Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки
 
Главная страница
Страницы друзей "Темного леса"
Страница о селе Хатунь
 
Дарья Романова. Село Хатунь
Статьи о. Валерия Приходченко
Фотографии Хатуни и окрестностей
Главная опись церковному и ризничному имуществу Серпуховского уезда Воскресенской села Хатунь церкви (1857г.)
В.Н. Каленов. История Хатунской волости Серпуховского уезда
Иллюстрации к книге В.Н. Каленова "История Хатунской волости"
Годы возникновения российских городов (Приложение к книге В.Н. Каленова "История Хатунской волости")
Некоторые даты нашей истории (Приложение к книге В.Н. Каленова "История Хатунской волости")
Патриархи России (Приложение к книге В.Н. Каленова "История Хатунской волости")
о В.Н. Каленове

Дарья Романова

СЕЛО ХАТУНЬ

СОДЕРЖАНИЕ

Страница истории

История храма

Священнослужители

Настоятель протоиерей Валерий Приходченко.

Расписание богослужений

Проезд

 

Страница истории

Хатунь на р. Лопасне - одно из самых древних поселений Подмосковья. Археологические исследования берегов Лопасни и её притоков свидетельствуют о том, что в этих местах жили люди и шесть и три тысячи лет до нашей эры. Найдены следы стоянок железного века и более поздние поселения угро-финских племен, и славянские городища X-XII вв. нашей эры. К ранним славянским городищам относится и Хатунь. Древняя Хатунь располагалась на крутом левом берегу Лопасни в излучине (на месте современного кладбища). С незапамятных времен на погосте был построен храм Воскресения Христова.

На протяжении нескольких веков Хатунь служила форпостом сначала княжества Новгородского, затем Черниговского, Рязанского и, наконец, в XIV веке вместе с Коломной отошла к Московскому княжеству. Находящаяся в 15 километрах от р. Оки Хатунь играла важную роль в охране южной границы. Сначала стояла на страже границ Московского княжества, а затем и всего государства от постоянных набегов разбойничьих отрядов степняков, а особенно от бесчинства крымских татар. Однако с расширением государственных границ на юг Хатунь постепенно утрачивает своё оборонное значение и превращается в дворцовое село, центр волости. Позднее оно переместилось несколько выше по течению реки.

Вплоть до начала XVIII века часто сменяются хозяева Хатуни и всей волости. Побывали там и казанские правители-татары, и разночинные вельможи. Документы 1646 года свидетельствуют о том, что в Хатуни помимо древней Воскресенской церкви существует ещё и церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1708 году Хатунская волость пожалована князю Григорию Федоровичу Долгорукому. По данным проведенной в 1709 году переписи известно, что в селе Хатунь на тот момент было четыре церкви: Воскресения Христова на погосте, Рождества Богородицы, Николая Чудотворца и Георгия Страстотерпца на посаде. После смерти Григория Федоровича Хатунь перешла к сыну его Алексею, жадному, гордому, лукавому и завистливому царедворцу. В годы правления Петра II Долгорукие, стремившиеся приблизиться к императору, сватают за него дочь Алексея - Катерину и даже привозят государя в Хатунь на охоту.

Восшедшая на престол Анна Иоановна лишает Долгоруких всех милостей, а Хатунь, содержащая все необходимое для псовой и птичьей охоты, передается в ведомство генерала, кавалера и обершталмейстера графа фон Левенвольде. После смерти последнего Хатунь вместе со всей волостью переходит под начало конюшенной канцелярии, коей заведовал генерал-директор дворцовых волостей - барон фон Розен. Все это время крестьян нещадно обирают и условия жизни их становятся все хуже. Лишь в 1737 году, когда управлять Хатунской волостью был поставлен прусский финансист Фридрих фон Фирек, дела начинают налаживаться. Много помогает Фирек и храмам и служителям церкви.

В 1772 году Хатунская волость была пожалована генералу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому, который выделил из своей вотчины земли своим братьям Владимиру и Фёдору. Однако в саму Хатунь Алексей приехал лишь в 1784 году. Куда больше полюбились окрестности Хатуни младшему брату Владимиру, который неподалеку от деревни Семеновское построил себе поместье "Отрада". Дом "Отрады" сохранился до наших дней. Построена была в "Отраде" церковь в 1781 году двухкомплектно 1) св. князя Владимира, 2) свт. Николая Чудотворца. А Алексеем Орловым в 1785 году вместо деревянной церкви Рождества Богородицы в Хатуни в честь рождения дочери Анны была построена каменная с пределами святителя Николая Мирликийского Чудотворца и Воскресения Христова. Годы, проведенные под управлением братьев Орловых, стали поистине золотым веком Хатунской волости. Строились храмы, хозяева были внимательны и добры к крестьянам, и те отвечали им любовью и преданностью.

После смерти Алексея Орлова дочь Анна Алексеевна Орлова-Чесменская стала хозяйкой Хатуни и волости. Решившая посвятить жизнь свою Богу, щедро раздавала она полученное огромное наследство монастырям и всем, приходившим к ней за помощью. Не оставляла без внимания и Хатунскую волость. Летом 1839 года она приехала в Хатунь на освящение теплого предела церкви Рождество Богородицы, соединившего в одно целое храм и колокольню. Именно в этот последний приезд графини в Хатунь крестьяне Хатунской волости были отпущены на волю. Но это означало лишь переход крестьян от помещика к государству, вплоть до манифеста в 1861году отменившего крепостное право.

В конце XIX века в Хатунской волости начинает бурно развиваться производство, появляется множество церковно-приходских школ.

В советское время церковь Рождества Богородицы была закрыта. Разрушены колокольня и завершение храма, в трапезной устроен второй этаж и прорезан ряд окон. От ещё трех церквей Хатуни не осталось и следа, кроме каменных ступеней, некогда служивших порогом Воскресенской церкви на погосте.

Церковь Рождества Богородицы восстанавливается с 1989 года, отмечая годовщину своей новейшей истории в день первого Богослужения - 12 июля. В 1997 году на средства архитектора Игоря Анатольевича Гунста была восстановлена взорванная в 1939 году колокольня.

История храма

В древнее время в селе Хатуни было пять деревянных церквей:

* Воскресения Христова на городище;

* Рождества Пресвятой Богородицы на посаде;

* Святителя Николая за рекою Лопаснею;

* Великомученика Георгия на посаде;

* Святителей Афанасия и Кирилла.

Из них "уничтожены четыре последних и одна вновь выстроена, так что теперь в Хатуни две церкви", - писалось в 1874г. (Холмогоровы В. И Г. "Исторический материал о церквах в селах XVII-XVIIIст. Вып.17 Перемышенская и Хатунская десятина). В связи с переходом от древнего типа селений к новому, в селе Хатунь была построена графом Алексеем Орловым, фаворитом императрицы Екатерины II, ныне существующая каменная трехпрестольная церковь, а на месте старых деревянных были установлены часовни-памятники. Ветхая же кладбищенская церковь по особому распоряжению святителя Филарета, Митрополита Московского, была сохранена, обшита тесом и покрыта железом, как имеющая особую духовную и историческую ценность.

После 1917 года часовни были уничтожены. Пришедший в запустение храм на Воскресенской горе был разобран в 1957г., якобы на строительный материал для детского сада в Михнево.

В каменном храме в 30-х годах разрушили колокольню. После войны в нем устроили детский дом: убрали своды, в трапезной сделали второй этаж, прорезали окна. Под куполом, на третьем этаже, разместили библиотеку, в которую забирались по металлической лестнице, опоясывавшей храм. И все же здание для жилья оказалось непригодным, и в конце концов детский дом закрыли из-за антисанитарии. Два года храм простоял бесхозным и одним из первых в Московской области был передан церкви в 1989 году. "Работы Вам, батюшка, на всю оставшуюся жизнь", - сказали настоятелю в епархии.

Чудесным образом, при содействии архитектора И.А. Гунста, детство которого проходило в Хатуни, была восстановлена колокольня в 1997 году. В последние годы храм отштукатурили, заменили старое отопление, побелили внутри. В 2008 году отреставрировали ограду вокруг храма.

Священнослужители

Упоминаются в архивах:

* Священник Александр Яковлев, деревянной Воскресенской церкви на погосте в с.Хатунь - 1781г.

* Священники Василий Тихонов и Михаил Михайлов - 1790г (ЦИАМ, ф.203, оп.761, дело 324).

* Благочинный священник Симеон Андреев, 1775г. рождения (ЦИАМ ф.203, оп.744, дело 1586) произведен преосвященным Августином, епископом Дмитровским в 1805 году 5 марта церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Талежи во священники, потом переведен в село Хатунь 13 июля 1806г. Скончался 25 марта 1818 года.

* Настоятель священник Василий Иванович Лебедев, 1791 г. рождения, природою Серпуховской округи села Акулинина Архангельской церкви священника Ивана Никитина сын, согласно прошения графини Анны Орловой Чесменской переведен Архиепископом Московским и Коломенским 29 марта 1818г из церкви Архангела Михаила, что в селе Михайловском в церковь рождества Пресвятой Богородицы села Хатунь той же Серпуховской округи. С июня 1874г - протоиерей (60 лет служения, с 30 августа 1814г). Имел 10 сыновей. Курс богословского учения окончил в былой Славяно-Греко-Латинской Академии (ЦИАМ, ф.203, оп.752, дело 6774).

* Настоятель священник Василий Константинович Лебедев, 1855 г. рождения, внук священника Василия Лебедева, служил в храме с 31 мая 1874г. по 26 июня 1889 года

* Священник Евгений Терновский, 1864 г. рождения, служил с 26 июня 1886г до кончины 16 июня 1888г.

* Священник Михаил Степанович Никольский, 1820 г. рождения, обучался в МДС, произведен к Воскресенской церкви с Сертякино Подольского уезда. Служил в Хатуни с сент.1854г до кончины 29 июля 1888г.

* Священник Александр Васильевич Пятикрестовский, 1863 г. рождения. В 1885 году окончил курс в МДС с аттестатом II разряда. С 1 февраля 1886 года по 1 ноября 1888 г проходил должность надзирателя при учениках Перевинского духовного училища. Митрополитом Иоанникием определен во священники к Богородицерождественской церкви села Тарычево Подольского уезда 2 октября 1888 года. 22 августа 1889 года переведен в с.Хатунь с утверждением законоучителем в Хатунском земском училище и с 23 августа 1896 года - заведующим Съяновской, а со 2 ноября 1902 года и Толбинской одноклассной ЦПШ. Арестован в 1937 году, умер по дороге в ссылку (ЦИАМ, ф.203, оп.763, д.45).

* Благочинный священник Николай Петрович Сперанский 1780г. рождения. Служил с ноября 1892 года. В 1920-х гг. оставил приход. Умер в Ярославле в 1941 году.

* Священник Успенский Михаил Степанович 1882 г. рождения

* Диакон Лебедев Трифон Дмитриевич 1890 г. рождения, в 1930 гг в ссылке

* Последний настоятель архимандрит Серафим Лексин, арестован в 1937г.

Протоиерей Валерий Приходченко, настоятель в 1989-2015 гг.

Автобиография

Родился 27 октября 1940 года в г.Марганец Днепропетровской обл. в семье рабочих.

Отец - Приходченко Андрей Васильевич (1911 - 2002), из крестьян. Мать Гончарова Софья Трофимовна (1908 - 1991), из крестьян.

В 1947-1957 гг. учился в средней школе, окончил с золотой медалью. В 1957-1961 гг. учился на дневном отделении Днепропетровского химико-технологического института, а в 1963-1965г. заочно окончил Московский химико-технологический институт, работая на производстве в городах Марганец и Запорожье. В 1968-1971 годах - аспирант МХТИ. В 1971-1979 годах старший инженер НИИ "Электроугли", НИИ "Теплопроект".

В 1979-1980 годах сторож-дворник Богоявленского Патриаршего собора в Москве.

В 1980-1985 году учащийся Московской Духовной Семинарии.

В 1985-1990 учащийся Московской Духовной Академии.

С 1980г. по настоящее время - священнослужитель Московской епархии.

В 1971 году женился на Ефимовой Елизавете Борисовне, 1941 года рождения, преподавателе математики. Трое детей: Анна, Петр, Дарья.

Посвящения:

* Диакон. 19.08.80. Преображение Господне. Академический храм, Троице-Сергиева Лавра. Архиепископ Владимир (Сабодан). Управление делами Московской Патриархии, удостоверение ¬1257 от 02.09.1980

* Священник. 02.07.89. Неделя Всех святых в земли Российской просиявших. Успенский храм Новодевичьего монастыря. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). Удостоверение ¬716 от 03.07.1989г.

Назначения:

1. Диакон храма свв. Космы и Дамиана, г.Калининград (Королев). Указ Митрополита от 26.12.80г.

2. Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы с.Хатунь Ступинского района. Указ Митрополита ¬718 от 03.07.89г.

3. По совместительству Настоятель храма Архангела Михаила, с.Починки Ступинского района. Указ Митрополита ¬1292 от 30.05.2002г

4. По совместительству Настоятель храма Рождества Христова, с. Каменищи Ступинского района. Указ Митрополита ¬2133 от 10.09.2002г

Награждения:

* Двойной диаконский орарь, удостоверение ¬160 от 24.02.88г.

* Набедренник с камилавкой, удостоверение ¬427 от 28.03.90г.

* Наперсный крест, удостоверение ¬289 от 24.03.95г.

* Протоиерейство, удостоверение ¬555 от 29.02.2000г.

* Палица, удостоверение ¬778 от 21.03.2007г.

Расписание богослужений

Богослужения совершаются в с.Хатунь:

* в субботу и накануне великих праздников Вечернее богослужение в 15.45

* в воскресение и великие праздники Литургия в 08.30

* крестины по воскресениям в 11.00

Проезд

Из Москвы от Павелецкого вокзала до ст.Михнево, далее автобусом до с.Хатунь.

 

Историческая справка составлена с использованием литературы:

В.Н. Каленов. История Хатунской волости Серпуховского уезда (очерки) Москва, "Эребрус" 2002г.

Храмы Ступинского района Московской области составитель свящ. Олег Пэнэжко, редактор В.Жигунов

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: