Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки
 
Главная страница
Страницы авторов "Темного леса"
Страница Людмилы Темчиной
 
Полоска утреннего света
Татьянин день
Из жизни ЛИТО "Дождь"
Петроградская сторона
Стихи 2016г.
Александр Косарев
Вечная поэзии заря
Вечер творчества А.Косарева
Памяти Надежды Рыжковой
Рука и мозг
Л.Темчина и Н.Рыжкова   участники студии Кипарисовый Ларец

Людмила Темчина

ПАМЯТИ НАДЕЖДЫ РЫЖКОВОЙ

В 2013 году не стало Надежды Рыжковой талантливой писательницы, с недавних пор автора "Темного леса". Ей было немного лет.

Надя родилась 10 сентября 1966 года. В 1988 году поступила на филологический факультет МГУ, который успешно закончила. По окончании она работала в музее Николая Островского. Ее внешние данные оценили художники - им она позировала для рисунков.

К сожалению, ее карьеру прервал злой рок. Переболев гриппом, в 19 лет Надя приобрела тяжелое осложнение. Оно не дало реализоваться в полной мере умной, положительной и талантливой девушке.

Мы познакомились в компании, когда ей было 26.

Надежда была прирожденным поэтом и писателем. К тому же у нее было университетское образование! В 1994 году она записалась в литературную студию "Кипарисовый ларец" под руководством Ольги Ивановны Татариновой. В основном там занимались профессионалы - состоявшиеся или в перспективе. Надя выдержала эту высокую планку. На нее сразу обратили внимание. Ее стихи были напечатаны в сборнике "Кипарисовый ларец-3" (1997 г.). Также Надежда рецензировала поэтические сборники(Например, М. Гетиген). Сама Надя писала стихи, рассказы и даже пьесы ("Мален"). Ее произведения отличались большим мастерством, широким кругозором, оригинальностью и образностью.

* * *
Искать тебя - и встретиться с тобою,
с попутчиком случайным на пути,
который вдруг берётся подвезти -
и не узнать тебя под маскою чужою.

Мне снишься ты. Исполнен мир тобой.
И если ты кругом, никто не может сниться,
лишь ты один. Зачем же эти лица,
под дворники летящие гурьбой?

Мне ничего сквозь дождь не разобрать...
Послушай, хватит, перестань играть,
пока и вправду я не испугалась.
Ты можешь: выключи и этот дождь, и боль.
Пусть будет комната и мы с тобой.
Нам слишком мало времени осталось,

чтобы его потратить на игру.
Ты помнишь заклинанье: "Я беру
тебя в мужья на радость и на горе"?
Пел на собраньях хором сельский сход
во время посевной два раза в год,
на вряд ли это нас с тобой спасёт,
когда в окно машины входит море.

Но бытие определяет сознание - нередко Надя писала о темных сторонах бытия, знакомых ей с юности, всегда очень талантливо. Тема быстротечности жизни всегда волновала ее, у Нади смолоду было предчувствие трагедии. Она редко говорила об этом, но рисовала прогнозы: палка, костыль, неподвижность ...

А девушка хотела жить на полную катушку. Когда она ходила в студию, она подружилась с Яном Соловьевым и Ильей Костяновым. Ребята были у нее дома, перезванивались. Редкий гость в студии, она знала все новости лучше меня. Когда я приходила на эту студию , Ольга Ивановна всегда спрашивала меня про Надю.

К сожалению, ее подборку стихов для сборника пришлось передавать уже мне - Наде стало трудно ходить. Когда я жаловалась на проблемы, Надя говорила: "Как я вам завидую - вы ходите!"

Был такой курьез: Надя попросила записать для нее на магнитофон занятие в студии. Жили мы бедно, магнитофон был старый "Электроника", а микрофон пришлось брать у Леонида М. К тому же мы стеснялись открыто записывать... Прослушав запись, Надя заметила: "Надо очень любить литературу, чтоб это слушать!"

Одно время она изучала кабалу, интересовалась астрологией, ходила на кружок. Мистика ее привлекала. Другой астролог, А. Бер, даже приезжал к ней составлять гороскоп.

... У нее было много друзей и подруг, но они постепенно стали отходить от нее по мере болезни. Пойти с ними она не могла. Да и принимать их было все труднее. В последние годы Надя не ходила. Но притом всегда сохраняла тонкость и чувство юмора, и в жизни и в творчестве. Идеи произведений у Нади были можно сказать, до последних дней. Когда я была у нее в 2012 году, Надя делилась своими замыслами, но, увы, записать их было для нее проблемой.

Мир стихов Нади стал ограничен миром 4 стен. Стихи порой страшноваты, мрачны - но мудры и совершенны. Они основывались на богатой фантазии, снах... Было удивительно, что она пишет такие грустные стихи в расцвете молодости. Но Надя знала больше нас. Она мечтала о любви и семье, здоровье мешало мечте сбыться. Оставались стихи.

По сути, Надежда была символистом. Символы играли в ее стихах, как в руках эквилибриста. Так себя она сравнивает с "невидимой ящеркой", "раненой птицей". Также на ее стихи влияла советская поэзия. Она употребляла советские термины "участковый и управдом" "кепка Великого вождя" "Сельский сход", несмотря на то, что они были архаизмами уже в 90е годы. Были у стихов и элементы модернизма. Стихи Нади совсем не просты. В них есть красота загадочности, в которую она умела "облачить" любое явление.

Стихотворения "Между жизнями" было напечатано в сборнике студии. Оно очень сложно, а главное символично. Героиня стоит на вокзале в очереди за смертью. "За пятой дверью вечность номер восемь. Опаздывает поезд 47" (кстати, Надя умерла на 47м году жизни...) На потолке - нарисован или идет? парад (И Надежда метко сравнивает парад с Крестным ходом). Вокзальный нищий - это образ жизни и любви. Ему тоже душно здесь - не хватает воздуха и дела. Встреча с любовью не положена героине в этой жизни. Но она мечтает "перепрыгнуть через голову". И нищий удлиняет очередь, добавляя в нее обитателей потолка. "Пусть все идет к чертям - потом придет обратно. Любовь не выход - только передышка".... Но любовь продлевает жизнь, и наполняет ее смыслом. Похоже, в конце нищий отправился с любовью в небытие - но вместе!

Надежда не была верующей, но знала Библию, и обращалась к ее мотивам. В "Равновесие боли или страсти по Матфею". Ее ангелы - раненные и потерявшие крылья с трудом бредут "И пыль в последний миг стряхнуть с ненужных крыльев - и в этом высший бунт". И даже у бездны "Лишь музыка осталась" - и она - вне времени. Музыка -символ духовности. Также тема ангелов затронута в "Ангеле смерти" - это стихи в прозе. Героиня - сотрудница морга и это - сквозной образ.

Некоторые произведения Надежды по мрачности близки к жанру "чернухи". Это объяснимо - бытие определяет сознание. Но... инвалидов, увы, много, да не все так талантливы.

Реализм порой переходил в натурализм. Героиня борется со стихией, где силы не равны. Ее сердце хочет выскочить прочь из плена тела, но героиня теряет сознание. "Мне за что-то мстя, стихия идет на бой" - и это - крик души! И эта балансировка, кажется, бесконечна.

Символичны строчки :

"Танцующим на тонком льду
Смерть ближе, чем вода".

Надя с какого-то момента ходила по канату над пропастью. Недаром в "Лунном деньке" все предметы неожиданно летят наверх. Не случайно называя себя "раненой птицей", Надя чувствовала конечность бытия. И свою жизнь она передает героине своих произведений. "Автор - героине".

Но тема смерти в ее стихах пересекается с темой любви. Она ищет эту любовь. Любимый может появляться в образе таракана ("Рождение дружбы") или случайного водителя ("Искать тебя..."). Героиня боится, что любимый "пропадет на сотню лет ближайших", и ее любовь не всегда конкретна, а часто "виденье", но без нее нельзя. Надя была совсем молода - ее основные стихи, вошедшие в подборку, она писала лет с 25 до 38.

Одно из лучших стихов на эту тему - "Чайный балет". Всё оно построено на антитезе и тонком юморе. Героиня ассоциирует себя со статуэткой. Статуэтка против балета. Статуэтка, сидящая напротив туриста-романтика. Мы видим картинки как в театре: она "Одетая как полагает леди" и "он, мой лорд, с иголочки одет". (Хотя в этом костюме он охотился). И вот - танец любви на кухне - почти балет!

Надя очень любила кошек. У нее на моей памяти были рыжие коты - один, потом другой. "Только где-то есть маленькое существо, называется, кошка, И оно меня держит". Кошка давала Наде многое: любовь, тепло, радость, чего многим так не хватает. Она называла кота "ребенком". В последнем стихотворении она пишет о подруге кота: "Я невестку люблю так страстно". Так же как друга-буддиста Кирилла, автор в стихах назвала "Классным тараканом". Юмор всегда оставался при ней.

В стихотворении "Монолог заключенной" Надя, томясь по городской жизни, представляла себя "в камере умерших".

По городу ночному так томлюсь,
что в камере умерших понимаю:
хоть так, но выйти на свободу. "Люсь!
Не матерись!" На нарах сверху Рая,
уныло-флегматичная бабища.
За что и как она сюда попала?
А черти подхихикивают: "Пища!
Три раза в день!" Для сердца это мало.
Чтоб сердце было сыто, нужен снег,
огни и город, город без предела.
Великий праздник - каша из продела!
Второй великий праздник - смерть во сне.

Это стихотворение перекликается со стихами Александра Косарева:

* * *
Я сижу у яркой лампы,
Кот мой дремлет на полу.
Мы вдвоём, как арестанты,
Доживаем век в углу.
Жизнь нам место указала
И сказала нам: сидеть!
Словно в здании вокзала
Ожидаем чинно смерть.
  16.01.1999

И у Надежды также был подобный вокзал. Все это грустно, но талантливо. Но если у Нади стихотворения сюжетны, картинно-образны, да еще местами в виде диалога, то Косарев прямолинеен. Надежда в стихах сложна. Саша был прост и понятен. В стихах у Нади больше фантазии, (хотя и Саша Косарев вовсе не был ей обделен) и больше тепла. Она видела радость и в грустных моментах, и хорошо это передавала. Интеллект позволял ей нормально общаться и хорошо писать.

По мнению Ю.А. Насимовича, "творческий потолок" у Нади был высоким, и она его не достигла. Илья Миклашевский также отметил ее, как одного из лучших авторов "Темного леса".

Надежда Рыжкова. Стихотворения

Надежда Рыжкова. Принцесса Мален (пьеса)

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: