Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки
 
Главная страница
Литературный Кисловодск и окрестности
Страница Любови Трайдук
 
Кисловодск
Ессентуки
Архыз
Гора Ушба
Пятигорский Провал
Бриллиант в архитектурной короне Кисловодска
Свято-Троицкая обитель в Пятигорье
Архитекторы Бернардацци
Кисловодская жемчужина
А.Н. Клепинин. Продолжение разговора
Воспоминания о Э.Б. Ходжаеве
КАВКАЗ - МОСКВА - ПАРИЖ: Анри Труайя - служение двум Родинам
Неиссякаемый источник вдохновения
Чехов в Кисловодске
Листая старый журнал
Кисловодск и окрестности (фотоальбом)
Памяти В.З.Травкиной

Любовь Трайдук

АРХЫЗ

Жемчужина в истории Северного Кавказа

Располагается Нижний Архыз на берегу строптивой реки Большой Зеленчук. В девятнадцатом веке зелёный цвет и чистота воды в реке поразила пришедших сюда казаков. Так и зародилось название реки - Зеленчук. Слово "Архыз" имеет несколько толкований. Наиболее употребляемые - Красивая девочка, Старое жилище. Эти названия вполне оправданы действительностью. Места здесь необыкновенной мягкой красоты, а человеком обжиты еще в глубокой древности.

По гребню гор Мицешта на левом берегу реки протянулась более двух тысяч лет назад торговая тропа, один из многочисленных рукавов Северного ответвления Великого Шелкового пути. А на правом берегу Зеленчука сложилось поселение-городище алан. Шел восьмой-девятый век, для того времени поселение в несколько тысяч человек было большим, значимым. Проходящие торговцы не оставили без внимания местных жителей: им предлагались различные товары из отдаленных мест, из разных стран, археологические находки позволяют делать такой вывод.

Но, пожалуй, самое главное, что по этим трудным дорогам через горы из Византии пришли в земли Северного Кавказа к язычникам христианские миссионеры, священники. Можно полагать, что эти люди были весьма убедительны в своих проповедях - идеи христианства проникают в сознание язычников, принимаются ими и постепенно становятся жизненным стержнем. Для укрепления христианской веры было необходимо строить маленькие церкви и большие храмы, и Византия позаботилась об этом. В конце девятого, в начале десятого веков на берега Зеленчука прибывают византийские мастера и вместе с местными жителями приступают к строительству храмов. Камни, из которых слагались стены храмов, добывали на склонах гор, тут же над городищем. Камни доставлялись, предполагаем, на салазках, волоком. Лет двадцать назад местные жители говорили, что тогда протоптанная дорога оставалась заметной и в наши дни! Каменная кладка стен храмов производилась при помощи драгоценного раствора. В огромной земляной яме, обнаруженной на городище, гасился местный известняк органическими пищевыми отходами. Можем признать, что в этой колоссальной работе принимало участие все население городища или, по крайней мере, большая часть его. Но если люди старались для грандиозной стройки, значит, они вполне понимали и принимали идеи и цели задуманного.

Сегодня, спустя почти тысячу лет, храмы поражают своими размерами, качеством каменной кладки, замечательными строительными расчётами, использованными строительными приёмами, великолепной акустикой...Можем представить и богатство росписей стен древних храмов: кое-где ещё в середине двадцатого века просматривались небольшие фрагменты древних фресок. По манере исполнения части этих изображений исследователи предполагают участие в росписях грузинских мастеров. Стараниями русских экспедиций девятнадцатого века, в которых принимали участие Джузеппе Бернардацци (первая половина XIX века), Дмитрий Михайлович Струков (1867г.), художник И.А.Владимиров (1899г.) составлено представление о настенных изображениях в зарисовках. Время не пощадило древние творения, на стенах храмов сегодня уже ничего не возможно рассмотреть!

В 916 году, в Северном, самом большом храме аланская знать принимает крещение. Такие заключения делаем, опираясь на скудные сохранившиеся византийские документы. Крещальня, где происходило это священнодействие, сохранилась. Сохранились и купели, устроенные под стенами этого храма. Они под открытым небом, осененным крестом Храма. Скорее всего, эти купели были предназначены для массового крещения язычников. Купели наполнял родник, который и теперь время от времени оживает. Прочность каменной кладки этих крещалин и сегодня поражает, ведь этим сооружениям уже больше тысячи лет!

С Северным храмом, мне кажется, связана тонкая политическая интрига. Храм, самый большой на аланской земле, посвящается Святому Николаю Мир Ликийскому. В то время Патриархом Константинополя был Николай Мистик, приложивший огромные усилия для государственного крещения Алании. Вероятно, совсем не случайно состоялось в те времена посвящение этого храма небесному покровителю византийского Патриарха. Это обстоятельство, возможно, стало искренним выражением уважения алан ( скажем точнее: просвещенных алан, верхушки аланского общества) к Николаю Мистику.

Историки считают, что 916 год - год принятия христианства как государственной религии в Алании. События десятого века были подготовлены всем предыдущим ходом исторического развития Западной Алании. В частности, той длительной и настойчивой миссионерской деятельностью, которую проводили здесь византийские проповедники веры Христовой. "Довершите ваше блаженное дело и всеми силами постарайтесь утвердить в вере новопросвещённых" - пишет своим миссионерам патриарх Николай Мистик.

Письменные источники высокой достоверности свидетельствуют, что уже в седьмом веке в Западной Алании существовал христианский монастырь Иоана Крестителя. Это время для Алании знаменательно началом широкого вовлечения её в орбиту международных торгово-экономических связей, благодаря проходившему здесь отрезку Великого Шелкового пути. Вместе с купцами, дипломатами, путешественниками шли и византийские миссионеры, неся свет христианства соседним с Византийской империей племенам и народам. Особенно интенсивно этот процесс проходил в восьмом-девятом веках. Для Византии это было время так называемого Исхода, когда многие иконопоклонники, несогласные с иконоборческой политикой императоров Исаврийской династии, вынуждены были покидать Империю. Так часть из них и оказались в Алании - стране, где только начинался процесс христианизации.

Я стою под куполом Северного храма. Шумит река в отдалении, беспокойный ветер в огромном пустом пространстве храма создает звук, напоминающий шорох песка в песочных часах. Я слышу ход времени, слышу движение времени... Оконные проемы, наспех закрытые декоративными рамами, пропускают во внутрь солнечный свет... Этот свет здесь, в храме, кажется невероятно плотным... Произнесенное шёпотом слово обретает неожиданную силу - ловко встроенные в стены голосники многократно усиливают звук... Представляются далекие события, разворачивающиеся под крестом этого храма. Облаченные в нарядные одежды, говорящие на непонятном для местного населения языке, люди ведут многочасовые службы с песнопениями, с многочисленными горящими свечами и лампадами, постоянно упоминая имя Господа... Колеблющееся пламя светильников вызывает блики на изображениях святых, от чего они кажутся живыми... Благовония тончайшим запахом окутывают и богомольцев, и язычников, ещё только познающих нового единого Бога... Огромный архитектурный объём создаёт необычное звучание происходящего. Присутствующие на службе просвещённые богомольцы кладут земные поклоны, язычники же наблюдают за ходом богослужения, поражаются и необыкновенностью звучания голоса проповедника, и роскошью церковных одежд, и обилию света, и торжественности песнопений. Всё происходящее завораживает, притягивает к себе неискушенные души алан, а возможность получить в подарок шёлк на рубашку в случае крещения ещё больше заинтересовывает язычника!

Много утечет воды в Большом Зеленчуке, много прольется крови на земле Северного Кавказа. История не один раз сделает крутые повороты, жестокие повороты. Найдем упоминание об Алании в 1385 году как последнее об этом государстве. Но пока аланская столица, центр Аланской епархии будет процветать, расширяться, богатеть. Жаль, что на сегодняшний день не удалось установить название этого средневекового аланского города. Вероятно, огромный христианский центр состоял в активной переписке с Византией, но пока даже лёгких следов такой переписки не найдено. Кто знает, может, почувствовав угрозу со стороны идущих сюда завоевателей, документы были надежно спрятаны? Так надежно, что и сейчас не представляется возможным их обнаружение?

В восьмистах метрах южнее Северного храма находится ещё одно великолепное сооружение - храм Средний. Он несколько меньше храма Северного, но на его плечах лежит целое тысячелетие! Есть предположение, что этот храм принадлежал монастырю в аланские времена, он находился немного в стороне от шумного поселения, на самом берегу реки. За прошедшее время русло Зеленчука значительно перекочевало, передвинулось в западном направлении. Недавние археологические исследования под стенами этого храма подтвердили версию ученых о существовании здесь монастыря, определилось и время строительства этого храма - конец девятого века. Определена дата закладки храма, которая совпадает с праздником Преображения Господня.

Храмам придают особую ориентацию по сторонам света. Православные храмы строятся алтарем на восток - в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас "восток", от него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа "Солнце правды", "с высоты Востока" (т.е. "Восток свыше"), "Восток имя Ему". В конце двадцатого века древним архызским храмам надо было дать имя или, иначе говоря, надо было определить, какому святому или какому событию посвящен храм. В алтаре располагается самая важная часть храма - престол. На престол должен упасть первый луч восходящего солнца в день храмового праздника. Астрономы из научного городка Буково помогли историкам в определении этого события. Этот первый луч стал осевой линией храмовых сооружений, определив их положение при строительстве. А полученная дата в результате наблюдений за восходом солнца дала возможность согласно церковному календарю и определить посвящение древних храмов.

Так узнали, что Северный храм был посвящен Николаю Святителю (или Святому Николаю Мир Ликийскому), любовно нами называемому Николаем Угодником.

А Средний храм, освящен в честь Преображения Господня, во славу Иисуса Христа.

На другом берегу реки, на почти вертикальной плоской скале высоко поднятой над берегом Зеленчука расположена потайная икона - Лик Христа. Если продолжить линию взгляда изображенного на скале Спаса Нерукотворного, то окажется Средний храм как раз на этой линии. Возможно, для строительства храма это место было выбрано не случайно.

Необыкновенно интересна и несколько таинственна история Южного храма, сегодня посвященного Илие Пророку. Храм, маленький и уютный, принимает сегодняшних богомольцев. Лет двадцать назад ходили разговоры, что основание этой маленькой церквушки сложено еще во втором веке нашей эры, на самой заре христианства. Потом стены этого храма были разрушены, вновь восстановлены, вновь разрушены... В десятом веке руины древнего сооружения оказались на подворье, видимо, состоятельного алана, который занимался железоплавлением. Этот храм, приведённый в надлежащий вид, служил аланской семье, как теперь бы мы сказали, домовой церковью. Археологические исследования эту версию подтверждают. Внутри храма при вскрытии пола были обнаружены захоронения людей разного возраста, и мужчин, и женщин, и детей.

У этого храма есть одна особенность, делающая его архитектуру уникальной. В основе барабана купола в христианских храмах лежит правильный круг. Здесь мы находим эллипс. Что это? Ошибка строителей? Или строители положили в основу купольного барабана намеренно эллипс, повторяющий форму яйца - символа жизни? Подобный архитектурный прием использован только в нескольких известных случаях. На территории России - в церкви Святого Василия в Овруче.

Определение посвящения храма описанным методом в Южном храме вызвало некоторое недоумение исследователей. По положению восходящего солнца можно предположить, что храм освятили в честь Илии Пророка. Однако, в престольный праздник солнечный луч на восходе не занимает верного положения. а по календарю в этот период только один праздник. Можно допустить, что это ошибка строителя; окно, через которое свет упадет на престол, следует несколько сместить. Но есть и другая версия. Если храм был заложен во втором веке, то может быть произошли изменения в жизни нашей планеты?

Маленький храм Илии Пророка принимает богомольцев из близких и дальних мест. Не смотря на то, что долгое время храм был в полном запустении, здесь чувствуется необыкновенная близость с небом... Я тихонечко ставлю свечи перед ликами Праведников... Я ничего не прошу... Я становлюсь одним целым со всем миром, со всем белым светом... Мысли мои медленно потекли и в прошлое, и в будущее... Мысли мои сосредоточились на пламени свечи, на мгновении Сейчас... Слава Богу за все!

Шумит река Зеленчук. Уносит время... В конце девятнадцатого века здесь воссияли лампады православного монастыря, зажженные выходцами из далекого Афона. Это было и тревожное, и благостное время! Александро-Невский Зеленчукский мужской монастырь просуществовал не долго. В 1922 году монастыри, как и все церковное сословие, упраздняются. Эта участь постигла и наш монастырь. Старожилы рассказывали, что перед маленьким храмом в монастырском саду был разведен огромный костер. В его огне исчезли иконы, утварь, книги, одежды священнослужителей... А на мостике через Зеленчук напротив монастыря были расстреляны монахи.

Ходят рассказы местных жителей, что удалось спасти три иконы от казни - их в бурную реку бросили казаки. Ниже по течению иконы были выловлены местными жителями. По слухам и сейчас одна из них в церквушке поселка Маруха, а две других в Зеленчукском храме.

К телам же расстрелянных монахов подходить запретили, и предать земле не велели жестокие представители власти. И оказалось много времени спустя, что тела этих людей тлен не тронул...

Одна из бумажных типографских икон чудом осталась в храме и пролежала там всеми забытая и брошенная на пол долгое время. Эту икону обнаружили в конце двадцатого века при очистке храма от мусора, протерли от пыли и повесили в возрождающемся храме на положенное ей место - над царскими вратами. В девяностые годы, однажды прилюдно эта икона стала обновляться... Новым светом заиграли краски изображения. Эта икона "Тайная вечеря"... Сейчас она хранится при Илиинском (Южном) храме.

Значительную часть территории Александро-Невского монастыря занимал фруктовый сад. Сейчас сохраняется несколько яблонь и груш, теперь им более ста лет.

Я прислонилась к старому дереву. Весна... Показалось, что слышно как по дереву устремились соки! Живет дерево! И живет человеческая память.

При освоении русскими этой части Кавказа древние храмы поразили пришедших своим величием. В разное время военное русское командование направляло экспедиции для их изучения. Благодаря этим трудам сохранился в зарисовках, чертежах и эскизах вид древних храмов.

В конце девятнадцатого века при древних храмах Сенты, Шоане, в Нижнем Архызе были организованы православные монастыри. Они просуществовали недолго, всего несколько десятилетий, но внесли значительный вклад в дело просвещения и сближения местного населения и поселившихся здесь русских.

Над древним городищем на скале воссиял образ Спасителя. Изображение Христа поражает необыкновенно живой силой. Икона Спаса Нерукотворного была обнаружена на скале совершенно случайно. Уходящее за горы солнце последними лучами осветило потаенную икону и погасло. Всего одно мгновение Лик был показан людям, двум местным жителям, братьям Варченко. Изображение настолько сильно подействовало на наблюдателей, что сохранить виденное в тайне они не могли. В мае 1999 года научные сотрудники Нижне-Архызского музея -заповедника, обследовав возвышающиеся над городищем склоны Мицешты по подсказке Варченко, нашли таинственный Лик.

Среди исследователей был замечательный подвижник изучения археологических древностей Анатолий Демаков. Вот его описание первой встречи с этой чудесной находкой.

"На вертикальной скале неярко белел лик Христа, при первом же взгляде на который стало ясно - это работа Мастера! Под завораживающим взглядом огромных выразительных глаз сразу куда-то исчезла усталость. Косые лучи заходящего солнца, падая на икону, создавали причудливую игру светотени на поверхности скалы, но - странное дело - лик Спасителя не растворялся в ней. Его очи, полные всеведения и печали, смотрели на меня, не позволяя рассеяно скользить взглядом вокруг".

Я много раз была у Лика. Однако каждая новая встреча с изображением добавляла новые впечатления, будила новые мысли. В разное время года, в разную погоду, в разное время суток я видела Лик и всегда испытывала глубочайшее потрясение от силы взгляда Христа. Остановившись перед иконой, я оказывалась, - я чувствовала это, - одна перед Богом. Паломников у Лика всегда было много, вели они себя очень по-разному, но это не мешало оставаться наедине с Богом каждому, пришедшему сюда. Испытав на себе всеведущий взгляд Спасителя, невозможно покривить душой, невозможно не проникнуться верой в Спасителя, невозможно не обрести ту вселенскую любовь, что проповедовал Христос...

После опубликования сведений о найденном наскальном изображении Христа в печати, началось паломничество к этой иконе. Исследовательские работы тогда находились на начальном этапе, а людская молва и журналисты, жаждущие горячих сенсаций, что только не придумывали!

Лик нарисован тремя основными красками (белой, коричневой, темно-красной), которые выделяются визуально; еще две дополнительные краски выделены в результате химического анализа. Причем главным (в количественном и качественном отношении) здесь является белый цвет - им написаны высветы Лика. Результаты первых же анализов позволяют говорить о многослойности иконы и о том, что верхние её слои написаны яичной темперой. Полученные данные интересно сравнить с методами профессиональной иконописи.

Приемы профессиональной иконописи рассматриваются в работе архимандрита Рафаила "О языке православной иконы". Автор отмечает, что живопись Лика православной иконы обычно состояла из трёх цветов - белого, коричневого и красного, причем, главным цветом иконы является белый цвет. Иконы писали красками на яичной эмульсии или воске, которые более прозрачны, чем масляные краски. Обычно краски накладывались в несколько слоёв, при этом один слой проникал сквозь другой, и цвет становился более глубоким. Касаясь белого цвета, автор замечает, что этим цветом пишутся блики на одеждах и высветы на Ликах. Белый цвет в иконе - самый глубокий и мистический цвет, это образ Фаворского света, - поэтому в каждой православной иконе присутствует Фавор.

Сравнение всех этих данных позволяет утверждать, что Архызский Лик написан профессиональным византийским изографом, хорошо владевшим всеми приёмами иконописи. И, самое главное, Лик не утратил того незримого ореола святости, что отличает икону от пусть и очень хорошей, но обычной картины, или даже картины, написанной на евангельские сюжеты. Обращает на себя внимание отсутствие нимба вокруг головы Христа. Судя по относительным размерам самого Лика и плоскости скалы, где он нарисован, изограф мог изначально не планировать этой иконографической детали. Представляется, что такую вольность христианский изограф мог позволить себе лишь во время, когда ещё не окончательно сложился иконописный канон. Ведь только на церковных соборах 787 и, особенно, 843 годов, были установлены строгие правила иконописи, в которых определены все допустимые сюжеты и композиции каждого образа. От этих "иконописных подлинников" все последующие иконописцы не имели права отступать. Сейчас же, в связи с видимым отсутствием нимба на Лике, перед нами встаёт интересный и важный вопрос - можно ли вообще считать этот образ иконой? Скорее, ответ однозначный - да, можно, так как изограф выполнил главные требования, предъявляемые к иконе. Лик написан по византийско-православному канону "Нерукотворный Образ" и он является объектом религиозного почитания сегодня так же, как и в древности.

Другой важной деталью нашего Лика является то, что борода Христа здесь не разделена по середине, что присуще, в основном лишь ранним христианским иконам и фрескам Спасителя. В более позднее же время (начиная примерно с X века) раздвоение бороды стало важным, а зачастую и преобладающим иконографическим признаком. Поэтому отмеченные детали иконографии Лика не противоречат намечаемой по историческим данным датировки его IX веком. Говоря о более древних иконах Христа, к которым может восходить образ Архызского Лика, следует отметить ближайшую "портретную" схожесть между ним и Синайской иконой Христа.

Нижний Архыз... Каждому уголку родной земли мы стараемся дать характеристику самыми заветными словами что напоет душа. Здесь необыкновенно уютно моему сердцу, здесь осязаемо Время, здесь источник Вселенской Силы и Вселенской Любви...

Здесь так легко и в то же время непомерно трудно!

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: