Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Литературный Кисловодск и окрестности

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Обзор сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

 

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

 
N1 N2 N3 N4 N5 N6 N7 N8 N9 N10 N11 N12 N13 N14 N15 N16 N17 N18 N19 N20 N21 N22 N23 N24 N25(1) N25(2) N26 N27
N30 N31 N32 N33 N34 N35 N36 N37 N38 N39 N40 N41 N42 N43 N44 N45 N46 N47 N48 N49 N50 N51 N52 N53 N54 N55 N56 N57 N58 N59 N60 N61 N62 N63 N64 N65
Об авторах

ТЁМНЫЙ ЛЕС

N65

"Тёмный лес" - лафанский журнал. Выходит с 1969-го года на Николиной Горе или в Москве тиражом от 4 до 28 экземпляров. Данный номер посвящён лафанским литературным и т.п. событиям 2020-го года.

 

В самом начале 2020-го года или даже в конце 2019-го лафанцы обрели один из рассказов Петра Алексеева. Рассказ входит в цикл "Из жизни реаниматолога". Это очень важное событие, так как Пётр Алексеев - один из первых лафанцев, но связь с ним прервалась ещё в младшие школьные годы (примерно в 1970 г., когда он учился в III-IV классе). Возобновилась она только в 2018 г., почти через половину столетия. К сожалению, Пётр Матвеевич успел передать только один рассказ (или два взаимосвязанных рассказа), а потом его захлестнула борьба с короновирусной эпидемией.

А ещё в 2020 г. в городе Иваново была опубликована книга стихов Александра Косарева "Улетевшее лето". Это третья книга поэта; ранее были "Берёзовое солнце" и "Ласковое лето". Но данная книга солиднее предыдущих: почти 200 страниц хороших добрых стихов. Вступительные строки написала Людмила Темчина. Увы, Александра Анатольевича уже нет с нами, но на сайте "Тёмного леса" творчество этого автора представлено очень хорошо, имеются и многие стихотворения из новой книги. Там же можно познакомиться с его грустной и необычной биографией (см. Ю.А. Насимович "Так жили поэты...").

Цикл очерков "Так жили поэты: авторы лафанского журнала "Тёмный лес"; справочник" был написан Юрием Насимовичем в январе 2020-го года. Это краткие биографии 99 литераторов - любителей и профессионалов. Впрочем, работа над очерками продолжалась до конца года и, наверное, будет продолжаться ещё очень долго. Ведь многие авторы живы-здоровы, и "продолжают писать" свою биографию в реальности.

В 2020 г. продолжалась работа Юрия Насимовича над воспоминаниями. Написаны были, в частности, очерки-рассказы "Яичница со снытью", "Попка-дурак", "Сколько у меня друзей", "Виталик Иванов", "Александр Иванович Меллер", "Борщевик с Кавказа". Наверное, все эти очерки войдут в следующее электронное издание воспоминаний, то есть окажутся на сайте "Тёмного леса". Впрочем, ничто не мешает разместить пару очерков прямо здесь, в очередном номере журнала. (Впрочем, это тоже на сайте "Тёмного леса", так как на бумажную версию нет ни сил, ни времени...). Можно, кстати, добавить один прошлогодний очерк - "Великий карикатурист Виталий Песков". Можно - ещё один, "Домовой", тоже о Виталии Пескове. Раз уж стихи не пишутся...

Да, новые стихи в данном номере журнала отсутствуют... Слабые помещать не хотелось, а за сильными нужно гоняться, ходить в гости или даже знакомиться с новыми авторами, если лафанцы иссякли. Но в короновирусный год такие действия были затруднены.

В былые годы очень важным источником материалов для "Тёмного леса" служили "раскопки" на полках, в сундуках и ящиках письменных столов. Там обнаруживались мятые отобеданные бумажки с гениальными стихами лафанцев, а у лафанцев, как известно, все стихи гениальные, особенно если на них отобедали. Теперь времена изменились, на первое место вышли другие помойки, и в 2019-2020 гг. лафанцы предприняли "раскопки" в Интернете. В результате этого обнаружилась музыка Анатолия Переслегина к мультфильмам, а также, естественно, и сами мультфильмы. Музыка, в частности, написана к замечательному мультфильму "Путешествие" по мотивам рассказа Даниила Хармса "Во-первых и во-вторых" (Союзмультфильм, кинорежиссёр А.Шелманов, художники-постановщики А.Бродский и А.Вронская, 1989). Другие мультфильмы с музыкой Переслегина - "Только для собак", а также некоторые серии мультисериала "Иван и Митрофан" ("Иван и Митрофан в будущем", "... в больнице", "... в кино", "... в горах", "... на диете", "... на корабле" и, возможно, др.). На основе этой музыки создана сюита "Иван и Митрофан". Впрочем, мы советуем познакомиться именно с "Путешествием", так как здесь хорошо всё: и замысел, и сюжет, и основополагающие рисунки (ведь это рисунки Александра Бродского!), и работа мультипликаторов, и, конечно, музыка. Впрочем, Анатолий Переслегин придерживается несколько иного мнения: он отдал мультипликаторам наброски музыки, только темы, намереваясь разнообразить их в зависимости от происходящего на экране, но звукорежиссёр просто вставил эти наброски целиком. Получилось чуть-чуть однообразно, но всё равно хорошо. К остальным мультфильмам имеются вопросы, но они касаются не музыки, а замысла в целом, то есть композитор тут не при чём. "Путешествие" можно найти, набрав в поисковой системе "Хармс Путешествие" или "Хармс Мультфильм Путешествие".

В апреле 2020-го года Илья Миклашевский сканировал рассказ Евгения Кенемана "Трубус", давным-давно опубликованный в журнале "Техника - молодёжи". Или "Трубус" был найден в домашнем архиве одного из лафанцев, Илья воспользовался возможностью что-то поправить. Не столь важно. В общем, в этом году лафанцы работали над ним.Рассказ можно найти на сайте "Тёмного леса": в разделе "Страницы авторов "Тёмного леса"" (Евгений Кенеман (1954 - 1999). Стихи, проза, рисунки). Впрочем, Илья Миклашевский в прошедшем году много чего сделал со своим сайтом. Пусть расскажет об этом сам: итак, на сайт было добавлено много биографических и автобиографических очерков и рассказов, в основном, из "Литературного Кисловодска", но также и авторов "Темного леса" (Юрия Насимовича, Ильи Миклашевского - об их предках), а также их друзей (Владимира Макарова - о подмосковном поселке Сходня, Виталия Мильмана - обширные мемуары). Особенно отмечу большой текст "Бродоколмак" Надежды Ефимовны Миклашевской - воспоминания о ссылке на Урал в 1937-1945 гг. Добавлялись и стихи, и проза, в основном в раздел "Из нашей почты", т.е. присланные совсем незнакомыми нам людьми, а также Владимира Мильмана и Владимира Макарова. И многое, многое другое. Хочется отметить стихи Наталии Кравченко из Саратова.

В конце 2020 г. Людмила Темчина подготовила новое издание своего сборника стихов "Образ". В самом начале 2021-го года даже был распечатан небольшой пробный тираж, но об этом событии правильней рассказать в следующем номере "Тёмного леса". Может, к этому времени сборник будет распечатан более солидным тиражом.

ПЁТР АЛЕКСЕЕВ

ИЗ ЖИЗНИ РЕАНИМАТОЛОГА

ОБ АВТОРЕ. Пётр Матвеевич Алексеев родился в 1959 г. в Москве. Здесь он вырос и долгое время работал. С 2009 г. живёт в сельской местности близ г. Кубинка Московской области. Анестезиолог-реаниматолог. В детстве летнее время проводил на Николиной Горе. Один из первых лафанцев, совместно с ними осуществлял штурм Аксиньинского болота, но это было в долитературное время (в 1-3 классе школы), а потом связь прервалась до 2018 г.

Друзья! Если вы простите мне профессиональный цинизм, который суть защитная реакция, то я попробую начать описывать занимательные случаи из жизни реаниматолога.

БЕССМЕРТНЫЙ ДЕД

Меня вызвали в терапию поздно вечером. Зная паникёрские повадки терапевтов, иду не спеша, но быстро. В отделении непонятная суета, какие-то странные пьяные люди ходят. Всё в пределах деревенской нормы. Захожу в палату: лежит очень мёртвый дед. Издали по цвету видно, дед лет 75-80. Дежурный терапевт с трясущимися руками объясняет: там в коридоре дочка деда, пьяная, с друзьями-бандитами, грозит прокуратурой (!), говорит, что дед был здоров, а в больнице умер! Зачем здорового в больницу везла?

Ну, я решил поддержать марку учреждения, создал видимость активной реанимации. Шум, треск, дефибрилляция, дед по кровати прыгает. Кино! А дед взял и ожил! Задышал, розоветь начал, кардиограф ритм отбивает. Чешу репу - что делать? Я надеялся пошуметь и смерть констатировать, а тут такой расклад, пришлось деда торжественно везти к себе.

А вот дальше уже слёзы сквозь смех: дочка с друзьями учинила драку с охранниками, но это ерунда, меня вообще не касалось.

Сдал утром деда на искусственном дыхании, с поддержкой кровообращения. Но в СОЗНАНИИ, ЛУПАЮЩЕГО ГЛАЗАМИ И ВЫПОЛНЯЮЩЕГО КОМАНДЫ!!!

Ещё того чище: прихожу через двое суток на дежурство, думал деда похоронили давно, а мне говорят: иди, побеседуй, дед заждался! И начал наш дед помирать раз примерно часов в семь. И оживал исправно. Я выдвинул гипотезу, что он, как многие жуки, притворяется мёртвым, когда считает, что ему внимания мало оказывают. Интересно, до пятницы доживёт? Тогда вообще феноменом будет.

БЕССМЕРТНЫЙ ДЕД-2

Чудеса продолжаются. Состояние моего Мак-Лауда позволило его экстубировать. Пришлосьудалить из трахеи трубку, через которую респиратор помогал деду дышать. Первое, что он сказал: "Устал я и жрать хочу. Трое суток не жрамши". У сестры пинцет из рук выпал. А я утверждаюсь в мысли, что НИЧЕГО не понимаю в медицине.

Мой бессмертный Мак-Лауд (его вся больница так называет) ставит всё новые диагностические вопросы. Сегодня выяснили, что у него нет туберкулёза. Хорошо, конечно, но я на вскидку могу перечислить ещё несколько десятков диагнозов, которых у него нет.

Сегодня мой бессмертный дед уехал в терапию, приветливо помахивая руками!

Опять бессмертный дед в реанимации, на трубе и с аппаратной поддержкой дыхания. К обеду убрал трубу. Дед потребовал еды. Всё, как всегда. Интересно всё-таки, что с ним. Просто вдруг перестаёт дышать. Чаще во сне. И уже не просыпается. Был бы дома, ему бы позавидовали: заснул и не проснулся, без мучений и больниц. Скорее всего, у деда так называемый синдром проклятия Ундины - отсутствует центральная регуляция дыхания во сне. Бывает при опухолях ствола мозга. Тогда судьба его незавидна, и свой шанс на спокойную смерть он потерял. Жалко деда. А я опять при той же проблеме: надо или нет? Кому я помог, оживив его в первый раз?

ЮРИЙ НАСИМОВИЧ

ЭПИЗОДЫ
(ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ)

ЯИЧНИЦА СО СНЫТЬЮ

В стране наступила Перестройка. Страна уже перестроилась, а моя зарплата ещё не перестроилась, и жена сказала, что моя профессия не кормит.

- Как это так не кормит! - возразил я, взял большой рюкзак ипошёл в лес. Я собирал грибы, ягоды, жёлуди и, конечно, травы -крапиву, марь, сныть, свербигу, чесночницу, сердечник...

Грибов я собирал не менее сотни видов или даже много более сотни. Не считал. Нет, конечно, более сотни, если учитывать всевиды сыроежек (кроме ломкой) и другие подобные случаи. Поздней осенью и зимой собирались зимние грибы, вешенки, а также панеллюс, который в народе называют зелёной вешенкой. Он горчит, новсё равно очень вкусен. Из "экзотики" полюбился серо-розовый мухомор - внешне страшный, но вкусный и совершенно безопасный, таккак его не спутаешь с другими мухоморами. Ещё мне нравилось наблюдать лица моих спутников, когда я клал в корзинку сине-зелёную строфарию. А в мае я солил серно-жёлтый трутовик, растущий на дубах: чуть-чуть варил, промывал, разрезал на кубики, перекладывал укропом, петрушкой и чесноком, заливал солёным кипятком или просто кипячёной водой, после чего на два-три дня ставил полуоткрытую банку в холодильник. Через одну-две недели всё съедалось, и проблем с хранением не возникало. Грибы, разумеется, собирались вчистых местах, но довольно людных, где общеизвестные виды былиуже собраны. Образование работало...

Из ягод и тому подобных плодов особенно популярной оказалась рябина. Она собиралась после первых заморозков, промывалась, замораживалась, а потом в размороженном виде насыпалась в розетку и засыпалась сахаром, а ещё шла на пироги, в которых имитировала клюкву. Ведь она "пронзительней" клюквы, а потому в пироге воспринималась ещё больше похожей на клюкву, чем сама клюква. Кроме того, из рябины изготавливались варенье и мармелад, но для этих целей лучше использовать смесь рябины и яблок из заброшенных садов.

Из белой мари и крапивы я варил щи. Белую марь в народе называют "лебедой", и рассказы о "дореволюционной бедности", когда ели "лебеду" относятся именно к мари. И это действительно неочень вкусно, если каждый день марь, марь, марь... Да ещё безхлеба и всего остального! Но если иногда, то это вкуснейшие щи.

Крапива более известна. Она особенно хороша весной, но в это время её можно засушить и запасти на целый год или даже на несколько лет: букетики подвешиваются на кухне, потом мнутся в тазу руками в кожаных перчатках, труха собирается, а жёсткие стебельки (если они уже жёсткие) откидываются. Можно делать щи также из сныти.

Молодые сочные стебельки свербиги, а также её бутоны, - это хорошая замена репы, и есть свербигу нужно сырой.

Весенняя или не весенняя, но недавно отросшая сныть хороша в салатах, хотя быстро надоедает. Для салата лучше горький сердечник, растущий круглый год у родников. Ещё хороша молодая весенняя чесночница. Что же касается сныти, то её лучше заливать яйцом на сковороде. Это блюдо не приедается.

Читатель уже решил, что в нашей семье была крутая бедность. Ничего подобного! Просто мне нравилось кулинарно-ботаническое экспериментирование, и семья этому не препятствовала.

Через некоторое время всяческая нужда в лесных продуктах, даже самая маленькая, исчезла, а жизнь, в смысле загруженности на работе, стала более жёсткой, и многие трудоёмкие вещи ушли в прошлое. Например, желудёвый шоколад. И это грустно, так как интересно жить, когда зависишь от природы и вообще от удачи и неудачи. Ведь идёшь в лес и не знаешь, что тебя ожидает. Кроме того, прогулки по лесу становятся более интересными для детей. И ценность моего образования больше ощущается... Но грибы, в том числе солёные трутовики, а также салат из сердечника и яичница со снытью остались, так как это уж очень вкусно.

Наивысшим признанием своих продовольственных заслуг я посчитал тот момент, когда моя тёща, Берта Моисеевна, распахнула холодильник и возмутилась:

- Что за дом! Сныти нет!

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ МЕЛЛЕР

Александр Иванович Меллер - дедушка моего друга, Алёши Меллера, и я застал его уже пожилым, и видел только на Николиной Горе, на даче. Он был худой, подтянутый, спокойный и очень приветливый, но, по большому счёту, ни с кем не общался, а всё время что-то делал - полол и поливал огород, чинил электропроводку, подставлял подпорки к наклонившемуся забору... Остальные члены семьи занимались вещами более важными - кормили детей, встречали гостей, общались, решая разнообразные философские проблемы, преимущественно этического характера. А ещё подсмеивались над Александром Ивановичем: "Всех дел не переделаешь, отдохнул бы...", "Надо же человеку чем-то свою жизнь наполнить...", "Зачем его поливать, дождик польёт..." (это об огороде), "Всё равно сгнил, и нужно новый ставить..." (это о заборе). И так продолжалось много-много лет. Семейный мир Меллеров оставался незыблемым: огород всё не иссякал, забор не падал, а дача была полна гостей.

Александр Иванович дожил до девяноста лет, и почему-то, когда его не стало, именно с этого времени, на даче стали происходить неожиданные изменения. Сначала упал забор, потом - сарай, и ведьещё недавно в этом сарае жили дачники и гости. А ещё, когда Алёшу попросили привезти с дачи чуть-чуть петрушки, укропа и морковки, то, ко всеобщему удивлению, выяснилось, что там ничего нет. Много и других удивительных вещей выяснилось. А потом и гости исчезли, но это немножко другая песня...

Однажды я спросил у Алёши, кем раньше работал Александр Иванович, и неожиданно оказалось, что у него была молодость, и в этой молодости он оказался лётчиком. Сначала - гражданским, а потом очутился в Красной армии, причём на самом востоке страны. Правда, повоевать не успел, так как заболел тифом и был комиссован. А ещё оказалось, что он был сыном заводчика - совладельца императорского самолётостроительного завода в Москве, и после революции это Государственный авиационный завод N1 (ГАЗ N1). По этой причине Александра Ивановича уволили, так как сыновья заводчиков не могли обладать романтическими профессиями. Тогда он окончил какой-то технический институт и стал инженером, после чего тихо и скромно проработал основную часть жизни на каком-то одном заводе.

ВЕЛИКИЙ КАРИКАТУРИСТ ВИТАЛИЙ ПЕСКОВ

Виталий Викторович Песков - это, наверное, лучший советский и российский карикатурист за всё время существования этого жанра в России. По крайней мере, я полюбил его карикатуры и выделил их среди остальных задолго до того, как познакомился с этим человеком. Поясню, что я очень ценю этот жанр и со студенческих лет собирал коллекцию, вырезая понравившиеся карикатуры из газет и журналов.

Тем не менее, теперь Пескова почти никто не знает, так как человеком он был безалаберным, а если сказать точнее - пьющим. Что же касается его карикатур, то они "рассыпаны" по сотням отечественных и зарубежных газет и журналов, вместе нигде не собраны. Говорили, что после смерти кто-то похитил его архив. Но, по большому счёту, такого архива просто не было. Лишь в последнюю пару лет он купил ксерокс и стал раздавать редакциям ксерокопии, а раньше отдавал оригиналы. Он говорил, что за минуту может восстановить любую свою картинку, но, разумеется, никогда этого не делал.

Виталий Песков какое-то время дружил с Галиной Дицман, нашей хорошей знакомой, и по сути это была семья, хотя и без официального оформления. Его в буквальном смысле подобрали в канаве, и потом он на несколько лет бросил пить, и это был самый результативный период его жизни. Да, он с интересом работал, а ещё любил играть в шахматы и собирать грибы, и последние два увлечения нас сильно сблизили. Особенно в то лето, когда две наши семьи снимали общую дачу в зеленоградском Малине. По сути это была небольшая коммуна.

Но алкоголик, даже временно "завязавший", - это особое состояние души, частичная духовная незрелость. Или наоборот: духовная незрелость способствует алкоголизму. В любом случае это проявлялось в виде житейской непоследовательности, в том числе в постановке ошибочных целей, вроде строительства не слишком-то нужной ему дачи далеко от Москвы и в скучном месте. Советоваться он не умел, особенно в вещах духовного плана, и оставалось только пожимать плечами. Большой талантливый ребёнок, причём ребёнок эгоцентричный, что вообще свойственно детям, и добрые отношения с Галей Дицман через какое-то время прервались. Пескову прощались многие проявления эгоизма, которые у других людей привели бы к разрыву. Но Галину особенно обижало, что он не видел в ней творческого человека, а она ведь, по моим представлениям, большой и сильный поэт. Она ярко исполняла свои песни под гитару, а ещё писала интересные пьесы и повести. Свои книги она гармонично иллюстрировала собственной графикой, и я очень люблю некоторые из них. А что её мало кто знает, так ведь она сама, в одиночку, вырастила двоих детей, причём детей очень хороших.

Разрыву предшествовали алкогольные срывы, и в данном случае очень трудно отличить причину от следствия, но такая тема не слишком интересна читателю. В данном случае какая-либо необычность у Пескова не проявлялась. ("Говорила мне мама, не подбирай то, что лежит в канаве...").

А зато как он работал над карикатурами! Он говорил, что сразу видит картинку целиком и только обводит уже известные ему контуры. Обводит за несколько минут или быстрее, и карикатура сразу появляется в готовом виде. Он никогда ничего не переделывал, не дорабатывал. А ещё он говорил, что может нарисовать всё, что видел хоть однажды.

Его карикатуры могли быть неприличными, но, тем не менее, они никогда не были пошлыми. Пошлость и безвкусицу он чувствовал в малейших дозах, указывая на те или иные неудачи своих коллег. При этом он искренне сожалел об этом: ведь хороший художник, мастер, а допускает такое... Сам он в своих работах был удивительно интеллигентным и тонким, а это очень трудно, если твой основной приём - гротеск. Он симпатизировал "маленькому человеку" - и бездомному в окружении чужого богатства, и ребёнку, которого насильно заставляют есть кашу... Он ощущал социальную контрастность общества и не проходил мимо его болевых точек. Гражданственность Пескова была глубинной, не показной, и, наверное, это главное духовное завоевание Пескова-карикатуриста.

Песков профессионально видел смешное - и в обычной окружающей жизни, и в потоке информации, которая обрушивалась из телевизора. Его чувство юмора было идеальным, сродни стопроцентному музыкальному слуху, но, увы, оно не распространялось на него самого. Себя со стороны он не видел, и это очень мешало общению с близкими людьми.

После разрыва с Галей Дицман он опять обосновался в своей однокомнатной квартирке на улице Гарибальди, и его дом был совсем близко от моего. Я иногда заходил поиграть в шахматы. Впрочем, продолжалось это совсем недолго. Год или два. Вскоре у Пескова началась череда инфарктов. После третьего инфаркта, когда ему стало чуть лучше, он позвонил мне. Говорил тихо и упавшим голосом. Я спросил, не нужно ли ему что-то купить, и вообще, не могу ли я чем-то помочь, но от помощи он категорически отказался, объяснив, что у меня много своих дел и что же это я буду ухаживать за ним. Мне хотелось зайти, но я боялся, что он предложит играть в шахматы, а эта игра требует большого напряжения, что вряд ли сейчас полезно. Кроме того, в последнее время "на горизонте" вдруг появился его сын, который вырос без отца и достался ему "уже готовым", и сын часто заходил к отцу. В общем, я был в растерянности и перенёс общение на несколько дней, а через эти несколько дней Пескова не стало.

Можно ли сделать из этой истории какие-либо выводы? Увы, самые банальные: пить вредно. Но, может быть, всё сложнее. Если бы Песков был другим, то не стал бы большим художником. А так он был Песковым и мог делать только то, что хотел, что любил. Он на всю жизнь остался ребёнком, со всеми плюсами и минусами этого состояния. Да, он был глубоким человеком, но это опять-таки глубина талантливого ребёнка. Для творчества - прекрасно, а для остальной жизни, к сожалению, требуется зрелость.

ДОМОВОЙ

Этот случай рассказали мне Галина Дицман и Виталий Песков, причём независимо, к слову, и все детали совпали. Сразу скажу, что оба они отнюдь не любители розыгрышей, а дурачить меня тем более не было причины, так как воспоминания я тогда не писал.

Песков долгое время жил один, и его холостяцкая квартира пришла в соответствующее состояние. И вот его новая подруга Галина взялась за эту квартиру. Стояла там, в частности, гигантская тяжёлая кровать, и пыль за ней не протиралась, наверное, с момента вселения. Виталий и Галина с огромными усилиями кровать эту отодвинули и... замерли от удивления. На пыли оказались чётко отпечатаны следы босой младенческой ноги. Или не младенческой, а ещё меньше. В голове промелькнул ворох диких мыслей, и в следующий момент они вопросительно посмотрели друг на друга. Не было сомнения, что никто не сошёл с ума, и видели они одно и то же.

Самое удивительное произошло в следующий момент, когда они снова уставились на пыль. Следов не было... Никаких неровностей, которые можно было бы принять за следы, тоже не оказалось. Сумасшедшая идея пришла одновременно: вот так за мгновение он замёл следы...

Нет, я не собираюсь с учёным видом комментировать случившееся. Для меня ясно только одно: они это видели. А было ли это на самом деле, я не знаю. Может, было, хотя совершенно не понятно, что именно. А, может, галлюцинация. Но коллективная, и это не меньший вызов общепринятым представлениям. Обстановка продиктовала сюжет, и у кого-то одного возникла галлюцинация, а потом передалась другому? Или транслировал кто-то третий, сразу обоим? Не знаю. Не знаю. Но, по крайней мере, понятно, откуда берутся соответствующие поверья: люди это иногда видят.

 

Последнее изменение страницы 15 Mar 2021 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: