Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки
 
Главная страница
Страницы авторов "Темного леса"
Ю.Насимович - краеведение
Рекреационная экология
 
Методология изучения рекреационного воздействия на городские леса и подходы к проектированию рекреационных объектов
Написание краеведческих очерков как метод изучения природы в городе
Методические подходы к выявлению ценных природных объектов и формированию системы особо охраняемых природных территорий в городах и пригородных зонах
Методика определения значимости ценных природных объектов в городах и пригородных зонах
Принципы отбора видов для городских "красных" книг и "красных" списков на примере сосудистых растений Москвы
Методика зонирования лесных массивов по густоте дорожно-тропиночной сети
К методике проектирования оптимальной дорожно-тропиночной сети в рекреационных лесах
Выделение деградирующих насаждений в городских лесах Москвы по густоте дорожно-тропиночной сети и характеру сопредельных территорий
Методические подходы к формированию системы охраняемых природных территорий в Москве и ЛПЗП

К МЕТОДИКЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ДОРОЖНО-ТРОПИНОЧНОЙ СЕТИ В РЕКРЕАЦИОННЫХ ЛЕСАХ

Ю.А. Насимович

[Статья написана в начале 2006 г. для университетского сборника по городской экологии, но сборник к 2011 г. так и не был опубликован.]

Удобная для отдыхающих благоустроенная дорожно-тропиночная сеть (ДТС) способна канализировать потоки отдыхающих в интенсивно посещаемых участках леса и тем самым уменьшить его рекреационную деградацию. Очевидно, что при прокладке дорожек с искусственным или улучшенным покрытием должен учитываться "рисунок" стихийно сложившейся ДТС. Но это нельзя сделать, например, при заблаговременном благоустройстве леса вблизи проектируемых застройки или водоёма, когда стихийного формирования ДТС ещё не произошло. Тогда нужно проложить искусственную ДТС сходно с тем, как она возникает при стихийном формировании. В то же время знакомство с литературой показывает, что закономерности стихийного формирования ДТС не сформулированы, а предлагаемые примерные схемы организации ДТС слишком искусственны, не имеют достаточного обоснования или применимы только к паркам. В последнем случае недостатки в её структуре компенсируются табличкой "По газонам не ходить!"

Для выяснения закономерностей стихийного формирования ДТС были проанализированы результаты крупномасштабного (1:10000) картирования ДТС на площади 1038 га на примере нескольких лесных массивов Москвы и Московской области (Насимович, 1988). Это позволило выявить следующие закономерности:

1. При стихийном формировании ДТС образуются дороги и тропы, резко различающиеся по своей функции: транзитные (основные и ответвления от них), опушечные (внутренние и внешние), дублирующие, пикниковые (ведущие от транзитных и опушечных путей к пикниковым точкам, ведущие от пикниковых точек в лес и к водоёму), а также некоторые другие (нежелательные), связанные с заездами в лес автотранспорта и недостатками в "рисунке" желательных элементов ДТС.

2. Транзитные дороги и тропы, составляющие в разных участках лесов от 40 до 99% всех дорог и троп, обычно являются кратчайшими расстояниями между объектами (населённые пункты, транспортные магистрали, водные объекты и т.п.). Доля транзитных дорог и троп среди всей ДТС возрастает по мере удаления от водных объектов и жилой застройки.

3. Транзитные пути иногда ветвятся, и угол между ответвлениями составляет в среднем 41 плюс-минус 1 градус при коэффициенте вариации 33%.

4. Вблизи протяжённых объектов транзитные пути, как правило, ветвятся, причём угол между ответвлениями составляет в среднем те же 40 градусов (см. пункт 3); ветвление транзитного пути начинается на расстоянии чуть меньшем, чем протяжённость этого объекта (точнее - должен учитываться не сам объект, а его проекция на перпендикуляр к транзитному пути); отношение длины "дельты" транзитного пути к длине проекции объекта составляет 0,9 плюс-минус 0,1 при коэффициенте вариации 28%; суммарный угол "дельты" транзитного пути - в среднем 60 плюс-минус 3 градуса при коэффициенте вариации 19%; расстояния между "устьями" ответвлений - от 30 м в непосредственной близости от жилой застройки и близ наиболее посещаемых пляжей до 300 м около водных объектов, отстоящих от застройки и транспортных магистралей на несколько километров.

5. От выходов улиц в лес, мест остановок транспорта и других точечных объектов транзитные пути обычно расходятся веером, но, как правило, идут не "просто в лес", а к определённым объектам; угол между отдельными путями составляет в среднем 40-50 градусов и редко бывает меньше 20 градусов.

6. Вдоль опушки леса обычно проходят дороги и тропы, приблизительно повторяющие конфигурацию опушечной линии.

7. Если опушка леса имеет выступы, то возникают два или более опушечных путей, местами сходящихся: внешний - идущий точно по опушке, внутренний (спрямляющий, реже дублирующий) - идущий на некоторой глубине в лесу; иногда внешний путь проходит около русла реки, а внутренний - по её коренному берегу (или террасам).

8. Вдоль дорог с искусственным или улучшенным покрытием (реже - вдоль интенсивно используемых дорог без покрытия) образуются дублирующие тропы, составляющие в некоторых участках леса до 10% всей ДТС.

Нежелательными элементами ДТС являются обходные и спрямляющие тропы, "паутина" троп-проходов между куртинами древостоя, подроста и подлеска, "паутина" дорог, обусловленных заездами автотранспорта и т.п.

Обходные тропы возникают при разрушении транзитных и опушечных дорог и троп автотранспортом, при появлении на них свалок мусора и т.п. Спрямляющие тропы - при "петлянии" транзитных дорог (например, лесовозных), если углы поворотов превышают 15-20 градусов. "Паутина" троп-проходов - в интенсивно посещаемых участках леса при отсутствии сети удобных для отдыхающих транзитных путей и изреженном подлеске. "Паутина" дорог обусловлена плохой охраной леса, отсутствием вокруг городского лесного массива ограды, а у въездов - шлагбаумов и т.п. В недавнем прошлом нежелательные элементы ДТС были связаны также с лесовозными дорогами, так как эти дороги не вполне совпадали с направлениями движения отдыхающих или по окончании рубок оставались в плохом состоянии, но теперь интенсивность рубок в городских и пригородных лесах резко снизилась.

Проектирование искусственной ДТС в рекреационном лесу вблизи проектируемых застройки или водного объекта должно начинаться с нанесения на карту рекреационно значимых существующих и будущих объектов (застройка, выходы улиц в лес, шоссейные дороги и места остановок общественного транспорта, водные объекты и пляжи, живописные поляны). Далее эти объекты должны соединяться транзитными дорожками с учётом изложенных выше закономерностей. Желательно избегать значительного "петляния" дорожек, их ветвления под углом менее 30 градусов и более 50 градусов, пересечения или расхождения веером с углами менее 20 градусов, отсутствия "дельты" вблизи протяжённых объектов, слишком узких (менее 40 градусов) и слишком широких (более 70 градусов) "дельт", искусственного покрытия дорожек вне самых основных направлений движения. Возможна прокладка опушечных (внутренних и внешних) дорожек на границе леса с застройкой и значительными водными объектами. Иногда нужны также дорожки-дублёры вблизи железных и шоссейных дорог.

При ведении хозяйства в рекреационных лесах недопустимы разрушение существующих дорог, рубки подлеска, прокладка лесовозных дорог под некоторым углом к основному направлению движения отдыхающих, отсутствие у въездов в лес шлагбаумов и т.п.

Сравнение реально существующей ДТС с оптимальной, соответствующей приведённому выше описанию, может рассматриваться в качестве методики оценки состояния ДТС.

Литература

Насимович Ю.А. Использование закономерностей стихийного формирования дорожно-тропиночной сети при её проектировании в рекреационных лесах. М., 1989. Деп. во ВНИИЦлесресурс, N 748-ЛХ. 6 с.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: