Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы Юрия Насимовича

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Литературный Кисловодск и окрестности

Из нашей почты

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Обзор сайта

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Страница Людмилы Темчиной

Полоска утреннего света
Татьянин день
Расскажи мне про Солнце
Из жизни ЛИТО "Дождь"
Зимние опята
Петроградская сторона
Стихи 2016-22г.
Разреши мне быть поэтом
Александр Косарев
Вечная поэзии заря
Вечер творчества А.Косарева
Памяти Надежды Рыжковой
Сергей Биец
Мария Петровых
Николай Рубцов
Борис Неменский
Рука и мозг

Людмила Темчина

РУКА И МОЗГ

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Реферат

ПЛАН

Развитие руки

Осьминоги

Енот-полоскун

Дельфины

Слоны

Приматы

Павианы (случай в зоопарке)

Капуцины

Мартышки

Антропоиды

Об антропогенезе

* * *

Человек всегда интересовался животным миром. И это не случайно: он жил среди них, животные служили как источником питания, одежды, так и помощником, а после - другом, компаньоном. И зоопсихология интересует человека не меньше чем собственная психология. Что неудивительно. Да и по-настоящему понять животных, особенно высших можно, лишь зная общую психологию. С давних лет также было интересно, "как человек дошел до жизни такой", теперь это называется эволюцией. В своей работе я коснусь этих вопросов. Хотя я не зоолог по профессии, но много наблюдала за животными (в том числе и дома), читала специальную литературу. И все это наталкивает меня на некоторые мысли и идеи.

Головной мозг появился уже у беспозвоночных. Но если они в основном живут на инстинктах и простых рефлексах, то человек - это вершина эволюции, управляет цивилизацией (всегда ли хорошо, отдельный вопрос).

В этой работе я хочу рассмотреть, как развитие конечности с 5 пальцами (все больше похожей на руку) обуславливало развитие мозга.

* * *

Можно приводить много подобных примеров, но начну я с головоногого моллюска с 8 лапками - осьминога. Знаменитый осьминог Пауль предсказывал исход футбольных матчей с большой точностью. В каждой шутке есть доля правды: осьминоги, стоящие на невысокой ступени эволюции, очень смышленые животные.

Головоногие - самые необычайные, крупные, и самые совершенные из всех моллюсков. Они достигли весьма высокой степени развития. Это своего рода приматы среди беспозвоночных обитателей моря.

Нервная система головоногих моллюсков сложнее, чем у всех других беспозвоночных животных. Ганглии ее очень велики и так плотно сближены друг с другом, что, по существу, образуют единую высокоспециализированную нервную массу. По тонкости своих чувств, точности восприятия и сложности ответных реакций и поведения головоногие превосходят многих морских животных. Ученые, исследовавшие их поведение в экспериментах, пришли к выводу, что в образовании условных рефлексов и процессов торможения у головоногих много общего с высшими позвоночными. При этом мозговые центры, отвечающие за эти функции у позвоночных, по своему происхождению не гомологичны таковым у головоногих. Большой степени совершенства у головоногих моллюсков достигают глаза. Глаз осьминога мало отличается от глаза млекопитающего или даже человека. Острота зрения этих животных исключительно велика. Конкуренцию им могут составить только глаза совы, кошки и человека. Рекордным является и размер глаз. Так, глаза каракатицы лишь в десять раз меньше ее самой, а у гигантского спрута глаза достигают 40 см в диаметре. Это самые большие глаза в мире животных! Кроме глаз, осьминоги имеют и светочувствительные клетки, рассеянные в коже. Кроме них, в кожных покровах присутствуют осязательные, обонятельные и вкусовые клетки. Вкусовая чувствительность головоногих очень велика. Хорошо выражено у них и чувство равновесия.

Все головоногие исключительно морские животные. Обитают они только в океанах и морях с повышенной соленостью. Среди них есть формы, ведущие придонный образ жизни и обитающие в толще воды. Встречаются головоногие и на разных глубинах, как на мелководье, так и в глубоких впадинах.

Поведение осьминогов весьма разнообразно. Они активные хищники, потребляющие в пищу самую разную добычу. Многие виды строят для себя достаточно сложные убежища из камней и раковин. Размножаются головоногие, откладывая хорошо сформированные яйца или рожая живых детенышей. За кладками яиц самки тщательно ухаживают и их бдительно охраняют.

Эксперименты показали, что головоногие хорошо обучаются. Они способны различать геометрические фигуры по форме, цвету и размеру. Выработанные условные рефлексы сохраняются у них в течение длительного времени. Наблюдения в океанариумах показали, что осьминоги хорошо приручаются, узнают ухаживающих за ними людей и охотно вступают с ними в контакт.

В Брайтонском океанариуме был описан следующий случай. Однажды, по непонятной причине, из одного из аквариумов, накрытого стеклом, стали по ночам пропадать рыбы. Оказалось, что виноват в этом был живший в аквариуме, расположенном напротив, осьминог. Он сдвигал стекло, закрывающее его аквариум, вылезал наружу, переползал через проход, открывал аквариум с рыбами, влезал в него и учинял там разбой. Наевшись, он покидал аквариум, задвигал за собой стекло, возвращался домой и закрывал за собой крышку. Самое удивительное при этом, что в природе осьминоги практически никогда не покидают водную среду. Подобное поведение, несомненно, можно отнести к проявлению рассудочной деятельности. С поведением головоногих моллюсков, обитающих в глубинах океана, связано множество мифов и легенд.

Рядом исследователей обращалось особое внимание на весьма развитое у осьминогов "любопытство", что выражается в обследовании ими биологически "бесполезных" предметов, а также на их высокоразвитые манипуляционные и конструктивные способности. Эти способности проявляются в строительстве валов и убежищ из камней, панцирей крабов, раковин устриц и т.п. Этот строительный материал осьминог подбирает, переносит и укрепляет "руками". Иногда такие гнезда представляют собой закрытые со всех сторон строения. По некоторым, правда, еще не подтвержденным наблюдениям осьминоги способны и к орудийным действиям, пользуясь камнями для защиты. [7]

Вместе с тем и у головоногих наблюдается та же противоречивость в способности к научению, что и у насекомых. Так, например, у осьминога вообще хорошо развита способность к научению на зрительные и тактильные стимулы, но в ряде случаев он оказывается не в состоянии решить, казалось бы, несложные задачи. Особенно это относится к преодолению преград: осьминог не способен находить обходной путь, если приманка (краб) располагается за прозрачной преградой (в стеклянном цилиндре или за проволочной сеткой). Тщетно пытаясь овладеть приманкой в прямом направлении, осьминог не хватает ее сверху, через край. Правда, по Бойтендийку, некоторые осьминоги все же способны решить несложные задачи обходного пути. При этом очевидно, большое значение имеет прежний опыт особи. Другие головоногие уступают осьминогу по своим психическим способностям.

Конечно, при оценке подобных экспериментов необходимо иметь в виду, что здесь ставятся биологически неадекватные, а поэтому и неразрешимые задачи: в естественных условиях осьминог никогда не оказывается в ситуации, когда непосредственно зримая жертва не досягаема. К тому же задачи обходного пути относятся к разряду весьма сложных - с ними не справляются не только черепахи, но и куры (в биологически несравненно более адекватных условиях).

* * *

Белки с помощью рук грызут орехи, они могут заготавливать семечки. В лиственных лесах обычно живёт в дуплах, натаскивая туда мягкую подстилку из травы, древесных лишайников, сухих листьев. В хвойных строит шарообразные гнёзда из сухих веток (гайна), которые изнутри выстилает мхом, листьями, травой, шерстью.

ЕНОТ-ПОЛОСКУН

Как то я была в контактном зоопарке. На мой взгляд, это место - идеальное для детей, которые могут потрогать животных, но не лучшее для самих животных. Да и животные были не особо интересные. Исключение составлял енот-полоскун. Он стоял у решетки и протягивал руки посетителям. К этому зверю подпускали только в сопровождении инструктора и за деньги. Все потому, что у енота были длинные пальцы (относительно длиннее человеческих) с когтями, которыми он умело пользовался. Угощение, которое ему давали посетители, он неизменно полоскал в воде. И стоило зазеваться, как сумка посетителя оказывалась тоже в клетке. И отнять ее было нелегко. Или была повреждена, как у меня. Именно длинные пальцы позволяли еноту удовлетворять свое любопытство не как все. Не случайно этот енот считается интеллектуальным животным. Голова у него тоже крупная. Но ум - орудие обоюдоострое, наряду с умелыми руками. Енот двумя руками делает одно, а двумя ногами - другое. Если енот встретится не в клетке, а на воле, например в лесу, он окажется не самым приятным соседом. Продукты он не только ест с рук, но, увы, ворует. Если турист ночует в палатке, то почуяв там запах продуктов, енот начнет рыть подкопы и прогрызать брезент. Воруют не только продукты, но почему-то интересные им вещи. Вот к чему приводит любопытство! Еноты способны к подражанию, могут повторять действия человека. Еноты своеобразно используют орудия. До целеустремленности (это слово я пишу без кавычек, почему - объясню ниже) шимпанзе им далеко. Но вот найдя твердый предмет, они подобно металлофону, стучат им по камням или чему попало. Также они используют орудие в драках, кидаясь камнями. А могут просто далеко бросить надоевший им предмет. По уровню интеллекта еноты стоят выше енотовидных и обычных собак.

Вообще, трудоподобное поведение животных тесно сопряжено с конечностями. Даже птицы используют их при сотворении гнезда.

* * *

Мозг человека весит от 1400 до 2000 г. К тому же он как никакой другой богат извилинами. Это и определило уникальный интеллект человека. Известно, что у шимпанзе масса мозга составляет 500 г. Справедливости ради надо заметить, что в нем представлены практически все отделы мозга. Но у шимпанзе отсутствует ассоциативная связь между лобной и теменной зонами, также у них нет дифференцировки левого и правого полушарий. Мозг шимпанзе в 3-4 раза "легче" человеческого. Наряду с отсутствием гортани, это - одна из причин того, что обезьяны почти не говорят. Но схожесть с мозгом человека не отрицает полностью возможности речи.

В Колтушах детенышей шимпанзе тоже учили командам "Покажи носик, глазки". Детеныши обучались и понимать действия, и запоминать названия частей тела. Более старших учат командам "Дай", "Покажи", "Внимание", "Работай". Общаясь с шимпанзе, начинаешь понимать, что они не только исполняют выученные команды, такие как "Место", "Ко мне", подобно собакам, но и с успехом дифференцируют предметы по их названиям, например "Дай чашку" - и они дают именно чашку, а не ложку. Дают именно эту чашку. При правильно выполненном задании вполне адекватно реагируют на похвалу и огорчаются, если их начинают ругать. [3]. Но - понимание слов говорит, что в голове у животных есть место для соответствующих образов. В середине прошлого века обезьян начали обучать языку жестов амслену, а после - компьютерному языку. Обезьяны в разной степени освоили эти языки. Этому способствовало то, что они сами неплохо понимают речь человека? Так бонобо Канзи начал понимать речь людей еще в младенчестве, причем без всякого обучения (не всю конечно) [1]. Хотя большинство обезьян говорили на этих языках простенькие фразы из трех слов (подробнее в книге "О чем рассказали говорящие обезьяны"), обучение речи обезьян на мой взгляд, весьма благотворно. Во-первых это уменьшает агрессивность у прирученных антропоидов (условно говоря, драку могут заменить ругательства). Также это обогащает и общение самих антропоидов, которые охотно пользуются этими языками и в общении между собой. И еще один немаловажный момент. Когда шимпанзе заболевают, их лечение имеет свои особенности. Во-первых, они болеют практически тем же, чем человек. Но при этом, к сожалению, не могут сказать, где у них болит. Овладение "речью" должно снять остроту этой важной проблемы.

* * *

Но есть животные, мозг которых больше, чем у антропоидов и даже, чем у людей. Это - китообразные, да и другие морские млекопитающие. Происходя от наземных предков, перейдя в водную среду, дельфины стали похожими на рыб, их конечности превратились в плавники. Млекопитающие "потеряли" возможность тонкой манипуляции предметами. Но кое-что при этом они приобрели. Уйдя в воду, звери получили "зеленый свет" увеличению размеров. По земле с большим весом ходить тяжело, то ли дело - плавать. [8] А для управления большим телом нужен и большой мозг. У дельфинов развита эхолокация, с помощью которой они "видят" предметы под водой. Они используют ее наравне со зрением. Под черепом у них есть даже линза для восприятия эхолокационных сигналов. Тем более, это относится к китам. Но большого мозга китообразных хватает не только на это. Извилин коры больших полушарий у них побольше, чем у нас с вами. В палеонтологическом музее я видела слепки мозга дельфина и внушительный слепок лобных долей кита - рекордно больших. Все эти области отвечают за мышление. На него морские млекопитающие "не жалуются". Их интеллект высок, хотя их поведение приспособлено к водной среде. В их поведении много загадочного: замечено, что дельфины любят сопровождать в море корабли и лодки Дельфины хорошо относятся к людям. И порою хотят познакомиться с ними. Есть много свидетельств того, как дельфины приплывали на пляж к своим знакомым, как правило, это были дети, играли с ними, позволяли им кататься на спине. В это время пляж привлекает много зрителей. Часто это одинокие дельфины. Описано много случаев, когда дельфины спасают тонущих людей, отвозя на себе их к берегу. Это неудивительно, в свете того, что они спасают больных или уставших сверстников, выталкивая их на поверхность. Рыбаки, ловящие рыбу сетью, знают случаи, когда дельфины прорывая сеть, лакомятся пойманной рыбой. У дельфинов распространено "сотрудничество" - синхронное плавание, коллективная охота. [6]

Дельфины - социальные животные. Они общаются между собой с помощью различных звуков: свистов, щелчков. Их общительность дает им лучше проявить свой разум, поэтому они легко поддаются дрессировке. Дельфинарии популярны во многих странах и городах. Наряду с дельфинами, там выступают ластоногие, например, морские котики. Дельфинам, несмотря на ограниченность их конечностей, свойственна орудийная деятельность. Они играют в воде с мячами и другими предметами. Во время уборки бассейна афалины проявляли большой интерес к этой процедуре. Однажды аппарат для уборки был оставлен на ночь в бассейне. Им овладела одна самка и долго с ним манипулировала, таская во рту по бассейну. Затем, подражая действиям человека, она, придерживая шланг грудными плавниками, взяла в рот совок и стала водить им по дну бассейна. Даже когда аппарат убрали, обе самки стали использовать для "уборки" куски кафельной плиты, зажимая их зубами. Действуя сообща, они научились с помощью кафельных плиток собирать в кучу морские водоросли, которые они ели.

Дельфины могут учиться не только у человека, но и друг у друга. Причем у своих сородичей они учатся куда быстрее. Афалины могут имитировать и речь человека, воспроизводя слова, отдельные буквы, смех, "переиграв" в этом человекообразных обезьян. В эксперименте, добывая рыбу с помощью рычага, дельфины могли "кормить" других дельфинов. Поэтому по уровню интеллекта они достигают шимпанзе, но превосходят последних по "нравственным" качествам.

* * *

Слоны достигают 3 с половиной метров роста и имеют отличительные признаки: хобот и бивни. Бивнями они пользуются как ломом и рычагом: сдирают кору с деревьев, расщепляют мягкую древесину, роют ямы с помощью хобота и бивней. Надо сказать, что и коровы не только бодаются рогами, но и могут ими, например, открыть дверь сарая. Хобот - это сросшиеся и видоизмененные верхняя губа и нос. Но на конце его еще имеются пальцы - у африканского слона их два, а у индийского - один. Так что это почти добавочная конечность! Хоботом слоны пользуются для многих целей - от дыхания, осязания, ударов и обвивания противника. Хобот - насос при питье. Но благодаря пальцам они могут выполнять и мелкие операции. Например, брать мелкие предметы. Они захватывают хоботом траву, а также плоды на высоких деревьях. Слоны отгоняют ветками мух, а если сломанная ветка слишком велика, они кладут ее на землю и, придерживая ногой, отрывают хоботом часть нужного размера. И слона можно научить рисовать - благодаря его ловкому хоботу и мощному мышлению и любви к играм. Мозг слона - самый большой у сухопутных млекопитающих - 5,5 кг. Хотя большая его часть "обслуживает большое тело и хобот слона, на мышление тоже много остается. Поэтому у слонов прекрасная память. Слоны могут выбрать из 20 похожих фигур одну нужную. Также они различают геометрические фигуры. Кроме того, слоны узнают мелодии и обладают абсолютной музыкальной памятью. С возрастом память переходит в мудрость. Слоны учатся всю жизнь (а живут они до 70 лет) перенимая у сородичей нужные им навыки. Поэтому они легко дрессируются, издавна приручаются человеком для тяжелой работы. Наблюдая за ними видно, что они почти сознательно преследуют одну цель. Например складывая бревна в штабель. Раньше их использовали и как вьючных животных. Слоны сами по себе трудолюбивы - спят они 2-4 часа. Слоны - общественные животные. На воле все слоны в одной местности связаны родственными узами и хорошо знают друг друга. Они отзывчивы, поддерживают раненых и больных сородичей, спасают от гибели, а если те все-таки умрут, подолгу словно скорбя, остаются около них и прикрывают труп ветками или травой. Так же они поступают и с умершими людьми. [6]

Они передают информацию, меняя положение ушей и хобота. Многообразны звуковые сигналы: слоны трубят, урчат, похрюкивают.

В зоопарках слон всегда привлекает внимание. Но слонам там тяжело из-за вынужденной неподвижности, бездействия и недостатка общения. И тут на помощь приходит "трудотерапия". Слонов обучают цирковым номерам - не только для привлечения посетителей, но и для интереса и разнообразия жизни самих животных. Говорят, что удачно исполненный трюк доставляет удовольствие самому слону. Также им дают работу - валить деревья, выравнивать местность, переносить грузы и катать туристов. [5]

Основа самобытности и интеллекта слонов - развитый мозг, социальность, и, конечно, хобот!

Что касается "инструментальной деятельности", то она присуща и шалашнику, украшающему свои постройки разными предметами, и еноту-полоскуну.

* * *

Лапа обезьян впервые совершенно "официально" называется рукой. Она очень похожа на человеческую, вместо когтей у приматов появляются ногти, но длина пальцев варьируется. У них появляется груминг. Все обезьяны - от лемуров до горилл любят искать насекомых в шерсти своих собратьев. Это - важный элемент их общения. Палками пользуются и низшие обезьяны - например магот. Он же в зоопарке хватает руками развешанные там канаты. Что я и наблюдала в Ленинградском зоопарке. Но если антропоид берет палку с определенной целью, то низшие обезьяны - спонтанно.

* * *

Я побывала в минском зоопарке. Надо сказать, что зимой в минском зоопарке мало посетителей Он находится на окраине города, рядом с лесом и сам напоминает лес. Так что животные там в более естественной обстановке. Тем более климат в Белоруссии теплее, чем в Средней полосе России. В Минском зоопарке мне посчастливилось повидать павианов. Павианы на первый взгляд напоминают собак - вздернутый хвост, вытянутая морда. Но...богатая, не собачья мимика. Они могут улыбаться. Со мной "познакомился" павианчик -подросток...Он сидел в углу клетки, и приветливо смотрел сквозь стекло. Вообще я заметила, что чем развитее обезьяна, тем больше она "наблюдает" за посетителями, как мы - за ними. Я видела наблюдающих горилл, орангутанов и молодого павиана. Все они были самцами.

Может кроме общения он хотел и угоститься. Надо сказать, что павианов кормят очень интересно: еду им зарывают в опилки. Это служит профилактикой того, что они съедят все сразу, и в то же время дает им занятие. И стадо павианов старательно рыло опилки руками. Павианчик сидел на приступке, и спускался вниз, как человек, ухватясь передними лапами. Камни или палки в руках для них - не редкость. Молодые павианы любят общаться с человеком, очень понятливы, пожилые же становятся более агрессивными.

* * *

Капуцины отличаются высоким интеллектом. Исследователи из кембриджского университета в сухих лесах Каатинга в северо-восточном районе Бразилии наблюдали за тем, как дикие южноамериканские капуцины, добывая пищу, часто пользовались камнями.

То, что капуцины в неволе пользуются вспомогательными инструментами, ученым было уже известно. Однако систематически наблюдать этот феномен с капуцинами в естественной среде обитания до сих пор не удавалось. Данные наблюдений, собранные британскими исследователями, подтверждают, что для капуцинов использование орудий является делом вполне обычным. С их помощью обезьяны выкапывают землю, чтобы достать корни и семена, раскалывают их, а также прощупывают трещины в скалах и отверстия в деревьях.

По словам ученых, чаще всего обезьяны с помощью камня копают землю. Делают это они обычно определенным образом. Они держат камень в одной лапе и быстро от трех до шести раз ударяют им по земле, одновременно с этим другой рукой убирая из ямки землю.

Как отмечают авторы статьи в журнале "Сайенс" Антонио Моура и Филлис Ли, результаты наблюдений дают основания предположить, что дикие капуцины гораздо лучше разбираются в причинно-следственных связях, чем ученые полагали раньше.

Навыки капуцинов нашли свое применение. Они ухаживают за пожилыми людьми, инвалидами, например, В Бразилии, работают официантами.

* * *

А в японских ресторанах обезьяны-мартышки также работают наравне с другими официантами. Они подают перед едой гостям полотенца для омовения рук, разносят напитки... Обезьяны носят парики, маски и форменную одежду, чтобы своим видом не смущать посетителей.

Каору Оцука, хозяин ресторана рассказал, что идея использования обезьян, появилась когда он заметил, что его любимица Ят-чан, копирует его действия: берет полотенца и напитки и передает гостям. Молодая обезьяна научилась всему у своей старшей подруги. По словам гостей, обезьяны хорошо понимают человеческую речь и не путают напитки, которые им заказывают.

По закону о правах животных, обезьяны могут работать, но не более двух часов в день. Владелец ресторана собирается нанять на работу еще 2-3 маленьких проворных официантов.

* * *

Но по-настоящему пользуются орудиями только человекообразные обезьяны. Раньше граница между обезьяной и человеком считалась в том, что человек пользуется орудиями труда . Но наблюдения опровергли его точность. Обезьяны пользуются палками, как и еноты, для драк и для доставания пищи. Камнями они раскалывают орехи, для себя и для детенышей. Это искусство и для человека не легкое, и обезьяны учатся ему месяцами. Палочками они ловят термитов, причем палочки очищают. Так что у них есть элементы изготовления орудия.

Что касается прирученных обезьян, то у них возможности куда богаче. Дар подражания у них не отстает от дельфиньего, но природа наделила их руками как у человека (или у человека, как у них), за исключением более короткого большого пальца. Поэтому все элементарные навыки человека легко ими перенимаются. Некоторые, правда в карикатурной манере. Так дети играют "в пожарных", в "дочки-матери". Но все же деятельность антропоидов продуктивна. Есть наблюдения что в зоопарке два орангутана убирали клетку, причем каждый - свою половину. В Колтушах шимпанзе Альфа Много времени проводила с людьми... Альфа с нетерпением ждала прихода сотрудников и в течение дня с ними не расставалась. ..В 1.5 года, подражая действиям человека, листала книгу, рисовала, "печатала" на пишущей машинке, мыла в раковине руки с мылом, терла тряпкой пол и стены, носила совок для мусора, "воспитывала" павианчика Наташку.

Открыть дверь или ящик даже ключом для обезьян - не проблема. Поэтому, к сожалению, от обезьян приходится все закрывать. Есть примеры, когда обезьяны варят себе кофе, или жарят бананы на костре, как бонобо Канзи. Он умеет водить свою машину - электрокар. Но ему хочется большего. Сотрудники, работающие с ним, говорят, что он пытается открыть настоящий автомобиль, на котором его катают. Цивилизация заразительна!

Многие любители животных пытались держать дома обезьяну. Но это тяжкий труд. Во-первых, обезьяны очень подвижны и любопытны, и наличие рук - не лучшая вещь для одомашнивания, за считанные минуты они могут устроить в комнате разгром, и приходится держать их в клетке, что мало кому нравится. И если с детенышами общаться чрезвычайно интересно, то взрослые особи, особенно у крупных обезьян, начинают ранжирование. Они считают людей себе подобными, и недовольны, что те - главнее. У самых цивилизованных из них временами проявляются "зверские" инстинкты. Неизбежны травмы. У обезьян есть правда элементы совести. И нанеся рану, они потом стараются загладить свою вину. Такой эпизод показан в фильме "полосатый рейс". К тому же они очень привязчивы и при вынужденном расставании с хозяином очень это переживают. Они помнят людей и узнают при встрече через много лет.

Это не удивительно, ведь основная "мощность" мозга уходит у них на общение с себе подобными. А там возможны любые варианты: "...О.Г. Витищенко передала нам своего любимца Тараса, привезенного ею из Мали. Возмущению Тараса не было предела, когда он оказался в одном помещении со своими сородичами Боем и Гаммой. Вероятно, он не соблюдал соответствующие его виду правила поведения, и потому на него часто нападал Бой - Гамма при этом держала полный нейтралитет. Но стоило Тарасу дать отпор Бою, как Гамма тут же брала сторону Боя и они вместе жестоко наказывали Тараса. Вмешательство персонала, вероятно, только замедляло процесс консолидации в данной группе, тем не менее она вскоре наступила, едва Тарас уразумел, кто есть кто."( Л.А. Фирсов 1982)

Как литератор, могу обратить внимание на такую деталь. Есть много рассказов о животных: "Серая шейка", "Каштанка", "Булька"... Но только рассказы про шимпанзе читаются, как рассказы про людей. У героев есть свой характер и свои идеи. Вот наблюдения молодого антрополога А. Созинова:

"...Дождь ореховой скорлупы обрушивается на меня. Поднимаю голову - Сума. Сидит с независимым видом посреди вольера и смотрит в сторону. А из другого угла клетки ко мне подкрадывается Боно с пучком сельдерея. Только я отворачиваюсь, сельдерей падает на тетрадку.

Боно и Сума - детеныши орангутана. Им по пять лет. Они совсем еще малыши, но по силе и ловкости не уступают взрослому человеку. Познакомиться с ними не трудно. Надо пойти в Московский зоопарк, в обезьянник, к клетке, перед которой установлена табличка "Орангутан".

Молодые орангутаны - жизнерадостные, озорные существа. Они очень любят играть и резвиться. Прыгают, бегают наперегонки по ветвям деревьев и борются.

Мои подопечные - Боно и Сума - мало чем от них отличались. Разве только тем, что каждый из них к своим четырем-пяти годам уже попутешествовал.

Боно - урожденный техасец. Он родился в зоопарке в американском городе Браунвиль. Прожил там около года, а затем его перевели в один из немецких зоопарков. В 1975 году Боно прибыл в Москву. Здесь его уже ждала Сума.

Сума - дикарка. Ее родина - тропические леса Суматры.

У Боно синеватая рожица с реденькой апельсинового цвета бородкой, длинная темно-рыжая шерсть на спине и плечах, короткие ноги, большой живот и длинные руки-крюки. Сума покрупнее, и шерсть у нее посветлее. Весь день обезьяны играют или занимаются физкультурой. В просторной светлой клетке множество перекладин и лесенок. Один из любимых гимнастических снарядов малышей-орангов - старая автомобильная покрышка, подвешенная на цепях. Особенно любит эти качели Сума. Раскачивается на них она не совсем обычно. Ухватится за шину руками, отойдет к стене, с силой оттолкнется ногами и летит. В полете зацепится за покрышку ногами, а руки отпустит. Так вверх ногами и качается.

Иногда поступает и по-другому. Обхватит шину своими длиннющими руками и начинает ходить с ней в обнимку по кругу. Цепи, на которых висит шина,- закручиваются. Потом отпустит шину - цепи начинают стремительно раскручиваться. Тут обезьяна и прыгает на качели, которые теперь превратились в вертушку.

Часто Боно и Сума играют вместе. Кувыркаются, борются, катаются на полу, играют в пятнашки, прыгая с перекладины на перекладину и догоняя друг друга. Зачинщица всегда Сума. Начинается, к примеру, с того, что за завтраком она не съедает свою порцию морковки и не выкидывает огрызки яблок. Припрячет все до поры до времени, ждет, пока Боно расправится с завтраком. Долго ждать не приходится. В два счета убрав все подчистую, Боно усаживается подальше в угол с видом философа. Устроится поудобнее и мудро смотрит на посетителей, которые порой ведут себя, увы, даже глупо: стучат по стеклу, корчат обезьянам рожи, дразнят их и смеются - то ли над обезьянами, то ли над собой. И пока Боно пытается разрешить эту непосильную для него задачу, что-то падает ему на голову. Огрызок яблока, недоеденная морковка, снова яблоко летят в ошеломленного Боно. Это Сума реализует остатки своего завтрака. Как только боеприпасы кончаются, она тут же удирает в свой домик.

Боно мудр и спокоен. Подбирает снаряд-морковку и с аппетитом жует ее, громко чмокая, то и дело оттопыривая нижнюю губу и скашивая глаза, чтобы рассмотреть жвачку. А Суме неймется. Она прыгает на шину-качалку, отталкивается и на лету толкает приятеля, стараясь повалить его на пол. Боно ничего не остается, как принять вызов. Вихрем налетает он на подружку, и через минуту разобрать ничего невозможно. По полу катается живой рыжий клубок. То мелькает синяя рожица Боно - в глазах удивление. То Сума хватает свою ногу в полной уверенности, что это нога Боно. Пыхтят, сопят, вскрикивают. Наконец победитель выявлен, и оба расходятся, довольные каждый собой. У обоих в шерсти оранжевые бусинки. Боно так и не успел дожевать свою морковку..." [2]

Как видно, у Сумы есть элементы планирования и предвидения.

Вопрос, "детские ли это рассказы?" не прост, потому что у обезьян, как и у всех животных, есть общение с интригами и, конечно, репродуктивное поведение у которого совсем недетские законы. Они - другие. И очень похожи на нас, больше, чем все остальные животные. Поэтому, приходить в зоопарк всегда очень интересно, все животные замечательны. Но только при виде человекообразных обезьян ощущаешь невольный трепет, как при встрече с близким родственником.

Вопрос, держать ли животных в зоопарке, очень актуален сейчас. Дело в том, что любому крупному существу приятнее на свободе. Но с другой стороны, зоопарк - это часто способ продлить им жизнь. Что касается положения "за стеклом", то это малоприятно для многих, и поэтому для многих животных предусмотрены убежища. В то же время, например, в Минском зоопарке где зимой мало посетителей, многие, особенно обезьяны, относились к пришедшим с неподдельным интересом. Мы изучаем их, а они - нас, как тот же Боно.

* * *

Как же из обезьяноподобных предков произошел все умеющий человек? Это шло эволюционно, и вместе с совершенствованием навыков расширялись и участки мозга. Расширение умений и навыков происходило постепенно от хабилисов через Homo erectus до Homo Sapiens. При этом были и скачки в развитии мозга. видимо вызванные мутациями.

Часто встает вопрос: каков критерий здоровья или болезни. Я бы предложила такой ответ: нездоров тот человек, который не может по крайней мере делать то, что делает общественное животное. Это не значит что нужно уметь прыгать по веткам, или плавать под водой. (Хотя дети тоже лазают по деревьям). Не менее навыки гигиены, труда, дружба, симпатия, взаимопомощь. Как сказал один философ, человек - животное общественное. Многому мы можем поучиться у животных.

Вопрос, кто умнее, человек или высшие животные, не так прост как кажется. Да, у человека самый развитый мозг, и особенно - речь, в чем самый глупый и нездоровый человек даст фору любому зверю. Но у развитых животных есть большие индивидуальные различия. Так не каждый человек может похвастаться в любви к чистоте, как шимпанзе и орангутанги. Справедливости ради, могу сказать, имея большой опыт содержания кошек, что не все кошки одинаково чистоплотны, и например, приручить к унитазу удается далеко не всех из них. Я так и не смогла сделать это с Машей. Важный тест на интеллект - экстраполяция, и ее проходят почти все собаки, но из кошек - только половина. Видимо где-то здесь и проходит граница их интеллекта.

В Колтушах был проведен эксперимент по наличию различных качеств у шимпанзе. Соревновались Чингис и Лель. Чингис - сын самой умной и высокоранговой Гаммы, и Лель - сын недалекой низкоранговой Читы. Отец у них был один - Тарас. Интересно, что оба с рождения воспитывались людьми. Чингис легко решал разные задачи сам, и чтобы обучить им Леля, часто привлекали Чингиса, который ему все "показывал". "Вспоминается еще один случай, когда подросток шимпанзе Лель не мог достать приманку из переменного лабиринта тем способом, как это задумал экспериментатор. Лель задачу решал по-своему, в соответствии с собственной установкой на достижение цели. Он перекидывал приманку через борт лабиринта, а не перегонял ее постепенно, манипулируя рычагами и тем самым открывая для нее путь к выходу из лабиринта. Такой способ решения экспериментатор считал ошибкой и отбирал лакомство, говоря: "Плохо, Лель", и заставляя все начинать сначала. Шимпанзе явно не понимал, чего от него хотят - ведь он доставал цель и добывал лакомство! ...Это вело к серьезным нарушениям его ВНД, ситуация грозила "срывом". Следует учесть и тот факт, что Лель в сообществе Шимпанзе был "ведомый". Решение любой задачи ему облегчало подражание. Учитывая эту особенность подростка шимпанзе, другой экспериментатор изменил ситуацию, поместив его во время эксперимента рядом с Чингисом, который эту задачу решал с легкостью. Увидев однажды, как это делает Чингис, Лель после одного показа справился с задачей. Он понял план действий!"

Антропологи решили исследовать такое качество, как целеустремленность, по методике приближающейся цели (зрительного пищевого раздражителя). Приманка находилась на расстоянии 10-20 см. от кормушки, а приближать ее можно было нажатием на педаль. На фоне общих закономерностей были выявлены и индивидуальные особенности реагирования на различные скорости. Так, Чингис мог достигать цель, приближающуюся со скоростью 1 мм/с, Чита 5 мм/с, Лель - больше 10 см/с. Посредством комбинаций скоростей и расстояний у разных субъектов, этот эксперимент доказал, что самый целеустремленный в этой группе - Чингис, а самый слабый в этом - Лель. Опыты и измерение вегетативных показателей испытуемых доказали, что целеустремленность - врожденное качество. И не только у обезьян, но и у людей - детей и взрослых [3]. Все млекопитающие также различаются по типу ВНД, т.е по темпераменту, а антропоиды и "по интересам":"Лада спокойна и философична. Любит, сидя на полке на корточках и подперев щеку рукой, смотреть в окно. Нева - воплощение деятельности и предприимчивости. Не сидит без дела ни минуты. То сковыривает краску с прутьев решетки, то пытается вынуть из пальца несуществующую занозу, то, разыскав где-то тряпку, "моет" полы, подражая уборщицам. Именно благодаря ей я поняла всю емкость слова "обезьянничать"." [2]

Все это говорит, что различие животных и людей не так линейно, как кажется. И бонобо Канзи или Чингис например, в энергичности дадут фору Обломову. Хотя последний был весьма умен. Ну и как ни крути, умнее всех крупные млекопитающие. Но и сам человек не мелок...

Мышление антропоидов и других "разумных" животных - элементарное. Язык их считается протоязыком. Но тут есть тонкость т.к. существует собственный язык шимпанзе и других, на котором они объясняются о пище, о хищниках, издают ориентировочные, дружеские звуки, причем заимствуя "слова" друг от друга, что делает их язык открытой системой. С другой стороны, они с недавнего времени успешно обучаются языкам-посредникам - амслен, йеркиш. В предложениях не больше 2-3 слов. Но этого достаточно для общения и между собой и с людьми, хорошей адаптации и делает их поведение сложным и интересным. К тому же "речь" обезьян приоткрывает завесу их внутреннего мира.

Что же порождает высокий интеллект? Над этим вопросом давно бьются ученые. Я же предположу, что интеллект выше: у общественных животных, у крупных животных с развитым мозгом, наконец, развитые конечности с возможностью хватательных движений тоже способствуют интеллекту на суше. Не случайно, академик И.П. Павлов считал: "Человек несомненно двигался вперед не только благодаря слову, но и благодаря своим рукам" (Павловские клинические среды, 1954, т. 1, с. 260).

Литература

1. З.А. Зорина, А.А. Смирнова. О чем рассказали "говорящие" обезьяны: Москва, Языки славянских культур, 2006

2. Н.М. Пожарицкая. Обезьяны, обезьяны, обезьяны... Москва, Детская литература, 1982 г

3. Т.Г. Кузнецова, В.И. Сыренский, Н.С. Гусакова. Шимпанзе Санкт-Петербург, Политехника, 2006 г.

4. Дуглас -Гамильтон Иэн. Жизнь среди слонов. Москва, Восточная литература РАН, 1981

5. Ульрих Зедлаг. Слоны. Мир книги, 2009

6. Олперс Энтони. Дельфины. Судостроение, 1971

7. М.Н. Сотская. Зоопсихология. Учебное пособие. МГППУ, 2003

8. К. Михайлов. Живые субмарины. "В мире животных" N4, 2005

 

  Главная страница сайта
Страницы авторов "Темного леса"

Последнее изменение страницы 23 Oct 2018 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: