Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Страницы Юрия Насимовича.

Юрий Насимович. Воспоминания
Юрий Насимович. Стихи
Юрий Насимович. Дидактические стихи
Юрий Насимович и др. Книги и статьи по естественнонаучному краеведению

Ю.Насимович - натурфилософия

Звёздные системы
Звезды
Солнечная система
Происхождение и эволюция человека
Биокосмогоническая гипотеза > Биокосмогоническая гипотеза (обновленная версия)
Биологическое значение окраски цветка
Энциклопедия моей жизни
Рассказы друзей
Фалес из города Милета
Изгнанный на несколько тысячелетий
Был ли Лукреций эволюционистом?
"Введение в психоанализ" З.Фрейда
"Жизнь после жизни" Р.Моуди
"Цивилизация каннибалов" Б.Диденко
"Новая физическая картина мира" Л.Федулаева
Свобода, порядок или гармония?
Разум во Вселенной:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

                     ФАЛЕС ИЗ ГОРОДА МИЛЕТА

   Кто такой Фалес?  Заглянем в энциклопедический словарь. Оказы-
вается,  это "др.-греч.  философ, родоначальник антич. философии,
основатель милетской школы".  Ещё говорится, что он "возводил всё
многообразие явлений и вещей к единой первостихии - воде." И  это
всё?  Думал человек всю жизнь.  И додумался до нелепицы:  как это
так - всё из воды?  Да ещё "школу" основал,  чтоб  обучать  этому
всех.  И  всё-таки  уделим  "старику"-Фалесу чуть-чуть времени из
уважения к "сединам" - за то,  что он первый.  Ведь это  тоже  не
каждому дано - создать античную философию.
   Даты жизни Фалеса: примерно 625 - 547 годы до н.э. Возраст со-
лидный  -  26 веков назад.  Через 8 веков древнегреческий историк
Диоген из города Лаэрта (не тот,  который жил в бочке,  а другой)
посвятит  Фалесу несколько страниц в своих жизнеописаниях филосо-
фов.  Он скрупулёзно соберёт всю информацию,  даже легенды. Фалес
предстанет живым и удивительно многосторонним - юноша,  променяв-
ший богатство на знания, отчаянный путешественник в Египте и дру-
гих  странах,  не  стремящийся к власти политик и советчик царей,
первый европейский астроном и "летописец"  природы,  не  жаждущий
денег удачливый предприниматель,  математик,  просветитель, педа-
гог,  метеоролог,  поэт, моралист, инженер-гидротехник, создатель
совершенно новой науки философии,  острослов и просто хороший че-
ловек.
   Давайте перечислим  одни только астрономические достижения Фа-
леса: определение видимого пути Солнца среди "неподвижных" звёзд,
вычисление углового размера Солнца (1/720 часть солнечного круго-
вого пути),  аналогичные вычисления для Луны, уточнение продолжи-
тельности  года (365 дней),  первое в истории Европы предсказание
солнечного затмения.  Конечно,  большую часть этих "открытий"  он
мог заимствовать в Вавилоне или Египте.  Но тем-то и велик Фалес,
что первым перестал слепо верить учителям. Ведь по каждому из пе-
речисленных  вопросов  были  разные мнения,  причём каждое из них
преподносилось как истина в последней  инстанции.  Это  означает,
что  Фалес  всё  проверил  сам и только потом осмелился на те или
иные утверждения.  Отсюда следует ещё один вывод: Фалес постоянно
вёл инструментальные наблюдения неба (угломерными  инструментами)
и год за годом записывал результаты измерений. Это никак не соот-
ветствует расхожему мнению об античных мудрецах, которые только и
делали, что мыслили, уставившись в одну точку.
   Наверное, Фалес  описывал также сезонные и многолетние колеба-
ния погоды,  события в жизни растений и животных, урожаи и неуро-
жаи, т.е., используя язык современной науки, занимался мониторин-
гом окружающей среды. Без этого он не смог бы однажды предсказать
урожай маслин и разбогатеть "на спор",  заблаговременно арендовав
все маслобойни своего родного Милета.
   Фалес интересовался не только материальным миром. Он безуслов-
но  задумывался о том,  что такое душа,  хотя не все его мысли по
этому поводу кажутся современными.  Если верить  Аристотелю,  мир
представлялся Фалесу одушевлённым и полным божеств.  Он, согласно
утверждению Диогена, первым объявил душу бессмертной. Душа припи-
сывалась и неодушевлённым телам - янтарю, магниту. Однажды Фалеса
спросили,  можно ли скрыть от богов дурное дело.  "Ни даже дурное
помышление!"  -  ответил он.  Это очень характерно для Фалеса,  и
неслучайно греки считали его прежде всего моралистом, о чём гово-
рят высказывания, которые ему приписываются. Его спросили, что на
свете трудно?  - "Познать себя".  Что легко? - "Советовать друго-
му".  Что он видел небывалого? - "Тирана в старости". Какая жизнь
самая  лучшая?  -  "Когда мы не делаем сами того,  что осуждаем в
других".  Кто счастлив? - "Тот, кто здоров телом, восприимчив ду-
шою и податлив на воспитание".
   Но как  бы  ни были интересны астрономические открытия или мо-
ральные сентенции Фалеса,  главные достижения этого человека про-
ходят "по ведомству" философии.  Это,  прежде всего, новый способ
познания Мира - научный. Мир, по Фалесу, объясним из него самого,
без мифов.  Явления Мира постигаются органами чувств, для чего во
многих случаях нужны кропотливые наблюдения,  в  т.ч.  инструмен-
тальные.  Сущность,  которая стоит за этими явлениями, может быть
постигнута разумом,  причём своим собственным,  а не  взятым  "на
прокат". Фалес критически воспринимает чужую "мудрость", совершая
переворот не только в философии,  но и в педагогике. Начинает ру-
шиться "педагогическая традиция" копирования слов и действий учи-
теля,  которая  по  сути  досталась  человеку от обезьяноподобных
предков.  Ведь обезьяны учатся именно так: тренируются в действи-
ях, имитирующих поведение других особей - старших по возрасту или
по рангу.  Теперь же ученик мог быть побит палкой за механическое
повторение  слов  учителя,  и такие примеры знает история Древней
Греции.  Такой подход привёл к современной науке,  где всё  нужно
доказывать.  В этом смысле все современные учёные - ученики Фале-
са.  А первыми учениками были Анаксимандр и Анаксимен, причём они
пошли своими путями, создав оригинальные философские системы.
   Фалес скромно оценивает свои возможности.  Он занимается преи-
мущественно  астрономией,  "считая  остальное  непостижимым".   И
всё-таки он предпринимает первую попытку понять Мир в целом, выд-
вигает предположение о первооснове Мира и пытается на этом  осно-
вании объяснить наблюдаемые явления.  Если эти явления таким спо-
собом объясняются и даже предсказываются, то, может быть, предпо-
ложение о первооснове правильное?  Что если эта первооснова вечна
и беспредельна?  Она всё время превращается в  разные  конкретные
вещи, но с их гибелью не исчезает. Поэтому мир явлений текуч, всё
закономерным образом рождается,  развивается  и  разрушается,  но
этот  процесс  никогда не остановится из-за вечности первоосновы.
Значит,  вещество совершает круговорот, причём это не просто кру-
говорот вещества, это также круговорот жизни и смерти. Первоосно-
ва Мира материальна,  вещественна, но она и одухотворена, она на-
ходится благодаря этому в вечном движении. Нет, первооснова Фале-
са - это не просто материя в более позднем понимании этого слова,
это единство материальных и духовных начал.  Начала  эти  -  лишь
разные стороны единого целого. Есть над чем подумать и сейчас...
   Вероятно, логика подсказывала Фалесу, что первооснова не может
быть в чистом виде,  она всегда принимает  конкретную  изменчивую
форму.  Но  только  что пробудившийся человеческий разум пока ещё
с трудом воспринимал столь "крутую" абстракцию. Хотелось всё уви-
деть и пощупать, даже первооснову. И в данном случае Фалес отсту-
пил в область мифов...  Земля,  по Фалесу,  плавает в воде. Может
быть, первооснова Мира - вода? Вода способна превращаться в лёд -
"замаскированную" воду.  Земля и лёд тверды. Лёд плавает на воде.
Может, земля имеет общую природу со льдом и поэтому тоже плавает?
Вода всегда подвижна, текуча, жива, способна рождать жизнь, а по-
тому вполне годиться на роль первоосновы...
   Впрочем, так ли важна эта ошибка с водой по сравнению с откры-
тием  научного способа познания и созданием первой в мире научной
школы. Тем более, что данную ошибку ещё при жизни Фалеса исправил
его ученик Анаксимандр, не послушавшийся учителя.

                                                    Ю.А.Насимович

 
Главная страница сайта
Страницы авторов "Темного леса"
Страницы Юрия Насимовича.

 

Последнее изменение страницы 10 Oct 2018 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: