Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки
 
Главная страница
Страницы авторов "Темного леса"
Ю.Насимович - краеведение
Рекреационная экология
 
Методология изучения рекреационного воздействия на городские леса и подходы к проектированию рекреационных объектов
Написание краеведческих очерков как метод изучения природы в городе
Методические подходы к выявлению ценных природных объектов и формированию системы особо охраняемых природных территорий в городах и пригородных зонах
Методика определения значимости ценных природных объектов в городах и пригородных зонах
Принципы отбора видов для городских "красных" книг и "красных" списков на примере сосудистых растений Москвы
Методика зонирования лесных массивов по густоте дорожно-тропиночной сети
К методике проектирования оптимальной дорожно-тропиночной сети в рекреационных лесах
Выделение деградирующих насаждений в городских лесах Москвы по густоте дорожно-тропиночной сети и характеру сопредельных территорий
Методические подходы к формированию системы охраняемых природных территорий в Москве и ЛПЗП

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАЧИМОСТИ ЦЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ В ГОРОДАХ И ПРИГОРОДНЫХ ЗОНАХ

Ю.А.Насимович

[Статья написана в начале 2006 г. для университетского сборника по городской экологии, но сборник к 2011 г. так и не был опубликован.]

После того, как на территории города или в его пригородной зоне выявлены ценные природные объекты (ЦПО) и составлены их паспорта, можно приступить к формированию системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Для этого сначала необходимо определить уровень значимости, или ранг каждого объекта (объект представляющий ценность для всего региона, для всего города, только для какого-то округа, района и т.д.). На самом деле очерёдность действий может быть другой: если территория велика, то описанные ниже действия должны производиться параллельно с инвентаризацией ЦПО.

Далеко не все описанные ЦПО вообще могут быть достойны того, чтобы получить официальный природоохранный статус и, в частности, статус памятника природы местного значения. Это связано с тем, что у человеческого общества есть определённый объём оперативной памяти на объекты подобного рода. Общество способно удерживать в поле зрения и избирательно охранять ограниченное число геологических обнажений, родников, деревьев и т.п. Если этих объектов больше, система ООПТ будет существовать только на бумаге. Особо охраняться должны лишь самые лучшие объекты каждого рода (или несколько лучших). Бессмысленно давать статус памятника природы каждому дереву или каждому сохранившемуся фрагменту речной долины. Разумеется, любые деревья не должны вырубаться без особой причины, и любой фрагмент долины не должен застраиваться как часть водоохранной зоны, но к сохранению памятников природы это не имеет никакого отношения.

Ограниченность объёма оперативной памяти общества может компенсироваться "многоступенчатостью" системы ООПТ: в общегородском масштабе охраняются несколько десятков лучших объектов, ещё по несколько десятков менее значимых - в каждом округе, районе. Это означает, что для каждого ЦПО мы должны определить размер территории, или административно-территориальную единицу, для которой он представляет ценность. Такая задача легко решается, если произведена полная инвентаризация ЦПО в пределах города или его пригородной зоны. Тогда описания однотипных объектов сравниваются, и для каждой территории определяется лучший объект данного типа (или два-три лучших).

К сожалению, такая идеальная ситуация маловероятна. Как правило, формирование системы ООПТ происходит параллельно с выявлением ЦПО, или же ЦПО оказываются полностью выявлены только на какой-то части территории. В этих случаях приходится прибегнуть к особой процедуре, позволяющей уменьшить субъективизм в определении ранга объектов. В 1986-1987 гг. автор этого текста участвовал в инвентаризации ЦПО в Москве и её лесопарковом защитном поясе. Тогда ранг ЦПО был определён выбором нескольких ключевых участков, полной инвентаризацией ЦПО на этих участках и сравнением ЦПО остальных территорий с ЦПО ключевых участков; кроме того, были написаны очерки о специфике природы частей Москвы и ЛПЗП (Насимович, 1988; Насимович, Романова, 1991). Совокупность действий подобного рода можно рекомендовать в качестве методики определения значимости ЦПО для случаев, когда отсутствуют результаты их полной инвентаризации:

1. Выбор ключевых участков для полной инвентаризации ЦПО. Если город (пригородная зона) находится в пределах сразу нескольких физико-географических провинций (геоботанических районов), то в качестве ключевых участков берутся типичные крупные и наименее нарушенные природные территории в пределах каждой провинции (района). В Москве и ЛПЗП, например, было взято по одному лесопарку (или части лесопарка) в пределах Клинско-Дмитровской и Теплостанской возвышенностей, Мещерской низменности и долины р.Москвы. Если город (пригородная зона) находится в пределах одной такой провинции, то нужно выбрать любые две-три природные территории, которые хорошо сохранились и по возможности сильнее отличаются одна от другой. Особенно большим отличием характеризуются долинные и внедолинные участки. Обоснованность выбора возрастает при написании кратких очерков о специфике природы города и его частей (пригородной зоны и её частей) (см. Написание краеведческих очерков как метод изучения природы в городе).

2. Инвентаризация ЦПО на ключевых участках. Такая инвентаризация производится точно так же, как и на всей площади в случае её малого размера (см. Методические подходы к выявлению ценных природных объектов...).

3. Определение значимости ЦПО на ключевых участках. Лучшие объекты ключевых участков условно признаются лучшими на всей обследуемой площади, им придаётся значимость на уровне всего города (всей пригородной зоны). Остальные ЦПО приобретают меньший ранг или совсем исключаются из дальнейшего рассмотрения.

4. Определение значимости ЦПО вне ключевых участков. Эти объекты сравниваются с соответствующими объектами на ключевом участке, после чего им придаётся соответствующий статус.

5. Если написаны очерки о специфике природы различных частей города (частей пригородной зоны), то появляется ещё одна возможность уточнения ранга ЦПО: высокий ранг придаётся лучшим объектам каждой части города, если эти объекты являются проявлениями специфической черты природы этой части города (т.е. предположительно являются лучшими и на всей остальной площади).

6. Региональный уровень значимости может быть придан объекту только на основании мнения нескольких экспертов, специально изучавших данный регион (а не только данный город или пригородную зону).

Литература

Насимович Ю.А. Методические подходы к формированию системы охраняемых природных территорий в Москве и ЛПЗП. - в кн.: Роль проектных и научных разработок в ускорении научно-технического прогресса лесохозяйственного производства. М., Госкомлес СССР, 1988. С.54-55.

Насимович Ю.А., Романова В.А. Ценные природные объекты Москвы и её лесопаркового защитного пояса. М., 1991. Деп. в ВИНИТИ, N 4378-В91. 95 с.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: