Страницы авторов "Тёмного леса"
Литературный Кисловодск и окрестности
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Сорок седьмой год работаю преподавателем математики в Костромском университете и каждый год во время отпуска выезжаю на малую Родину. На сотни километров раскинулась с запада на восток Костромская область. Люблю ездить по лесистым дорогам родной стороны. Конечной точкой моего путешествия всегда была и будет пока есть силы, деревня Луптюг, расположенная недалеко от границы с Кировской областью, В Луптюге я родился, провел детство и закончил школу.
Могилы родственников и дух учительской династии, основанной моим дедом, неудержимо влекут в Луптюг, словно незримая ниточка на малую родину тянет.
В 1888 году, мой дед Секованов Александр Павлович, основал в Луптюге школу, которая носила его имя. К сожалению, школа перестала функционировать после перестройки, когда деревни опустели и школьников не оказалось в округе... Около полувека проработал Александр Павлович в основанной и обустроенной им школе. И при царе и при советской власти учил он крестьянских детей. Не только добрую память оставил о себе дед, но и начало учительской династии положил. Крестьяне уважительно называли Александра Павловича "Светоносец", поскольку свет и тепло нес он людям. Частенько слышались во времена коллективизации угрюмые возгласы крестьян: "Нас Александр Павлович учил, чтобы добро в хозяйствах наших прибавить да повторить (умножить, прим. автора), а теперь говорят, что добро наше надо отнять да разделить".
Дело деда на ниве просвещения продолжили мои родители Секованов Сергей Александрович (проработавший 45 лет в Луптюжской школе) и Секованова Валентина Васильевна (проработавшая 46 лет в Луптюжской школе).
Я написал, выдержавшую два издания художественно-документальную повесть "Светоносец", рассказывающую о деде - Секованове Александре Павловиче, основавшем в 1888 году в деревне Луптюг Ветлужского уезда Костромской области (губернии) земскую школу.
Заслуживают внимания многие продолжатели учительской династии Сековановых. В данном повествовании остановлюсь на моих родителях Секованове Сергее Александровиче и Сековановой Валентине Васильевне.
Продолжил начинания Александра Павловича его сын Секованов Сергей Александрович, проработавший в основанной его отцом школе более сорока лет.
Секованов Сергей Александрович прожил трудную, яркую жизнь. Много трудностей он преодолел достойно.
Моему отцу, фронтовику и учителю, посвящаются эти строки. Война на судьбу Секованова Сергея Александровича наложила особый отпечаток. Хлебнул он горя, как во время войны, так и после ее окончания. Я не оговорился, что после войны мытарства отца не кончились, поскольку, сражаясь против фашистов в рядах 39 Армии Калининского фронта, летом 1942 года попал он в фашистский плен, что поставило его после освобождения из плена в разряд изгоев.
Не могу обойти стороной о полной драматизма дороге Секованова Сергея Александровича.
Отец мало рассказывал о сражениях в рядах 39 армии и ужасах концентрационных лагерей. Только ранняя седина, натертые деревянными колодками мозоли на ногах напоминали об ужасах войны и плена. "Совсем молодым стал Сергей белым, как лунь, - рассказывала мне бабушка, Секованова Анна Прокопьевна, проработавшая в Луптюжской школе 34 года. - Два раза писали с фронта, что Сергей без вести пропал, я уж и надежду стала терять. У Александра Павловича оба сына от первого брака (тоже учителя) погибли в империалистическую войну. Думала и Сергею уготовлена их участь. Слава Богу, дождалась сынка. Вот только плохо ему и после войны было - унижения, оскорбления испытал. Слава Богу - все вынес достойно".
Не скрою, что мне всегда хотелось узнать о ходе военных действий в районах городов Ржева - Вязьмы - Белого. Но желания долгие годы не исполнялись....
Я со школьной скамьи хорошо помню знаменательные победные военные действия Советской Армии в Великой Отечественной войне: битва под Москвой, сражение под Сталинградом, Битва за Ленинград, Курская дуга, Форсирование Днепра, операция Багратион, Взятие Берлина и др.
А о грандиозных сражениях, разыгравшихся в районах городов Ржева, Вязьмы, Белого, где с января 1942 года по март 1943 года шли ожесточенные бои, в течение многих лет имел весьма слабые познания, состоящие из разрозненных фактов. Дело в том, что долгие годы о сражениях в районе выше указанных городов информация была слишком скудной и многие факты тех драматических дней замалчивались. Советские войска понесли под Ржевом громадные потери, сопоставимые со Сталинградской битвой. "Почему умалчиваются сражения под Ржевом?" - не раз спрашивал я отца. Он только отмахивался руками. Я понимал, что отцу тяжело вспоминать о минувших днях, но тяга к истине тянула к изучению литературы и истории данного вопроса. Скупые строчки, характеризующие общие события тех дней, нашел в воспоминаниях полководцев Великой Отечественной войны, а развернутую картину военных действий под Ржевом - Вязьмой - Белым собирал и продолжаю собирать по крупицам. Меня всегда теребила мысль, что неслучайно Твардовский написал выдающееся стихотворение: "Я убит подо Ржевом". Это стихотворение о многом говорит, что не сказали в свое время ни политики, ни военачальники. Не могу не привести строк, от которых мурашки идут по телу, холодеет душа:
В девяностых годах стала появляться информация в прессе о боях под Ржевом, Вязьмой, Белым. Позднее были написаны статьи, книги, поставлены фильмы, проливающие свет на события тех дней. Приведу только некоторые из них: книга "Ржевская бойня" Светланы Герасимовой, книга Петра Михина "Артиллеристы, Сталин дал приказ!" Мы умирали, чтобы победить, повесть Вячеслава Кондратьева "Искупить кровью", по мотивам которой режиссером Игорем Копыловым был поставлен фильм "Ржев", фильм Алексея Пивоварова о Ржеве "Неизвестная битва Георгия Жукова", статья Татьяны Генераловой "39 Армия убитая и забытая", книга Сергея Михеенкова "Армия, которую предали". Трагедия 33-й армии генерала М.Г. Ефремова. 1941-1942 и другие.
Как уже отмечалось, мне всегда хотелось вникнуть в ход трагических событий, развернувшихся в районах городов Вязьмы, Ржева, Белого, и вот настали дни, когда ситуация начала проясняться.
Чтобы вникнуть в ход событий тех дней, думаю, сначала следует разобраться в задачах, которые, ставились верховным командованием к началу 1942 года. Приведу из книги "Дело всей жизни" маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского директивное письмо (с сокращениями, прим. автора) Верховного Главнокомандующего военным советам фронтов:
"После того как Красной Армии удалось достаточно измотать немецко-фашистские войска, она перешла в контрнаступление и погнала на запад немецких захватчиков....
Наша задача состоит в том, чтобы не дать немцам передышки, гнать их на запад без остановки, заставить их израсходовать свои резервы еще до весны, когда у нас будут новые большие резервы, а у немцев не будет больше резервов, и обеспечить, таким образом, полный разгром гитлеровских войск в 1942 году. Но для осуществления этой задачи необходимо, чтобы наши войска научились организовывать прорыв обороны противника, на всю ее глубину тем открыли дорогу для продвижения нашей пехоты, наших танков, нашей кавалерии.... Если наши войска не научатся быстро и основательно взламывать и прорывать оборонительную линию противника, наше продвижение вперед станет невозможным".
Военачальники стремились выполнить поставленные Сталиным задачи и наступали, попадая в жуткие ситуации. По словам одного военачальника: "У всех была шапка "набекрень!"
Действительно, когда немецкие войска зимой 1941 года были отброшены от Москвы более, чем на сто километров (а местами более, чем на 200) у военачальников появилась эйфория.
Возникает еще один вопрос: "Какова же была обстановка на центральном направлении фронта к началу 1942 года?"
В упомянутой выше книге маршала А.М. Василевского мы находим такие строки: "На центральном направлении мы глубоко охватили фашистскую группу армий на ее флангах. В середине же охвата возник удерживаемый немцами ржевско-вяземский плацдарм. Несколько раз пересекали оборону плацдарма с боями советские корпуса и целые армии, уходящие во вражеский тыл. Но за ними опять проход закрывался, из-за чего те, кто пробился в тыл противника, попадали в окружение (ниже мы приведем два таких примера, прим. автора).... Фашисты несли огромные потери, однако удерживали плацдарм".
Мой отец воевал с фашистами именно на этом плацдарме и я не могу обойти трагические события сорок второго года, которые развернулись в районе городов Вязьмы, Ржева, Белого. Исследователи отмечают, что осуществленная силами Калининского и Западного фронтов Ржевско-Вяземская операция стала одной из самых кровопролитных в истории Великой Отечественной войны.
Важную роль в Ржевско-Вяземском наступлении сыграла 33-я армия под командованием генерал-лейтенанта Михаила Григорьевича Ефремова. История ее трагична. Наступая на Вязьму по приказу командования, армия истощила свои силы и нуждалась в пополнении. В результате мощных контрударов противника 33 армия была вынуждена перейти к обороне.
Воины 33 Армии храбро сражались и нанесли огромный урон противнику. Однако измотанная боями и голодом 33 Армия попала в окружение и погибла в апреле 1942 года. Командующий 33 Армией генерал Ефремов, получивший несколько ранений, до конца оставался с солдатами, не улетел из окруженной Армии на предоставленном ему самолете и сполна выполнил свой воинский долг.
Ефремов организовал выход из окружения, но силы были неравны и выйти из окружения не удалось. Поняв безвыходность сложившегося положения, Ефремов не пожелал сдаваться в плен и застрелился.
Вот как описывают данную трагически завершившуюся операцию советские военачальники.
Маршал Георгий Константинович Жуков в книге "Воспоминания и размышления" пишет: "По просьбе генералов П.А. Белова и М.Г. Ефремова командование фронта разрешило им выводить войска на соединение с нашими главными силами. При этом было строго указано выходить из района Вязьмы через партизанские районы, лесами, в общем направлении на Киров, где 10-й армией будет подготовлен прорыв обороны....
Генерал-лейтенант М.Г. Ефремов, считая, что этот путь слишком длинен для его утомленной группы, обратился непосредственно в Генштаб по радио с просьбой разрешить ему прорваться по кратчайшему пути - через реку Угру.
Мне тут же позвонил И.В. Сталин и спросил, согласен ли я с предложением Ефремова. Я ответил категорическим отказом. Но Верховный сказал, что Ефремов опытный командарм и что надо согласиться с ним. Ставка приказала организовать встречный удар силами фронта. Такой удар был подготовлен и осуществлен 43 армией, однако удара со стороны группы генерала М.Г. Ефремова не последовало.
Как выяснилось позже, немцы обнаружили отряд при движении к реке Угре и разбили его. Командарм М.Г. Ефремов, дравшийся как настоящий герой, был тяжело ранен, и, не желая попасть в руки врага, застрелился. Так закончилась жизнь талантливого и храбрейшего военачальника, вместе с которым погибла и значительная часть героических воинов его группы".
Маршал Александр Михайлович Василевский в книге "Дело всей жизни" пишет: "Командующий 33-армией генерал-лейтенант М.Г. Ефремов вел свою армию на запад в районе Турусы. Здесь он родился. Это был боевой, опытный генерал. Еще в 20 - 30-е годы Михаил Григорьевич возглавлял войска 12-го стрелкового корпуса, Забайкальского, Орловского и Закавказского военных округов, был заместителем генерального инспектора пехоты РККА. В первые месяцы войны он руководил и фронтом, и армиями; это был человек большой воли. Попав в окружение, мужественный воин предпочел смерть плену и покончил с собой".
Не могу не отметить, что немецкое командование оценило геройский подвиг Командарма. У могилы построили солдат вермахта. Немецкий офицер обратился к солдатам: "Сражайтесь за Германию так, как сражался Ефремов за Россию!". Настоящий героизм ценят и враги!
Та же участь, что и 33 Армию, постигла и 39 Армию, в которой сражался мой отец.
В книге Г.К. Жукова находим следующие скупые строки: "...39-я и 29-я армии Калининского фронта медленно продвигались западнее Ржева. Войска левого крыла Калининского фронта успеха не имели, так как перед ними была сильная оборона...".
Г.К. Жуков вспоминал: "В начале июля мне позвонил И.В. Сталин и спросил, известно ли мне, что немецкие войска прорвали оборону Калининского фронта и отрезали войска 39-й армии. Я ответил, что обстановка мне известна из данных Генерального штаба. "Надо принять меры, чтобы 39-я армия не оказалась в тяжелом положении", - сказал И.В. Сталин. Я ответил, что Калининский фронт мне не подчинен. Он находится в прямом подчинении Ставки. И.В. Сталин на это ничего не ответил, видимо, забыв, что главное командование Западного направления было упразднено его же директивой. Он продолжал: "Созвонитесь с Коневым, я дам ему указание".
Как отмечалось выше, я старался найти информацию о боях 39 Армии, но она замалчивалась в прессе. В Интернет-источниках говорится, что 22 декабря 1941 года 39 армия была включена в состав Калининского фронта. Участвовала в Калининской фронтовой наступательной операции (10 октября - 4 декабря), к концу которой вышла в район северо-западнее Ржева. Ударом из этого района в ходе Ржевско-Вяземской стратегической операции (8 января - 20 апреля) прорвала оборону противника на узком участке и, развивая наступление на Сычевку, обеспечила ввод в прорыв 11-го кавалерийского корпуса. К концу января 1942 г. ее войска вышли к железной дороге Вязьма - Смоленск севернее Ярцева, где встретили упорное сопротивление войск противника. В начале февраля противник встречными ударами из районов Ржева и других районов перерезал узкий коридор, образованный войсками армии в его обороне западнее Ржева. Немцы начали операцию "Зейдлиц", нацеленную на уничтожение 39 армии и 11 кавалерийского корпуса. Находясь под угрозой полного окружения северо-западнее Вязьмы, армия в феврале-июне вела упорные бои с противником, сковывая его значительные силы. В июле противник перерезал все коммуникации и полностью ее окружил.
Так же как и в 33 армию прибыл самолет для эвакуации командного состава 39 армии (такой метод практиковался). Раненый в ногу командарм И.И. Маслеников, оставил вместо себя командующим заместителя - генерала И.А. Богданова и покинул 39 армию. Позднее при выходе из окружения генерал И.А. Богданов был смертельно ранен.
Однако и в полном окружении бойцы 39 армии и 11 кавалерийского корпуса геройски сражались с немецкими захватчиками, ломали заградительные барьеры врага и сковывали войска противника.
Официальная советская историография писала об этой операции мало. В 12-томной "Истории второй мировой войны" написано следующее: "Гитлеровское командование предприняло также в полосе группы армий "Центр" частную наступательную операцию "Зейдлиц" с целью отвлечь резервы Советской Армии и улучшить оперативное положение своих войск. Она была начата 2 июля 9-й немецкой армией против 39-й армии Калининского фронта, занимавшей выступ в районе города Белый. Противник нанес удар по самой узкой части коридора, связывавшего эту армию с основными силами фронта. В итоге врагу удалось прорвать оборону армии, перерезать коммуникации и окружить ее соединения. Более трех недель продолжалась мужественная борьба воинов 39-й армии, стремившихся вырваться из вражеского кольца".
А вот как описывает немецкий автор Г. Букзайн хронику только одного июльского дня 1942 года.
"Прямо из леса, из встающего от земли тумана с запада на расстоянии броска ручной гранаты приблизилась вражеская пехота. Красноармейцы поднимались и мчались на немецкие позиции с криком "Ура!". Началась рукопашная от места прорыва и до шоссе. Стреляли немецкие минометы, пулеметы, артиллерия била прямой наводкой. После того, как все внимание было направлено на север, из леса на южной стороне дороги, из котла без крика выдвинулся на рубеж атаки на немецкие позиции клин окруженных частей. Бесшумно в сгущающейся темноте немецкие посты были уничтожены холодным оружием. Они и лежали потом на этих местах в 30 м от дороги. Два тяжелых немецких орудия повернулись на 180 градусов и стали бить прямой наводкой по врагу на окраине леса. С фланга, с запада стрелял тяжелый немецкий миномет. Окруженные уже подтащили на шоссе 45 мм противотанковую пушку и стреляли по немецким орудиям. Атакующие шли одновременно с севера и юга. Залпы артиллерии, удары минометов, свистящие выстрелы пехотного оружия, взрывы, грохот пулеметов и лающие выстрелы танков создавали шум боя, в котором раздавались крики и стоны раненых с обеих сторон. Происходившее было "частью ада"".
Такие события разворачивались почти каждый июльский день 1942 года. Передо мной открылась следующая картина:
Не поэтому ли мой отец отмалчивался от воспоминаний о событиях тех страшных дней. Только иногда по настоятельной моей просьбе он, все-таки, давал скупые комментарии к событиям тех дней. Видимо, не хотел вспоминать муки ада, которые обрушились на него - двадцатилетнего старшего лейтенанта, командира батареи....
Меня могут упрекнуть, что не только в рядах 33 и 39 армиях было тяжело переносить ужасы войны. Не только эти армии были окружены и погибли. Согласен, что везде было тяжело на фронте. Однако о многих сражениях мы узнали при изучении истории в школе. Переживали и гордились Советскими Воинами. А как же быть с замалчиваемыми десятилетиями исторической литературой вопросами, связанными с грандиозными сражениями, которые полыхали длительное время под городами Ржев, Вязьма, Белый? Там также геройски сражались Советские Воины. Нужно восстанавливать хронику тех дней и доводить истину до читателя. Целиком поддерживаю авторов, которые пытаются восстановить справедливость и истинные события 1942-1943 годов под Ржевом, Вязьмой и Белым.
Вероятно, именно из-за ошибок высшего командования, которые привели к таким трагическим последствиям, судьбы 33-й и 39-й армий и были забыты военными историками на долгие десятилетия.
Причиной гибели 33 и 39 армий, видимо, стала недооценка сил противника, причем не только командующими Западным фронтом Жуковым и командующим Калининским фронтом Коневым, но и Ставкой, которая рассчитывала без должной подготовки разгромить ослабевшие, как им тогда казалось, немецкие войска прежде, чем они сумеют перебросить резервы.
Вернемся вновь к судьбе моего отца.
Родился Секованов Сергей Александрович в 1922 году в с. Архангельское, расположенном в километре от Луптюга. После успешного окончания Луптюжской школы уехал Сережа в Шарью, где продолжил образование в средней школе. В этот период обрушился на него первый удар - умер Александр Павлович. Тяжело переживал Сережа смерть отца, отдававшего все силы школе. Образцом для подражания был для него Александр Павлович. Он учил сына никогда не унывать. С удвоенным старанием стал Сережа изучать предметы и решать задачи. Особый интерес проявлял к математике. Прилежание, ясный ум дали плоды. Закончил Шарьинскую среднюю школу "на отлично", получил почетную грамоту (золотых медалей в то время не давали).
После окончания средней школы он был принят на отделение математики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Читали лекции в МГУ выдающиеся ученые. Трудно было учиться Сергею, но интересно. Порой до глубокой ночи увлеченно решал математические задачи. Дискуссии и споры с товарищами по различным вопросам математических дисциплин часами продолжались, что создавало благодатную почву для творчества. Все шло хорошо, перед Сергеем открывались широкие перспективы научной работы. Но в мире запахло порохом. Фашистские войска оккупировали Польшу и вышли к границам СССР. В июне 1941 года немцы вероломно напали на нашу страну.
Со второго курса университета уехал Сергей в Уфимское артиллерийское училище на ускоренные военные курсы, где сразу с головой окунулся в военное дело. Тяжеловато приходилось от университетских занятий переходить к боевой подготовке. По рассказам отца, старшина, муштровавший курсантов, когда они холили коней, покрикивал: "Здесь не университет, здесь думать надо!" Быстро прошла ускоренная подготовка. Через полгода получил Сергей звание лейтенанта и был командирован в 39 армию, которая сражалась в составе Калининского фронта. Получив должность командира батареи, принял участие в боях. Каждый день фашисты бомбили наши позиции с воздуха и обстреливали из орудий. Часто после артобстрела и бомбежки немецкая пехота наступала на наши позиции под прикрытием танков. Полгода батарея под командованием сначала лейтенанта, а потом старшего лейтенанта Секованова била по фашистам.
В одном из особенно тяжелых боев были повреждены все четыре орудия. Защищаться от танков стало нечем. Кругом все горело, рвались снаряды. Получив контузию, Сергей попал в плен.
Несколько дней голодом морили военнопленных враги. Потом погрузили в эшелон и под усиленной охраной увезли в глубину Германии, убежать откуда было невозможно. Не в одном лагере пришлось побывать Сергею. На грани голодной смерти бывал, но держался. Болел тяжело - думал, что конец, но хорошие товарищи рядом были, не дали умереть. И он помогал узникам лагерей, чем мог: ослабевшим "пайку" свою отдавал. Кроме неволи тяготила Сергея дума о матери. Он понимал, что мать не знает, где находится сын и ночами не спит, плачет.
Последним оказался для Сергея лагерь для военнопленных в городе Штутгарте, расположенном на юге Германии. В конце войны каждый день бомбили Штутгарт англо-американские самолеты. Лагеря военнопленных летчики не трогали, старательно обходили стороной. А военные заводы и коммуникации фашистов бомбили ожесточенно. Не забыли, видимо, американцы разбои фашистов на море, а англичане - бомбардировки Лондона. Когда приближалась англо-американская авиация к Штутгарту, толпами бежали немцы под прикрытия стен лагеря. По силе артналетов и бомбежек чувствовали узники плена, что скоро придет фашистам конец. Свобода наступила в апреле 1945 года, когда американцы вошли в Штутгарт.
Иногда по моей настойчивой просьбе отец кратко рассказывал об ужасах плена. По его словам, была возможность у бывших узников плена остаться на Западе. Союзники не возражали, зная, что сказал по поводу военнопленных Сталин. Но Родина дороже всего. Достойно перенес ужасы плена Секованов Сергей Александрович, не раздумывая, решил возвращаться домой.
Хорошо жилось бывшим военнопленным на территории, занятой союзниками, щедро делившимися и продуктами, и одеждой. Только до поры до времени продолжалась такая жизнь. Ситуация изменилась, когда передали союзники бывших узников плена, которые захотели вернуться домой, войскам Советской Армии.
Опять начались муки. Только теперь свои устраивали допросы. Следователь спрашивал сухо и жестко: "Как попал в плен? Почему не застрелился?" "Сотрудничал ли с немцами?" Опять унижение и голод обрушились на Сергея. Только теперь было обидно вдвойне. Раньше мучили враги, а теперь - свои. Сергей терпеливо, аргументировано объяснял следователю все детали своего пленения. Наконец допросы прекратились. Бывших военнопленных погрузили в товарные вагоны и отправили в СССР для прохождения новой фильтрации. Опять допросы, опять камера. Ох, и тяжелые времена пережил в то время Сергей Александрович! По всей стране шло массовое гуляние, связанное с победой, а он, как многие тысячи бывших военнопленных, продолжал испытывать мытарства в своем государстве. Если бы за спиной какого-то бывшего узника плена была измена или предательство, то он наверняка уехал бы, например, в Южную Америку или Австралию. Но те из бывших военнопленных, которые решили вернуться домой к женам, детям, родителям и любимым, знали, что за ними нет преступных деяний и думали, что государство их не отвергнет. Эти люди, пройдя горнило ада, остались верны Родине. Измученные, но несломленные они возвратились в СССР. Однако власти считали, что надо продлить их мытарства. Но разве виноваты бывшие узники плена в том, что не бросились на вражеский танк с пистолетом или винтовкой в руках?! Разве виноваты бывшие военнопленные, что попали в неволю без сознания или получив контузию?! Почему такая несправедливость? Как можно руководствоваться бесчеловечной установкой, что если воин был в плену - значит он враг!? Причем не только высокие чины пользовались бесчеловечным правилом, но иногда и люди (слава Богу таких единицы), знавшие человека, побывавшего в плену. Может быть, эти люди хотели выслужиться перед начальством, которое закрывало глаза на унижение бывшего узника плена? Не знаю. Не хочется в это верить, но оскорбления отца продолжались и после войны. С пронзительной остротой чувствую нанесенные ему обиды.
Проверки, проведенные органами НКВД, не обнаружили ничего, что могло бы дать основания, лет на десять, "припаять срок" Секованову Сергею Александровичу. Допросы поутихли. Следователи стали помягче. И вот долгожданная свобода наступила - в декабре 1945 года вернулся Сергей домой. Но и при возвращении домой проявился отпечаток плена. Одиноким в обществе оказался Сергей Александрович. "Что делать дальше?" Возвращаться в Московский университет бессмысленно - бывшего военнопленного не восстановят. "Пойду по стопам отца", - решил Сергей и устроился учителем в Луптюжскую школу. По воле божьей познакомился в школе Сергей Александрович с учительницей русского языка и литературы Костровой Валентиной Васильевной. Она с пониманием отнеслась к его трагичной судьбе, поскольку сама сполна хлебнула горя. Вскоре Сергей Александрович и Валентина Васильевна поженились. Ни кола, ни двора не было у молодоженов. Но желание учить детей было у каждого из них страстным. Учителя Сековановы равнялись на "Светоносца", Александра Павловича, которого с благодарностью вспоминали жители Луптюга и окрестных деревень. Часто ходили учителя Сековановы, то к заболевшим ученикам, то к родителям, дети которых не посещали школу. Некоторые деревни и починки находились от Луптюга в 10-15 километрах. Летом пешком, а зимой на лыжах добирались до отдаленных селений молодые учителя.
Школьные дела отнимали много сил. И работа по хозяйству требовала немалых усилий. От Александра Павловича перешла к Сековановым привычка держать корову. Бывало, за десятки километров ходили косить траву учителя Сековановы, но не продавали корову, поскольку понимали, что на селе корова - кормилица.
Жизнь молодых учителей потихоньку налаживалась. Наступила Хрущевская оттепель, жить стало легче и репрессированным, и бывшим узникам плена. Учительская зарплата и домашнее хозяйство позволили скопить Сековановым небольшие деньги. Подумав, решили родители съездить в Москву за покупками. Взяли с собой и меня. В Москве, пошли в ЦУМ. Долго бродили по огромному зданию, присматривали одежду мне и брату к началу учебного года. От усталости я еле передвигал ноги, плелся потихоньку за родителями. Неожиданно раздался громкий возглас: "Сергей!". Я испугался, подбежал к матери, стал озираться по сторонам, увидел бегущего по крутой лестнице высокого мужчину, размахивающего на ходу руками. Отец оживился, тоже махнул рукой, как школьник, побежал навстречу. Я прижался к матери, стоявшей, как мне показалось, в растерянности среди проходивших мимо людей. Отец и незнакомый мужчина встретились у основания лестницы, не говоря ни слова, крепко обнялись. Люди проходили мимо, останавливались, изумленно смотрели на обнявшихся мужчин. Мы с матерью тихонько подошли к основанию лестницы. Посмотрев на отца и незнакомого человека, я увидел на их глазах слезы, тихо спросил:
- Мама, отчего они плачут?
- От горя, сынок.
Мне стало до боли, жаль и отца, и незнакомого человека. Неожиданно почувствовал, как по моим щекам потекли слезы. Это была встреча бывших узников плена. Мимолетная неожиданная встреча. Не обращая внимания на прохожих, они долго говорили, вспоминали ужас ада, который пришлось пережить в фашистских застенках. Часто потом вспоминал отец эту встречу.
Любил Сергей Александрович свой лесной край. На охоту хаживал. Но особенно нравилось ему собирать грибы. Места, где росли белые грибы, перешли к нему по наследству от Александра Павловича. А потом отец показал мне эти потаенные места в Клюкинской поскотине. Полные бельевые корзины белых грибов мы приносили из поскотины. Даже будучи на природе, отец чувствовал себя скованно. Однажды, когда мы переходили дорогу, ведущую в райцентр, он увидел вдали легковую машину, сделал резкое движение, скрылся в лесу. Я последовал за ним, когда догнал, спросил, почему он изменил маршрут. Отец молча показал еловым сучком на машину, пронесшуюся по дороге в клубах пыли. Позднее я понял, что, даже будучи в отпуске, отец опасался чиновника, проезжавшего на машине, который мог задать ему вопрос типа: "Почему не организуете прополку свеклы на совхозном поле?!". Неявно плен напоминал о себе - отец избегал непредвиденных встреч с чиновниками. А простых людей он уважал и любил. На сенокосе, в поле, во время политучебы часами оживленно беседовал с крестьянами, которые внимательно его слушали, задавали вопросы, рассуждали.
Нанесенные войной душевные раны стали помаленьку заживать. Тяга к знаниям у Сергея Александровича не угасала. Он поступил на заочное отделение физико-математического факультета Костромского пединститута. После окончания института Сергей Александрович был назначен на работу директором Луптюжской школы. Подолгу занимался физикой, математикой с учениками. Стали школьники Луптюжской школы участвовать в районных и областных олимпиадах по математике. Каждую осень организовывал работу школьников Сергей Александрович на полях близлежащих совхозов. Убирали лен, картошку копали. Ухаживали ученики за парком, посаженным у школы Александром Павловичем и жителями округи, цветы посадили у парадного входа. Чистый, прозрачный воздух благоухал у школы. Лекарственные травы собирали ученики с учителями, на пришкольном участке работали. В различных конкурсах и соревнованиях участвовали ученики Луптюжской школы.
Помимо школьных дел часто общался Сергей Александрович с населением окрестных деревень. Он слыл пропагандистом в округе. С удовольствием из разных деревень шли крестьяне в школу, клуб, чтобы послушать его интересные выступления то о международном положении, то о перспективах развития района и области. И сам Сергей Александрович не сидел на месте - частенько в отдаленные деревни с лекциями ходил.
За успехи, достигнутые в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, наградили Сергея Александровича знаком "Отличник народного просвещения".
Много задач пришлось решать Сергею Александровичу. С первых же дней работы директором стал подумывать о ремонте школы. Просил помощи у руководства района, директоров совхозов. Добился согласия. Ремонт был проведен, но через два года в классах опять стало холодно, крыша дала течь. "Надо строить новую школу!" - решил Сергей Александрович. Своих решений он не откладывал, а сразу же поехал к районному руководству. Первые переговоры успеха не принесли. Пришлось ждать. Волновал еще Сергея Александровича квартирный вопрос, поскольку учителя снимали квартиры в деревне. А потому большая текучка учительских кадров была налицо. Отработает, промается бедный учитель свои положенные два-три года и уезжает в город из Луптюжской школы, расположенной вдали от райцентра.
"Где взять деньги на строительство новой школы и строительство квартир для учителей?" С этой мыслью ложился и вставал Сергей Александрович. Требовал ремонта и интернат, без которого школа не могла в то время существовать, поскольку много детей из дальних деревень и починков учились.
Началась трудоемкая ежедневная работа. Не раз ездил Сергей Александрович с докладами в Роно и Облоно, не один чиновничий кабинет обошел! Долго об этом можно писать. И вот, наконец, разрешение на строительство школы и квартир для учителей получено. Прибыла бригада, и дело пошло. Все силы отдавал Сергей Александрович благоустройству Луптюжской школы. Долго шло строительство. Были случаи, когда грозили заморозить новостройку в связи с неперспективностью отдаленных деревень. Опять поездки в Кострому пришлось возобновить, доказывать, что школа будет жить, и строительство необходимо продолжить. Приезжали авторитетные комиссии, которые изучали состояние дел. Непросто было Сергею Александровичу убеждать чиновников разных рангов в необходимости строительства школы. Еще одна проблема - колодец старый в школьном участке, давно выкопан - надо менять сруб или тянуть нить водопровода. Наконец-то школа построена. Правда, не без изъянов строилось это здание. Не беда. Доводки поведутся в процессе эксплуатации школы. Так и было. Много еще недоделок было устранено хорошими мастерами.
Школа двухэтажная, отапливать ее дровами трудно - пора на центральное отопление переходить. Поэтому рядом с школой и котельная построена. А раз котельная построена, то водопровод нужен для подачи воды. Надо копать траншеи, добиваться поставки труб еще многого надо достичь Сергею Александровичу. И минуты свободной нет у директора школы.
Рядом с домом, где проживал Сергей Александрович, прошла нить водопровода. Не стал директор школы делать подводку воды в свой дом, постеснялся упреков и разговоров. На первом месте у него школа была. Потом Сергей Александрович бурил скважину около своего дома. Только несколько лет спустя стала поступать в его квартиру вода из водопровода.
Параллельно строительству школы шло строительство дома для учителей, обновлялась столовая для интерната. Много делалось дел, очень много. Несмотря на новостройки качество знаний учеников в Луптюжской школе стояло на первом месте. Регулярно работали кружки и факультативы по предметам. После окончания школы потянулись выпускники к продолжению своего образования. В престижные вузы стали поступать и заканчивать их успешно.
Не раз С.А. Секованов баллотировался на Заслуженного учителя РСФСР. Приходили отказы. "Дело не в титулах и наградах", - размышлял Сергей Александрович. Он продолжал все силы отдавать школе.
Наконец-то школа готова принять в свои стены учеников. Опять зачастили комиссии и проверки - все признали огромную работу, проделанную директором школы. Огромный вклад Секованова Сергея Александровича наконец-то был оценен. После очередного представления Сергей Александрович стал заслуженным учителем РСФСР.
Близился 1988 год. Стали приходить в Луптюжскую школу телеграммы и поздравления в связи со столетием школы. Не забывали бывшие ученики свою школу, не забыли своих учителей. В ноябре 1988 года с разных концов необъятной страны съехались выпускники. Десятки поздравительных телеграмм пришли в школу. Вместе с сестрой, Тихомировой Зоей Александровной, (проработавшей в Луптюжской школе не один десяток лет) открывал Сергей Александрович мемориальную доску на стенах школы.
Но годы дают знать о себе. Много сил и энергии отдано школе. Ученики учатся в новом здании, теперь можно отдохнуть. Сергей Александрович уходит с поста директора школы, продолжает работать учителем.
И после ухода на пенсию отец не сидел, сложа руки. Всю жизнь он работал и, будучи на пенсии, продолжал трудиться. Крепкое хозяйство вели Сергей Александрович и Валентина Васильевна: корова, теленок, поросенок, овцы, утки и куры имелись в хозяйстве. Не покупали они ни молока, ни мяса - сами производили! Летом сенокос сами справляли. Горжусь, что родители научили и меня держать в руках косу - каждое лето ставили сена три стога. Потом стали сено "крутить" в рулоны. Отец считал, что сено из стога лучше, чем из рулонов, и мы всегда пришкольный участок косили ручными косами.
Шли годы. Подорванное войной здоровье Сергея Александровича стало сдавать, но он никогда и никому не жаловался на свои боли, старался не обращать внимания на недуг. От лечения в больнице категорически отказался. Продолжал активно трудиться по хозяйству, в свободное время смотрел телевизор, читал газеты. Одним словом, мужественно держался. Вечерами, будучи уже тяжело больным, он ходил встречать из стада корову.
С сожалением приходится констатировать, что после перестройки, число детей резко сократилось, россияне попали в демографическую яму. Не обошла эта беда и Луптюжскую школу. По причине резкого сокращения численности учеников школа была закрыта. В это время отец не работал директором, но я помню печальную пелену, застилающую его глаза....
Шли годы. В 2004 году, получив приглашение принять участие в работе конференции, я позвонил отцу и спросил: ехать ли мне или командировку отложить. Я знал, что здоровье отца резко пошатнулось.... Как рассказала потом мать, отец с трудом подошел к телефону, собравшись с силами, твердо сказал: "Езжай, сын".
Достойно прожил свою жизнь Сергей Александрович. Много добрых дел сделал за свою жизнь, чем заслужил уважение и память людей.
23 февраля 2023 моей матери Сековановой Валентине Васильевне исполнилось сто лет. Почти половину жизни (46 лет) проработала она учителем русского языка и литературы в Луптюжской школе Поназыревского района Костромской области. Достойно продолжила Валентина Васильевна династию учителей, которую в 1888 году основал мой дед - Секованов Александр Павлович. Валентина Васильевна - учитель по призванию. Понимая мудрость народа, претворяла в жизнь русские поговорки: ученье - путь к уменью, жить - Родине служить. Работая учителем, классным руководителем, творчески подходила к подготовке и проведению уроков, воспитывала у школьников патриотизм. К учебным занятиям, контролю знаний школьников готовилась основательно - писала развернутые планы, тщательно проверяла контрольные работы, читала новые книги, засиживалась до полуночи.
К столетнему юбилею каждый человек относится в высшей степени уважительно. Отметим, что люди, достигшие столетнего рубежа, достойны и восторга и восхищения. Прожив век, они познали и радость, и горе, пережили немало потерь и потрясений.
Родилась мать 23 февраля 1923 года. Как уже отмечалось, сорок шесть лет проработала учителем русского языка и литературы в Луптюжской школе Поназыревского района Костромской области. Работала с азартом и огоньком. Уроки были интересны, и ученики через десятки лет после окончания школы, находясь за тысячи километров, часто писали письма, благодарили Валентину Васильевну за приобретенные знания и теплое к себе отношение. Не забывали любимую учительницу.
Начала работу на ниве просвещения Валентина Васильевна в 1945 году после окончания Костромского учительского института. В газете Районный вестник Поназыревского района от 23 февраля 2018 года Татьяна Вячеславовна Мешалкина после беседы с Валентиной Васильевной отмечает: "Класс молодой учительнице достался непростой. Это были взрослые ребята, мальчишки-переростки, почти мужчины, ростом выше своего классного руководителя. Во время войны им учиться не довелось, вот они и навёрстывали упущенное".
При обучении первоклашек Валентина Васильевна отмечала, что без знания букв нельзя научиться грамоте. Из букв слагаются слова. Например, слово Родина. Родина - место, где родился человек. Слово Родина складывается из букв Р, О, Д, И, Н, А. "Давайте хором произнесем это слово", - предложила Валентина Васильевна. "Родина", - послышалось со всех сторон.
Дальше учительница произнесла слово Мать и попросила учеников это слово повторить. Когда ученики выполнили просьбу, сказала, что Родина и Мать - самые дорогие сердцу человека слова. Оглядев притихших учеников, Валентина Васильевна сказала, что без Родины человек слаб и беззащитен, без матери человек - сирота.
Так началась работа Валентины Васильевны в школе. Потом один за другим полетели годы, наполненные благородным учительским трудом на Ниве просвещения. К каждому уроку готовилась Валентина Васильевна серьезно - писала развернутые планы, тщательно проверяла контрольные работы, придумывала темы для сочинений, с интересом читала книги. Часто засиживалась до полуночи, а в 4 часа утра поднималась доить корову. Я удивлялся откуда черпает она силы.
Будучи классным руководителем и работая в интернате, Валентина Васильевна постоянно держала связь с родителями учеников. Помнится, такой случай - в феврале из одной отдаленной деревни перестал посещать школу ученик. Тогда автобусы не ходили. Мать заволновалась и в воскресенье решила отправиться в деревню на лыжах. Будучи десятилетним мальчишкой, я напросился в попутчики. Выехали утром, пересекли поле, зашли на лесную просеку, медленно двинулись к деревне. Помню, как трудно было пробираться по заснеженному лесу, переходить лога и ручьи. Но мать, не сбавляя шага, шла впереди. Наконец добрались до деревни, сильно удивив хозяев дома. При беседе с родителями мать узнала, что ученик приболел, а сейчас идет на поправку и успокоилась. Попив чаю, мы покатили домой. Помню, как поскользнулся, упал и покатился в сугроб. Мать вытащила меня, протянув лыжную палку. Только к вечеру добрались мы до дома.
Помнится и такой случай - в августе перед началом занятий мать решила провести родительское собрание в Дараватке. Добраться туда можно только пешком. По моей просьбе мать взяла меня с собой. Вышли утром, пересекли поле, зашли на лесную дорогу, по мостику перешли речку и вышли на железную дорогу, по которой пошли к Дараватке.
При беседе с родителями мать рассказала, как учатся их дети и попросила, чтобы они оформляли учеников в интернат, поскольку ходить каждый день от дома до школы и обратно почти пятнадцать километров - далековато. Побеседовав с родителями и ответив на все вопросы, мы направились домой. Помнится, на обратном пути разразилась сильнейшая гроза. Мать знала, что прятаться под большими деревьями опасно, схватила меня за руку, потащила в мелкий ельник, где мы спрятались под молодой елкой. Кругом громыхало, на воле так потемнело, что, как говорится, невидно ни зги. Поднялся ураганный ветер, а ливень лил, как из ведра. Больше часа бушевала непогода. После грозы ливень перешел в мелкий дождь. Промокшие до нитки добрались мы до дома только к вечеру.
Главное качество Валентины Васильевны - любовь к детям. Помню, из одного починка перестал ходить в школу ученик, мать заволновалась, решила выяснить причину. Рано утром пошла в починок лесной дорогой, где запросто можно было встретиться с медведем. Постоянно поддерживала Валентина Васильевна контакт с родителями учеников, проводила в деревнях родительские собрания, помогала устраивать школьников в интернат.
Частенько приходили к Валентине Васильевне за советом жители Луптюга, Сенькина, Клюкина, Гудкова и других деревень. Каждого она внимательно выслушивала, старалась помочь.
Работая с учениками на уборке урожая, Валентина Васильевна обращала их внимание на красоты родного края, проводила беседы на краеведческие темы. Один за другим летели годы, наполненные благородным учительским трудом на Ниве просвещения. Все силы мать отдавала обучению и воспитанию школьников. Многие бывшие ученики писали ей благодарственные письма.
Активно занималась Валентина Васильевна и общественной работой - была секретарем, председателем избирательной комиссии, заведовала лекторской группой, руководила драматическим кружком и кружком художественного слова. На трудности никогда не жаловалась.
За праведный труд была награждена десятками почетных грамот, медалью "Ветеран Труда" и почетным знаком "Отличник просвещения".
Помимо работы в школе выполняла она и работу по хозяйству, в котором всегда имелась корова, поросенок, куры и овцы. Держали родители и овец, и гусей, и уток. Работа по хозяйству была трудна.
Особую тяжесть доставлял сенокос. Были времена, когда в округе главенствовали совхозы, все луга выкашивались и ренды для косьбы владельцам коров определяли на лесных полянах, километрах в десяти от деревни, куда можно было попасть лишь пешком. В дождливое лето недели две не могли сметать стога на ренде. Всякое случалось. Придешь, бывало, на сенокос, растрясешь кучи в валки. А тут туча набежит и замочит сено. Обратно приходится топать - день потерян. А таких дней немало бывало. Около месяца порой не могли сметать стога на ренде. А коровушку все равно держали.
Мать рассказывала, как идя однажды на ренду, повстречалась с медведем. Не побежала, выстояла, и зверь ушел. Не бросали родители ренду, метали там в стога сено. Несмотря ни на что коровушку держали.
Приходилось Валентине Васильевне и стадо пасти. Эта работа требовала также больших усилий. Кругом засевались поля овсом, рожью, ячменем и пшеницей. Коровушки стремились убежать на поля, и пастухам приходилось постоянно быть настороже.
Даже в возрасте 82 лет в деревне Луптюг у матери была корова. Только после долгих уговоров согласилась расстаться с кормилицей, так ласково называла она коровушку.
Много жизненных передряг выпало на плечи Валентины Васильевны, ох как много! И военное лихолетье, и голодные годы, и похороны близких людей - мужа и сына. Тяжело переживая утраты, мать все перенесла, не опустила руки, продолжала полноценно жить, помогать детям и внукам.
Как вдова фронтовика она получила финансовую помощь, для улучшения жилищных условий. Купила квартиру в Поназыреве. Рядом с домом оказался земельный участок. И мать занялась огородными делами - до 92 лет самостоятельно - выращивала огурцы, помидоры, картошку, лук, свеклу и морковь. Однако стали подводить глаза, временами наползала бессонница. Когда стукнул 91 год, ей сделали операцию на катаракту, и вновь мать стала активно участвовать в житейских делах, с удовольствием смотрела телевизор, слушала радио.
С палочкой добиралась до огорода, но не сидела на месте - движение всегда ее удел. Только, когда исполнилось Валентине Васильевне 96 лет, согласилась она ехать в Кострому. Вот уже почти четыре года живем с ней вместе. Часто вспоминаем любимые Поназыревские края.
Однако до Луптюга от Костромы без малого четыреста верст. Не повезешь мать в такую даль. Один, с ее благословения, устремляюсь каждый год в Поназыревский район, оставляя мать под присмотр родни.
Купили деревенский дом для отдыха в деревне Колгора Костромского района, где замечательная природа - и леса, и реки, и озера. Каждый год ездим с матерью в Колгору, где она гуляет по обширному огороду, моется в бане, кушает свежие овощи, ягоды и фрукты, набирается сил. Принесенные мной полевые, лесные и болотные ягоды - землянику, чернику, малину, бруснику, клюкву она перебирает и складывает в чистую посуду.
С палочкой, держась за перила, взбирается на высокое крыльцо дома, не желает, посторонней помощи!
Однако часто она вспоминает любимые Поназыревские края.
Однако не могу не заметить, что здоровье стало ее подводить. Прежде всего, ослабла кратковременная память. Бывает, наваливаются и другие напасти. Но Валентина Васильевна не сдается. К долговременной памяти обращается, которая не гаснет. И сейчас бодрится, старые песенки поет, которые больше нигде не услышишь. Вот отрывок одной: "Эй кузнец-молодец, расковался жеребец, ты подкуй его опять. Отчего не подковать! Вот гвоздь, вот подкова, раз, два и готово!" А вот отрывок другой: "Шила милому кисет - вышла рукавица. Меня милый похвалил: "Ну и мастерица!""
Любит Валентина Васильевна перебирать свои вещи в комнате. Каждую неделю аккуратно перекладывает. И посуду моет с удовольствием. По вечерам после ужина смотрит телевизор, сразу узнает голос президента. Посмотрев новости, читает молитву и ложится спать.
Считаю, что столетний юбилей для матери всего лишь очередная веха жизни. Эта прекрасная и почетная дата украсит ее жизнь.
Принято считать, что столетний юбилей - это фейерверк жизни над всеми невзгодами. Это гимн жизненной победы над всеми проблемами и неудачами. Хочу пожелать матери крепкого здоровья, тепла, внимания, уважения, любви близких и удачи!
Главная страница сайта
Последнее изменение страницы 5 Sep 2024