Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки
 
Главная страница
Литературный Кисловодск и окрестности
Страница Любови Трайдук
 
Кисловодск
Ессентуки
Архыз
Гора Ушба
Пятигорский Провал
Бриллиант в архитектурной короне Кисловодска
Свято-Троицкая обитель в Пятигорье
Архитекторы Бернардацци
Кисловодская жемчужина
А.Н. Клепинин. Продолжение разговора
Воспоминания о Э.Б. Ходжаеве
КАВКАЗ - МОСКВА - ПАРИЖ: Анри Труайя - служение двум Родинам
Неиссякаемый источник вдохновения
Чехов в Кисловодске
Листая старый журнал
Кисловодск и окрестности (фотоальбом)
Памяти В.З.Травкиной

Любовь Трайдук

СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ОБИТЕЛЬ В ПЯТИГОРЬЕ

На высоком взгорке Кабардинской равнины, на горе Джинал в кавказское небо вознеслись кресты Свято-Троицкого храма. Вдали от шумных дорог и поселений стоит монастырь. Монастырский храм на фоне угасающего дня кажется очень древним, представляется хранителем вековых тайн. А войдешь в храм - замирает сердце от неожиданного сияния - сквозь цветные витражи льется солнечный свет, свет - как ощутимая благодать! Храм и сам монастырь имеют историю менее чем полторы сотни лет. Но ощущение древности создается , вероятно, архитектурой храма, что , впрочем, и не удивительно.

Известный русский архитектор Сергей Устинович Соловьев проектировал это сооружение, держа за образец известный в христианском мире храм в Гелати, что в Грузии. Гелатский храм, по версии ученых, был построен в 1106-1130 гг. Архитектурные правила Византии, воспринятые и несколько переработанные грузинскими мастерами, нашли отражение в том проекте. В истории Грузии Гелати сыграл выдающуюся роль. Главное строение этого религиозного и научного комплекса - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Именно этот храм выбран Соловьевым как образец для нового проекта. Только ли совершенство архитектурных линий привлекло выдающегося русского архитектора к этому храму? А, может, то огромное историческое, политическое, культурное значение, что сыграл Гелатский монастырь, построенный самим Давидом Строителем, грузинским царем, в истории государства Грузинского привлекло ученого? Может, наш архитектор хотел, чтобы ту историческую роль, которую сыграл Гелати, повторил и новый храм?

Спустя почти тысячу лет замечательному зодчему удалось перенести не только архитектурный образ храма на новое место, но вместе с этим еще перенести и духовность из того далекого времени.

Порою очень сложно плетется полотно истории! Совершенно неожиданным образом завязываются узелки из имен людей, географических названий и исторических событий.

Возник этот храм благодаря хлопотам Екатерины Алексеевны Хомяковой, принадлежавшей старинному русскому дворянскому роду, который отмечается в документах XVI века. Родилась Е.А. Хомякова в семье поэта, публициста, религиозного философа, богослова, социолога, автора многих технических новшеств, врача, живописца, историка мировой истории, основоположника славянофильства Хомякова Алексея Степановича (1804-1860) и Екатерины Михайловны Языковой (1817-1852), образованнейшей женщины, сестры известного русского поэта, знакомца А.С. Пушкина. В семье было семеро детей: пять девочек и двое мальчиков. Дети воспринимали духовный мир родителей, понимали его, старались следовать его принципам. Отец Алексей Степанович интересовался разными науками. В 17 лет сдал экзамен на степень кандидата математических наук при Московском университете, в то же время публикует переводы античных авторов, проявляет интерес к философии. Находясь на военной службе (1822-1825гг.), устанавливает знакомство с декабристами. После трех летнего перерыва вновь возвращается на военную службу, принимая участие в русско-турецкой войне 1828-29 гг. Затем, уйдя в отставку посвящает себя различным научным, техническим, медицинским, литературным занятиям. В 30-е годы складывается его славянофильская идея, основные мысли которой были изложены в его статье "О старом и новом" в 1839 году. В 50-е годы особое внимание уделяет религиозным вопросам, истории русского православия, в котором видит источник развития национального русского духа, основу народной нравственности. А.С. Хомяков, как славянофил, идеализировал православие, патриархальный устой русской жизни, однако при этом был убежденным противником крепостного права, обосновывая эту позицию Евангельским учением. В лирике последних лет отца большого семейства отразилось отвержение славянофилами существующего строя за безнравственность и бездуховность. В доме Хомяковых часто собирались известнейшие люди Москвы, велись нескончаемые беседы на различные общественно-политические, литературные, исторические, религиозные темы. Надо полагать, что дети были свидетелями разговоров взрослых. Дети, усвоившие эти жизненные постулаты в ранней юности, формировались как личности с вполне определенными мировоззрениями. Воспринявшие дух семьи, воспитанные в глубокой религиозности, в преданности своему Отечеству дети Хомяковых каждый по-своему оставили след в истории России, достойно продолжив историю своего древнего русского дворянского рода.

Неожиданная смерть рано забрала многодетную маму, Екатерине Михайловне было всего 35 лет. На восемь лет пережил супругу Алексей Степанович. Все заботы о младших пали на плечи старшего сына Дмитрия Алексеевича.

Семья Хомяковых была хорошо знакома с Кавказом. Связь с кавказским краем Хомяковы установили давно: с конца 1820-х годов в их семье воспитывался Лукман Кодзоков (1818-1893), сын Магомета Кодзокова, служившего в лейб-гвардии Кавказско-Горском полуэскадроне. Хомяковы горскому мальчику дали блестящее образование, он принял крещение и второе имя - Дмитрий. В 1838 году Кодзоков вернется на Кавказ, будет хлопотать о культурном развитии своего края, внедрять новые методы хозяйствования, но самое главное - налаживать дружеские отношения между горцами и русскими.

Одна из сестер Хомяковых - Софья Алексеевна (1845-1902) в 70-е годы XIX века построила неподалеку от Кислого колодца на горе Крестовой (так теперь её называют) дачу, где летом собирались многочисленные друзья семьи и родственники. На кисловодской даче часто встречались Хомяковы и кавказцы. Можно предположить, что именно эти встречи, разговоры и повлияли на решение Екатерины Алексеевны приобрести на Кавказе землю. После смерти Софьи Алексеевны на этой кисловодской даче организуют благотворительный детский санаторий. К деятельности этого санатория приложит свои усилия и брат Николай Алексеевич Хомяков. Будучи председателем III Государственной думы, он окажет содействие в работе этого санатория.

 

Другая сестра - Екатерина Алексеевна в 1881 году приобретает, вероятно, при помощи Кодзокова, значительный участок земли в Нальчикском округе Терской губернии. Это был земельный надел в 500 десятин. На этой земле Хомякова задумала построить образцовое хозяйство, показывая новые хозяйственные приемы своим соседям - горцам.

Хомякова занялась разведением сада. Для жителей этой местности садоводство было диковинкой. Екатерина Алексеевна выписывала из заграницы саженцы, в кавказском климате они быстро развивались, радуя и удивляя урожаями.

До сих пор сохранилась часть деревьев, посаженных стараниями рачительной хозяйки. Некогда роскошный сад, сегодня заброшенный и неухоженный, приносит плоды, которые собирают монастырские и местные жители. Рядом с монастырем и сейчас шумят листвой ореховые деревья, французский шафран, каштаны более чем столетнего возраста...

Неподалёку от хутора Хомяковой расположилось хозяйство Астемира Шериева. Со дня основания хутора Хомяковой он был её управляющим. При содействии Екатерины Алексеевны Шериев организовал кирпичный завод, который приносил немалый доход хозяину. Семья Астемира и Екатерина Алексеевна были очень дружны. После смерти Астемира она и Талиб Кошежев приняли горячее участие в устройстве наследства для жены его .... В память о верном друге и помощнике Екатерина Алексеевна в 1902 году построила мечеть. Она исполнила мечту Астемира. Все расходы по строительству в три тысячи рублей взяла на себя.

На другом же купленном ею участке на Экипцоко Хомякова устроила сыроваренный завод.

Обустроив свою усадьбу, Екатерина Алексеевна задумалась об окружении своём из славян. Как привлечь православное население на свой хутор хозяйка хорошо знала: она стала продавать землю по очень низкой цене для славян. Таким образом, вскоре появилась русская колония из 12 домов, строить которые она помогала своими капиталами.

Климат чудесный, край красивый, горцы старались быть доброжелательными - оставалось только жить и процветать!

Но христианской душе нельзя без Храма .Это очень хорошо понимает Екатерина Алексеевна и, находясь в Москве, она обращается к известному в столице архитектору, который занимался ремонтом, переустройством и строительством церквей в Москве Сергею Устиновичу Соловьеву с просьбой составить проект храма для строительства на Кавказе. Соловьев был весьма загружен работой, но Хомяковой не отказал. Созданный им проект оказался совершенно не похожим на предыдущие его работы.

В 1895 году на землях Хомяковой на красивом высоком взгорке начинается строительство храма. На южном горизонте величественно возвышается Эльбрус. Кажется, что он совсем рядом. А обернуться к северу - стоят на страже Машук да Бештау. Между ними расстилаются во все стороны зеленые ковры, на которых блестят серебром ниточки-речки. Огромной кажется Кабардинская равнина, необыкновенно высоким ощущается небо, а воздух, насыщенный запахом трав, уже не воздух... Чудесен этот мир, пронизанный солнцем!

24 ноября 1895 года - свидетельствуют архивные документы - владелица "хутора Хомяковой" Нальчикского округа Екатерина Хомякова впервые обратилась "с просьбой о разрешении ей построить в названном хуторе на свои средства церковь во имя Святой Троицы, при сем представила и план предполагаемой постройки"...

Пока решались вопросы с документальными оформлениями, началась подготовка к строительству: запасались строительные материалы, подыскивались рабочие. Строительство храма двигалось активно, хотя надо представить трудности, с которыми пришлось столкнуться строительнице: отсутствие удобной дороги для доставки стройматериалов, дефицит самых необходимых материалов, малое число квалифицированных строителей. Однако, уже "в 1902 году закончен постройкой и освящен храм во славу Святой Троицы в 15 верстах от станицы Зольской, Пятигорского Отдела, по направлению к Эльбрусу, на возвышенном отроге горы Джинал, - свидетельствует документ - Церковь в имении г-жи Е.А.Хомяковой благолепна по наружному своему виду и богата внутренней своей обстановкой".

Екатерина Алексеевна Хомякова предполагала, что при этом храме образуется приход, но оказалось, что для прихода здесь мало православного населения. По этому поводу сохранилось несколько официальных документов, из которых открывается довольно сложная история храма.

Рапорт священника Капитона Лаврова Епископу Владикавказскому и Моздокскому Гедеону от 1 ноября 1904 года свидетельствует: "Строительница храма Е.А. Хомякова предполагала, что при храме создастся приход, в каковых целях г. Хомякова принимала хлопоты пред подлежащим начальством о нарезе православным поселенцам казенной земли, прилегающей к устроенной ей церкви, А Владикавказское Епархиальное начальство ходатайствовало перед Святейшим Синодом об учреждении здесь причта с жалованием от казны. Но т.к. попечения г.Хомяковой о земле для поселения православных прихожан не увенчалось успехом, а хутора близ расположенные к храму - в 3-х и 2-х верстах всего 20 дворов православных и в 6-ти верстах 60 дворов штундистов (жителей немецкой колонии - прим. Л.Т.) - малое число для устойчивости прихода, то ныне строительница храма желает устроения здесь женской общины и с этой целью передает своей знакомой монахине Екатерине 40 десятин земли с тем, чтобы построенный ею храм считался не приходским, а общинным. Стоимость каменного храма, ризницы, утвари и земли достигает 70-ти тысяч рублей".

В декабре 1904 года при Свято-Троицкой церкви Зольского прихода, что в имении госпожи Хомяковой, стала устраиваться женская община с приютом для детей-сирот и больницей для окрестного населения. Община тогда состояла из двух монахинь, 4-х послушниц и пяти девочек-сирот в возрасте от 2-х до 6-ти лет. Делами общины, надеялась Хомякова, будет управлять рясопослушница Екатерина, но надежды Екатерины Алексеевны не оправдались. Эта дама мало пеклась о делах общины, больше занимаясь своими заботами. Закончится ее пребывание в общине тем, что она заберет сирот с собой и покинет приют.

Некоторое время начальницей общины была мать Сидония. Благочестивость этой мантийной монахини стала образцом для других насельниц, но сил у Сидонии было мало - возраст брал свое. Вскоре, в 1913 году, начальницей общины стала послушница Ольга. Община была бедная, но насельницы монастыря не жалея сил трудились не только на ниве Христовой, но и в поле, на сенокосе, в огороде, содержали небольшую пасеку. Екатерина Алексеевна Хомякова на свои деньги построила несколько добротных зданий для обители. В них разместились кельи насельниц , приют и школа для сорока сирот.

Определением Святейшего Синода по прошению Хомяковой в 1908 году община была переименована в Свято-Троицкую Серафимовскую обитель.

Под горой Джинал журчит родничек. Вода его необыкновенна - она чиста, прохладна и вкусна. Заглядишься на родник, он из-под земли вырывается с силой, и представляешь: сам Бог ласкает тебя. Этот благодатный родник назвали Серафимовским!

Началась Первая мировая война. День ото дня кровавая мясорубка набирала обороты. Смерть собирала свой урожай. И здесь, на Кавказе, впрочем, как и по всей России, появилось много сирот. Монастыри, общины стали тем сиротам домом. В Свято-Троицкой Серафимовской обители к 1915 году было уже 150 воспитанниц.

Свято-Троицкий монастырь от казны получал огромную поддержку. Ещё в 1910 году Министерство земледелия и промышленности назначило пособие для оборудования при общине чулочно-вязальной и трикотажной мастерских. 16 девушек обучились работе под руководством учительницы, работу которой оплачивала казна. В обитель от казны же были поставлены швейные машины. В швейной мастерской изготавливали и простую одежду, и изысканную.

Воспитанницы обители по достижении совершеннолетия выбирали каждая свой путь, уходили в мирскую жизнь грамотными, владея специальностью. Чтобы иметь возможность зарабатывать на жизнь, девушкам выдавали и ту машинку, на которой она умела работать.

От казны монастырь получил три тысячи рублей на разведение пчел.

Здесь, на Кавказе, пчеловодство только-только зарождалось, монастырский опыт в пчеловодстве должен был помочь и местным жителям!

Горцы держали много скота, но по большей части он был мелкотоварным. Казна помогла обители обзавестись двадцатью породистыми коровами из Шотландии, здесь же был организован сыроваренный завод и практические курсы с инструктором от казны.

Садоводство, с которым впервые местных жителей познакомила Хомякова, обещало большие выгоды. Казна выделила две тысячи рублей на ведение садоводства.

При монастыре была школа, в ней обучались грамоте не только приютские дети, но и местные жители. Свято-Троицкая Серафимовская обитель от государства и в этот сложный период (шла первая мировая война) имела мощную поддержку. Так, в 1915 году на содержание детей воинов, погибших на фронте, казна выделила 10 тысяч рублей. По мере необходимости монастырским и местным жителям оказывалась медицинская помощь. При обители действовал медицинский кабинет.

В истории отмечается, что во все времена монастыри являли пример высокой духовной жизни, пример чистоты помыслов и деяний, верности духовным идеалам. В монастырь шли с размышлениями о Боге, сюда обращались за духовной помощью и помощью в трудных житейских обстоятельствах, Монастыри во все времена служили мощными очагами просвещения. В этот же исторический период - конец XIX и начало XX века - в горах Кавказа действовало несколько православных монастырей. Их деятельность служила установлению дружественных связей между русскими и горцами. Свято-Троицкая Серафимовская обитель обрела ту же ипостась, что в далеком прошлом имел Гелатский монастырь, образ которого чудным образом воплотился в наших местах.

Монастырь сегодня жив. Обитель пережила полное разорение в годы атеистического движения. Монастырское имущество по большей части растащили, разграбили. Помещения превратились в жилые квартиры, а храм, осиротевший без пастыря, потерял свое значение. Рассказывают местные жители, что видели иногда на пороге храма одиноких богомольцев. Этим ограничивалась духовная жизнь.

Прошумело почти семьдесят лет, тревожных и счастливых, военных и победоносных лет. И теперь, в самом конце беспокойного двадцатого века приходит решение о восстановлении храма. Это сооружение несмотря на все невзгоды прекрасно сохранилось. Построенное из добротных строительных материалов квалифицированными рабочими по правильно рассчитанному проекту здание пережило все невзгоды. Погодные условия, военные действия (по этой земле проходили события Великой Отечественной войны), безразличие людей к сооружению, землетрясения - ничего не смогло уничтожить храм. Правда, время покрыло его стены темным налетом, разрушило его кровлю, обесцветило роспись на стенах, разбило витражи... Но сохранилось самое главное - сохранилось благолепие, благодать этого храма.

При строительстве посвятили храм Святой Троице, русскому святому Серафиму Соровскому - святая благодать Которых не пропала, не исчезла в безвременье, а дала росточек новой духовной жизни в новое время. Горит перед иконостасом лампада. Неровный свет мерцающего огня делает лики святых живыми. Зажигаешь свою свечу и замираешь: мысли уносятся, мысли родятся одна за другой... На сердце становится спокойнее, теплее. Вглядываешься в лики святых на иконах как будто бы ищешь в их лицах ответы на свои непростые вопросы...

Двух тысячелетняя история человечества складывалась под влиянием различных религиозных мировоззрений. Христианство определило Пороки и Добродетели, которые и сегодня руководят нашим поведением, нашим сознанием. Человеку глубоко религиозному или далекому от религии необходимо бывает остановиться, осмотреться, подумать, освободиться от сомнений, от душевной тяжести. В суете обычной жизни удастся это едва ли. А вот под сенью храма иное дело! Здесь душа раскрывается сама перед собой, раскрывается перед Богом, и нет здесь места ни лицемерию, ни лжи. Что помогает нам открыться? Крест ли вознесенный над нами, благодать ли разлившаяся с небес... Не знаем. А дорожка ведет нас к монастырю.

Сегодняшний монастырь не многолюден, но благолепен. Стал он приютом для девяти монахинь. Матушка Антония - настоятельница монастыря с 2000 года - все свое сердце отдает служению Богу, беспокойству за родное Отечество, служению тем, кто без ее помощи потеряется в жизни. Придет ли кто в монастырь со своими печалями, неудачами, болезнями - все найдут приют. Несказанно рады будут и тем, кто придет благодарить Бога, возносить Ему славу! Свято-Троицкий Серафимовский монастырь стоит вдали от шумных дорог, от многолюдных селений. Чтобы придти в монастырь надо долго подниматься в гору. Заблудиться здесь невозможно - Храм виден издалека. Необыкновенный свет, благодать, льющиеся от этого храма, притягивают сердца людей. Здесь нисходит на путника такая благодать, как будто бы само небо легло на землю!

         

Статья на эту же тему: Ольга Золотухина. Свято-Троицкий Серафимовский женский монастырь

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: