Страницы авторов "Тёмного леса"
Литературный Кисловодск и окрестности
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Поэт - это медиум между миром и людьми. Через него как удары током проходят радости и страдания, лишения, безысходность.
Таким поэтом была Мария Петровых.
Мария Петровых родилась в Ярославле.
В Ярославле собирался поэтический кружок - "союз поэтов". Мария вступила туда в 1920 году.
Взгляды на стихи у поэтов тогда были различны. Многие примкнули к Раппу. У Марии были скорее либеральные взгляды. В отличие от этих поэтов, желавших "сбросить Пушкина с корабля современности", Петровых написала "Наше будущее с ним". Она стояла за преемственность в литературе.
Её влечет не только творчество Пушкина, но и его душа. Она говорит с ним как с современником. Поэт на карантине с двойной силой предаётся поэзии.
Последняя строчка напоминает Лермонтова, у которого "Из пламя и света рождённое слово".
Мария Петровых - поэт камерной женской поэзии. Ее нежная пастель четко рисует силуэты событий. Тем тоньше настроен ее камертон.
Человеку всегда нелегко жить в трудное время. Особенно одинокой хрупкой женщине. Поэта волнует и личная неудача и социальные проблемы. Волнует сама жизнь, могущая оборваться. А ей хочется верить, что всё вернется. Героиня сравнивает себя с пушкинской Татьяной.
Единственное ее утешение - в близких - и стихах.
Героиня Петровых недовольна собой, плодами своего творчества, считая, что единственное достижение - это дочь. Хотя это конечно не так. Но ее дочь Арина, пошла по ее стопам, став филологом и издателем книг своей матери.
Петровых чем-то похожа на Некрасова - автора грустных стихов. "Я увидала, о зима, как в раннем детстве ярким" "Осенний лес". Плач - лейтмотив ее творчества. Её стихи как считает она, это что- то неосязаемое, в унисон её стихам колышется тростник. Плач - печален, но без этого нельзя. Всегда были "плакальщики" - они оплакивали усопших, провожали уходящих на войну. Ведь все знают о "Плаче Ярославны". А стихотворение Петровых называется "Плач китежанки". Тему плача особенно выражает стихотворение "У меня большое горе"...Горе нужно оплакать, вопреки поговорке "слезами горю не помочь":
К тому же поводов для плача всегда более чем достаточно. И в трагедиях Вселенной, и в жизни поэтессы. Например, потеря родных и близких.
Но её влечет ввысь от обыденности, ведь у нее есть талант:
Поэзия это способ подняться над жизнью, это волшебство:
Творчество - это способ подняться над обыденностью, это плод человеческой фантазии. И след поэта конкретен. Особенно талантливого, а такова Мария Петровых:
Как у последнего поэта Серебряного века, ее мотив - мистика. Это любовь, ведь "Одной на свете жить нельзя", смерть, падающие звезды. Ночь таинственна. Тема светил сквозная для неё. Звезда то летит "в заколдованную сеть" ("Соловей"), то "Прочеркнув себя в ночи", упадёт оземь. Но лейтмотив у поэта другой:
Поэтесса стремится к первозданности, к природе, и именно это - источник её вдохновения. Она пишет стихотворение "Акварели Волошина" - поэта, бывшего ещё и художником. Недаром хорошего поэта называют "Художник". Максимилиан Волошин и был таким. Акварели - отражение замечательных коктебельских пейзажей, "Где вода словно слиток бездонных зерцал". Поэтесса не договаривает всё, она загадочна. Но спустя три десятка лет она не хочет возвращаться в Коктебель. Ушли время, ушли друзья и молодость. Так, Марк Шагал не хотел возвращаться в Витебск.
Петровых пишет стихи о вселенной, возникшей из хаоса. Но везде подстерегает опасность "самосжирание громад безумных волн, голодных нами". И "по ночам голодный зверь нам чудится в подземном гуде....Он всё подслушал. Он отмстить горячим клокотом поклялся". Это очень сильное стихотворение ясно отражает время "великого перелома". И тут возникает пушкинское: "Прильни, внемли, вмолчись в таинственное лоно, и сквозь дыхание земли прослышь ворчание и стоны". Здесь зверь ещё и символ, если вспомнить, что после смерти Ленина Сталин дал клятву. А одни его соратники "валили" других. Поэзия Петровых богата мифами или аллюзиями. Её "Карадаг" описывает трагическую легенду появления крымской горы. Поэма "Медный зритель" рассказывает о грозном царе, который боится своего голоса, "пугаясь себя в зеркалах".
Поэт воспевает красоту природы. Природа зыбка, необъяснима, элементы времен года перемешаны между собой. Поэт сливается с ней, ведь она - дитя природы, и стихи её полны и "шишками, и гарью паровозной" ("Какой обильный снегопад в апреле...") Какой поэт не пишет о весне! Она вдохновляет своей чистотой и свежестью. И тема природы плавно переходит в мысли о поэзии.
Весна- символ юности, как ярки ранние стихи! Это время становления таланта.
Многие представители интеллигенции тех лет старались отойти от политики, и жить своей жизнью. Борис Пастернак писал "Мы были музыкой во льду". В этом было их спасение. М.Петровых развивает его мысли.
О том же стихотворение "Сказочка", где от страха героиня впадает в оцепенение. В названии - горький юмор -для сказки стих слишком короток и несюжетен.
И к празднику Нового года она относится также пессимистически:
У Петровых есть стихотворение "старость", которая хочет "За радость покарать, унизить наказаньем". В этом стихотворении отчетливо проявляется звукопись, повторяется буква Л.
Интересно, что поэтесса написала это стихотворение в 1930 году! Почему? Может быть, ответ есть в стихотворении "Кате"?
Все беды и катаклизмы мира преломляются женским сознанием. Петровых не покидает тревога о чём - то трагическом. В годы репрессий она не побоялась написать стихотворение: "Проклятья нашей родины - тюрьма". Через застенки прошли её друзья: Лев Гумилёв, Осип Мандельштам, наконец, её муж. В июне 1937 г., вскоре после рождения дочери, муж М.С. Петровых, библиограф и музыковед Виталий Дмитриевич Головачёв, был арестован, постановлением особого совещания при НКВД СССР осуждён к 5 годам ИТЛ и сослан в Медвежьегорск (Карелия). В 1942 году его должны были выпустить. "Если бы поверить в нашу встречу - больше нам не нужно ничего" - пишет она.
Но мечте не суждено было сбыться. Виталий Головачёв умер в Карелии в спецлагере в 1942 г. Это еще одна жертва "роковых сороковых". Она до конца жизни не сможет забыть о нём, то и дело возвращаясь к нему в стихах.
"Скорей бы эти листья облетели" - молит она уже в конце пятидесятых. В стихотворении она математически точно выводит умозаключение:
Поэтому "твоя смерть" для неё означает "наша смерть".
Все этапы войны отражаются в её стихах. Бомбёжки, бои, смерти, эвакуация. Как и многих других поэтов, Марию эвакуировали в Чистополь, что на Каме. "Город сердца моего" - назовёт его она. Но радость переезда горька:
И
Наслаждение обманчиво.
Этим она перекликается с Анной Ахматовой, написавшей:
Страдая от трагедии войны, поэтесса страстно верит в победу. В Чистополе писатели узнают о первых успехах советских войск, прославленных салютами, и они возвращаются на родину. И она радуется коренному перелому на поле битвы.
Но радость победы у многих омрачается одиночеством, неустроенностью. И долго она будет вспоминать любимого, оплакивать его. Это чувство она пронесёт через всю жизнь. Петровых часто возвращается к прошлому, где "все ещё живы".
Жизнь поэтессы особенно богата потерями. "Судьба за мной присматривала в оба Чтоб вдруг не обошла меня утрата" - напишет позже она.
Несмотря ни на что, поэт не оставляет попыток найти своё счастье, хотя для женщин теперь оно - на вес золота. Главным несчастьем поэтесса считает пустоту, свободу от любви, скучную жизнь. Она называет это пустыней. Но тем не менее, подобно Моисею, она идёт по ней с надеждой на чудо. Но люди к ней тянулись. У нее было много друзей, многие из них - поэты.
Сборник "Черта горизонта" - о бренности мира, героине не хочется верить в конец родителей, друзей - а новые друзья разочаровывают тем, что не хватает ясности. Многим из них поэт посвящает стихи. Любовь стала зыбкой: "один неверный звук" и её уже нет". "Я для тебя равна нулю" - признает она.
Если ранние стихи таинственно расплывчаты, то с середины пятидесятых они обретают четкость. Это и безымянные мужчины, и сложные отношения с ними.
Но принимая во внимание все "тени" поздних отношений, она верит в их свет. Как и многим поэтам, влюблённость нужна ей и для вдохновения.
Кредо её поэзии - максимализм. Например, "двойственное отношение" к себе она относит к ненависти, и следует логичный разрыв.
У Петровых всё настоящее, всё всерьёз и это - камертон современности и жизни вообще. Перестать писать для неё - перестать жить, особенно, если жизнью стала поэзия. У неё множество посвящений поэтам, например, Анне Ахматовой, с которой она была знакома, и восхищаясь, равняла себя по ней. Она общалась со многими товарищами по цеху. Её друзьями были Цветаева, Ахматова, Пастернак, Фадеев.
Стихи её украшены афоризмами. "О! Солнце без пятен! А если и пятна на нем хороши..."
Мария Петровых - человек ищущий, кажется, ей трудно найти себе место. Её дух подорван лишеньями, одиночеством, предательствами. И этим она и интересна, ведь многие люди прошли через эту трагедию. Петровых пишет о жизни.
Она ассоциирует себя с "деревом, сходящим с ума", "Твоя душа мертва" - с болью отмечает поэтесса, но вот парадокс - при этом она - сильный, волевой человек. Её героиня более ранима, чем она сама - в её стихах есть точность и порядок.
Времена меняются к лучшему. Но остается чувство вины, и очень строга самокритика.
Оттепель сменяется застоем. О политике Мария пишет не в лоб, а пунктиром, образно и загадочно.
Её прошлое слишком трагично, и не её одной, и она не хочет назад.
О всеобщем страхе написано стихотворение "Всеобщее":
И поэтому она боится "Промолвить слово резкое" и осторожна в словах:
Поздние стихи - время подведения итогов.
Поэтессе чуждо самовосхваление, хотя и достижение ее немалы.
Петровых очень строга к себе:
Казалось бы, у всех бывает потеря вдохновения, но Петровых - профессиональный поэт, и она не даёт себе поблажки. Да и читатель привык к ней. "Когда молчанье перешло предел, кто гибели моей не захотел". В другом стихотворении она также сетует на бездарность, но стоит позвать смерть, вдруг происходит что-то хорошее...
Недаром её книга называется "Домолчаться до стихов". Совершенствуется образность. "Всё про себя: судьба, судьбе, судьбы, судьбою", написано в 1960 году, предвосхищая знаменитую песню Окуджавы "Заезжий музыкант".
Оттачивается форма стихов. Взять стихотворение "Летень".
Одна буква здесь переворачивает весь смысл.
Может ли простой человек повлиять на ход событий? Стихотворение "О рыбах" на самом деле о тех, кто хочет высказаться, но не может и живёт в мёртвой воде.
И в своём стихотворении "Завещание" она советует поэтам "встать во весь рост" и быть смелыми в стихах. "Лишь тишина свободы прославит наши дни" - считает она. В её зрелых стихах крепнет философская мудрость, в противовес расплывчатости начала пути.
Профессиональный литератор, Мария Петровых не была избалована публикациями стихов. Необходимость заработка, как и традиция советских поэтов направляет её в смежные сферы. Она находит призвание в переводах, в редакторской работе.
Она переводит поэтов народов СССР армянских поэтов -Ваан Терьяна, Амо Сагирьяна, Маро Макарьян ...и влюбляется в Армению. Также она переводит грузинских, еврейских, кабардинских поэтов. Её переводы, отличаются хорошей формой очень близки к источникам и всё же часто поэт привносит в них что-то свое. Например, строки Терьяна "Я замечен злой судьбой, для меня спасенья нет" перекликаются со строкой Петровых "Судьба за мной присматривала в оба" Переводы расширяют диапазон её творчества. А стихотворение "Но всё ведь и было только затем..." описывает вдовство - ключевую тему и для Марии Сергеевны, перекликающимися со стихами армянской поэтессы: "Кроме тебя жизнь мне дала всё что могла". Переводила она болгарских, польских поэтов, последним она посвятила стихотворение "Польские поэты". Не случайно единственный сборник, выпущенный при жизни - это сборник переводов.
Но уже подступает старость, болезни. Пора думать о вечном. "Я ненавижу смерть" - рефреном пишет Мария. Ведь преждевременная смерть отняла у нее друзей, близких.
Год олицетворяется у неё с живым существом. "Умолкло сердце года". Ведь с каждым годом вселенная теряет частичку себя.
Петровых предельно откровенна. Она пишет правду, не зарывая голову в песок. Как заметила сама поэтесса, у неё нет "Ни ахматовской кротости, ни цветаевской яркости". Но поэты первого ряда потому и впереди всех, что выделяются на фоне других, тоже мастеровитых поэтов. Петровых иногда трудно читать, но это делать стоит, за порой скромной оболочкой стоят сильные чувства и глубокие мысли.
И этой откровенностью, честностью, скромностью, интересны её стихи.
Тематика стихов Петровых не очень широка: любовь, одиночество, стихи о войне, и одна из главных тем - немота и её преодоление. Но её стихи удивительно глубоки и психологичны. Высоки её требования к себе и другим. Мария Петровых - человек большой тонкости и большой воли одновременно.
Она всегда была верна себе. Недаром ее стихотворение "К жизни моей" стало программным.
Стихи Марии Петровых востребованы и популярны. Читатель её читает с большим интересом.
Мария Петровых. Всемирная библиотека поэзии. Избранное. Ростов на Дону: изд-во "Феникс," 199, - 320 с.
Мария Петровых. Костер в ночи: Стихи и переводы / сост. Н.Н. Глен, А.В. Головачева. - Ярославль: Верхне - Волжское кн. Изд-во, 1991. -336 с.
Главная страница сайта
Страницы авторов "Темного леса"
Последнее изменение страницы 1 Feb 2023