Страницы авторов "Тёмного леса"
Страница "Литературного Кисловодска"
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
В марте этого года в Кировской районной типографии вышла в свет книга стихов одного из постоянных авторов "Литературного Кисловодска" Ивана Аксёнова "Горчащее очарованье жизни".
Как известно, поэзия - "наилучшие слова в наилучшем порядке". В настоящем стихотворении нельзя изменить ни одного слова без того чтобы не погубить всё произведение. Поэт умеет передать в своих стихах подлинное чувство: любовь, восторг, грусть, скорбь - по ушедшему другу, сыну, любимой, Когда случается непоправимое, (...) Нам остаётся ужас пустоты, Отравленные дни, глухие ночи.
Бренно всё. Уходят друзья и близкие. Как песок меж пальцами утекает время. В тот же песок превращаются целые эпохи, покрывая жёлтые кости канувших в Лету народов.
Умирает и природа! Но она, в отличие от нас, способна возродиться. А с нею возрождается и надежда. В сонете "Время сверчков" говорится:
Впрочем, и в мире людей не всё подвластно времени и смерти. Да, друзья и близкие уходят, но остаётся память:
И эта порой благословенная, порой мучительная память светит нам, как "синий свет звезды, давно уже погасшей".
Обращаясь к читателю, поэзия Ивана Аксёнова говорит сразу со всеми органами чувств. Глаза видят яркие краски, и осенний парк прямо перед нами превращается в храм, который "ввысь купола золотые простёр". А "декабрём запорошённый мир" становится "чёрно-белым офортом". Нередко в роли художника выступает сама природа, как в стихотворении "Вечерняя звезда", рисуя перед нами быстрый и точный этюд:
Ухо ловит звуки. Мы слышим, как "капли-клювы весь вечер клевали ступеньки крыльца", как "жёстко зазвучит железный звон цикад", как июньские ливни проходят "с громами громкими и градом". Часто звуки переданы музыкальными терминами: "жаворонка трель", "виолончель шмеля", "аккорды ветерка", "свирели сверчков", "синичье пиццикато". Даже провода рыдают, "как неистовый орган".
Мы чувствуем запахи - "медовый аромат ромашек", "терпкий запах свежей смолы", запах чабреца и мяты, которыми пахнет оливковая кожа. Осязаем, как "жестка и холодна постель". Чувствуем меха собольей шубы, в которые зябко кутается ночь. А растрескавшаяся глина дувалов на восточном базаре помогает в полной мере ощутить, как полдневный зной сжигает лицо. Краски, звуки, чувства и запахи, дополняя друг друга, дают нам яркую, полную, осязаемо-зримую картину мира.
Иван Аксёнов - подлинный мастер, подбирающий "наилучшие слова в наилучшем порядке". Он великолепно владеет рифмами. Они у него удивительно разнообразны. Взять хотя бы каждому из нас хорошо знакомый "Романс"
- какие здесь необычные, оригинальные рифмы. От построенных на созвучии отдельных звуков ассонансных (странный - ранят, постоянно - туманным) до богатых и полных (расколов - слов, печали - отзвучали, чертой - о той). В качестве примера можно брать практически любое стихотворение. Сонет "Друзьям студенческих лет": била - было, вы и я - колея, милы - не остыло. Или стихотворение "Непогода": жгут - бегут, напролёт - упадёт, непрочен - окончен.
Так же смело можно искать и находить аллитерации и ассонансы. Берём хоть ту же "Непогоду":
"Ноктюрн", где шипящие и свистящие согласные позволяют нам услышать, как "шумно рушится с железных крыш вода". "Предзимье", где неторопливые "с" и протяжные "о" завораживают, погружая в предзимний сон:
Или великолепную, отточенную звукопись стихотворения "Рассвет":
И эта разлитая вокруг красота, которую автор даже в мелочах подмечает зорким глазом художника, примиряет его с так же предельно ясно видимыми им несовершенством и бренностью мира, позволяет в полной мере прочувствовать всё "горчащее очарование жизни". Прочувствовать и поделиться этим очарованьем с нами.
Оксана Воропаева. О книге И.М.Аксенова "Лоскутное одеяло"
Страница "Литературного Кисловодска"
Страницы авторов "Литературного Кисловодска"
Последнее изменение страницы 31 Jul 2023