Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Страница о селе Хатунь

Дарья Романова. Село Хатунь
Статьи о. Валерия Приходченко
Воспоминания о. Валерия Приходченко
Фотографии Хатуни и окрестностей
Главная опись церковному и ризничному имуществу Серпуховского уезда Воскресенской села Хатунь церкви (1857г.)
В.Н. Каленов. История Хатунской волости Серпуховского уезда
Иллюстрации к книге В.Н. Каленова "История Хатунской волости"
Годы возникновения российских городов (Приложение к книге В.Н. Каленова "История Хатунской волости")
Некоторые даты нашей истории (Приложение к книге В.Н. Каленова "История Хатунской волости")
Патриархи России (Приложение к книге В.Н. Каленова "История Хатунской волости")
о В.Н. Каленове

Протоиерей Валерий Приходченко

ВОСПОМИНАНИЯ О ДЕТСТВЕ

Самые первые мои детские воспоминания связаны с военными годами. Мне около 3-х лет. Лежу в кроватке и при тусклом освещении (окна для светомаскировки завешены одеялами) наблюдаю, как на стенах подпрыгивают фотографии в рамочках...

Когда я подрос, то стал интересоваться, было ли у нас когда-либо землетрясение? "Было, но еще до войны (10 ноября 1940 года в Европейской части), так что ты его не мог видеть". Еще помню, что на другой день меня, закутав в одеяло, носили посмотреть на соседский дом, рядом с которым упала бомба, и взрывной волной снесло черепицу с крыши. значит была бомбежка, дрожали стены, и фотографии подпрыгивали. Но почему же тогда я не слышал взрывов?

Подобный вопрос возник у меня в связи с другим событием тех лет. Перед войной в нашей стране шло массовое закрытие храмов. Но в войну отношение к религии изменилось. В селе через речку открыли храм, но к нему надо было добираться через охраняемый немцами мост. Читал, как когда-то по такому мосту послали партизаны мальчишку с саночками с замаскированной в них взрывчаткой. Охранники его прогнали и тот, испугавшись, убежал, оставив саночки на рельсах возле моста. А через несколько минут там подорвался немецкий состав. По крайней мере охрана моста у нас была свирепой, особенно из калмыков, служивших у немцев. Как азиаты, они строго выполняли приказ не пропускать человека, не знающего пароль.

Ходил правдоподобный анекдот на эту тему. " Скажи парол", - требует охранник. "Парол"! "Проходы!"...

Мы, тетушки с детьми, не догадались сказать калмыкам хоть одно слово: "парол". Утром дежурили немецкие солдаты, и пропустили нас в церковь. А днем, когда мы возвращались, их уже сменили азиаты. Пока выясняли с ними отношения, моя крестная Ольга спустилась к речке, и попыталась перейти ее вброд. Хорошо помню это место, слева от моста, и как охранник поднял ружье и выстрелил в ее сторону. На каменистом берегу у ее ног я увидел брызги, но звука выстрела не помню.

Совсем недавно узнал от медиков, что зрительная память сохраняется, а слуховая - нет. Таким образом, можно объяснить разночтение в тексте Деяний Святых Апостолов, где повествуется о явлении Господа Савлу по пути в Дамаск. "Люди же шедшие с ним (апостолом) стояли в оцепенении слыша голос, а никого не видя". Гл.9, стих 7. Впоследствии апостол Павел в Иерусалиме говорит тысяченачальникам и народу об этом же явлении Господа: "бывшие же со мною свет видели и пришли в страх, но голоса, Говорившего мне не слышали". Гл.22, стих 9.

Атеистическая пропаганда со злорадством указывала на это, казалось бы явное противоречие, в Св. Писании, ехидно добавляя: "А может быть вообще никто никогда ничего не видел и ничего не слышал?" Однако никаких поправок в текст Церковь не вносит. Если нам что и непонятно в Св.Писании, то со временем может и проясниться, как святому Симеону Богоприимцу, пытавшемуся заменить одно только слово пророчества: вместо "Дева" - "Жена". Общеизвестны так же случаи, чем кончались нападки атеистов на то, что кит не мог проглотить Иону. Куда благоразумнее поступил Понтий Пилат: "Что я написал, то написал" (Иоанн.19, 22). На все свое время!

Однако, вернемся к нашим баранам...

Раз у отца, в кабинете,
Саша портрет увидал,
Изображен на портрете
Был молодой генерал.
"Кто это? - спрашивал Саша. -
Кто?.." - Это дедушка твой. -
И отвернулся папаша,
Низко поник головой.
"Что же не вижу его я?"
Папа ни слова в ответ.
Внук, перед дедушкой стоя,
Зорко глядит на портрет:
"Папа, чего ты вздыхаешь?
Умер он... жив? говори!"
- Вырастешь, Саша, узнаешь.
"То-то... ты скажешь, смотри!.."
  (Н.А. Некрасов "Дедушка")

Примерно так получилось и у меня. Обратил внимание на необычного дедушку в странной одежде и узнал, что это почивший отец бабушки Феодоры. Приучая меня к церковной жизни, бабушка просила меня писать записки О здравии или О упокоении, в частности, игумена Иеремии. "А кто это?". "Мой отец". "Но ведь Вы - Ильинична (мы все обращались к ней почтительно, на Вы), как же отец Иеремия?" "Это его монашеское имя". В последствии она как-то проговорилась, что у него есть и третье имя: схиигумен Иоанн. Но он велел почему-то поминать его как игумена Иеремию.

Прошли долгие годы, пока я постепенно узнавал и слагал в сердце, по немощи и греховности своей, далеко не всё, о чем сподобился узнать и дерзнул поделиться с друзьями по вере во славу Божию. В вечерних молитвах поминала бабушка митрополита Петра (Полянского), архиепископа Прокопия (Титова) и других церковных иерархов. По словам ее отца, это были столпы веры, остальные - лишь подпорки. Свое поминание велела сжечь и не забивать голову. А жаль, что не сохранил многое. Особенно выпуск I Херсонской семинарии, где игумен Иеремия среди преподавателей.

Илья Зимненко из крестьян, примерно 1860 года рождения. На Украине, помимо официальных фамилий, были еще так называемые "уличные" клички. "Субботы" - были люди физически крепкой породы. Какая-то тетушка удивлялась, откуда бабушка Феодора, такого маленького роста у таких мощных родных. Впрочем, скончалась она в 94 года. Илья рассказывал бабушке, что школу не любил, и потом, будучи монахом, наверстывал ученость упорным трудом. Хозяйством любил заниматься. Жалел, что однажды, когда надвигалась туча, а жена Дарья промедлила что-то, получила от него нагоняй.

Бабушка Феодора родилась на св.Феодору Александрийскую, 23 (11) сентября 1887 года. До этого был у них младенец Петр, скончался. В 1889 году Дарья заболела (что-то было с ногой), и три дня была в летаргическом сне. Очнулась в Прощеное воскресенье. Она была в потустороннем мире. Сказала, что умрет, а Илья уйдет в монастырь. Видела его служащим у престола Господня. "А как же ребенок?" "Ребенок не твой и не мой, его воспитают люди". Умерла в первый день поста, 4 марта (20 февраля) 1889года. Всю зиму Илья ходил к ней на могилу, закутав ребенка в тулуп. А когда весной заканчивались сельскохозяйственные работы, люди ходили в монастырь (Святые Горы на Донбасе). Там, когда услышал пение, и вспомнил, что ему говорила Дарья, оттуда уже не уходил.

Три года был на тяжелых работах, но потом начались искушения. Дали знать, что девочка пошла по чужим рукам ( бабушка говорила, что было у нее после школы пять фамилий), чужой ребенок, одним словом. Снилось Илье, что по ней то лошади топчутся, то она в колючках. Бесовщина всякая, одним словом.

Решил уйти ночью из монастыря, как раз не было стражи у входа. В лесу заблудился, ночь, куда идет, зачем, кто в селе его примет, беглого монаха... Не при нас сказано, решил монах повеситься. Снял пояс, ищет ветку, за что зацепиться. И видит под деревом старик сидит. "А что ты, раб Божий Илия (называет по имени) задумал?" Ему стыдно стало: "да по своим надобностям надо сходить." "И как тебе не стыдно? Ты пошел за врагом нашего спасения. А сзади идет твой Ангел Хранитель и плачет. А вспомни, что тебе жена Дарья говорила." И сказал то, что он ни бабушке, никому больше не рассказывал. "Сегодня-завтра на тебя должна благодать Божия сойти, а ты ушел из монастыря за врагом..." "Я заблудился и дороги не знаю". Старик поставил его, показал, куда идти. Прибежал Илья в монастырь, а у входа нет обычного сторожа. Бросился в свою келию к иконам и думал, что и голова лопнет...

Снится ему, что очерет как море волнуется. Подходит к нему мальчик (Ангел-хранитель). "Хочешь, раб Божий Илья видеть рай?"... Через всё небо дивная радуга: раздвинул ее ангел, и увидел Илья то, что не передается словами, как апостол Павел говорит (2Кор.12,4). На головах у людей ленточки развиваются, парят в воздухе, всё благоухает, и поют: "Светися, светися, Новый Иерусалиме..." Потом этого не стало. "Хочешь, раб Божий Илия, видеть ад?" -"Хочу". Трещина в земле, оттуда пробивается огонь. Мальчик взял дрюк (бабушка, когда отец ей это рассказывал, переспросила: "что это?". "Ну палка по-вашему",- ответил он) и приподнял щель. А там зловоние, крики: "Ой, Илья, выручай нас здвисия (отсюда)!" Схватился Илья за голову, и как завопит: "О, Господи!" И очнулся. А в это время в келии пытаются открыть дверь. Все требы он проспал, и на стук не откликается. Значит, что-то случилось. "Что с Вами? Почему такой бледный?" Он и начал рассказывать. Конечно о том, что уходил ночью из монастыря, помалкивает. Тут все собрались послушать. Такое редко бывает. А тут вызывают его в канцелярию, идет Илья с опаской: наверное ночью кто-то видел, как он уходил. Накажут, отправят на поклоны... Заходит он к начальству, а они веселые: "пришел указ Вас постригать в монахи. Возьмите сто рублей, езжайте на родину, устройте ребенка и возьмите справку от общества..."

Что за старик ночью его вразумлял? Бабушка уверена, что это был преподобный Серафим Саровский. А я читал, что возле монастыря подвизались люди из крепостных, которых в монастырь без поручительства помещика не брали. Они и подвизались в лесу, вне монастыря.

К сожалению, при переезде, я эти материалы потерял.

Внучатый племянник игумена Иеремии (его брат был старостой села) стал председателем горисполкома в Марганце в 1970-х годах. А я, правнук, стал священником....

 

Воспоминания о схиигумене Амфилохии

В 1960 году учился я на 3-м курсе Днепропетровского химико-технологического института. В то время в связи с "усилением идеологической пропаганды" в ВУЗах на IV курсе был введен зачет по атеизму. Как быть? Посоветовали мне обратиться к старцу о.Иову в монастыре в Закарпатье, куда я и отправился во время летних каникул вместе с церковным приятелем Валерием Бояринцевым, у которого тоже возникли какие-то серьезные вопросы. Мы в тех краях еще не бывали: дивные, ухоженные места. Но в монастыре на высокой горе над Днестром все чем-то обеспокоены. О.Иов уехал от них в Почаевскую Лавру. Мы упросили хотя бы дать нам переночевать. Утром я успел только искупаться в Днестре (очередной по моему счету реке), и мы отправились автобусами в Почаев.

Там остановились у родственников Бояринцевых - благочестивом семействе Ольги Трофимлюк. Узнали, что отца Иова отозвали в монастырь Одессы, а Почаевский монастырь под угрозой закрытия, к паломникам власти относятся с подозрением. Тёзка посоветовал даже ходить по монастырю порознь. Он у себя в Днепропетровске, будучи студентом, в оставшихся на весь огромный город всего двух храмах боялся бывать, а ездил подальше, за сотню километров, помолиться в Харьков. Разузнали, что и в Почаеве есть так же блаженный старец о.Иосиф (Впоследствии он принял схиму с именем Амфилохий), но он не исповедует, а только через окошко продает свечи, и когда идет после службы к себе в келью, толпа посетителей окружает его с недоуменными вопросами, поскольку тот обладает даром прозорливости. Какое надо было иметь терпение всех выслушивать! У той куры не несутся, иная в мужьях запуталась, а другая - работу пытается поменять. Только на второй или третий день мне удалось пробиться к нему. Взглянул он на меня с какой-то хитроватой улыбкой, тряхнул головой и спросил:

- Символ веры знаешь?

- Знаю.

- Читай!

- Верую во Единого Бога Отца Вседержителя.... - начал я.

Тут он меня благословил, а толпа оттеснила в сторону. Так я ничего и не понял.

Пошел на исповедь в храм. Там свободнее и спокойнее. Сидят по углам несколько старцев. Выбрал одного: красивый, седой, как лунь, но вроде бы и не очень старый - архимандрит Лаврентий (+1961). Спросил у него на исповеди о злополучном зачете:

- А если не сдавать?

- Так выгонят же из института.

- В другой поступишь...

Ушел я от него тоже с некоторым смущением. Батюшка хороший, да только что он может мне посоветовать, живя в своей глухой келье? Откуда ему знать, что это только с завода могут выгнать и на другой взять? А в институтах другие законы. Но как сказал старец так все и вышло...

Отчислили меня в конце IV курса "за отказ сдачи учебных дисциплин и неправильное поведение", а в графе "основы атеизма" прочерк поставили. Умному ясно. Однако, мне чудом удалось доучиться в другом: Московском Химико-Технологическом институте на заочном факультете, где зачета по основам атеизма не было.

Затем три года я учился в аспирантуре при этом же институте, со временем закончил Семинарию и Духовную Академию. Все, как говорится, получил с лихвой: "Omnia mea mecum porto" (Все свое ношу с собой).

А что же о.Амфилохий? Уже много лет спустя, когда я рассказывал о встрече с о.Амфилохием своим домашним, то они меня надоумили: "Отец! Он же тебе сразу всё и сказал тогда: "Символ веры" - что тебе придется засвидетельствовать свою веру".

Вот и суди о старцах в глухих кельях и о силе их молитв!

Примечательно, что из института меня отчислили 12 мая. И день памяти преподобного Амфилохия, которого впоследствии канонизировали, тоже 12 мая.

Тогда же в 1960 году сподобился я, грешный, побывать у мощей святого Иова Почаевского. Там же в подвале храма пещера, где он подвизался в XVII веке. Вход в нее по узкой норе. По гладким камням, группами примерно по 5 человек, помолившись кратко в келье, "выползают",освобождая место другим. Пожилым трудно, можно даже руку сломать (матушка Татьяна Салтыкова, например). В келье кто-то мне подсказал, что оттуда два норы, которые затем соединяются у выхода в одну общую. Кто потоньше, и не боится застрять, может выбрать нору, что поуже. Но там и очереди что-то нет. Я по ней и полез к выходу один. Голова уперлась в камень, ноги, словно ножницы болтаются. Опереться не во что. В кармане брюк хрустнул карандаш. Уж не косточка ли моя? Страха особого нет, даже немного смешно. Вспомнил, как у Диккенса, застрявших мальчишек-трубочистов успокаивали: "Будешь там, пока не похудеешь." А здесь, оказывается, надо каяться в грехах, а все люди молятся о таком застрявшем. Вылез, конечно, но пришлось малость полежать у выхода, чтобы отдышаться.

В храме молодой худощавый монах подарил мне нательный крестик. Я его поминаю - Геронтий ("престарелый" в переводе с греческого).

В 1967 году я от завода в Запорожье получил туристическую путевку в Закарпатье, на обратном пути еще раз сподобился побывать в Почаевской Лавре. Все размышлял, какой норой буду от мощей выползать. Но оказалось, что узкую нору заложили, как мне сказали. Слава тебе Господи!

А что же Валерий Бояринцев? Он пошел на исповедь и попал к тому же архимандриту Лаврентию, что и я. В конце исповеди тот его спросил:

- Откуда приехал?

- Из Днепропетровска.

- А с кем?

- Один.

Но пришлось затем раскрыться, что вдвоем мы. Может он тоже прозорливый? Царство ему Небесное! Он скончался вскоре. Узнать бы его житие...

 
 

Протоиерей Валерий Приходченко. Размышления пастыря (Статьи, опубликованные в газете "Православное Ступино")

 

Главная страница сайта

 

Последнее изменение страницы 31 Mar 2022 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: