Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки
 
Главная страница
Страницы авторов "Темного леса"
Страница Людмилы Темчиной
 
Полоска утреннего света
Татьянин день
Из жизни ЛИТО "Дождь"
Петроградская сторона
Стихи 2016-17г.
Разреши мне быть поэтом
Александр Косарев
Вечная поэзии заря
Вечер творчества А.Косарева
Памяти Надежды Рыжковой
Рука и мозг
Л.Темчина и Н.Рыжкова   участники студии Кипарисовый Ларец

Людмила Темчина

ПАМЯТИ НАДЕЖДЫ РЫЖКОВОЙ

В 2013 году не стало Надежды Рыжковой талантливой писательницы, с недавних пор автора "Темного леса". Ей было немного лет.

Надя родилась 10 сентября 1966 года. В 1988 году поступила на филологический факультет МГУ, который успешно закончила. По окончании она работала в музее Николая Островского. Ее внешние данные оценили художники - им она позировала для рисунков.

К сожалению, ее карьеру прервал злой рок. Переболев гриппом, в 19 лет Надя приобрела тяжелое осложнение. Оно не дало реализоваться в полной мере умной, положительной и талантливой девушке.

Мы познакомились в компании, когда ей было 26.

Надежда была прирожденным поэтом и писателем. К тому же у нее было университетское образование! В 1994 году она записалась в литературную студию "Кипарисовый ларец" под руководством Ольги Ивановны Татариновой. В основном там занимались профессионалы - состоявшиеся или в перспективе. Надя выдержала эту высокую планку. На нее сразу обратили внимание. Ее стихи были напечатаны в сборнике "Кипарисовый ларец-3" (1997 г.). Также Надежда рецензировала поэтические сборники(Например, М. Гетиген). Сама Надя писала стихи, рассказы и даже пьесы ("Мален"). Ее произведения отличались большим мастерством, широким кругозором, оригинальностью и образностью.

* * *
Искать тебя - и встретиться с тобою,
с попутчиком случайным на пути,
который вдруг берётся подвезти -
и не узнать тебя под маскою чужою.

Мне снишься ты. Исполнен мир тобой.
И если ты кругом, никто не может сниться,
лишь ты один. Зачем же эти лица,
под дворники летящие гурьбой?

Мне ничего сквозь дождь не разобрать...
Послушай, хватит, перестань играть,
пока и вправду я не испугалась.
Ты можешь: выключи и этот дождь, и боль.
Пусть будет комната и мы с тобой.
Нам слишком мало времени осталось,

чтобы его потратить на игру.
Ты помнишь заклинанье: "Я беру
тебя в мужья на радость и на горе"?
Пел на собраньях хором сельский сход
во время посевной два раза в год,
на вряд ли это нас с тобой спасёт,
когда в окно машины входит море.

Но бытие определяет сознание - нередко Надя писала о темных сторонах бытия, знакомых ей с юности, всегда очень талантливо. Тема быстротечности жизни всегда волновала ее, у Нади смолоду было предчувствие трагедии. Она редко говорила об этом, но рисовала прогнозы: палка, костыль, неподвижность ...

А девушка хотела жить на полную катушку. Когда она ходила в студию, она подружилась с Яном Соловьевым и Ильей Костяновым. Ребята были у нее дома, перезванивались. Редкий гость в студии, она знала все новости лучше меня. Когда я приходила на эту студию , Ольга Ивановна всегда спрашивала меня про Надю.

К сожалению, ее подборку стихов для сборника пришлось передавать уже мне - Наде стало трудно ходить. Когда я жаловалась на проблемы, Надя говорила: "Как я вам завидую - вы ходите!"

Был такой курьез: Надя попросила записать для нее на магнитофон занятие в студии. Жили мы бедно, магнитофон был старый "Электроника", а микрофон пришлось брать у Леонида М. К тому же мы стеснялись открыто записывать... Прослушав запись, Надя заметила: "Надо очень любить литературу, чтоб это слушать!"

Одно время она изучала кабалу, интересовалась астрологией, ходила на кружок. Мистика ее привлекала. Другой астролог, А. Бер, даже приезжал к ней составлять гороскоп.

... У нее было много друзей и подруг, но они постепенно стали отходить от нее по мере болезни. Пойти с ними она не могла. Да и принимать их было все труднее. В последние годы Надя не ходила. Но притом всегда сохраняла тонкость и чувство юмора, и в жизни и в творчестве. Идеи произведений у Нади были можно сказать, до последних дней. Когда я была у нее в 2012 году, Надя делилась своими замыслами, но, увы, записать их было для нее проблемой.

Мир стихов Нади стал ограничен миром 4 стен. Стихи порой страшноваты, мрачны - но мудры и совершенны. Они основывались на богатой фантазии, снах... Было удивительно, что она пишет такие грустные стихи в расцвете молодости. Но Надя знала больше нас. Она мечтала о любви и семье, здоровье мешало мечте сбыться. Оставались стихи.

По сути, Надежда была символистом. Символы играли в ее стихах, как в руках эквилибриста. Так себя она сравнивает с "невидимой ящеркой", "раненой птицей". Также на ее стихи влияла советская поэзия. Она употребляла советские термины "участковый и управдом" "кепка Великого вождя" "Сельский сход", несмотря на то, что они были архаизмами уже в 90е годы. Были у стихов и элементы модернизма. Стихи Нади совсем не просты. В них есть красота загадочности, в которую она умела "облачить" любое явление.

Стихотворения "Между жизнями" было напечатано в сборнике студии. Оно очень сложно, а главное символично. Героиня стоит на вокзале в очереди за смертью. "За пятой дверью вечность номер восемь. Опаздывает поезд 47" (кстати, Надя умерла на 47м году жизни...) На потолке - нарисован или идет? парад (И Надежда метко сравнивает парад с Крестным ходом). Вокзальный нищий - это образ жизни и любви. Ему тоже душно здесь - не хватает воздуха и дела. Встреча с любовью не положена героине в этой жизни. Но она мечтает "перепрыгнуть через голову". И нищий удлиняет очередь, добавляя в нее обитателей потолка. "Пусть все идет к чертям - потом придет обратно. Любовь не выход - только передышка".... Но любовь продлевает жизнь, и наполняет ее смыслом. Похоже, в конце нищий отправился с любовью в небытие - но вместе!

Надежда не была верующей, но знала Библию, и обращалась к ее мотивам. В "Равновесие боли или страсти по Матфею". Ее ангелы - раненные и потерявшие крылья с трудом бредут "И пыль в последний миг стряхнуть с ненужных крыльев - и в этом высший бунт". И даже у бездны "Лишь музыка осталась" - и она - вне времени. Музыка -символ духовности. Также тема ангелов затронута в "Ангеле смерти" - это стихи в прозе. Героиня - сотрудница морга и это - сквозной образ.

Некоторые произведения Надежды по мрачности близки к жанру "чернухи". Это объяснимо - бытие определяет сознание. Но... инвалидов, увы, много, да не все так талантливы.

Реализм порой переходил в натурализм. Героиня борется со стихией, где силы не равны. Ее сердце хочет выскочить прочь из плена тела, но героиня теряет сознание. "Мне за что-то мстя, стихия идет на бой" - и это - крик души! И эта балансировка, кажется, бесконечна.

Символичны строчки :

"Танцующим на тонком льду
Смерть ближе, чем вода".

Надя с какого-то момента ходила по канату над пропастью. Недаром в "Лунном деньке" все предметы неожиданно летят наверх. Не случайно называя себя "раненой птицей", Надя чувствовала конечность бытия. И свою жизнь она передает героине своих произведений. "Автор - героине".

Но тема смерти в ее стихах пересекается с темой любви. Она ищет эту любовь. Любимый может появляться в образе таракана ("Рождение дружбы") или случайного водителя ("Искать тебя..."). Героиня боится, что любимый "пропадет на сотню лет ближайших", и ее любовь не всегда конкретна, а часто "виденье", но без нее нельзя. Надя была совсем молода - ее основные стихи, вошедшие в подборку, она писала лет с 25 до 38.

Одно из лучших стихов на эту тему - "Чайный балет". Всё оно построено на антитезе и тонком юморе. Героиня ассоциирует себя со статуэткой. Статуэтка против балета. Статуэтка, сидящая напротив туриста-романтика. Мы видим картинки как в театре: она "Одетая как полагает леди" и "он, мой лорд, с иголочки одет". (Хотя в этом костюме он охотился). И вот - танец любви на кухне - почти балет!

Надя очень любила кошек. У нее на моей памяти были рыжие коты - один, потом другой. "Только где-то есть маленькое существо, называется, кошка, И оно меня держит". Кошка давала Наде многое: любовь, тепло, радость, чего многим так не хватает. Она называла кота "ребенком". В последнем стихотворении она пишет о подруге кота: "Я невестку люблю так страстно". Так же как друга-буддиста Кирилла, автор в стихах назвала "Классным тараканом". Юмор всегда оставался при ней.

В стихотворении "Монолог заключенной" Надя, томясь по городской жизни, представляла себя "в камере умерших".

По городу ночному так томлюсь,
что в камере умерших понимаю:
хоть так, но выйти на свободу. "Люсь!
Не матерись!" На нарах сверху Рая,
уныло-флегматичная бабища.
За что и как она сюда попала?
А черти подхихикивают: "Пища!
Три раза в день!" Для сердца это мало.
Чтоб сердце было сыто, нужен снег,
огни и город, город без предела.
Великий праздник - каша из продела!
Второй великий праздник - смерть во сне.

Это стихотворение перекликается со стихами Александра Косарева:

* * *
Я сижу у яркой лампы,
Кот мой дремлет на полу.
Мы вдвоём, как арестанты,
Доживаем век в углу.
Жизнь нам место указала
И сказала нам: сидеть!
Словно в здании вокзала
Ожидаем чинно смерть.
  16.01.1999

И у Надежды также был подобный вокзал. Все это грустно, но талантливо. Но если у Нади стихотворения сюжетны, картинно-образны, да еще местами в виде диалога, то Косарев прямолинеен. Надежда в стихах сложна. Саша был прост и понятен. В стихах у Нади больше фантазии, (хотя и Саша Косарев вовсе не был ей обделен) и больше тепла. Она видела радость и в грустных моментах, и хорошо это передавала. Интеллект позволял ей нормально общаться и хорошо писать.

По мнению Ю.А. Насимовича, "творческий потолок" у Нади был высоким, и она его не достигла. Илья Миклашевский также отметил ее, как одного из лучших авторов "Темного леса".

Надежда Рыжкова. Стихотворения

Надежда Рыжкова. Принцесса Мален (пьеса)

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: