Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки
 
Главная страница
Страницы друзей "Темного леса"
Страница ансамбля МИРАЛАН
Статьи Андрея Лаврешникова
 
Памяти М.А.Иониной
Творчество А.В.Неждановой
К 120-летию Е.А.Степановой
Амелита Галли-Курчи
Камерная певица В.И.Духовская
Елена Шумилова
Вера Александровна Давыдова
Борис Фишман
Ирма Яунзем и еврейская песня

Андрей Лаврешников

ЕЛЕНА ШУМИЛОВА,
солистка Большого театра

Продолжая на страницах "Музы" ряд публикаций, посвященных истории вокального искусства, нельзя не вспомнить ещё одно имя из прошлого русской оперы, незаслуженно обойдённое вниманием - имя прекрасной певицы, заслуженной артистки РСФСР, Лауреата Государственной премии СССР, солистки Большого театра Елены Ивановны Шумиловой (1913-1994).

Елена Ивановна Шумилова родилась в городе Юж Ивановской области в рабочей семье. Дома часто звучала музыка, мать и сёстры обладали хорошими голосами. Да и в городе в тот период времени музыкально-общественная деятельность была поставлена широко: действовали самодеятельные народные хоры, оркестр.

Очарованная атмосферой искусства, Елена вдохновенно поет в домашних концертах, однако, выбирает вначале путь педагога начальной школы и оканчивает Ивановское педагогическое училище в 1932 году. Параллельно Шумилова занимается постановкой голоса с местным педагогом Н.И. Сперанским, впервые указавшим юной певице на возможность профессиональной певческой карьеры. В том же 32м году Иваново посетила столичная консерваторская комиссия. Был устроен смотр творческой молодежи. Голос и исполнение Е.И. серьезно заинтересовали комиссию, ей было предложено ехать в Москву.

Шумилова поступает в музыкальное училище при Московской консерватории, которое заканчивает 3 года спустя по классу В.П. Кацовой. В 1936 году Елена становится уже студенткой консерватории, где проходит курс у выдающегося вокального педагога Ксении Николаевны Дорлиак - среди её учениц - плеяда певиц, составивших славу отечественного вокального искусства Н.Л. Дорлиак, Е.Д. Кругликова, Т.Е. Талахадзе и др. Занятия в консерватории шли с большим успехом и увенчались присуждением золотой медали. 18 июня 1941 года имя Елены Шумиловой было занесено на мраморную доску выдающихся выпускников в Малом зале Московской консерватории.

Пройдя серьезный путь профессиональной подготовки, будучи студенткой 5го курса консерватории, Елена Ивановна дебютирует на главной музыкальной сцене страны - в Большом театре Союза ССР. Дебютные выступления состоялись в операх "Фауст" Ш.Гуно (партия Маргариты) и "Евгений Онегин" П.И. Чайковского (партия Татьяны) и прошли с большим успехом, закрепив юную певицу в труппе театра.

С началом войны певица активно включается в военно-шефскую работу, выезжает с концертными бригадами на фронт и параллельно участвует в работе Большого театра, эвакуированного в Куйбышев. В этот период времени особо выделяется работа певицы над образом юного патриота Джемми в опере "Вильгельм Телль" Россини. Широкий диапазон, безупречное владение всеми регистрами голоса, высокий профессионализм певицы с самых первых лет творческого пути позволяют ей исполнять весьма различные по вокальной фактуре партии: от более характерных для лирико-колоратурных голосов (Маргарита в "Фаусте" Гуно), лирических (Иоланта в одноименной опере Чайковского) до сугубо драматических партий (Купава "Снегурочка", Галька в одноимённой опере Монюшко) и даже характерных (Повариха в "Сказке о царе Салтане" Римского-Корсакова).

Большим свершением в творческой жизни певицы стало выступление в партии Ольги в опере "Псковитянка" Римского-Корсакова. Эта чудесная партия-роль нашла в лице Шумиловой практически идеальную исполнительницу. Безупречная вокальная линия, исключительно гибкая фразировка, тончайшее внимание к звучащему слову, эмоциональная взволнованность - вот комплекс качеств, сделавших это исполнение незабываемым. По счастью, замечательный спектакль ГАБТ СССР "Псковитянка" с участием выдающихся русских певцов А.С. Пирогова (Грозный), Г.М. Нэлеппа (Михайло Туча), Н.Ф. Щеголькова (Князь Токмаков) и Е.И. Шумиловой был записан на плёнку Всесоюзным радио в 1947 году под управлением С.С. Сахарова.

Яркой страницей в истории Большого театра второй половины 1940х годов было обращение его коллектива к шедеврам оперной литературы Восточной Европы - "Гальке" Монюшко и "Проданной невесте" Сметаны. Музыка этих опер полна особой мелодической прелести, своеобразной славянской теплоты. В обоих спектаклях Шумилова в очередь с Н.П. Соколовой (Галька) и Л.И. Масленниковой (Маженка) спела главные партии. За исполнение партии Маженки Е.И. Шумилова была удостоена в 1949 году Государственной (Сталинской) премии СССР. Запись "Проданной невесты", сделанная на радио в начале 50х годов, запечатлела замечательные образцы вокально-исполнительского искусства, данные Шумиловой, Нэлеппом, Щегольковым, Орфеновым.

Е.И. Шумилова очень любила концертные выступления. Артистка гастролировала и за рубежом: летом 1945 года она побывала во многих придунайских странах (Румыния, Венгрия, Чехословакия, Австрия и др.); в 1950 году Шумилова с группой артистов концертировала в ГДР.

18 сезонов, вплоть до 1959 года, Е.И. Шумилова была солисткой Большого театра, исполнив на его сцене и сцене Филиала свыше 20 партий классического русского, зарубежного, а также советского репертуара. Незадолго до ухода со сцены певица была удостоена звания Заслуженной артистки РСФСР. В те годы среди солистов театра было принято достаточно рано уходить на творческую пенсию, что помимо прочих причин несомненно говорит о высокой планке художественных требований, предъявлявшихся к артистам. Запись оперы "Сказка о царе Салтане", выполненная в конце 1950х гг, при участии Шумиловой в колоритной партии Поварихи является неповторимым историко-художественным документом и прекрасно демонстрирует отличную творческую и вокальную форму певицы в конце её сценической деятельности.

Завершив работу в театре, Е.И. Шумилова посвятила себя преподавательской работе, вначале в музыкально-педагогическом училище имени Гнесиных, а в 1977-94 гг. являлась профессором Московской консерватории. И здесь её творческий вклад трудно переоценить: в числе учениц Шумиловой Л.Казарновская, М.Мещерякова, сумевшие встать в ряд выдающихся певиц не только отечественной, но и мировой оперной сцены.

Фонографическое наследие Е.И. Шумиловой сравнительно невелико, о чем нельзя не сожалеть. Помимо вышеупомянутых 3 оперных комплектов в архивах Гостелерадиофонда, хранится также монтаж оперы Красева "Павлик Морозов", и, что особенно ценно, записи романсов Глинки, Чайковского, Рахманинова. В отличие от оперных записей певицы, записи камерного репертуара Е.И. Шумиловой менее известны широкому слушателю.

В 2013 году исполнилось 100 лет со дня рождения певицы. Надеюсь, этот небольшой очерк привлечёт внимание любителей музыкального искусства к творческому наследию замечательной русской певицы Елены Ивановны Шумиловой.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: