Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы Юрия Насимовича

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Литературный Кисловодск и окрестности

Из нашей почты

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Обзор сайта

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Страница Валерия Секованова

Светоносец
Последователи светоносца
Время и люди
Д.А.Райков
Г.И.Воронин
И.И.Смоловик
Ю.Н.Владимирский
Ягодные места и медведи
Черти-вымогатели
7 рассказов

Валерий Секованов

ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ ВОРОНИН

(1935 – 1992)

Впервые я увидел Геннадия Ивановича Воронина в 1969 году, когда нас, абитуриентов физико-математического факультета КГПИ им. Н.А. Некрасова, в приемной комиссии пригласили на собеседование к декану.

В небольшой аудитории корпуса "Б" за столом сидел полный человек в коричневом костюме. На вид ему можно было дать лет тридцать, кудрявые русые волосы слегка закрывали лоб, серые глаза смотрели открыто и прямо. На мое скоропалительное "здравствуйте" он ответил кивком головы, негромко басом предложил сесть на стул, расположенный с противоположной стороны стола. В тот год конкурс на специальность "Математика", хотя и небольшой, но был, поэтому я слегка волновался, ожидая, как говорится, "вопросов на засыпку". Однако с первой же фразы человека, сидящего за столом опасения рассеялись. Он приветливо расспросил, из каких я мест. Узнав, что сидящий перед ним абитуриент, был призером областной олимпиады по математике среди школьников, будучи жителем Поназыревского района, встал из-за стола, одобрительно похлопал по плечу. Рассказав о физико-математическом факультете, декан пожелал удачи.

Когда начались занятия, к моему удивлению, Воронин не появлялся в деканате. В курилке я попросил объяснить причину его отсутствия у знакомого старшекурсника. Тот, прикурив сигарету, пытливо смерил меня взглядом, поведал, что у Воронина закончились полномочия пребывания в должности декана, а на второй срок переизбираться он не стал.

Выпустив облако дыма, студент добавил, что физматовцам жаль расставаться с деканом, да что поделаешь - трудный хлеб у "отца студентов". В справедливости последних слов я убедился сам, когда поработал сначала зам.декана, потом деканом физико-математического факультета. Но, пожалуй, не сложность работы предопределила уход Воронина из деканата. Будучи решительным, твердым человеком, он не боялся трудностей.

Оставив работу декана, Воронин не ушел в сторону от активной работы, не стал, кичиться: "Можно и отдохнуть - я свое оттрубил в деканате!" Напротив, он нашел важнейшее направление работы, связанное с использованием в учебном процессе новых информационных технологий.

Сначала Воронин, как говорится, с головой окунулся в развитие материально технической базы кафедры математического анализа, курировавшей в то время преподавание курса вычислительной математики и программирования. Здесь уместно сделать небольшое отступление.

В начале семидесятых годов в СССР шла смена поколений ЭВМ. В ряде крупных научных учреждений государства старые ЭВМ списывались. Стоимость электронно-вычислительной машины в то время была не по карману институту. Достаточно отметить, что одна ЭВМ занимала площадь, на которой можно было разместить несколько классов современных компьютеров и стоила очень дорого. А тем временем информатизация учебного процесса набирала силу в вузах страны. Выпускники же КГПИ, получив высшее образование, в глаза не видели ЭВМ. Им приходилось довольствоваться "бумажной информатикой", то есть все, что касалось работы ЭВМ преподаватели объясняли на доске, рисуя схемы, строя алгоритмы и т.д. Такое состояние дел негативно влияло на подготовку квалифицированных специалистов.

Покончил с преподаванием "бумажной информатики" в КГПИ Воронин, реализовав, на мой взгляд, еще намеченный при работе деканом, замечательный план. Суть плана проста - доставить из какого-нибудь крупного научного центра Москвы или Ленинграда списанную электронно-вычислительную машину, тем самым, покончить с безмашинным, я бы сказал унизительным, способом преподавания основ вычислительной техники.

Не по примеру ли Геннадия Ивановича, также работая деканом физико-математического факультета, я подсознательно сделал выбор профессии преподавателя информатики. Кто знает?..

Сначала Воронин убедил Михаила Ивановича Синяжникова, который в то время был ректором института, в важности преподавания вычислительной математики и программирования с использованием вычислительной машины. Следует отметить, что в начале семидесятых годов немногие вузы страны имели свои ЭВМ. Будучи человеком мудрым, М.И. Синяжников прислушался к доводам Воронина и в дальнейшем внимательно следил за приобретением, доставкой и подготовкой ЭВМ к работе, всегда оказывал всестороннюю помощь. Заручившись поддержкой ректора, Воронин пригласил на работу в пединститут инженеров Е.А. Макарова и А.П. Заморошкина. Дальше начались поиски ЭВМ, увенчавшиеся успехом: удалось договориться о приобретении списываемой ЭВМ первого поколения УРАЛ-2, в одном из научных учреждений Москвы. Сразу же, было подготовлено помещение для размещения приобретаемой машины. Потом была погрузка и транспортировка ЭВМ. Сколько сил и энергии потратил Воронин, перевозя громадную машину из Москвы в Кострому, остается только догадываться.

После доставки Урал-2 в Кострому началась трудоемкая работа, связанная с развертыванием ЭВМ в рабочее состояние: создавался фундамент, прокладывался кабель, состыковывались узлы ЭВМ и т.д. Вся работа базировалась на энтузиазме, проводилась силами преподавателей и сотрудников КГПИ.

Следует отметить, что большую помощь оказали Г.И. Воронину в приобретении, доставке и развертывании УРАЛ-2 заведующий в то время кафедрой математического анализа доцент А.Н. Гусев, старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии А.И. Гуляев, инженеры Е.А. Макаров и А.П. Заморошкин. С появлением ЭВМ в КГПИ преподавание вычислительной техники и вычислительной математики стало значительно эффективней.

Появились и новые формы сотрудничества с рядом учреждений города. Так, например, начались хоздоговорные работы с КГТИ и НИИ льна. И не только это. Организовывались экскурсии школьников области в вычислительный центр, где располагалась УРАЛ-2, началось обучение работе на ЭВМ преподавателей и сотрудников института.

В нашем мире все течет, все изменяется. Особенно это касается образцов электронно-вычислительной техники: оглянуться не успеешь, как один тип ЭВМ устаревает и наступает необходимость его замены. Прослужив, как говорится, верой и правдой несколько лет, УРАЛ-2 выработала все технические и моральные ресурсы. Начались поиски ЭВМ второго поколения. Одним из энтузиастов этого дела опять был Воронин. Не уморили его тяготы и морока при доставке УРАЛ-2. Что там говорить, упрям, хваткий на дело был Воронин, если уж брался за работу, не разводил пространные рассуждения, а доводил ее до конца. Совместно с Е.А. Макаровым и А.П. Заморошкиным опять была найдена в одном из учреждений Москвы, списываемая машина второго поколения БЭСМ-222 и доставлена в Кострому.

Второй раз я встретился с Геннадием Ивановичем во время зачета по вычислительной математике, будучи уже старшекурсником. Мне была поставлена задача решить систему шести линейных уравнений с шестью неизвестными, используя ЭВМ. В вычислительный центр были очереди студентов, поскольку в отведенное время многие не успевали подготовить на перфокартах программу - не хватало практических навыков работы.

Помню, как в специально отведенное "машинное" время, испытывал программу. Сначала она давала сбои. После долгих усилий были получены, наконец, результаты. На этот зачет я шел, испытывая определенное волнение. Геннадий Иванович уточнил номер задачи, достал толстую тетрадь, сверил полученный ответ с записанными в столбик шестью числами. "Сейчас отправит за дверь", - пронеслось в голове. К счастью, мои прогнозы не оправдались. Геннадий Иванович закрыл тетрадь, не спеша поправил рукой курчавые волосы, попросил объяснить, составленный алгоритм. 'Таз просит пояснить решение, значит пока все нормально". Я бойко объяснил алгоритм решения задачи. Геннадий Иванович, написал в зачетной книжке "зачтено", неожиданно глянул мне в глаза, спросил: "Как поживает Поназыревский район?" Я опешил. Прошло уже больше трех лет после собеседования, а он помнит! "Нормально!" - коротко ответил я, и мы расстались.

В 1974 году после службы в рядах Советской Армии я был приглашен А.Н. Гусевым на кафедру математического анализа в качестве ассистента. Прямо с Дальнего Востока, где проходила служба, в декабре прибыл на работу.

В это время Г.И. Воронин преподавал курс вычислительной математики и программирования. Однажды он пригласил меня в Вычислительный центр, предложил участвовать в хоздоговорных работах. Я, не колеблясь, согласился, поскольку имел интерес к работе на ЭВМ. Сразу же включился в дело. С Ворониным мы составляли довольно сложные программы для решения вычислительных задач, поступавших из различных организаций и учреждений. Многому я научился у него в искусстве программирования. Часами приходилось придумывать вычислительные алгоритмы, запускать программу, тестировать результаты. Приобретенные в этот период времени навыки работы на ЭВМ здорово помогли позднее в преподавании информатики, чем особенно благодарен Воронину.

В 1985 году в школьный курс был введен новый предмет "Основы информатики и вычислительной техники" (кратко ОИВТ).

Учителя были совершенно неподготовлены к его преподаванию. Обстановка была, я бы сказал, трагикомической: компьютеров в школе нет, учебников - тоже, специалистов "раз, два и обчелся", а в сентябре надо начинать преподавание нового предмета. Подавляющее большинство учителей имели о информатике, мягко говоря, туманное представление. Всеми правдами и неправдами учителя математики и физики, именно на их плечи "упал" новый предмет, открещивались от него. Дело доходило до конфликтных ситуаций. Для Воронина это был пройденный этап. Как никто другой он понимал сложность ситуации и одним из первых предложил свою помощь. Совместно с В.А. Низовым и Р.Г. Женодаровым Г.И. Воронин вывел многих учителей из "полушокового" состояния, обучая их азам информатики в течение нескольких месяцев кряду. Воронин неустанно читал лекции по "Основам информатики и вычислительной техники" в ИУУ, был одним из первых авторов методических пособий по программированию, предназначенных для студентов физмата и учителей информатики области.

Я часто ездил с Геннадием Ивановичем по школам Костромы и области. Наблюдал, как уважительно относились к нему учителя: его помнили как декана, как математика, как программиста, как председателя месткома КГПИ и просто как хорошего человека. С каждым из учителей Воронин беседовал, давал советы, настраивал на работу.

В восьмидесятых годах в ряде педвузов страны открылись кафедры информатики. И это не случайно. Ежегодно увеличивался объем часов по вычислительной технике и информатике. В связи с включением ОИВТ в школьный курс в КГПИ приступили к подготовке учителей информатики. Назрела необходимость открытия кафедры информатики и в нашем педвузе. Посоветовавшись с Г.И. Ворониным, В.А. Низовым и С.Б. Козыревым, я изложил планы открытия кафедры информатики В.С. Панину, работавшему тогда ректором КГПИ. В.С. Панин наш план одобрил. В октябре 1988 года в КГПИ им. Н.А. Некрасова открылась кафедра информатики, вычислительной математики и ТСО, членами которой стали шесть преподавателей. Самым опытным из них был Воронин.

Претворяя идеи Г.И. Воронина о необходимости информатизации образования в области, в 1997 году на физико-математическом факультете была открыта специальность "Информатика". Открывали ее мы уже без Геннадия Ивановича, но уверен, будь он с нами, обязательно бы оказался инициатором и активным участником этого важного дела.

Воронин был требователен к себе и окружающим людям. Говорил всегда вслух то, что думает. Характер у него был сложный, бойцовский, может быть где-то даже резковат. Желающих сразиться с ним в открытую практически не было. Следует отметить, что Воронин никогда не прятался за чью-то спину, если надо было держал удар сам. Мог Воронин и хлопнуть дверью, когда вопрос, касающийся важного дела, шел в разрез с его принципами.

Не могу не отметить, что любое дело Воронин выполнял не спеша, основательно. Припоминаю случай, когда в зимний период он попал в аварию на своем жигуленке, здорово помял переднее крыло. Я думал, что без станции техобслуживания Воронину не обойтись. Но где-то месяца через два случайно зашел к нему в гараж, удивился - на крыле ни единой вмятины! Я спросил: "Кто помог?" Геннадий Иванович ухмыльнулся, показал на груду деревянных палочек и болванок, валявшихся в углу гаража, коротко сказал: "Они".

Был Воронин прекрасным садоводом. На его даче в Прибрежном росли огромные кусты смородины, малины, радовали глаз большие плантации клубники. Плодоносили яблони, вишни, в теплицах росли помидоры и огурцы. Однажды Воронин пригласил меня на дачу. Мы выпили по стопочке, закусили солеными помидорами. Какие вкусные были помидоры!

Любил Геннадий Иванович делать приятное людям. Запомнился такой случай. Работая вместе, часто рассказывал я Воронину об охотах с гончими в Поназыревских лесах. Люблю я эту породу собак несказанно за их неутомимость в работе, преданность хозяину, музыку гона, красоту. Однажды сказал, что с удовольствием бы купил щенка гончей. Воронин не придал моей реплике значения, как мне тогда показалось. Однако я ошибся. Неожиданно он предложил поехать под Кострому в деревню к его другу. Кстати сказать, друзей у него было много и хороших, настоящих друзей! Я поинтересовался: "Зачем?" "Там узнаешь", - хитро прищурив глаза, сказал Воронин. Мы сели и поехали на его белом жигуленке. Когда прибыли к другу Воронина, Николаю, (не помню его фамилии) я удивился, увидев чистокровных щенков "Русской гончей". Николай предложил мне купить собачку за невысокую плату. Я с радостью согласился. Воронин с ухмылкой наблюдал, как я выбираю щенка, потом поздравил с покупкой. Из щенка, которого в присутствии Воронина я назвал "Вьюга", потом выросла большая рыжая с белым ошейником красивая собака. Сотни километров исходили мы с ней по лесам, полям и болотам.

Был Воронин и прекрасным рыбаком, но об этом рассказ позже.

На нашей кафедре хранится маленький портрет Геннадия Ивановича. Этот портрет является символом доброты, самоотверженной, бескорыстной работы.

 

Валерий Секованов. Время и люди

Валерий Секованов. Дружба (О Г.И.Воронине и И.И.Смоловике)

 

Главная страница сайта

Страницы наших друзей

 

Последнее изменение страницы 10 Nov 2024 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: