Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы Юрия Насимовича

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Литературный Кисловодск и окрестности

Из нашей почты

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Обзор сайта

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Страница Людмилы Темчиной

Полоска утреннего света
Татьянин день
Расскажи мне про Солнце
Из жизни ЛИТО "Дождь"
Зимние опята
Петроградская сторона
Стихи 2016-24г.
Москва
Разреши мне быть поэтом
Александр Косарев
Вечная поэзии заря
Вечер творчества А.Косарева
Памяти Надежды Рыжковой
Сергей Биец
Мария Петровых
Николай Рубцов
Борис Неменский
Рука и мозг

Людмила Темчина

ТВОРЧЕСТВО МАРИИ ПЕТРОВЫХ

Не скрыть врожденный дар - он слишком ярок

Поэт - это медиум между миром и людьми. Через него как удары током проходят радости и страдания, лишения, безысходность.

Таким поэтом была Мария Петровых.

Мария Петровых родилась в Ярославле.

В Ярославле собирался поэтический кружок - "союз поэтов". Мария вступила туда в 1920 году.

Взгляды на стихи у поэтов тогда были различны. Многие примкнули к Раппу. У Марии были скорее либеральные взгляды. В отличие от этих поэтов, желавших "сбросить Пушкина с корабля современности", Петровых написала "Наше будущее с ним". Она стояла за преемственность в литературе.

"Кто даёт вам право спрашивать
Нужен Пушкин, или нет?
Неужели сердца вашего
Недостаточен ответ?",
- писала она в 1935 году.

Её влечет не только творчество Пушкина, но и его душа. Она говорит с ним как с современником. Поэт на карантине с двойной силой предаётся поэзии.

Во влажном серебре стволов
Троились отраженья слов,
Ещё не виданных доныне,
И вот в разгневанном камине -
Внутри огня - ты видишь их
И пламя воплощаешь в стих.

Последняя строчка напоминает Лермонтова, у которого "Из пламя и света рождённое слово".

Мария Петровых - поэт камерной женской поэзии. Ее нежная пастель четко рисует силуэты событий. Тем тоньше настроен ее камертон.

Человеку всегда нелегко жить в трудное время. Особенно одинокой хрупкой женщине. Поэта волнует и личная неудача и социальные проблемы. Волнует сама жизнь, могущая оборваться. А ей хочется верить, что всё вернется. Героиня сравнивает себя с пушкинской Татьяной.

"Вот я как все, за партою школьной
Только веселья чужда".

Единственное ее утешение - в близких - и стихах.

Героиня Петровых недовольна собой, плодами своего творчества, считая, что единственное достижение - это дочь. Хотя это конечно не так. Но ее дочь Арина, пошла по ее стопам, став филологом и издателем книг своей матери.

Петровых чем-то похожа на Некрасова - автора грустных стихов. "Я увидала, о зима, как в раннем детстве ярким" "Осенний лес". Плач - лейтмотив ее творчества. Её стихи как считает она, это что- то неосязаемое, в унисон её стихам колышется тростник. Плач - печален, но без этого нельзя. Всегда были "плакальщики" - они оплакивали усопших, провожали уходящих на войну. Ведь все знают о "Плаче Ярославны". А стихотворение Петровых называется "Плач китежанки". Тему плача особенно выражает стихотворение "У меня большое горе"...Горе нужно оплакать, вопреки поговорке "слезами горю не помочь":

Дай солёной, дай зелёной,
Золотой воды,
Синим солнцем прокаленной,
Горяче`й моей беды.

К тому же поводов для плача всегда более чем достаточно. И в трагедиях Вселенной, и в жизни поэтессы. Например, потеря родных и близких.

Но её влечет ввысь от обыденности, ведь у нее есть талант:

"Не бойся: мы слишком высоко.
Уже не можем упасть.
Ты чуешь движение тока
Под нами? Он тверд. Ступай."

Поэзия это способ подняться над жизнью, это волшебство:

Прикосновение к бумаге
Карандаша - и сразу
Мы будто боги или маги
В иную входим фазу.

Творчество - это способ подняться над обыденностью, это плод человеческой фантазии. И след поэта конкретен. Особенно талантливого, а такова Мария Петровых:

"...Не пыль - цветочная пыльца"

Двадцатые - тридцатые годы

Как у последнего поэта Серебряного века, ее мотив - мистика. Это любовь, ведь "Одной на свете жить нельзя", смерть, падающие звезды. Ночь таинственна. Тема светил сквозная для неё. Звезда то летит "в заколдованную сеть" ("Соловей"), то "Прочеркнув себя в ночи", упадёт оземь. Но лейтмотив у поэта другой:

Но может быть еще одно
(О, если б это суждено):
Дрожать, сиять и петь всегда
Тебя, тебя, моя звезда!

Поэтесса стремится к первозданности, к природе, и именно это - источник её вдохновения. Она пишет стихотворение "Акварели Волошина" - поэта, бывшего ещё и художником. Недаром хорошего поэта называют "Художник". Максимилиан Волошин и был таким. Акварели - отражение замечательных коктебельских пейзажей, "Где вода словно слиток бездонных зерцал". Поэтесса не договаривает всё, она загадочна. Но спустя три десятка лет она не хочет возвращаться в Коктебель. Ушли время, ушли друзья и молодость. Так, Марк Шагал не хотел возвращаться в Витебск.

Петровых пишет стихи о вселенной, возникшей из хаоса. Но везде подстерегает опасность "самосжирание громад безумных волн, голодных нами". И "по ночам голодный зверь нам чудится в подземном гуде....Он всё подслушал. Он отмстить горячим клокотом поклялся". Это очень сильное стихотворение ясно отражает время "великого перелома". И тут возникает пушкинское: "Прильни, внемли, вмолчись в таинственное лоно, и сквозь дыхание земли прослышь ворчание и стоны". Здесь зверь ещё и символ, если вспомнить, что после смерти Ленина Сталин дал клятву. А одни его соратники "валили" других. Поэзия Петровых богата мифами или аллюзиями. Её "Карадаг" описывает трагическую легенду появления крымской горы. Поэма "Медный зритель" рассказывает о грозном царе, который боится своего голоса, "пугаясь себя в зеркалах".

Поэт воспевает красоту природы. Природа зыбка, необъяснима, элементы времен года перемешаны между собой. Поэт сливается с ней, ведь она - дитя природы, и стихи её полны и "шишками, и гарью паровозной" ("Какой обильный снегопад в апреле...") Какой поэт не пишет о весне! Она вдохновляет своей чистотой и свежестью. И тема природы плавно переходит в мысли о поэзии.

Не скрыть врождённый дар - он слишком ярок,
Я только позавидовать могу,
Как, не страшась ошибок и помарок,
Весна стихи рисует на снегу.

Весна- символ юности, как ярки ранние стихи! Это время становления таланта.

Многие представители интеллигенции тех лет старались отойти от политики, и жить своей жизнью. Борис Пастернак писал "Мы были музыкой во льду". В этом было их спасение. М.Петровых развивает его мысли.

Наверху - дремучий рёв
Но метель ее не внемлет.
Дрема ходит меж дерев".

О том же стихотворение "Сказочка", где от страха героиня впадает в оцепенение. В названии - горький юмор -для сказки стих слишком короток и несюжетен.

И к празднику Нового года она относится также пессимистически:

Год-это "Напряжённый промежуток
От рожденья до могил".

У Петровых есть стихотворение "старость", которая хочет "За радость покарать, унизить наказаньем". В этом стихотворении отчетливо проявляется звукопись, повторяется буква Л.

На столике - и пластырь и псалтырь...
(Твоей ли пластике рукоплескали?.. )
За окнами - постылое: пустырь,
Да ночь насмешливые звезды скалит...

Интересно, что поэтесса написала это стихотворение в 1930 году! Почему? Может быть, ответ есть в стихотворении "Кате"?

"...Видно, молодость не удалась,
Если в 22 и в 25
Стали мы о старости мечтать".

Все беды и катаклизмы мира преломляются женским сознанием. Петровых не покидает тревога о чём - то трагическом. В годы репрессий она не побоялась написать стихотворение: "Проклятья нашей родины - тюрьма". Через застенки прошли её друзья: Лев Гумилёв, Осип Мандельштам, наконец, её муж. В июне 1937 г., вскоре после рождения дочери, муж М.С. Петровых, библиограф и музыковед Виталий Дмитриевич Головачёв, был арестован, постановлением особого совещания при НКВД СССР осуждён к 5 годам ИТЛ и сослан в Медвежьегорск (Карелия). В 1942 году его должны были выпустить. "Если бы поверить в нашу встречу - больше нам не нужно ничего" - пишет она.

Но мечте не суждено было сбыться. Виталий Головачёв умер в Карелии в спецлагере в 1942 г. Это еще одна жертва "роковых сороковых". Она до конца жизни не сможет забыть о нём, то и дело возвращаясь к нему в стихах.

"Скорей бы эти листья облетели" - молит она уже в конце пятидесятых. В стихотворении она математически точно выводит умозаключение:

"Шумит листва, тебя на свете нет,
Тебя на свете нет, а это значит,
Что света нет...".

Поэтому "твоя смерть" для неё означает "наша смерть".

Сороковые роковые

Все этапы войны отражаются в её стихах. Бомбёжки, бои, смерти, эвакуация. Как и многих других поэтов, Марию эвакуировали в Чистополь, что на Каме. "Город сердца моего" - назовёт его она. Но радость переезда горька:

"Если б не росли могилы
В дальнем грохоте войны,
Как бы я тебя любила,
Город, поневоле милый,
Город грозной тишины!"

И

"...если б только не война,
Теперь была б весна"

Наслаждение обманчиво.

Этим она перекликается с Анной Ахматовой, написавшей:

Не знала б, как цветёт айва,
Не знала б, как звучат слова
На вашем языке...
(И.М. Басалаеву на память о нашем Ташкенте)

Страдая от трагедии войны, поэтесса страстно верит в победу. В Чистополе писатели узнают о первых успехах советских войск, прославленных салютами, и они возвращаются на родину. И она радуется коренному перелому на поле битвы.

"Сдержи дыханье, там вершится
Твоя судьба, твоя страна
На недоконченной странице
Дымятся кровью письмена".

Но радость победы у многих омрачается одиночеством, неустроенностью. И долго она будет вспоминать любимого, оплакивать его. Это чувство она пронесёт через всю жизнь. Петровых часто возвращается к прошлому, где "все ещё живы".

Жизнь поэтессы особенно богата потерями. "Судьба за мной присматривала в оба Чтоб вдруг не обошла меня утрата" - напишет позже она.

Несмотря ни на что, поэт не оставляет попыток найти своё счастье, хотя для женщин теперь оно - на вес золота. Главным несчастьем поэтесса считает пустоту, свободу от любви, скучную жизнь. Она называет это пустыней. Но тем не менее, подобно Моисею, она идёт по ней с надеждой на чудо. Но люди к ней тянулись. У нее было много друзей, многие из них - поэты.

Пятидесятые - семидесятые годы

Сборник "Черта горизонта" - о бренности мира, героине не хочется верить в конец родителей, друзей - а новые друзья разочаровывают тем, что не хватает ясности. Многим из них поэт посвящает стихи. Любовь стала зыбкой: "один неверный звук" и её уже нет". "Я для тебя равна нулю" - признает она.

Если ранние стихи таинственно расплывчаты, то с середины пятидесятых они обретают четкость. Это и безымянные мужчины, и сложные отношения с ними.

Но принимая во внимание все "тени" поздних отношений, она верит в их свет. Как и многим поэтам, влюблённость нужна ей и для вдохновения.

Кредо её поэзии - максимализм. Например, "двойственное отношение" к себе она относит к ненависти, и следует логичный разрыв.

"Коль ты стрела - лети навылет
Коль ты огонь - свети всерьёз".

У Петровых всё настоящее, всё всерьёз и это - камертон современности и жизни вообще. Перестать писать для неё - перестать жить, особенно, если жизнью стала поэзия. У неё множество посвящений поэтам, например, Анне Ахматовой, с которой она была знакома, и восхищаясь, равняла себя по ней. Она общалась со многими товарищами по цеху. Её друзьями были Цветаева, Ахматова, Пастернак, Фадеев.

Стихи её украшены афоризмами. "О! Солнце без пятен! А если и пятна на нем хороши..."

Мария Петровых - человек ищущий, кажется, ей трудно найти себе место. Её дух подорван лишеньями, одиночеством, предательствами. И этим она и интересна, ведь многие люди прошли через эту трагедию. Петровых пишет о жизни.

"Люби меня, я тьма кромешная,
Слепая, пуганая, грешная."

Она ассоциирует себя с "деревом, сходящим с ума", "Твоя душа мертва" - с болью отмечает поэтесса, но вот парадокс - при этом она - сильный, волевой человек. Её героиня более ранима, чем она сама - в её стихах есть точность и порядок.

Не зря, не даром все прошло.
Не зря, не даром ты сгорела,
Коль сердца твоего тепло
Чужую боль превозмогло,
Чужое сердце отогрело.

Времена меняются к лучшему. Но остается чувство вины, и очень строга самокритика.

Есть грех другой, ему прощенья нет,-
Ты спряталась в глухую скорлупу,
Ты замешалась в зыбкую толпу,
Вошла в нее не как рассветный луч -

Оттепель сменяется застоем. О политике Мария пишет не в лоб, а пунктиром, образно и загадочно.

"Не однажды реку вспять
поворачивали силой
Только это не к добру..."

Её прошлое слишком трагично, и не её одной, и она не хочет назад.

("Черный ворон, черный вран"),
( "Постылых "ни гугу"
Я слышать не могу".)

О всеобщем страхе написано стихотворение "Всеобщее":

Тише, тише, милые друзья!
В нашей не участвуя беседе,
Любознательнейшие соседи
Слушают, дыханье затая...

И поэтому она боится "Промолвить слово резкое" и осторожна в словах:

"Во мне живого места нет
И все дороги пройдены.
И я молчу десятки лет
Молчаньем нашей Родины".

ПОЗДНИЕ СТИХИ

Поздние стихи - время подведения итогов.

Поэтессе чуждо самовосхваление, хотя и достижение ее немалы.

Петровых очень строга к себе:

"Последний дар поэта
Зарыла в землю я".

Казалось бы, у всех бывает потеря вдохновения, но Петровых - профессиональный поэт, и она не даёт себе поблажки. Да и читатель привык к ней. "Когда молчанье перешло предел, кто гибели моей не захотел". В другом стихотворении она также сетует на бездарность, но стоит позвать смерть, вдруг происходит что-то хорошее...

Недаром её книга называется "Домолчаться до стихов". Совершенствуется образность. "Всё про себя: судьба, судьбе, судьбы, судьбою", написано в 1960 году, предвосхищая знаменитую песню Окуджавы "Заезжий музыкант".

Оттачивается форма стихов. Взять стихотворение "Летень".

Не слишком наша речь бедна,
В ней всё имеет имена,
Да не одно: и "лёд" и "ледень",
А ветерок, что в летний час
Дыханьем юга нежит нас,
Когда-то назывался "летень".

Одна буква здесь переворачивает весь смысл.

Может ли простой человек повлиять на ход событий? Стихотворение "О рыбах" на самом деле о тех, кто хочет высказаться, но не может и живёт в мёртвой воде.

И в своём стихотворении "Завещание" она советует поэтам "встать во весь рост" и быть смелыми в стихах. "Лишь тишина свободы прославит наши дни" - считает она. В её зрелых стихах крепнет философская мудрость, в противовес расплывчатости начала пути.

Профессиональный литератор, Мария Петровых не была избалована публикациями стихов. Необходимость заработка, как и традиция советских поэтов направляет её в смежные сферы. Она находит призвание в переводах, в редакторской работе.

Она переводит поэтов народов СССР армянских поэтов -Ваан Терьяна, Амо Сагирьяна, Маро Макарьян ...и влюбляется в Армению. Также она переводит грузинских, еврейских, кабардинских поэтов. Её переводы, отличаются хорошей формой очень близки к источникам и всё же часто поэт привносит в них что-то свое. Например, строки Терьяна "Я замечен злой судьбой, для меня спасенья нет" перекликаются со строкой Петровых "Судьба за мной присматривала в оба" Переводы расширяют диапазон её творчества. А стихотворение "Но всё ведь и было только затем..." описывает вдовство - ключевую тему и для Марии Сергеевны, перекликающимися со стихами армянской поэтессы: "Кроме тебя жизнь мне дала всё что могла". Переводила она болгарских, польских поэтов, последним она посвятила стихотворение "Польские поэты". Не случайно единственный сборник, выпущенный при жизни - это сборник переводов.

Но уже подступает старость, болезни. Пора думать о вечном. "Я ненавижу смерть" - рефреном пишет Мария. Ведь преждевременная смерть отняла у нее друзей, близких.

Год олицетворяется у неё с живым существом. "Умолкло сердце года". Ведь с каждым годом вселенная теряет частичку себя.

Петровых предельно откровенна. Она пишет правду, не зарывая голову в песок. Как заметила сама поэтесса, у неё нет "Ни ахматовской кротости, ни цветаевской яркости". Но поэты первого ряда потому и впереди всех, что выделяются на фоне других, тоже мастеровитых поэтов. Петровых иногда трудно читать, но это делать стоит, за порой скромной оболочкой стоят сильные чувства и глубокие мысли.

И этой откровенностью, честностью, скромностью, интересны её стихи.

Тематика стихов Петровых не очень широка: любовь, одиночество, стихи о войне, и одна из главных тем - немота и её преодоление. Но её стихи удивительно глубоки и психологичны. Высоки её требования к себе и другим. Мария Петровых - человек большой тонкости и большой воли одновременно.

Она всегда была верна себе. Недаром ее стихотворение "К жизни моей" стало программным.

"Да, я горжусь, что могла ни на волос
Не покривить ни единой строкой,
Не напрягала глухой мой голос,
Не вымогала судьбы другой".

Стихи Марии Петровых востребованы и популярны. Читатель её читает с большим интересом.

Литература

Мария Петровых. Всемирная библиотека поэзии. Избранное. Ростов на Дону: изд-во "Феникс," 199, - 320 с.

Мария Петровых. Костер в ночи: Стихи и переводы / сост. Н.Н. Глен, А.В. Головачева. - Ярославль: Верхне - Волжское кн. Изд-во, 1991. -336 с.

 

  Главная страница сайта
Страницы авторов "Темного леса"

Последнее изменение страницы 1 Feb 2023 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: