Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "ЛК"

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Страница "Литературного Кисловодска"

Стихи из "ЛК"
Избранные стихи авторов "ЛК"
Стихи из "ЛК" (авторские страницы)
Рассказы из "ЛК"
Поэмы из "ЛК"
краеведческие и Биографические очерки из "ЛК"
Литературоведческие очерки из "ЛК"
Непрочитанные поэты России
Полемика о "ЛК"

Страницы авторов "ЛК"

Светлана Цыбина
Светлана Гаделия
Александра Полянская
Анна Мотенко
Юлия Чугай
Наталья Рябинина
Игорь Паньков
Геннадий Трофимов
Лев Кропоткин
Май Август
Сергей Смайлиев
Иван Аксенов
Иван Зиновьев
Давид Райзман
Василий Помещиков
Лидия Аронова
Галина Маркова
Тамара Курочкина
Валентина Кравченко
Иван Гладской
Маргарита Самойлова
Станислав Подольский. Стихи
Станислав Подольский. Проза
Ст.Подольский. Новочеркасск 1962
Евгений Сычев. Чукотские истории
"Литературный Кисловодск", N52 (2014г.)
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО

Оксана Воропаева, член СЖР

Мне девять лет. Из маленького домика, где из всех удобств были только электричество да переделанная под газовое отопление груба, мы переехали в большую благоустроенную квартиру, из частного сектора на окраине города - в многоэтажный центр. Однако долго ещё я, тайком от родителей, ездила поглядеть на маленький домик, в котором родилась и где прошло моё детство. И не могла понять и простить меркантилизма новой хозяйки, пожалевшей малюсенького клочочка земли перед домом и посадившей на нём несколько кустов помидор вместо пышного розового куста, ярко-красные и пахучие цветки которого радостно заглядывали в наше окно.

К чему это я? Да вроде ни к чему. Просто когда читаешь стихи о любви, любишь сильнее и как-то целенаправленнее, что ли. Настоящая литература рождает отклик. Как сказал Мигель де Унамуно: "Моя в тебе дрожь, читатель". И дрожь эта, может быть, первый и безошибочный сигнал, позволяющий даже неискушённому читателю сразу определить "себестоимость" открытой книги. А попутно вспомнить...

Например, о том, что ранней весной, когда я вместе с соседской детворой выползала на улицу, из земли пробивалась маленькая курчавая травка, усыпанная пронзительно голубыми крошечными цветочками. Постоянное присутствие превращало её в пусть молчаливого, но от этого не менее живого участника наших игр...

Господи, да сколько же здесь воспоминаний! Стоит только потянуть нить... И клубочки эти - может быть, самое главное наше богатство. Каждого из нас. Наверное, прежде всего поэтому так волнуют нас чужие воспоминания, автором которых удалось сказать о "человеческом, слишком человеческом", а значит, таком понятном и близком.

 

Ивану Аксёнову удалось. И не раз благодарный читатель замрёт над раскрытыми страницами его книги, чтобы, оттолкнувшись от воспоминаний автора, погрузится в свои собственные. И не важно, сколько этому читателю лет - за семьдесят или вдвое меньше. И в этом, пожалуй, первая неоспоримая победа "Лоскутного одеяла" - победа над беспамятностью, одержанная автором, а вслед за ним и читателем.

Воспоминания - жанр особый. В первую очередь мы ждём от них правды. Почти документальной, но прошедшей через горнило "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет", а потому - очеловеченной. Иными словами, воспоминания - это правда с человеческим лицом. Лицом не абстрактным, а самым что ни на есть конкретным. И никакой грим тут не поможет, ибо: скажи мне, о чём и как ты помнишь, и я скажу, кто ты. Иван Аксёнов не боится быть искренним, обнажаясь до признания в собственных слабостях и мыслях о самоубийстве. Он не боится предстать перед читателем похожим в беспощадном свете самоиронии то на персонажи мооровского плаката "Помоги!", то на загнанного коня Печорина перед его падением неподалёку от Ессентуков. А собеседник с чувством юмора дорогого стоит...

"Главным моим наставником была книга". Не единожды возвращается Иван Аксёнов к этой мысли. В качестве "чистосердечного признания" фраза не стоит и ломаного гроша. Автор мог бы вовсе не говорить о своей "книжности", больше того - мог бы попытаться скрыть её, как некоторые скрывают смертный грех, - напрасно! "Тилигента вонючего", будь он сто раз без шляпы, не спутаешь ни с кем. Культурологичность - родимое пятно всех произведений Аксёнова, в том числе "Лоскутного одеяла". Ею пропитан весь текст, она прорывается как дождевые капли из переполненной влагой тучи, которая, может быть, и хотела бы не пролиться, да не в силах. Мы найдём тут и прямое цитирование, и литературные аллюзии. Сравнения, на которые И.Аксёнов не скупится, чаще всего - с литературными героями, картинами художников, историческими событиями. Литературен даже психологизм, и это позволяет одним предложением, как одним мазком, нарисовать целый характер. К примеру, друг юности Володя Игнатов имеет "сухие и определённые черты лица Андрея Болконского", директор школы является последователем чеховского унтера Пришибеева, а шкодливый ученик Костя - "вторым изданием "вождя краснокожих". Перечень примеров можно длить бесконечно, но зачем? Не буду метать бисер перед читателями "Лоскутного одеяла" - они сами всё заметили, не могли не заметить. В книге одних только имён писателей и поэтов, включая ставропольских, названо 148! Впрочем, в "однообразии литературности" автора не обвинишь - пользуется он и пословицами и поговорками, меткими народными присловьями, не прочь и к просторечию прибегнуть.

Вообще язык И.Аксёнова - статья особая. Он выверен и точен, как стилет. А есть страницы, и их немало, где общая чистота звучания переходит в стихотворения в прозе, в отточено звенящую звукопись. Слова то "умиротворённо шелестят", как волны, "осторожно крадущиеся в тихую погоду по мелкой гальке", или бьют "громовыми ударами валов о береговой гранит в шторм", когда "ветер трубил свой победный гимн, будто сотня слонов, он срывал с деревьев охапки листьев и выплясывал на железе кровель свой дикий языческий танец", то движутся медлительно и неторопливо, подражая поступи волов, "мягко шагающих по глубокой пыли дороги".

Потрясающая сила воздействия нарисованных автором картин - закономерное следствие мастерского владения словом. Нельзя не содрогнуться, читая о глиняных холмах, поросших лебедой на месте некогда шумных заселённых кварталов, не ощутить горьковатого привкуса хоровода вокруг новогодней акации в годы войны, хоровода, ведут который истощённые, одетые в рваньё малыши и такие же голодные учительницы; нельзя не почувствовать пронзительной грусти, сжимающей сердце при виде разрушительной поступи Времени. Никому из нас не избежать "возраста потерь", не миновать участи Рипа ван Винкля. И только Память способна бросить нам свой спасительный якорь. Я не случайно пишу их с большой буквы: Время и Память - такие же полноправные герои "Лоскутного одеяла", как и люди.

Люди... Оставим в стороне друзей и недругов, поговорим о типах. Их в "Лоскутном одеяле" немало. Чего стоит одна только Лукьяновна! Боже мой, да кто же из нас не встречал в своей жизни такой Лукьяновны (или Филипповны), которая всю твою подноготную знает лучше тебя самого! Словно в противовес ей, встаёт со страниц книги светлый и обаятельный образ Бабушки. Она, может быть, и не остановит коня на скаку, но это не мешает ей быть подлинно Русской Женщиной, удивительно трудолюбивой, выносливой и доброй до самоотречения. Даже перед смертью она горюет не о себе, а о тех, кому в такие лютые морозы придётся копать ей могилу.

А уж что касается властей предержащих, тут мы видим целую галерею портретов - ярких, безжалостных. Когда речь заходит обо всей этой мелкой начальственной шушере, "когорте чиновничьей мелюзги", "пузанах" и "головках", ирония писателя становится сатирически злой, сравнения - уничижительными. Все эти Морозовы, Товарищи Буквальные, школьные директоры, одетые в галифе и рубахи полувоенного покроя, обутые в хромовые сапоги со скрипом, сливаются в монолитный образ начальственного самодура-хама. А афористическую фразу: "Вы меня лично можете не уважать, но должность мою уважать обязаны!" - мог бы написать над дверью в свой кабинет любой чиновник, в том числе и сегодня. И вот здесь мы сталкиваемся с ещё одной гранью книги Ивана Аксёнова - её публицистичностью. Это тот уникальный случай, когда произведение, являющееся плотью от плоти художественной литературой, поднимается до высот публицистики, а сила выстраданности даёт автору горькое право говорить о дне сегодняшнем, о его новомодных болячках и застарелых нарывах, пытаясь вслед за великими предшественниками постичь народ наш и страну.

"Скептически отношусь я к болтовне о некоей "загадочной русской душе", - говорит И.Аксёнов. Но скепсис не мешает ему "писать с натуры" правдивый и далеко не лестный портрет. Но не только верность подмеченных черт и красок заставляет читателя обескуражено почесать в затылке и признать: "Н-да, похож!" Важнее другое. Говоря о том, что в нас много азиатчины, что мы доверчивы и привыкли обезьянничать, И.Аксёнов включает в это "мы" и себя самого. И этому обобщающему "мы, русский народ", противостоят только "они", та самая когорта чиновничьей мелюзги и "несгибаемых партийно-советских вождишек", привыкших смотреть на "нас" как на подъяремный скот, крепостных рабов. Привычка, укоренившаяся со времён первых Рюриковичей. Недаром параллель с крепостничеством так настойчиво проходит через всю книгу, от первых её страниц до последних. И оказывается: народ наш, отнюдь не идеальный, неизмеримо выше и лучше поставленной над ним власти. "Мне нисколько не стыдно моего крестьянского происхождения, более того - я даже горжусь им", - говорит автор. Эта-то гордость, помноженная на боль, и даёт ему право на резкость и нелицеприятность, а нам, читателям, помогает с ними примириться.

Есть в "Лоскутном одеяле" и ещё один уровень обобщения - общечеловеческий. Ненавязчиво и органично рождается он, когда как будто незначительная, обыденная и такая конкретная ситуация становится поводом для философских раздумий. Когда голодный желудок наталкивает на открытие, что "одиночество и взаимное непонимание - вот вечный наш удел", а наивно-деревенские спиритические сеансы позволяют понять, что "человек готов поверить в любое чудо, лишь бы только эта вера помогла ему выжить".

Всё подмечающий взгляд поэта и художника в совокупности с таким бесценным подспорьем, как личный опыт, позволяет Ивану Аксёнову создавать портреты не только людей или целых явлений, но и общественных институтов. Лишённой щадящего флёра, без прикрас и сантиментов предстаёт перед нами школа во всей сложной анатомии внутренних взаимоотношений. А точные картины-"лоскутки" былого, складываясь в единое целое, выводят на страницы книги еще одно действующее лицо - эпоху. Перед нами - живое, зримое и осязаемое едва ли не на ощупь описание быта и нравов сороковых-девяностых годов. В "Лоскутном одеяле", как в мини-энциклопедии русской жизни середины двадцатого века, можно найти всё: как лепили саман и строили дома, чем их обставляли, во что одевались и что ели, в какие играли игры, как разговаривали и дружили, во что верили. И, может быть, самыми яркими свидетельствами былого, позволяющими почувствовать его на вкус, становятся детали, говорящие мелочи. Акация вместо новогодней ёлки, появление в доме икон перед приходом немцев, перебинтованные до локтей руки шестнадцатилетней девочки, вернувшейся после допросов в НКВД; красноречивейшее молчание крестьян о пережитом голоде, даже спустя десятилетия! Прошлое въедается в нас неистребимым страхом при гуле ночного самолёта, вошедшим в плоть и кровь доскональным знанием трав, знанием, учил которому всё тот же неумолимый учитель - голод. Такое невозможно придумать, и это потрясает, потому что - правда. Та самая правда с человеческим лицом, такая памятливая на мелочи; удивительный синтез документальности, художественности и публицистичности.

...Мне повезло быть знакомой с Иваном Аксёновым лично. Я знаю, с каким неизменяющим юмором говорит он о своей "широкой известности в узких кругах" и о том, что когда слышит цитаты из своих произведений, чувствует себя живым классиком, а это как-то неловко. Да, не в пример вождям, при жизни возвеличивать поэтов у нас не принято. Дабы избегнуть упрёков в льстивости, не рискну и я. Скажу лишь, что "Лоскутное одеяло" тянет перечитывать, открывая при этом новые, дотоле незамеченные пласты. И это - ещё один неоспоримый признак настоящей литературы.

 

Оксана Воропаева. О книге И.М.Аксенова "Горчащее очарованье жизни"

Страница Ивана Аксёнова

 

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "Литературного Кисловодска"

 

Последнее изменение страницы 31 Jul 2023 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: