Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

песни и романсы
фотографии и рисунки

Стихи из "ЛК"
Избранные стихи авторов "ЛК"
Стихи из "ЛК" (авторские страницы)
Рассказы из "ЛК"
Поэмы из "ЛК"
краеведческие и Биографические очерки из "ЛК"
Литературоведческие очерки из "ЛК"
Непрочитанные поэты России

Станислав Подольский. Проза
Ст.Подольский. Новочеркасск 1962
Евгений Сычев. Чукотские истории
"Литературный Кисловодск", N64 (2017г.)

Мария Кириллова

Кисловодск

НА ВЕРШИНУ ЭЛЬБРУСА

Как мне вообще могла придти в голову мысль о покорении Эльбруса?

Трудно сопротивляться судьбе, которая сводит тебя с людьми яркими, увлеченными, "не от мира сего". Невозможно не заразиться вирусом смелости, когда кажется, что все возможно, все получится, и из домоседки может состояться бесстрашный покоритель вершин!

27 июля 2004 года мы погрузили вещи в два "УАЗика": рюкзаки, спальники, палатки, запас продуктов. Я - в составе экспедиции из пятнадцати человек, трое - женщины. Возглавляет группу Юрий Рощин, за плечами у него около двухсот восхождений, пять раз покорял семитысячники Памира, называется "снежным барсом". Небольшого роста, худощав, с пронзительно-синими глазами, немного суров, что неудивительно при его профессии: он несет всю ответственность за безопасность группы.

Девять часов добирались к подножию Эльбруса - через Долину Нарзанов и нарзанные источники Джылы-су. Крутая дорога не раз заставляла выходить и подталкивать "могучими плечами" застрявшие в глубоких канавах машины. К вечеру были у подножия Эльбруса. Здесь находятся палатки МЧС, здесь останавливаются в базовом лагере все, желающие восходить на вершину. Мы поставили палатки, приготовили ужин. Вечер закончился под моросящий дождь.

Местные жители считают Эльбрус живой горой, и покорить его удается не каждому. Даже опытный альпинист может испытать великие трудности на пути к вершине. Каждый год на Эльбрусе погибают люди. Для организма, не прошедшего период акклиматизации, перепады давления страшно тяжелы. Поэтому спешить нельзя.

На следующий день мы ходили к источникам Джылы-су, купались в теплом нарзане, любовались красотами необычного места - Калинова моста, который образовался в результате обвалов и, по преданию, здесь происходила битва русских богатырей с чудовищным Змеем Горынычем, извергавшим из пасти пламя. Так народ образно запечатлел извержение Эльбруса.

На третий день после завтрака - сборы: будем подниматься в хижину на высоту 3600м, чтобы два-три дня прожить там для акклиматизации перед восхождением. Собираем палатки, рюкзаки, спальники. Запас продуктов несет наш завхоз и повар Сергей. Прощай, долина! Мы вернемся сюда после восхождения - победителями!

Тяжелый рюкзак с каждым часом все тяжелее, склоны все круче. После двух часов пути нас накрыло дождем, все промокло и стало еще тяжелее. Я шла и думала: зачем я поперлась сюда? Вот дура! Сидела бы в тепле дома, а еще лучше - на море, на лазурном берегу нежилась. Что мне-то здесь надо?

Когда подошли к морене - это огромные насыпи из камней, которые образуются после таяния лавин, - стало еще тяжелей; меня тошнило, от высоты болела голова, а мы все прыгали по огромным валунам, как кузнечики. Пять часов шли вверх, и наконец - Хижина! Маленькая, теплая, уютная. Нас встретил смотритель и хранитель Хижины и всех окружающих гор Аркадий Давыдов, напоил чаем. Мы расселились по полкам. Двоим пришлось ставить палатку снаружи: все не поместились. Сквозь радостное возбуждение пробивалась головная боль: давала знать себя высота. За ужином слушали альпинистские байки, хохотали, шуршали рюкзаками, раскладывали вещи. Какая-то особенная теплая атмосфера, не сравнимая ни с чем, кроме как с семинарами в альплагере Уллу-Тау у Ольги и Бориса Кольченко: там так же тепло и радостно на душе. Посередине - большой стол, уставленный чашками и кружками. Прямо над входом небольшой витраж - камушки, колечки, брелоки, фотография Сатья Саи Бабы (как удивительно встретить ее тут!). Каждый, кто побывал в хижине, оставил какую-нибудь ценную вещицу на память, чтобы вернуться сюда. Я тоже оставила кусочек янтаря на подвеске.

На четвертый день спуск к удивительному месту - Каменным грибам. Юра велел надеть вибрамы (альпинистские ботинки), чтобы привыкнуть к ним до восхождения. Спустились за два часа к Грибам, славно погуляли среди причудливых каменных изваяний, которые сотворила сама природа. Я ощутила прикосновение к тайне, с благоговением гладила шершавые камни. Спасибо тебе, Королевство Каменных Грибов, ты навсегда останешься в моей памяти и на фотографиях!

Обратный путь дался гораздо легче, чем накануне. Кажется, я становлюсь альпинисткой.

Опять вечер юмора и смеха. Заснула, полная впечатлений. Перед сном сфотографировала Эльбрус на закате. Как он красив в бликах угасающей зари! Вершина кажется такой близкой! А между тем, к ней идти от хижины десять-двенадцать часов - в зависимости от степени тренированности. Даже не верится!

Пятый день. Акклиматизационный выход на скалы Ленца. До этих скал дошел в 1829 году российский физик Эмиль Ленц, входящий в состав первой в истории экспедиции под командованием генерала Эммануэля. Тогда покорил вершину только проводник-кабардинец Килар Хачиров. Горная стихия своенравна и неподвластна человеческой воле, к тому же первые альпинисты не имели иного снаряжения, кроме заступов и веревок. 10 июля 1829 года считается днем рождения отечественного альпинизма. Сегодня мы поднимемся к скалам Ленца, отдохнем на скалах и спустимся. Надеваем "кошки" ("царапки") которые привязывают к ботинкам: идти по насту очень скользко. Боюсь, что плохо привяжу "кошки", они отвалятся, я отстану: и меня засыплет снегом, но - молчу и затягиваю ремни. Готово! Любуюсь. Подходит Юра, пробует пальцем и говорит, что не годится: снять и затянуть заново. Я чуть не плачу. Юра показывает, как, и сам затягивает мне ремни на одном ботинке. Второй - сама. Кажется, хорошо. Ребята сфотографировали меня и сказали: "Ну, крутая альпинистка!"

Дошли до скал Ленца за пять часов. Видели трещину, она огорожена прутьями. На скалах стоят палатки немцев-альпинистов и ярославцев, которые ищут останки погибшей в мае группы.

После обеда небо затянулось тучами, и мы поспешили вниз. Только спустились - пошел дождь, потом снежная крупа. Успели! На шестой день - отдых перед восхождением. Загорала на морене, любовалась видом величественного Эльбруса, рассказывала ему, какой он красивый, просила на завтра хорошей погоды. Зачем я хочу подняться на вершину? На этот вопрос ответа нет. Огромной силы желание повлекло меня в этот путь, смело все препятствия с пути, а их было немало: некем было меня заменить на работе, болезнь мужа, финансовые проблемы. Но кто-то ласковой рукой уладил и решил всё.

На высоте, на снеговой вершине
Я вырезал стальным клинком сонет
Лишь для того, кто на вершине!
И.Бунин

Что сказать о спутниках? Мужчины сильные, крутые, незримо и безмолвно оберегающие меня и двух моих спутниц. Спасибо вам, что дали мне возможность почувствовать себя сильной и самодостаточной.

У Н.Гумилева есть стихотворение "Людям будущего":

Все люди верили глубоко,
Что нужно жить, любить, шутя,
И что жена, дитя порока,
Стократ нечистое дитя.
Но вам бегущие годины
Несли иной, нездешний звук,
И вы возьмете на вершины
Своих подруг!

В этот вечер Аркадий играл для нас на камузе. Необыкновенной красоты звуки вибрировали в хижине. Все смолкли. В этой вечной тишине ни один музыкальный инструмент не звучал бы более мелодично. Аркадий играл и играл, потом сказал, что музыку камуза любят духи гор и всегда слетаются на эти звуки. Они видны в ночной тьме одинокими светящимися точками. Как мы ни просили, играть в этот вечер он больше не стал.

Подъем в 2ч.30мин. Завтрак вкусный, но в горло не лезет. Выпила чай. В рюкзаке теплые вещи, запас воды, солнцезащитный крем, очки. Привязав "кошки", цепочкой идем друг за другом вверх по склону. Темно. Полная луна освещает белеющие вершины Эльбруса. Впереди - Юрий.

Три часа до рассвета идем в полном молчании, изредка останавливаясь и отдыхая стоя. Склон все круче, и только "кошки" удерживают нас. Красная точка прожгла горизонт, и маленькое светило показалось из-за цепи гор, лежащих внизу. Склоны на минуту порозовели. От красоты захватило дух. Пока доставала фотоаппарат, все изменилось, я успела сфотографировать только розовый снег.

За четыре с половиной часа дошли до скал Ленца. Привал. Я закрепила отвязавшиеся кошки.

Высота 4600 м. "Зигзагом" неторопливо двинулись в путь. Очень важно не делать лишних движений. Легко сбить дыхание, которое уже не восстановишь. Чем выше, тем меньше кислорода. Болит голова, тошнит. Силы уже на исходе, краем глаза успеваю замечать красоту окружающего мира, облака беспрерывно меняют цвет и очертания, но доставать фотоаппарат нет сил. За одним склоном открывается другой - и так бесконечно. Время от времени Юра останавливается, и все, опираясь на лыжные палки, отдыхают стоя. Холодно, надела капюшон, варежки и - сверху - перчатки. В уме маячит мысль: "Дойти во что бы то ни стало..."

Наконец, вот она - вершина! Здесь ложбина, в которую мы забрели и попадали в снег. Тут не так ветрено. С изумлением я увидела трех лыжников, катающихся с вершины. Ну что за неугомонный народ! Только возомнишь себя героем, обязательно найдется кто-то круче, чтобы испортить праздник. Ребята зовут меня фотографироваться. Господи, я на вершине Эльбруса! Я не могу в это поверить! Внизу расстилается сказочная страна с острыми пиками гор, вся в голубой дымке. Я в обители Богов, они пустили меня к себе! Я вспомнила, зачем пришла на вершину: поблагодарить Создателя за этот прекрасный мир, полный звуков и красок, за сильных людей, что встречались на моем пути, за то, что, когда я делала один маленький, нерешительный шаг навстречу новому, жизнь делала ко мне десять шагов и награждала меня по-царски.

Здесь невозможно ничего просить: понимаешь, как много тебе уже дано в жизни! Переполненная благодарностью, уставшая и счастливая, я начинаю спуск с вершины. Я еще не осознаю, что покорена красотой и величием гор на всю жизнь. Нежность понимания осталась со мной:

Тебе откроются такие дали,
Такой простор расстелется у ног!
Сияющие тайны Мирозданья
Тебе откроет Всемогущий Бог!

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "Литературного Кисловодска"