Страницы авторов "Тёмного леса"
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Кому-то стихи Льва Ройтштейна не понравятся.
- Поэзия-то где?..
Смотря, что понимать под "поэзией".
Если вас влечёт живопись строки, "цветные" прилагательные, яркие метафоры, неожиданные детали - возможно, вам лучше взять другую книгу.
Стихи Льва Ройтштейна завораживают не этим.
Прилагательных почти нет, но если встречаются - бьют наотмашь:
"А червивая знать, знаменитая чернь..." ("А теперь все вместе...", 1988 г.) Прилагательных ровно столько, сколько необходимо, чтобы создать пространство стиха.
Стихи, которые условно можно назвать ранними (до середины 80-х), - это осознание себя в сюрреалистичном мире, поиски пути, цели, которая ускользает. Всё, что окружает, имеет двойное дно, двойной смысл:
или
И главное - бессилие, невозможность попыток что-то поменять.
Когда времена изменились, и нас захлестнула волна энтузиазма, повесившая перед глазами цветные волнистые стёклышки, Лев трезво оценивал беспощадность накатывавших на нас волн. Он с самого начала видел то, чего мы не замечали, чему не придавали значения:
В поисках смысла происходящего автор всё чаще обращается к временам давно прошедшим - нам ведь известно, чем "тогда" всё закончилось:
И возникает страшная мысль - а вдруг автор стихов осознавал то, чего нам не дано видеть:
Казалось бы автор не оставляет нам надежды. А может быть, не успел оставить? Ведь "освобождаясь от себя" мы стремимся осознать себя истинных и найти верный путь. А верный путь, наверняка, приведёт нас...
Останавливаюсь, чтобы не ошибиться ещё раз...
Но вернёмся к стихам.
Их совершенство спрятано за кажущимся несовершенством. Порой кажется, что стихи лязгают, как сцепки вагонов на стыках. Это просто означает, что мы не вникли в их эстетику. Для автора стихи - это игра. Слова, играя, меняют смысл:
Стихи Льва интеллектуальны и парадоксальны, иногда алогичны. Он сталкивает строки начала и конца стихотворения:
Стихи Льва неожиданны. Вдруг возникает нечто философское:
Неповторимый аромат стихов достигается за счёт словесной эквилибристики и неточных рифм, порой замечательных:
Порой поразителен ряд неожиданных сопоставлений:
Жёсткие болезненные мысли, облачаясь в умственные конструкции, отображают жизнь ума, интеллекта автора. Не всегда просто проникнуть в их плотные ряды, но когда удаётся попасть в резонанс, ощутить чувства автора, получаешь нежданное наслаждение. Особенно ценна просвечивающая сквозь строчки самоирония автора, его открытая, непосредственная улыбка.
Самое сокровенное автор бережно хранит, но когда оно прорывается в стихи, рождаются неожиданные и замечательные строки:
или такое, удивительное:
А дальше прочитайте сами...
Только прошу Вас, не торопитесь.