Страницы авторов "Тёмного леса"
Страница "Литературного Кисловодска"
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Моя девичья фамилия - Узденова. И когда мне задают вопрос, почему у меня, абазинки, карачаевская фамилия, отвечаю полушутя-полусерьёзно: "Предки Узденовы..." На самом деле, к моему большому стыду, я мало что знаю о своих корнях, несмотря на то, что наш отец был великолепным рассказчиком. Я была маленькая, но помню, что к отцу приходили люди специально, чтобы послушать его, приходили даже журналисты, чтобы записывать его рассказы. Помню сослуживца моего отца, который при каждой нашей встрече говорил, что, благодаря юмору и рассказам моего отца, в тот голодный послевоенный тысяча девятьсот сорок седьмой год солдаты забывали про голод и усталость. Этот человек каждый раз сожалел о том, что из-за малограмотности не может написать книгу о нём, "втором Тёркине", как сослуживцы называли моего отца.
Мне тоже, конечно же, были интересны рассказы отца, но тогда, видимо, в силу возраста, больше всего я с удовольствием слушала или сказки, или неправдоподобные случаи из жизни. Но когда он говорил: "Слушайте и запоминайте историю своего рода", когда называл имена родственников, которых я не знаю, мне не то чтобы неинтересно было, но всегда думалось, что успею ещё и послушать, и познакомиться со всеми. Мне по-детски казалось, что отец всегда с нами будет, - успею ещё наслушаться. Но, увы, когда я поняла смысл его слов, было уже поздно. Не могу себе простить, что всё это упущено. В моей памяти осталось самое основное, о чём сейчас я не буду говорить. Думаю, лучше предоставить слово более знающим нашу родовую историю. Сегодня это будет моя старшая сестра Джанаева (Узденова) Фатима Шамсудиновна. Вот что она рассказывает:
"Легенда есть такая, что наш род абазинских Узденовых начинался из семьи большой, в которой было семеро детей: шестеро братьев и единственная сестра. На каком-то торжестве их сестра танцевала с парнем. В вихре танца парень прикоснулся к девушке. Это в то время считалось большим оскорблением. Братья девушки возмутились. Один из братьев вызвал на дуэль провинившегося парня, который был сражён насмерть. Этот брат был сильнейшим в округе и, по силе сравнивая его с могучей рекой Кубанью, жители округи прозвали его "Кубан". Чтобы не было кровной мести, по законам того времени оставшегося в живых дуэлянта выселяли из аула, что и случилось с Кубаном. Сестра, из-за которой он пострадал, решила пойти с ним. Чтобы одних их не отправлять, один из братьев тоже вызвался пойти с ними.
Мало шли, много шли, встретили поселение, жители которого говорили на другом языке. По законам гор гостили они у этого народа несколько дней. Когда настал час прощания, хозяева предложили остаться жить с ними. Так как понравился народ, так радушно встретивший их, Кубан принял предложение. Это было абазинское поселение на берегу реки Кумы, и называлось оно Кумско-Лоовское. А брат и сестра решили поселиться с одноязычными жителями, недалеко от того поселения, где их так радушно приняли. Называется поселение "Учкекен". Сами они были родом из Карт-Джурта по фамилии Узденовы. Брат Кубана женился на карачаевской девушке из Учкекена, а сестра вышла замуж в Терезе. Кубан в том Кумско-Лоовском женился на абазинке. Так возникла ветвь Узденовых, которая за пять поколений стала абазинской. У Кубана был единственный сын по имени Амин, у которого было пятеро сыновей и трое дочерей. Братья были трудолюбивы и талантливы. Жили в достатке. Имели многочисленный скот. Один из этих братьев, Магомет, в заботе не только о своей семье, но и об аульчанах, построил мельницу в центре аула, открыл первую школу в ауле, в своей усадьбе имел магазин. Князь Лоов выдал свою дочь, голубоглазую красавицу Кульидам, замуж за него. Жили они в мире и согласии и родили тринадцать детей. Их достаток вызывал зависть многих, хотя никому не отказывали в помощи. После раскулачивания Магомет своим трудом быстро восстановил свой достаток и помогал неимущим соседям. Один из таких соседей, который занял большую сумму денег, чтобы не отдавать долг, пошёл, мягко говоря, на хитрость: донёс на Магомета, будто он закопал драгоценности и не выдал во время раскулачивания. Магомета тут же арестовали, и произошло второе раскулачивание. В результате из тринадцати детей десять умерли от голода. Остались два сына и одна дочь. Один из них, Шамсудин, - наш отец. У него девять детей. Со времён Кубана это - наше пятое поколение...
Карачаевский народ, из которого вышел наш прапрадед Кубан, хранит уважение и держит связь со всеми его детьми во всех поколениях. Тому свидетельство то, что, когда был первый съезд рода Узденовых, на его Родине был поставлен памятник-грот из чёрного мрамора - в его честь. А также был поставлен памятник трём богатырям карачаевского народа: Боташу, Карабашу и нашему прадеду Кубану. Для нас, нынешнего поколения, это не только честь и достоинство, но и великая ответственность перед карачаевским народом, из которого наш прапрадед Кубан вышел, перед абазинским народом, который принял его и нас "родил". А если учитывать, что в крови наших детей и внуков, т.е. шестого и седьмого поколений, есть кровь более десятка народов Кавказа, в том числе и русских, то ответственность возрастает во много крат - жить со всеми народами в мире, любви, гармонии, согласии, дружбе и братстве. Нам следует попросить прощения у того рода, которому когда-то невольно причинили боль, страдания - отняли жизнь сына, следуя обычаям, по которым состоялась дуэль, и простить прапрадедушку и всех, ему подобных, которые были вынуждены, просто обязаны соблюдать те разрушительные обычаи. Мы так же простили род того нечистоплотного душой соседа нашего дедушки, из-за которого невинно погиб он и большая часть его семьи. А нам с читателем следует подумать, почему вроде бы простое нарушение правил танца привело к такой трагедии, что виновник этого, для нашего времени невинного проступка, потерял жизнь, а тот, кто отнял эту жизнь в отместку, заступаясь за честь своей сестры, что считалось тогда безусловным мужеством, потерял свою малую Родину."
Да, простое нарушение этикета, пусть даже танцевального, могло вот так круто и неожиданно изменить жизнь человека, и даже целого рода. В ногу с каждой наступающей эпохой меняется как образ жизни людей, так и этикет. К счастью, в эпоху Советской власти эти дикие для наших времён обычаи были искоренены. Порой люди не замечают, что придуманными ими же какими-то условностями вредят самим себе.
Малина Узденова. Из дневника юности
Малина и Мурат Узденовы. Тепло твоей поэзии храним, Керим (о Кериме Мхце)
Фатима Джанаева. Слово о Малине Узденовой
Страница "Литературного Кисловодска"
Страницы авторов "Литературного Кисловодска"
Последнее изменение страницы 28 Jan 2022