Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "ЛК"

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Страница "Литературного Кисловодска"

Стихи из "ЛК"
Избранные стихи авторов "ЛК"
Стихи из "ЛК" (авторские страницы)
Рассказы из "ЛК"
Поэмы из "ЛК"
Биографические очерки из "ЛК"
Литературоведческие очерки из "ЛК"
Непрочитанные поэты России

Страницы авторов "ЛК"

Светлана Цыбина
Светлана Гаделия
Александра Полянская
Юлия Чугай
Наталья Рябинина
Игорь Паньков
Геннадий Трофимов
Май Август
Сергей Смайлиев
Иван Аксенов
Иван Зиновьев
Давид Райзман
Анна Мотенко
Василий Помещиков
Лидия Аронова
Иван Гладской
Маргарита Самойлова
Станислав Подольский. Стихи
Станислав Подольский. Проза
Ст.Подольский. Новочеркасск 1962
Евгений Сычев. Чукотские истории
"Литературный Кисловодск", N77 (2021г.)

Оксана Воропаева

Новопавловск

ГОРЧАЩЕЕ ОЧАРОВАНЬЕ ЖИЗНИ

В марте этого года в Кировской районной типографии вышла в свет книга стихов одного из постоянных авторов "Литературного Кисловодска" Ивана Аксёнова "Горчащее очарованье жизни".

Как известно, поэзия - "наилучшие слова в наилучшем порядке". В настоящем стихотворении нельзя изменить ни одного слова без того чтобы не погубить всё произведение. Поэт умеет передать в своих стихах подлинное чувство: любовь, восторг, грусть, скорбь - по ушедшему другу, сыну, любимой, Когда случается непоправимое, (...) Нам остаётся ужас пустоты, Отравленные дни, глухие ночи.

Бренно всё. Уходят друзья и близкие. Как песок меж пальцами утекает время. В тот же песок превращаются целые эпохи, покрывая жёлтые кости канувших в Лету народов.

Умирает и природа! Но она, в отличие от нас, способна возродиться. А с нею возрождается и надежда. В сонете "Время сверчков" говорится:

Звенят сверчки, и звук их песен чист,
Как звонкий голос ласковой свирели.
Той музыки журчащий родничок -
В листве над головой моей сверчок
Прервёт на миг и снова начинает.
И рвётся из груди счастливый вздох,
И кажется, что мир не так уж плох,
Раз есть в нём эта музыка ночная...

Впрочем, и в мире людей не всё подвластно времени и смерти. Да, друзья и близкие уходят, но остаётся память:

...Синь твоих глаз
и волос твоих красную медь (...)
время уже не властно
в памяти сердца стереть!

И эта порой благословенная, порой мучительная память светит нам, как "синий свет звезды, давно уже погасшей".

Обращаясь к читателю, поэзия Ивана Аксёнова говорит сразу со всеми органами чувств. Глаза видят яркие краски, и осенний парк прямо перед нами превращается в храм, который "ввысь купола золотые простёр". А "декабрём запорошённый мир" становится "чёрно-белым офортом". Нередко в роли художника выступает сама природа, как в стихотворении "Вечерняя звезда", рисуя перед нами быстрый и точный этюд:

Монета солнца закатилась в горы,
Последние мазки горячей краски
наносит вечер на небесный холст.

Ухо ловит звуки. Мы слышим, как "капли-клювы весь вечер клевали ступеньки крыльца", как "жёстко зазвучит железный звон цикад", как июньские ливни проходят "с громами громкими и градом". Часто звуки переданы музыкальными терминами: "жаворонка трель", "виолончель шмеля", "аккорды ветерка", "свирели сверчков", "синичье пиццикато". Даже провода рыдают, "как неистовый орган".

Мы чувствуем запахи - "медовый аромат ромашек", "терпкий запах свежей смолы", запах чабреца и мяты, которыми пахнет оливковая кожа. Осязаем, как "жестка и холодна постель". Чувствуем меха собольей шубы, в которые зябко кутается ночь. А растрескавшаяся глина дувалов на восточном базаре помогает в полной мере ощутить, как полдневный зной сжигает лицо. Краски, звуки, чувства и запахи, дополняя друг друга, дают нам яркую, полную, осязаемо-зримую картину мира.

Иван Аксёнов - подлинный мастер, подбирающий "наилучшие слова в наилучшем порядке". Он великолепно владеет рифмами. Они у него удивительно разнообразны. Взять хотя бы каждому из нас хорошо знакомый "Романс"

- какие здесь необычные, оригинальные рифмы. От построенных на созвучии отдельных звуков ассонансных (странный - ранят, постоянно - туманным) до богатых и полных (расколов - слов, печали - отзвучали, чертой - о той). В качестве примера можно брать практически любое стихотворение. Сонет "Друзьям студенческих лет": била - было, вы и я - колея, милы - не остыло. Или стихотворение "Непогода": жгут - бегут, напролёт - упадёт, непрочен - окончен.

Так же смело можно искать и находить аллитерации и ассонансы. Берём хоть ту же "Непогоду":

Осенний дождь весь день струится по стеклу,
И падают в траву неслышно листья клёнов.
Как жалобны в трубе ветров бессонных стоны
И как печален вид поблёкших, смятых клумб!

Из жёлоба вода течёт, свиваясь в жгут.
И хриплый крик ворон приглушен непогодой.
Клубятся клочья туч, свисая с небосвода,
Льют бесконечный дождь и на восток бегут...

"Ноктюрн", где шипящие и свистящие согласные позволяют нам услышать, как "шумно рушится с железных крыш вода". "Предзимье", где неторопливые "с" и протяжные "о" завораживают, погружая в предзимний сон:

Густая синька туч
над сыростью земли...
Неясный сонный свет
усталой поздней осени...

Или великолепную, отточенную звукопись стихотворения "Рассвет":

Обрывки облаков алеют -
сочатся кровью неба раны,
и тонет дальний край аллеи
в прозрачно-розовом тумане.

Рассветный пламень плавит крыши,
горят в оконных стёклах блики.
И звук шагов твоих не слышен
В прибое воробьиных криков...

И эта разлитая вокруг красота, которую автор даже в мелочах подмечает зорким глазом художника, примиряет его с так же предельно ясно видимыми им несовершенством и бренностью мира, позволяет в полной мере прочувствовать всё "горчащее очарование жизни". Прочувствовать и поделиться этим очарованьем с нами.

 

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "Литературного Кисловодска"

 

Последнее изменение страницы 26 Nov 2021 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: