Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки
 
Главная страница
Страницы друзей "Темного леса"
Страница ансамбля МИРАЛАН
Статьи Андрея Лаврешникова
 
Памяти М.А.Иониной
Творчество А.В.Неждановой
К 120-летию Е.А.Степановой
Амелита Галли-Курчи
Камерная певица В.И.Духовская
Елена Шумилова
Вера Александровна Давыдова
Борис Фишман
Ирма Яунзем и еврейская песня

Андрей Лаврешников

Ирма Яунзем и еврейская песня

(к 120-летию со дня рождения певицы)

Фаина Раневская вспоминала: "В далекие годы моей молодости я работала актрисой драматического театра в Крыму. Помнится кто-то из моих коллег советовал послушать певицу, концерт которой должен был состоятся в ближайшие дни. Мой коллега говорил о певице восторженно, и это заставило меня срочно запастись билетом на концерт певицы, фамилию которой я ещё не знала. И по сей день помню волнение охватившее меня и весь зал, когда я впервые услышала исполнение песен Ирмой Яунзем. Это поистине было явлением неповторимым. Много за мою долгую жизнь я видела и слышала прекрасного, и одним из этих прекрасных чувств, вызванных великим талантом была Ирма Петровна Яунзем. Как я благодарна ей за эту радость!"

Ирма Яунзем родилась в Минске в сентябре 1897 года. В здании гимназии, одном из немногих сохранившихся в Минске после войны, теперь находится художественный музей, а на стене есть мемориальная доска: "Тут, у былой Марыiнскай гiмназii, з 1906 па 1914 гг вучылася першая заслужаная артыстка БССР Яунзем Iрма Пятроуна (1897-1975)". По окончании гимназии Яунзем едет в Петербург. Желая посвятить себя искусству, она поступает в консерваторию в класс крупнейшего педагога Ксении Николаевны Дорлиак. Однако, завершить обучение Ирме помешала революция - летом 1917 года она поехала на каникулы в Минск и вернуться в Петербург ей было не суждено. В годы революции и гражданской войны приходилось выступать в составе маленьких концертных групп, разъезжая по всей стране. После войны певица прошла аттестацию в Союзе работников искусств (Рабис) и начала планомерную концертную работу в составе бригады, куда кроме неё входили будущие знаменитости - пианист Владимир Горовиц и скрипач Натан Мильштейн. Про те трудные годы Ирма Петровна вспоминала так: "Продовольственная проблема <...> в какой-то мере ускорила окончательное решение проблемы моего амплуа. Вместе с сестрами я отправилась по белорусским деревням выменивать свои носильные вещи на продукты. А привезла оттуда несметное богатство - примерно около ста белорусских народных песен." В 1925 году Яунзем становится артисткой Московской Филармонии и вплоть до середины 50-х годов выступает по всей стране с сольными программами. В 1920-40-е годы популярность Яунзем была грандиозна - заявок на ее концерты было огромное количество. Еще в те годы, когда не был опущен "железный занавес" певица успела выступить за границей: в 1926 году проходят гастроли в Китае (Харбин), Корее, Японии (Осака, Токио). В 1927 году Яунзем принимает участие в концертах Международной музыкальной выставки во Франкфурте-на-Майне (вместе с О.Ковалевой, А.Доливо, Л.Александровской, М.Литвиненко-Вольгемут), в Берлине исполнение Яунзем фиксируется в "Архиве звуков", проходят её выступления по зарубежному радио. Впоследствии Яунзем приглашают также с концертами в Америку, однако руководство уже не отпускает певицу за рубеж.

Репертуар певицы был поистине грандиозен - несколько тысяч песен, многие из которых Яунзем записывала сама в ходе многочисленных экспедиций и творческих командировок. Еврейская музыка занимала в этом репертуаре значительное место. Песни народов СССР, народов Востока и Азии певица исполняла на языках оригинала, также и еврейские песни она пела на идиш.

Интерес к еврейской вокальной музыке в слушательской среде был очень велик. В 1920-50-е годы было популярно творчество таких певцов, как Зиновий Шульман, Саул Любимов, Михаил Эпельбаум, Сарра Фибих, позднее - Нехама Лифшицайте, Марина Гордон, Эмиль Горовец, исполнявших в своих программах еврейские песни на идиш. В этой плеяде Ирма Яунзем занимала свое почетное место, исполняя не только так называемые народные песни на идиш - "Сваты идут", "Больной портной", "Тещенька" и многие другие, но и песни, созданные советскими композиторами на стихи еврейских поэтов. Исключительной популярностью в исполнении Яунзем пользовалась "Еврейская комсомольская" из музыки к кинофильму "Искатели счастья" 1936 года. Песня была написана великим Исааком Дунаевским. В фильме песня исполняется на русском языке, Яунзем же исполняла и записывала ее на пластинки на идиш.

Одной из крупных творческих удач стала для Ирмы Яунзем встреча с композитором Максимилианом Осеевичем Штейнбергом, любимым учеником Римского-Корсакова (среди его учителей также Лядов и Глазунов, а среди учеников - Шостакович). Специально для Ирмы Яунзем Штейнберг обработал народные песни, собранные певицей, для голоса с симфоническим оркестром. Они часто выступали вместе: Яунзем пела, а Штейнберг дирижировал. Их выступление в Большом зале Ленинградской филармонии стало сенсацией. В обработке Штейнберга Ирма Яунзем, помимо песен других народов, исполнила еврейские песни "Птичка" и "Философ", чутко передавая их особый колорит. В 1934 году певица записала эти песни на грампластинки с оркестром Большого театра под управлением выдающегося русского композитора и дирижера М.М.Ипполитова-Иванова.

С конца 1940-х годов и вплоть до конца жизни Ирма Петровна вела преподавательскую деятельность в различных учебных заведениях, консультировала концертирующих певцов, участвовала в жюри многочисленных конкурсов. Так, будучи членом жюри Всесоюзного конкурса артистов эстрады в 1958 году, певица горячо приветствовала начинавшую тогда концертную деятельность легендарную исполнительницу песен на идиш Нехаму Лифшицайте. В тот год жюри присудило Нехаме звание Лауреата Всесоюзного конкурса и первую премию.

Выдающаяся камерная певица Нина Львовна Дорлиак так говорила о творчестве певицы: "Яунзем выбрала свой, совершенно особенный путь и достигла в своем искусстве предельных высот совершенства. Она оказалась ни на кого не похожим художником, создав свой прекрасный мир - мир песенного творчества народов, населяющих нашу страну.". Жаль, что в наши дни творческое наследие Ирмы Яунзем не столь востребовано, сколь оно того достойно. Не издано ни одного сольного CD-диска певицы, еще в советское время были смыты её телевизионные съемки. Правда, в начале XXI века в издательстве фонда Ирины Архиповой вышла книга о певице, да старые пластинки все еще доносят до нас теплый голос, а с ним и атмосферу ушедшего времени...

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: