Страницы авторов "Тёмного леса"
Литературный Кисловодск и окрестности
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
По долгу службы мне часто приходится бывать в отдаленных школах области. Однажды, забравшись в "глубинку", зашел в местную школу познакомиться с уровнем преподавания информатики. Приехал неудачно, в школе было пустынно, учителя бастовали. Я поднялся на второй этаж, надеясь кого-нибудь найти в компьютерном классе. Увы - кабинет информатики оказался на замке. Я уже направился к выходу, как вдруг услышал музыку, раздающуюся с противоположной стороны длинного коридора. Непроизвольно развернувшись, пошел на ласкающий ухо звук. "В медвежьем углу на скрипке играют. Вот это да!" Подойдя к кабинету, остановился, заслушался красивым звучанием музыкального инструмента. Скрипка то замирала, то пронзительно взрывалась, наполняя пустынный коридор жизненной силой.
Минут через десять наступила тишина, я приоткрыл дверь. В небольшой комнатке на стуле сидела красивая женщина средних лет, в левой руке она держала скрипку,а в правой - смычок. Окружив ее плотным колечком, стояли четыре девочки и три мальчика, каждому из них можно было дать лет по тринадцать-четырнадцать. Я зашел в класс. Увидев незваного гостя, женщина улыбнулась, положив скрипку на стол, встала, сделала несколько шагов по направлению к двери, поздоровалась. Я ответил на приветствие, извинился за внезапное вторжение. Женщина сказала, что ничего страшного в этом нет, мы разговорились.
Оказалось, что она закончила КГПИ и уже много лет преподает математику и физику в школе. На мой вопрос: 'Где Вы научились играть на скрипке?" Учительница еще раз улыбнулась, блеснув глазами, ответила: "На Физико-математическом факультете". Я присел на краешек парты, учительница - легко опустилась на старенький стул, мы продолжили беседу. Учительница рассказала, что до поступления в институт пробовала играть на скрипке, но этот инструмент казался ей мало интересным. На физмате "почувствовала к нему вкус", стала музицировать по линии ФОПРа, участвовала в смотре художественной самодеятельности. Учительница обвела взглядом, притихших учеников, сделала паузу, сказала, что душой музыкального образования на физико-математическом факультете был Игорь Иванович Смоловик, работавший, когда она училась, деканом. Помолчав с минуту, учительница добавила, что благодаря И.И. Смоловику сотни студентов приобщались к музыке, песне. Те кто считали, что это пустое занятие, мешает изучению математики и физики, глубоко ошибались. С ее слов я узнал, что учиться на факультете было интересно и воспоминания о студенческой жизни самые светлые.
Неожиданно учительница спросила: "Чем теперь занимаются студенты в свободное от занятий время?" Я ответил: "По-разному. Кто зарабатывает на жизнь, кто смотрит заграничные фильмы, кто танцует на дискотеках, кто штудирует науки." Наступила тишина, продолжавшаяся с минуту. Учительница оживилась, вспомнив, видимо, что-то очень для себя важное и дорогое, сказала: "Студенты уважали Игоря Ивановича, знали -не даст в обиду, всегда придет на помощь". Помолчав с минуту, женщина глянула в окно, дрожащим голосом добавила, что когда бывает в Костроме заезжает на могилу Игоря Ивановича и кланяется ей.
Я спросил: "Почему Вы в школе, коль учителя бастуют?" Учительница, почему-то опять глянув в окно, сказала: "Бастуют из-за невыплаты зарплаты, но не одним же хлебом насущным жив человек!?" Подумав немного, добавила: "Музыка помогает выжить!" Показав рукой на учеников, сказала, что у деток появилось большое желание учиться игре на скрипке. И ее святая обязанность помочь ученикам освоить замечательный инструмент. Опережая мой вопрос, учительница пояснила, что обучает детей бесплатно, поскольку, жители округи сами "без соли хлеб доедают". Она добавила, что работая с детьми, получает удовлетворение и это самая большая плата. Я не стал им мешать занятию музыкой, попрощался, вышел в коридор.
Игорь Иванович Смоловик приехал в Кострому, имея за плечами уже большой стаж научной и административной работы в Новокузнецком пединституте.
В двадцать девять лет он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. Вскоре получил ученое звание доцента, потом руководил научной работой аспирантов - пять его учеников успешно защитили кандидатские диссертации. Работал И.И. Смоловик и деканом физико-математического факультета Новокузнецкого пединститута, и проректором того же института.
Я увидел его первый раз в 1972 году, когда учился на третьем курсе физмата. По коридору корпуса "Б" чуть наклонившись вперед, неторопливо расхаживал невысокого росточка сухощавый мужчина лет сорока пяти с папиросой во рту. Движения его были уверены, неторопливы. Позднее я узнал, что этот человек, Игорь Иванович Смоловик, читает лекции по математическому анализу.
Через год я написал дипломную работу под научным руководством А.Н. Гусева по функциональному анализу. Перед защитой Гусев посоветовал обратиться за рецензией на диплом к И.И. Смоловику, работавшему тогда проректором по учебной работе в КГПИ, что я и сделал. Смоловик приветливо встретил меня в кабинете проректора словами: "Посмотрим, какую дипломную работу написал Ленинский стипендиат".
Вскоре мною был получен положительный отзыв на дипломную работу и пожелание Смоловика продолжить, начатую научную работу в аспирантуре.
После службы в рядах Советской Армии, я прибыл на кафедру математического анализа для работы в качестве ассистента в конце 1974 года. Армия только по телевизору смотрится в ярких тонах. В солдатской же шинели многое видится в сером цвете. Строевая и боевая подготовка мало способствовали повышению качества знаний по математике. Напротив, много теорем подзабылось под напором приморских ветров, зубрежки уставов и муштры ротных начальников. Я пытался и там совершенствовать знания по математике, прорабатывая основы дифференциальной геометрии в воскресные дни. Об этом кто-то донес начальству, о чем свидетельствовало неожиданное назначение меня в наряды по воскресеньям. Однажды старшина роты разоткровенничался: "Уставы надо читать, а не всякую хреновину!". Уставы я знал, поскольку никогда не обижался на память, но спорить в армии с начальством бесполезно. Занятия дифференциальной геометрией пришлось отложить.
Поэтому, прибыв на кафедру математического анализа, решил походить на лекции и семинары к ведущим преподавателям математики. С удовольствием слушал лекции Игоря Ивановича. Читал он ровно, не спеша, объяснял досконально. Казалось, слушай только и все поймешь. На лекциях Смоловик не заглядывал в шпаргалки. Все тонкости доказательства теоремы раскручивал у доски сам, демонстрируя студентам, как надо рассуждать при решении сложных задач. На экзамене же требовал понимания сути вопроса, зубрежку терпеть не мог. Необдуманные, пусть даже бойкие ответы, пресекал. Вообще он был противником скоропалительных решений, сам всегда сначала думал и учил этому других.
Второе возвращение на кафедру математического анализа КГПИ уже в качестве старшего преподавателя случилось у меня в 1981 году, когда закончил аспирантуру в МГПИ им. В.И. Ленина по специальности "Математический анализ". Смоловик в это время работал деканом физико-математического факультета.
Где-то через полгода после прибытия из аспирантуры он пригласил меня в кабинет, поинтересовался, как обустроился, как работается. Я сказал, что помаленьку привыкаю, нравится читать лекции и проводить семинарские занятия по любимому еще со студенческой скамьи "Математическому анализу". Что касается предмета, "Современные основы школьного курса математики", который свалился на меня, как снег на голову, то он порядком поднадоел.
Смоловик внимательно выслушал, несколько раз кивнул сверху вниз головой, снял очки, достал из пачки своего излюбленного "Беломора" папиросу, прикурил. Наступила тишина, нарушаемая стуком пишущей машинки в приемной деканата. Затянувшись несколько раз, Смоловик положил папиросу в пепельницу, глянул умными глазами мне в лицо, неожиданно сказал: "Предлагаю работать заместителем декана. Пойдешь?" Он пояснил, что работа сложная, ответственная, но интересная. Прищурив глаза, добавил, что это прекрасная школа для будущего декана - поработаешь годика три-четыре заместителем, а потом и к деканским обязанностям впору приступать.
От такой постановки вопроса я опешил. Опять в кабинете стало тихо. Смоловик не спеша прикурил успевшую уже потухнуть папиросу, ждал моей реакции на предложение. Я сказал, что работа в деканате действительно ответственна, занимает много времени, а у меня мало опыта и надо готовить к защите диссертацию. Смоловик молчал. Как никто умел он выдерживать паузы! Подавляя захлестнувшее волнение, я добавил, что вовсе не собираюсь стать деканом.
Выслушав, Смоловик, ухмыльнулся, сказал, что опыт дело наживное. Подумав, добавил, что даст возможность съездить на ФПК в МГПИ, для подготовки к защите диссертации. Докурив папиросу, пояснил, что меня все на факультете знают и помогут. Потом он быстро вскочил с кресла, заходил по кабинету, с упреком сказал, что если каждый будет открещиваться от тяжелой работы в деканате, то назначат на эту должность человека со стороны, ибо свято место пусто не бывает. Смоловик сел в кресло, вновь закурил (курил он очень часто), резко спросил: "И это по твоему решение вопроса?" Я молча слушал. Он вновь стал объяснять, что работать в деканате лучше человеку, который хорошо знает факультет, быт студентов.
Я прервал молчание, сказав что таких людей на факультете много. И каждый бы из них справился с работой ничуть не хуже. "Ты молодой, энергичный! В столице пять лет пребывал, новую струю вдохнешь в жизнь факультета", - молниеносно парировал возражение Смоловик. Он терпеливо стал аргументировать еще раз свое предложение. Умел убеждать Игорь Иванович. Поразмыслив, я согласился - вскоре началась наша совместная работа в деканате.
Надо сказать, что в доперестроечное время работа в деканате физико-математического факультета была очень трудна. Традиционно низкая успеваемость, обусловленная трудностью обучения на физмате, не давала высоких процентов. Мало того, даже плохая явка студентов на демонстрацию, не своевременно убранная, закрепленная за факультетом территория и т.д. могли обеспечить декану выговор. Приходилось отчитываться на партийных, профсоюзных собраниях, партбюро факультета и института, Совете факультета и института.
Смоловик принимал справедливые упреки о причинах низкой успеваемости. Но бывали моменты, когда необходимо было "давать сдачи" за высосанные из пальца претензии, связанные будь то с плохой успеваемостью или же дисциплиной на факультете. В таких случаях Смоловик не давал спуску. Начинал он свои выступления с аргументов, не спеша, а потом, словно взрывался. Обладая талантом оратора, "напрочь" захватывал слушателей, давал обидчикам достойный отпор. Остановить в этот момент его было практически невозможно. В открытую полемику вступить с Смоловиком решались редко, видимо, побаивались.
Справедливости ради следует сказать, что было и проще работать в деканате в доперестроечное время, поскольку тогда вовремя платили зарплату преподавателям, а стипендию - студентам, в столовой института были дешевые обеды. Можно было, набравшись смелости, выступить на одном из многочисленных больших собраний с критикой по любому вопросу. А сейчас? Сейчас времена изменились...
Следует отметить, что работа в деканате в любое время была и есть одна из самых тяжелых и ответственных в вузе. Декан как бы находится между наковальней и молотом - с одной стороны администрация вуза требует от него высокой успеваемости и крепкой дисциплины на факультете, то есть напоминает ему о своих обязанностях. С другой стороны студенты, сотрудники и преподаватели сетуют на загруженность в работе, плохие условия труда и т.д., напоминая ему о своих правах. Декан же остается бесправным, поскольку объявить выговор даже разгильдяю-студенту он может лишь с ведома администрации вуза. Абсурд да и только!
Самоотверженно борясь с неуспеваемостью, Смоловик придавал большое значение нравственному воспитанию студентов, считал, что оно тесно связано с искусством, культурой. Может быть, потому, что сам неплохо играл на мандолине?..
На факультете был создан ансамбль народных инструментов, работал танцевальный кружок. Обучались студенты и игре на скрипке. Гордостью факультета являлся хор. Позднее была создана театральная студия студентов. Приглашали на факультет и маститых артистов, музыкантов для общения с студенческой аудиторией.
И все это благодаря Смоловику. Он, неутомимо искал руководителей ансамблей, хора, театральной студии, убеждал всех физматовцев в важности приобщения студентов к искусству, культуре. И, надо сказать, это ему удалось, о чем свидетельствовали впечатляющие результаты. За время работы Игоря Ивановича деканом физико-математический факультет не опускался ниже второго места в смотре художественной самодеятельности. Физмат успешно конкурировал с факультетами гуманитарного профиля.
Несмотря на занятость, И.И. Смоловик обращал пристальное внимание на работу в научном плане. Ежегодно у него студенты защищали дипломные работы, связанные с применением идей прикладной математики. Он поддерживал тесные научные контакты с ведущими специалистами по теории упругости, постоянно писал научно-методические статьи. Количество его научных публикаций - около сорока. В деканате на краешке стола у Смоловика находились толстые учебники и монографии по теории упругости.
По отечески относился Игорь Иванович к студентам. В первую очередь старался помочь материально сиротам. Если студент не сдавал экзамен или зачет, будь то болезнь или пропуски занятий по уважительной причине, Смоловик приходил на помощь.
Вспоминается случай: у одного студента в общежитии умер ребенок. Студент позвонил Смоловику домой (дело было в воскресенье). Игорь Иванович, бросив все дела, незамедлительно приехал на машине, оказал всестороннюю помощь в похоронах.
Не бросал декан на произвол судьбы и студентов, убирающих урожай в глубине области. Бывали случаи, когда его красный жигуленок мелькал в Солигалическом, Чухломском или каком-то другом отдаленном районе, где работали студенты. Смоловика интересовало все: и быт, и отдых студентов. Если были проблемы, И.И. Смоловик решал их на месте незамедлительно.
Будучи человеком, как говорится, "заводным", Смоловик остывал быстро. Был случай, когда мы разошлись в мнении об организации и проведении дня открытых дверей на факультете. Выслушав меня, он вскипел, словно каменка, на которую плеснули воду. Я тоже ответил резковато. До конца рабочего дня мы не разговаривали. Уходя из деканата, я подумал, что размолвка надолго. Придя на следующий день утром на работу, увидел Смоловика, сидящим за столом в кабинете.
Он встал, прищурив глаза, глянул на меня сквозь очки так, что на лбу обозначилась глубокая морщина. Ну думаю сейчас будет вторая серия. Однако нет! Смоловик снял очки, не спеша вышел из-за стола, доброжелательно сказал: "Здравствуйте, Валерий Сергеевич." Я с готовностью ответил: "Здравствуйте, Игорь Иванович". И мы пожали друг другу руки.
Смоловик отдавал в своих словах отчет. Когда с защитой диссертации ситуация начала проясняться, он не раздумывая, хотя дел в деканате было невпроворот, отпустил меня на полгода в Москву. Никогда за время совместной работы не противился и поездке в родной Поназыревский район, зная что там живут мои родители, там мои корни.
По натуре будучи романтиком, во время отпуска Смоловик любил путешествовать. Однако позднее у него появился интерес к огородничеству. Он купил дачу, увлекся выращиванием клубники, огурцов, помидор и других культур.
Смоловик оказался прав. Много качеств, полезных в жизни, приобрел я будучи деканом факультета. Они и сейчас помогают жить и работать.
Валерий Секованов. Время и люди
Валерий Секованов. Дружба (О Г.И.Воронине и И.И.Смоловике)
Главная страница сайта
Последнее изменение страницы 10 Nov 2024