этого необходимо время, считал Бухарин. Человек в коммунистическом обществе не будет нуждаться в принудительных нормах!

Однако жил-то Бухарин в социалистическом обществе и потому утверждал: "Советская власть, диктатура пролетариата как политическая форма общества, не может быть ослаблена, пока не будут целиком уничтожены все остатки враждебных классов, какая бы то ни была агентура враждебных сил, какие бы то ни были опасности для социализма. Усиление и укрепление советского государства есть поэтому историческая предпосылка для его последующего отмирания: только тогда, когда можно будет начать ликвидировать меч, начнется отмирание государственной власти и "управление над людьми" сменится "управлением над вещами".

Социалистический гуманизм Бухарина, наивный даже в те годы, звучал зловеще в московской тюрьме. И все же предчувствия несостоятельности этих идей не покидали Н.И. Бухарина.

Еще в 1924 году он писал Ф.Э. Дзержинскому: "Я считаю, что мы должны скорее переходить к более "либеральной" форме советской власти: меньше репрессий, больше законности, больше обсуждения, самоуправления (под руководством партии и проч.)". Разрабатывая текст сталинской Конституции СССР 1936 года, он предлагал законодательно закрепить процесс демократизации общества. Но оказался на нарах как антиленинец и антисталинец, руководитель антисоветской оппозиции.

Утопические идеи не менее ярко проявились в его предсмертном обращении к Сталину в декабре 1937 года. Лишь в 1993 году стало известно, что любимец партии, бывший председатель Совнаркома, после громкого политического процесса будет просить "вождя народов" о милости: заменить ему расстрел "морфийной чашей" или выслать его "хоть на 25 лет в Печору или Колыму, в лагерь".

Наивный человек, он ещё верил Сталину и предлагал (дословно): "Я бы поставил там университет, краеведческий музей, технические станции и т.д., институты, картинную галерею, этнограф-музей, зоо- и фито-музей, журнал лагерный, газету. Словом, повел бы пионерскую зачинательную культурную работу, поселившись там до конца дней своих с семьей". Письмо это - вполне логическое свидетельство сталинской эпохи.

К этому времени Дальстрой создал на Колыме индустриальный промышленный район с приисками и дорогами, поселками и подсобными хозяйствами, развитым сельским и промысловым хозяйством, превратил край в "валютный цех" страны. И все это благодаря широкому использованию труда заключенных исправительно-трудовых лагерей ОГПУ-НКВД СССР Кроме того в Магадане уже были открыты Охотско-Колымский техникум, краеведческий музей, в лагерях выпускали газету "Верный путь".

Следуя логике Бухарина, если существовали лагерные театры, то почему бы не организовать в зонах вузы и техникумы, тем более, что Дальстрой нуждался в квалифицированных кадрах, а специалистов самой высокой квалификации можно было привлечь из числа ссыльных и бывших заключенных. По существу программа, намеченная Бухариным, уже реализовывалась на Колыме.

Возможно, Николай Иванович знал о существовании секретных тюрем и лагерей, где содержались опасные для власти политические противники. Лишить жизни этих людей легко, но вдруг они понадобятся как свидетельство "демократической" воли диктатора?

Можно было надеяться на судьбу ленинградских чекистов, не уберегших жизни С. Кирова и сосланных на Колыму за это, или повторить судьбу ссыльных времен династии Романовых, известных противников царизма, сыгравших положительную роль в развитии культуры народов Севера. В любом случае, это был шанс на спасение, на который мог рассчитывать политический заключенный Бухарин.

Судьба распорядилась иначе.

 

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "Литературного Кисловодска"

 

Последнее изменение страницы 18 Feb 2021 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: