Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки
 
Главная страница
Литературный Кисловодск и окрестности
Страница Алексея Травкина
 
Рисунки Кисловодска
Картины
Фотографии Кисловодска
Собор Св. Николая Чудотворца
Старообрядческая церковь в станице Кисловодской > Кисловодская фабрика сувениров
Замок коварства и любви
Боргустанские горы
Городская больница
Нарзанный завод

Алексей Травкин

СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СТАНИЦЕ КИСЛОВОДСКОЙ

В сентябре-октябре 1825 года состоялось основание станицы Кисловодской на расстоянии 4-х верст к северу от источника Нарзана на возвышенности правого берега реки Подкумок. Первыми жителями станицы стали 100 казачьих семей из станицы Александровской Волгского полка. Основная часть переселенцев прибыла весной 1826 года. Новопоселённые казаки были старообрядцами. Первая деревянная церковь была привезена в разобранном виде из станицы Александровской, а туда - с Волги, и установлена на станичной площади. Поэтому первый православный храм в станице был старообрядческим. Волгские первопоселенцы одними из первых образовали старинную станичную улицу Стародубовскую.

Приходской старообрядческий храм в станице Кисловодской Терской области существует с 1825 года. В результате пожара деревянная церковь сгорела, и казаки выстроили взамен её небольшую часовню, сделанную из хвороста и вмещающую только 100 человек при количестве верующих 625 душ; при храме небольшая звонница, построенная в 1905 году.

Такие стеснения религиозной жизни старообрядцев происходили от того, что до издания императором Николаем II высочайшего указа от 17 апреля 1905 г. "Об укреплении начал веротерпимости" единственно дозволительным исповеданием христианства признавалось синодальное православие в том виде, какое оно приобрело после реформы Русской церкви патриархом Никоном в XVII веке. Не принявших реформ и оставшихся верными древнему благочестию официальные власти называли "сектантами" и "раскольниками" и подвергали жестоким гонениям и притеснениям. Одной из мер по борьбе с расколом было учреждение "единоверия", целью которого было "загнать" в лоно синодальной церкви старообрядцев. Происходило преследование и физическое устранение старообрядческого священства, старообрядцам запрещалось строить новые храмы, а имеющиеся не должны были внешним видом напоминать храмы (запрещалось водружать на куполах кресты, сооружать церкви с алтарной апсидой, иметь колокольни, публично совершать богослужения); для борьбы с расколом среди казаков в станице Ессентукской была выстроена единоверческая церковь, в которой новообрядный священник, подчиняющийся синоду, проводил службы по "старому обряду". Именно такая политика властей не позволила кисловодским старообрядцам возвести после пожара полноценный храм. Кроме того, единоверческие попы при поддержке светских властей неоднократно пытались отнять из старообрядческих храмов станиц Кисловодской и Ессентукской богослужебные книги дониконовской печати для совершения своих служб в единоверческой церкви; такие попытки находили жестокий отпор казаков-старообрядцев, однако в 1890 году единоверческим священником Барановым всё-таки были отобраны из кисловодской церкви 2 богослужебные книги (Большой сборник и праздничная Минея).

Только после издания высочайшего манифеста, 8 ноября 1906 года кисловодскими казаками-старообрядцами совершена закладка и начато строительство большого каменного храма во имя Успения Пресвятыя Богородицы. 6 апреля 1907 года терским областным правлением зарегистрирована Кисловодская старообрядческая община Белокриницкой иерархии, священником в которой состоял о. Фома Обухов. Построенный Успенский храм через несколько лет после освящения стал тесен для всё возрастающего числа прихожан - жителей не только Кисловодской станицы, но его также стали посещать старообрядцы близлежащих к Кисловодску казачьих станиц и хуторов. Это заставило старообрядцев возвести вторую церковь в Кисловодской станице, невдалеке от Успенского храма на участке, принадлежавшем казакам по фамилии Беспаловы. Эта небольшая церковь из самана возведена на каменном фундаменте. В 1911 году она была освящена в честь Святой Троицы.

Когда в 30-х годах в Кисловодске началась кампания по закрытию церквей и их сносу, величественный Успенский храм в Кисловодской станице был снесён. Небольшая Троицкая церковь уцелела, но была отобрана у верующих и осквернена - в ней располагалась артель по производству матрацев. Не имея храма, кисловодские старообрядцы вынуждены были совершать службы по домам.

Но в середине 40-х годов в политике атеистической власти произошёл удивительный поворот: в стране появилась возможность регистрировать религиозные общины и открывать храмы. Членами церковного совета в то время были избраны И.П. Обухов, Х.В. Попадьин, Т.М. Сигачёв. Возвращённый храм освятили в честь Успения Пресвятыя Богородицы.

Успенская (бывшая Троицкая) церковь небольшая, приземистая, одноярусная, с низким потолком, который в центральной части повышается до кровли, повторяя её двускатную форму. Но в наши дни, в процессе ремонта, эту форму ликвидировали, создав единый низкий потолок над всем строением церкви. Церковь имеет два входа. Восточная стена образует апсиду. Как в стенах апсиды, так и в стенах северной и южной ориентации имеются оконные проёмы, закрывающиеся наружными ставнями. Над центром церкви высится небольшой, без окон, барабанчик, украшенный луковкой со старообрядческим крестом; такой же крест имеется над апсидой.

Ныне Успенская церковь объединяет прихожан Свято-Успенской общины Русской Православной Старообрядческой Церкви г. Кисловодска. Здесь они молятся под старинный знаменный распев, который пелся во времена протопопа Аввакума и боярыни Морозовой, ещё до гонения на старообрядцев со стороны патриарха Никона (вторая половина XVII века). Служба совершается по дониконовским церковным книгам. Она длится до трёх часов, а в новообрядской церкви служба продолжается не более полутора часов. Старинное пение, потемневшие от времени образа, у которых теплятся лампады и свечи на подсвечниках, невольно переносят нас в далёкое прошлое Руси.

 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: