Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки
 
Главная страница
Страницы авторов "Темного леса"
Страница Льва Ройтштейна
 
Лев Ройтштейн. Стихи
Л.Ройтштейн. Биокосмогоническая гипотеза Ю.Насимовича
Биография Льва Ройтштейна
В.Майоров. Стихи Л.Ройтштейна

Владимир Майоров

член Союза Писателей России, автор-исполнитель песен

СТИХИ ЛЬВА РОЙТШТЕЙНА

Кому-то стихи Льва Ройтштейна не понравятся.

- Поэзия-то где?..

Смотря, что понимать под "поэзией".

Если вас влечёт живопись строки, "цветные" прилагательные, яркие метафоры, неожиданные детали - возможно, вам лучше взять другую книгу.

Стихи Льва Ройтштейна завораживают не этим.

Прилагательных почти нет, но если встречаются - бьют наотмашь:

"А червивая знать, знаменитая чернь..." ("А теперь все вместе...", 1988 г.) Прилагательных ровно столько, сколько необходимо, чтобы создать пространство стиха.

Стихи, которые условно можно назвать ранними (до середины 80-х), - это осознание себя в сюрреалистичном мире, поиски пути, цели, которая ускользает. Всё, что окружает, имеет двойное дно, двойной смысл:

"Глупые или не очень,
По плану или наитью,
Вы строите храм культуры
И нету на вас позора..."

или

"Быть может, меня стреножат
И рот навсегда заткнут.
И, может, в ладони вложат
Для целей известных кнут.
Я вашу украшу кожу...
И совесть меня не сгложет!
Я тщетно к свободе звал.
Я тщетно
Предупреждал."
  (1983 г.)

И главное - бессилие, невозможность попыток что-то поменять.

Когда времена изменились, и нас захлестнула волна энтузиазма, повесившая перед глазами цветные волнистые стёклышки, Лев трезво оценивал беспощадность накатывавших на нас волн. Он с самого начала видел то, чего мы не замечали, чему не придавали значения:

"Ты жизнь на служение тратишь
делам своего господина
и стоишь ему пару тысяч,
а хоть бы и долларов - мало!"
  (1994 г.);
"Жестокий буржуазный строй
В России победил...
Надолго ли? На век. (На твой...)
Ты - сам
его
хвалил."
  (1994 г.);
"Давно уже лежит
в пыли и не подняться
униженный, как тать,
высокий идеал!"
  (1995 г.)

В поисках смысла происходящего автор всё чаще обращается к временам давно прошедшим - нам ведь известно, чем "тогда" всё закончилось:

"И уродов плодит и плодит декаданс,
Закрывая античности пышный сеанс,
Не для нас Возрожденья блистательный шанс,
Не для вас."
  (2003-6 г.)
"Всё ярче свет открытия -
а вот ещё одно:
что тем темней события
чем ближе бездны дно."
  (2007 г.)

И возникает страшная мысль - а вдруг автор стихов осознавал то, чего нам не дано видеть:

"Мы в осаждённой крепости немало
прожили лет, ликуя и скорбя,
когда накрыло нас девятым валом
освобожденья от себя!"
  (2011 г.)

Казалось бы автор не оставляет нам надежды. А может быть, не успел оставить? Ведь "освобождаясь от себя" мы стремимся осознать себя истинных и найти верный путь. А верный путь, наверняка, приведёт нас...

Останавливаюсь, чтобы не ошибиться ещё раз...

Но вернёмся к стихам.

Их совершенство спрятано за кажущимся несовершенством. Порой кажется, что стихи лязгают, как сцепки вагонов на стыках. Это просто означает, что мы не вникли в их эстетику. Для автора стихи - это игра. Слова, играя, меняют смысл:

"А чем просвещает весна?
А тем, что сугробные позы
Не мужество длят, а морозы
Интеллектуального сна."
  ("Осколки льда". (1984 г.))

Стихи Льва интеллектуальны и парадоксальны, иногда алогичны. Он сталкивает строки начала и конца стихотворения:

"Срывается сумрак зашторенных лет.
Врывается в тюрьмы истории свет.
Бесплатно, бесплодно
Вливается свет,
казнящий свободно
того, кого нет."
  ("Эволюция сверху". (1988 г))

Стихи Льва неожиданны. Вдруг возникает нечто философское:

"Лежалая листва - смертей прекрасных лоно,
и лёжа отразит блистающий закат.
А в облике слезы, под цоколем бутона,
сгущённые пары о ночи говорят..."
  ("Нечто перестроечное". (1990 г.))

Неповторимый аромат стихов достигается за счёт словесной эквилибристики и неточных рифм, порой замечательных:

оптом - опытом
давний - негодяях
пори - повтори
пророк - строг
синих - мессию,
и многих других.

Порой поразителен ряд неожиданных сопоставлений:

"в гробах, кабинетах и концлагерях
Мы многим будем довольны"...

Жёсткие болезненные мысли, облачаясь в умственные конструкции, отображают жизнь ума, интеллекта автора. Не всегда просто проникнуть в их плотные ряды, но когда удаётся попасть в резонанс, ощутить чувства автора, получаешь нежданное наслаждение. Особенно ценна просвечивающая сквозь строчки самоирония автора, его открытая, непосредственная улыбка.

Самое сокровенное автор бережно хранит, но когда оно прорывается в стихи, рождаются неожиданные и замечательные строки:

"Ну, вот они, которых ждал, слова.
И, кстати, та, которую заждался.
Смешнее моря блещет синева
Твоих... (удар тупой волны на галсе).
Твоих... (вода - дотронуться рукой).
Твоих... (а вот и небо под ногами).
Твоих... (туда, где говорят, покой?)
Твоих весёлых глаз.
Ну, кто за нами?

или такое, удивительное:

"От обветренных губ ненаглядной моей
Оторваться я долго не мог.
Мы стояли в тоске, не стесняясь людей,
Истекал расставания срок.
Ты летела..."

А дальше прочитайте сами...

Только прошу Вас, не торопитесь.

 

Стихи Льва Ройтштейна

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: