Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "ЛК"

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Страница "Литературного Кисловодска"

Стихи из "ЛК"
Избранные стихи авторов "ЛК"
Стихи из "ЛК" (авторские страницы)
Рассказы из "ЛК"
Поэмы из "ЛК"
краеведческие и Биографические очерки из "ЛК"
Литературоведческие очерки из "ЛК"
Непрочитанные поэты России
Полемика о "ЛК"

Страницы авторов "ЛК"

Светлана Цыбина
Светлана Гаделия
Александра Полянская
Анна Мотенко
Юлия Чугай
Наталья Рябинина
Игорь Паньков
Геннадий Трофимов
Лев Кропоткин
Май Август
Сергей Смайлиев
Иван Аксенов
Иван Зиновьев
Давид Райзман
Василий Помещиков
Лидия Аронова
Галина Маркова
Тамара Курочкина
Валентина Кравченко
Иван Гладской
Маргарита Самойлова
Станислав Подольский. Стихи
Станислав Подольский. Проза
Ст.Подольский. Новочеркасск 1962
Евгений Сычев. Чукотские истории
"Литературный Кисловодск", N44-45 (2012г.)

Малина Узденова

Кисловодск

* * *

В N43 "ЛК" гостья из Испании Л.Кулакова опубликовала ностальгическое стихотворение "Мои кунаки". Ничего плохого не хочу сказать о творчестве Л. Кулаковой. Но мне непонятно, что она хотела сказать словами: "...Вы мои кунаки - пусть абреки и воры..." Здесь получается, что абреки приравниваются к ворам. Возможно, автор вышеназванного произведения путает абреков с хаджиратами. Даже некоторые словари неправильно растолковывают значение слова "абраг"* (в интерпретации русского языка - "абрек"). Абраги были благородными людьми, бескорыстно борющиеся со злом. А так как зло творили далеко не бедные люди, то борцов за справедливость преследовали власти - жандармерия, полиция и т. д. Потому абреки и скрывались в горах. Но скрываясь в горах, они боролись за справедливость, старались помочь тем, кто оказывался в беде. Вот об одном из таких абреков я и хочу сегодня рассказать читателям "ЛК" в родовой истории Баговых**.

 

ИЗ ДНЕВНИКА ЮНОСТИ

ПОСЛЕДНИЕ АБАЗИНСКИЕ БАГОВЫ ИЗ ГУМЛОКТА

Ближе к концу Кавказской войны из Кабарды на старое место жительства в селение Гумлокт (ныне - Красный Восток) переселился Мхамат Багов. У него был сын Ахмад. У Ахмада уже в Гумлокте появились двое сыновей. Старшего звали Биби, младшего - Алихан. Оба брата славились умом и богатырской силой, благородством и мужеством, милосердием к людям, пользовались большим уважением как среди князей, так и среди простого народа.

АЛИХАН БАГОВ

Сын Алихана пропал без вести на Великой Отечественной войне. Дочь, оставив после себя двоих сыновей и дочь, ушла из жизни в 1981 г. в возрасте 54 года.

Алихан с молодых лет славился своей мудростью. Он был великолепным рассказчиком, прекрасным певцом. Его рассказы и сказки, родовые истории, сказания о нартах приходили слушать не только соседи и односельчане, но и многие корреспонденты, писатели, историки отовсюду.

У меня о дедушке Алихане остались приятные, тёплые воспоминания. Он был мягким, красивым стариком с аккуратной, коротко стриженой белой бородой. Носил национальный костюм... Помимо приятных, светлых воспоминаний, помню ещё один день, от которого до сих пор веет холодом и большой утратой. В тот день, 5-го мая 1965 года, во дворе дома дедушки Алихана было много людей. И хотя мне было всего лишь неполных три года, по слезам, горечи, которая отражалась на лице моей матери я понимала, что случилось что-то непоправимое. Когда я подросла, старшая сестра Фатима рассказывала о том, что в тот день дедушка Алихан собрался в последний путь. И как это случилось, было невероятно.

Дедушка работал у себя на приусадебном участке. Вдруг он оставил своё дело, зашёл в дом и сказал, что ему пора собираться в путь. Попросил, чтоб ему приготовили чистую одежду и воду для мытья. Дедушка помылся, оделся во всё чистое, помолился и лег в постель. И очень скоро поменял свой мир. Всем стало ясно, в какой путь собрался Алихан. Для меня до сих пор непонятно, как дедушка Алихан, даже если он и был мудрецом, смог понять за 40 минут раньше, что уйдёт из жизни, и что этих 40 минут ему хватит на то, чтобы как следует приготовиться к этому.

Абазины говорят: "Нашёл красивую смерть". Наверное, такое говорят именно о таком уходе из жизни. Алихан достойно и мудро прожил свою жизнь. Так же достойно, мудро и мужественно встретил свою смерть в возрасте 102 года.

Из воспоминаний моей старшей сестры Фатимы Джанаевой: "Дедушка Алихан обладал большим умом, богатырской силой. Силу и ум использовал только на благие дела. Был великолепным рассказчиком, превосходным певцом старинных народных песен, знал родовые истории. Когда он рассказывал что-то, невозможно было не слушать его. Мало сказать, что его слово было ценно. Его слово было живое. Слово Алихана вставало перед слушателем живой картиной. Слушать его приезжали из разных краёв. Помню, последний раз приезжали из Абхазии в 1965 году. Гостили у него дома неделю. И всё это время записывали его рассказы и сказки. А ведь дедушке было уже 102 года.

Дедушку Алихана мы помним всегда. Знать и забыть такого удивительного человека просто невозможно. Он был красивым человеком во всех отношениях: и словом, и делом, и физическим телом..."

Сказки и родовые истории дедушки Алихана, или просто его имя как мудреца и великолепного рассказчика, можно встретить в книгах, изданных как в Черкесске, так и в Москве на абазинском и русском языках.

БИБИ БАГОВ

Биби Багов был старшим братом Алихана Багова. Алихан (по воле Аллаха) был долгожителем, прожил более века. Но его брат Биби ещё в молодые годы стал жертвой своего большого благородства, жертвой своего сострадания к окружающим его людям, к своему многострадальному народу. Когда люди старшего поколения рассказывали об отце моей матери Биби Багове, я сравнивала его с Робином Гудом, всем известным героем классической литературы.

В старые времена в горах было много хаджиратов (разбойников). Они нападали на всех, кто встретится им на пути. Главной целью их была нажива, насилие. В противовес им были и абреки (этих было гораздо меньше, - единицы, но стоили многих). Они боролись с насилием, защищали обиженных и обездоленных. Одним из яростных противников насилия был Биби Багов. Биби, хотя сам принадлежал к княжескому сословию, так же, как и Робин Гуд, с презрением относился к тем, кто обижал слабых, кто ради своего благополучия мог переступить через моральные принципы, кому не было знакомо чувство благородства, независимо от сословия.

Биби делился тем, что у него есть с нуждающимися. Так же он наказывал тех богатых, но бесчестных людей, кто обижал обездоленных: отнимал у них скот и раздавал тем, кого обманули эти бесчестные люди и обманным путём не заплатили беднякам за труд. Когда старики рассказывали о Биби, я поражалась его бескорыстию, мужеству и благородству - ради чужих людей он лишал себя покоя, ежечасно, ежеминутно рисковал своей жизнью ради народа. И народ платил своему защитнику большим уважением и любовью. Но многие князья, не желающие добросовестно платить своим работникам, плели интриги против Биби, всячески старались устранить его, но в открытую не могли ничего сделать: уж слишком был умён и силён их противник.

Биби Багов не считал себя революционером, но когда на Кавказе появились коммунисты, они объявили Б. Багова первым революционером в его краях.

При многообещающей Советской власти Биби, наконец-то, обрёл относительную для себя, прежнего, спокойную жизнь, обзавёлся семьёй. Избранницей его стала Наго, дочь кабардинского князя Нахушева Аслана из Али-Бердуко. У Биби и Наго родилась дочь. Назвали её Параджан. Маленькой Параджан было всего лишь около двух лет, когда она потеряла отца.

Правду о том, как Биби ушёл из жизни, знали и его друзья Хаджисмель Пшунов и парень из рода Абисаловых. Земли отцов этих троих друзей граничили друг с другом. Они росли вместе, выросли, тоже дружили. Как рассказывали старики, Хаджисмель тоже обладал мужеством и благородством. Он был одним из организаторов первой комсомольской ячейки в Гумлокте. Как-то случилось так, что Абисалов совершил какой-то проступок. Сейчас я не припомню, что именно, но правда то, что вина Абисала пала на безвинных мужчин поселения. В то время (середина 20-х гг. XX века) Советская власть только поднималась. Плохое было время. Лилось много крови. Если кто-то доносил на человека, что тот виноват, мало кто разбирался в сути. Пристреливали сразу. На этот раз тоже сказали, что если не признается виновный в происшествии, будут расстреляны все подозреваемые. Но виновный не признался, а скрылся. Тогда дали приказ расстрелять всех подозреваемых. Биби Багов, чтобы спасти невиновных мужчин поселения, пошёл к властям и сказал, что виновен он.

Как рассказывали старики, Биби стал жертвой своего благородства: не смог выдать своего соседа, того, с кем дружил с детства, но, чтобы спасти многих невиновных от расстрела, взял чужую вину на себя. Проявив подобное благородство, Биби спас своих земляков, но оставил свою маленькую дочку сиротой, её мать стала вдовой, брат потерял единственного брата. Возможно, в Гумлокте были и такие, кто благодаря благородству Биби смог продолжить свой род, за то дочь Биби, Параджан, прожив свою жизнь так же, как и её отец, достойно и благородно, ушла из жизни последней урождённой рода абазинских Баговых из Гумлокта. А тот парень Абисал, из-за которого погиб любимец народа, в тот день потерял всякое уважение людей, приобрёл презрение в глазах тех, кто знал правду. В тот день Абисал потерял и дружбу Хаджисмеля Пшунова. Хаджисмель через всю свою жизнь пронёс обиду на своего бывшего друга Абисала, так и не смирившись с несправедливостью. При виде маленькой дочки Биби на глазах у него появлялись слёзы. Когда Параджан подросла, он со слезами на глазах рассказывал ей о том, каким сильным мужчиной и замечательным человеком был её отец, что таких благородных людей, верных друзей на земле очень мало; рассказывал так же о том, что её отец Биби приходил на помощь всем, кто нуждался в помощи, что взяв чужую вину на себя, он спас от смерти очень многих таких же невиновных, как и он сам...

О том, что Биби Багов был благородным и отзывчивым на чужие беды человеком, говорит ещё один пример, о котором рассказывают ещё некоторые живущие до сих пор люди. Когда одна незамужняя женщина забеременела, брата отца её ребёнка (сына) заставили жениться на обездоленной женщине, так как настоящий виновник скрылся. Этот невольный брак был недолгим, но впоследствии родилась ещё дочь. А отец этой бедной женщины не смог смириться с бесчестьем, выгнал её из дома. Ей некуда было идти. И тогда Биби Багов из сострадания отрезал часть своей земли для этой несчастной женщины, хотя она вовсе не являлась ему родственницей. Звали её Щарифа. Не будем говорить из какого она рода. Щарифа прожила на этом участке земли до самой старости. Мне было, наверное, лет пять, когда она ушла из жизни. Но до сих пор её дочь живёт на земле Багова Биби.

Хорошая слава о Биби Багове неслась далеко за пределами его края. В 1969 году в Красный Восток к нашей матери приезжали писатели из Кабардино-Балкарии. Сказали, что наслышаны о Биби Багове и что пишут книгу о таких людях, просили рассказать о Биби. На стене висела большая фотография, на которой во весь рост был изображён дедушка. Эту фотографию они выпросили и увезли с собой...

Свой рассказ о нашем дедушке Биби Багове хочу завершить воспоминаниями моей старшей сестры Фатимы Джанаевой: "В Красновосточной средней школе работал учителем Клычев Бакана Нарикович. Как-то Бакана Нарикович в разговоре со своими коллегами, среди которых была и я, сказал, указывая на меня: "Её дедушка, Багов Биби, был самым благородным и уважаемым в нашем селении человеком..." Я не помню, что он сказал после этих слов, но хорошо запомнила его заключительные слова: "...Во имя спасения многих людей Биби взял на себя чужую вину. Те, кто знал правду, пытались помочь Биби, рассказали властям правду. Власти обещали разобраться, но так и не разобрались. И Биби расстреляли".

Что можно сделать, когда стоящая над тобой власть не прислушивается к тебе должным образом? Народ, зная правду, пытался, но не смог помочь своему защитнику, борцу за справедливость.

Трудное это было время. Враги Советов были везде. Кто знает, такова ли была бы судьба Биби Багова, чьё имя и мужество было известно далеко за пределами его края, кого коммунисты называли первым революционером? Или он столкнулся с пристроившимся в руководящих органах двуличным врагом? Или, защищая своего соседа и друга, не дал выйти правде на поверхность? Так или иначе, но, как говорили те, кто знал правду, среди которых были Х. Пшунов и Б.Н. Клычев, Биби без вины погиб, спасая от расстрела таких же невиновных, как и он сам, земляков, покрывая человека, которого он считал своим другом, хотя, подставляя Биби, друг этот потерял мужество, верность дружбе, цену себе, всяческое уважение в глазах тех, кто знал правду. Абисал заплатил за свою жизнь жизнью своего лучшего друга, любимца народа Биби Багова, верной дружбой второго своего друга Хаджисмеля Пшунова, не смирившегося с предательством Абисала, уважением тех людей, кто знал правду.

"Когда я смотрела фильм про Дату Туташхиа, мне казалось, этот герой и есть мой дедушка Биби Багов. По рассказам старшего поколения о Биби, по характеру, образу жизни, по своему благородству, делами и мыслями Дата был копией Биби. В то время похожие на Дату люди считались самыми мужественными, благородными. Наш дедушка Биби Багов тоже был таким. Чтобы не потерять лицо, уважение к себе, чтобы помочь своему народу, он готов был отдать свою жизнь. И жизнь его стала таковой" - вспоминает внучка Биби Багова, кандидат психологических наук, Доцент кафедры социально - экономических наук РГСУ, Доцент в Академии Информационных Технологий в науке, образовании и курортологии (филиал г. Пятигорска) Фатима Джанаева (урождённая Узденова).

Благородство Биби Багова не позволило ему выдать своего друга, но, спасая многих других безвинных людей, Биби пожертвовал своей жизнью.

ПАРАДЖАН БАГОВА

Дочери Биби Багова было всего лишь около двух лет, когда её отец погиб. Параджан воспитывала её мать, Наго Багова, урождённая Нахушева. Земли братьев Биби и Алихана Баговых граничили друг с другом. И дядя Алихан был для маленькой Параджан как отец...

Учёба в школе Параджан давалась легко. Особенно она любила математику. За четыре года окончила 7 классов. Учитывая её хорошие знания, после учёбы оставили в школе учительницей. Когда началась Великая Отечественная война, работала в правлении колхоза "Путь Ильича". После войны помимо юбилейных медалей, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года Параджан была удостоена медали "За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.". Военное время для всех было тяжёлым. И Параджан до последних своих дней не забывала о тех трудностях и горестях, что принесла ей война.

"С Красного Востока пешком с грузом добирались до Кисловодска. Приносили на рынок всё, что можно было продавать, - помогали фронту. И так же обратно пешком добирались до дома. Продавая продукты, сама голодала, не могла позволить себе даже кусочек еды, - мне казалось, что если даже просто откушу, с фронта кто-то не вернётся. Как только подумаю об этом, сразу голод проходил", - вспоминала моя мать. Что ж, всё это понятно: ведь тогда она была очень молода, и отец её сына тоже воевал на фронте.

В один день, когда очередной раз слушала мамины рассказы о военном времени, я подумала, что надо бы записать её воспоминания. И я записала её живой голос. Вот отрывок из её рассказа:

"Во время войны было создано правление колхоза из активистов, в числе которых была и я. Мне доверяли, со мной советовались, уважали... В то время люди голодали. Невозможно было на это равнодушно смотреть. Чтобы спасти от голодной смерти людей, которые в силу старости или болезни не могли уже работать, и, следовательно, не получали "трудодни", я давала в район сводку об урожае, выкраивая ровно столько, чтоб этим остатком прокормить обречённых на голодную смерть людей. Старалась помочь каждому, кто нуждался..."

Слушая воспоминания своей матери, я вспоминала рассказы стариков о Биби Багове, её отце. Думала о том, что дочь пошла по стопам своего отца. Как Биби рисковал своей жизнью ради обиженных и обделённых, так и Параджан, в самые тяжёлые времена не позволяя самой себе лишнего куска, как было выше сказано, рисковала ради своих односельчан потерять, если не жизнь, то свободу, а то и работу и остаться обречённой на голодную смерть вместе со своим маленьким ребёнком - как и те, кому она старалась помочь. Что тут скажешь? Благородство из крови не выбьешь...

Любое дело в руках Параджан спорилось. Всё, за что бы ни бралась, доводила до завершения. Была хорошей портнихой, в молодости была признанной гармонисткой. Но со временем ей уже не оставалось времени для игры на гармони. И тем не менее, в моих детских воспоминаниях звучит её национальная гармонь, до сих пор слышатся светлой грустью напоённые нежные мелодии.

Я помню игру моей мамы на национальной гармонике, но не помню, чтобы она пела, за исключением одного случая. Как-то, затапливая печь (наверняка, в своих раздумьях мама не заметила, что я нахожусь в доме), следя за тем, как разжигается огонь в печи, запела без слов украинскую народную мелодию. Это была одна и из моих любимых народных песен - "Ой ты, степь широкая...". Она настолько проникновенно её пела, что я слушала, затаив дыхание. Сколько же светлой грусти и даже затаённой тоски было вложено в эту мелодию?! И в то же время голос преподносил какое-то спокойствие, очаговый уют. Интересно, откуда у человека в этом грубом, безжалостном мире столько нежности, душевного тепла? Какая человеческая сила вкладывает столько необъяснимого света даже в такую грустную мелодию?.. Но, вот, мама, убедившись в том, что огонь в печке разгорелся, прекратила своё пение и встала, чтобы выйти на улицу. В эту минуту показалось, что я потеряла что-то очень светлое, очень ценное для себя. Я сказала маме, что она красивую мелодию напела, что голос у неё очень хороший и попросила ещё раз спеть эту же мелодию. Но мама, немного смутившись, ответила: "Откуда у меня хороший голос? Хорошо пел твой отец". И с этими словами вышла во двор к ожидающим её делам...

Параджан обладала внутренней культурой, благородным, мягким сердцем, в котором она не оставляла места для обиды. Жёсткой она никогда не была, но жизненные трудности переносила в себе мужественно, молча. О той горечи, страданиях, что были у неё внутри, могли догадываться только самые близкие люди. Не любила жаловаться. Трудности и лишения в жизни принимала как Божье веленье. Своё дело доводила до конца. И когда люди говорили: "трудолюбивая Параджан", для этого были все основания.

"В молодости мы старались подражать Параджан, пытались стать такими же хорошими хозяйками в доме, как и Параджан, но всё равно не могли дотянуться до неё", - вспоминали многие соседки.

Люди поколения моей матери, получая ответ на вопрос, чья я дочь, радовались мне как близкому человеку. И в этой радости не было никакого притворства, это было видно по их глазам, из которых при имени Параджан лились лучи света, передающиеся и мне. Я не помню, чтоб они называли мою мать просто по имени, всегда было прилагательное: "Параджан-красавица", "Золотая Параджан", "Мягкосердечная Параджан", "Параджан-княгиня", "хорошая Параджан"... Чаще всего я слышала "золотая Параджан". В детстве мне обидно было, когда так говорили. Я всегда думала: "У золота нет души, так почему мою маму так называют?" И помню, что я задала этот же вопрос матери, но она мне ответила очень коротко: "Просто так говорят". Даже этим коротеньким и простым ответом на мой такой вопрос можно догадаться, что душа у неё была чиста, что не кичилась подобным отношением людей к себе. Да, в детстве я не понимала значение прилагательного слова "золото" к имени Параджан, но когда подросла и стала понимать, почему мою маму называют золотой, когда я слышала, как тепло, уважительно и даже с любовью отзываются о моей маме, когда совершенно незнакомые мне люди рассказывали о том, какая у меня мать, как она в военное время людям помогала, я ещё больше гордилась своей матерью.

Свои воспоминания хочу завершить одним эпизодом. Как-то в автобусе мама встретилась со своим земляком, Кавалером III степеней "Ордена Славы" Керимом Догуловичем Бежановым. Он сразу же направился к водителю автобуса со словами: "Параджан, я возьму Вам билет". Мама поспешила ему сообщить, что у неё есть удостоверение ветерана войны на бесплатный проезд. Тогда Керим Догулович повернулся к сидящим в автобусе и сказал: "Я тоже не оплачиваю проезд. Являясь Председателем Совета Ветеранов ВОВ, я в курсе, что и у Вас удостоверение ветерана войны. Но Вам я возьму билет. И сделаю это для того, чтобы сидящие здесь молодые люди, которые не знают о Вас, знали, что Вы очень уважаемый и достойный человек", - ответил Керим Догулович и настоятельно взял ей билет на проезд. Такие слова были приятны. Кому же не будет приятно беспредельное уважение от одного из самых уважаемых людей, прожившего свою жизнь очень достойно, и чьё имя было известно далеко за пределами его родного края.

* * *

В Гумлокте из урождённых Баговых оставалась только Параджан. Она прожила трудную жизнь, но никто ни разу не усомнился в её порядочности, никогда ничем не унизила ни имя своего отца, в своё время очень известного, почитаемого, уважаемого, бесконечно благородного Биби Багова, ни имя своего дяди, заменившего ей погибшего отца. Уважаемая, почитаемая окружающими людьми, прожила свою жизнь. Молодость, да и вообще судьба у неё были трудные, но имя своё достойно своего рода пронесла через все трудности. Наверное, поэтому Бог подарил ей, как говорят в народе, красивую старость в здравии и в окружении детей и внуков.

У Параджан трое сыновей, четверо дочерей, много внуков и правнуков.

15 сентября 2008 года на 90-м году жизни Параджан, урождённая Багова, по мужу Узденова, ушла из жизни. С этого момента прекратился род абазинских Баговых в Гумлокте.

 

Малина Узденова. О нашем роде

Малина Узденова. Зарисовки

Малина и Мурат Узденовы. Тепло твоей поэзии храним, Керим (о Кериме Мхце)

Фатима Джанаева. Слово о Малине Узденовой

 

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "Литературного Кисловодска"

 

Последнее изменение страницы 28 Jan 2022 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: