Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки
 
Главная страница
Страницы друзей "Темного леса"
Страница ансамбля МИРАЛАН
Статьи Андрея Лаврешникова
 
Памяти М.А.Иониной
Творчество А.В.Неждановой
К 120-летию Е.А.Степановой
Амелита Галли-Курчи
Камерная певица В.И.Духовская
Елена Шумилова
Вера Александровна Давыдова
Борис Фишман
Ирма Яунзем и еврейская песня

Андрей Лаврешников

Борис Фишман:
судьба скрипача

Выдающийся скрипач Борис Семёнович Фишман - один из самых заметных учеников класса легендарного Петра Столярского - родился в Умани на Украине в 1906 году. В 1929 году Борис окончил Московскую консерваторию по классу Л.М.Цейтлина. Еще будучи студентом, в 1927 году, молодой скрипач стал победителем конкурса Персимфанса (Первый симфонический ансамбль - оркестр, выступавший без дирижера) на лучшее исполнение концерта для скрипки с оркестром П. И. Чайковского и "Концертной сюиты" С. И. Танеева, а в 1933-м - завоевал первую премию на I Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. На этом конкурсе блеснули многие впоследствии выдающиеся деятели отечественной музыкальной культуры - пианист Эмиль Гилельс, виолончелисты Герц Цомык и Святослав Кнушевицкий, вокалисты Елена Кругликова и Соломон Хромченко. Годом раньше скрипач становится солистом Московской филармонии.

Борис Фишман был первым в СССР исполнителем одного из величайших произведений в мировой скрипичной литературе - второго концерта для скрипки с оркестром Сергея Прокофьева. Он играл его, в частности, 20 ноября 1937 года на одном из концертов декады советской музыки в Москве под управлением автора. Этот факт без сомнения явился признанием таланта великолепного скрипача со стороны музыкальной общественности.

По словам музыканта и исследователя, автора книги "Музыка и власть" Артура Штильмана, слышавшего (правда лишь раз) "живое" исполнение Бориса Фишмана, "его игру отличала необыкновенная жизненная сила, страсть и темперамент, тонкость фразировки и большой масштаб исполнительской манеры - в какие-то моменты казалось, что его исполнение напоминало искусство гениального ученика Ауэра легендарного Мирона Борисовича Полякина."

Однако, в полной мере развернуться дарованию скрипача не дали. Так, в 1935-м году, будучи отобранным для участия в Международном конкурсе скрипачей имени Г.Венявского, Фишман так и не принял в нем участия. Артур Штильман пишет: "от Советского Союза туда были посланы 27-летний Давид Ойстрах и 13-летний Буся Гольдштейн. Третьим участником должен был быть Борис Фишман - победитель I-го Всесоюзного Конкурса скрипачей. В день отъезда он долго и безуспешно ждал машину, которая должна была доставить его на вокзал. Машина так и не пришла, и объяснений ему не было дано никогда..."

В 1950 году на волне борьбы с "космополитизмом" выдающийся скрипач был уволен из Московской Филармонии, где с успехом служил 18 лет, а через четыре года и из Киевской консерватории, где он успешно преподавал с 1949 года. Среди его учеников - будущий лауреат I-го Международного конкурса имени П.И.Чайковского и народный артист СССР Валерий Климов.

После увольнения из Киевской консерватории вопрос трудоустройства решить было крайне нелегко, и последние годы выдающийся скрипач работал в симфоническом оркестре Министерства Кинематографии. Умер Борис Фишман на 58-м году жизни в 1964 году у себя в квартире от инфаркта во время прослушивания бессмертной записи пьесы Сен-Санса "Интродукция и Рондо-Каприччиозо" в исполнении Яши Хейфеца. Оставшуюся коллекцию из семи скрипок вдова Фишмана, Мария Мульяш, передала его ученикам.

Записей скрипача, к сожалению, было сделано немного. В 1931-32 годах Фишман записал несколько произведений на пластинки "Музтреста" - это "Прелюдия в стиле Пуньяи" Крейслера, фрагменты из сонаты D-dur Генделя, Прелюдия Баха-Крейслера, "Еврейская мелодия" И.Добровейна (друга и соратника Ф.И.Шаляпина). В 1936 году Грампласттрестом были записаны "Цыганская песня" Дворжака-Крейслера и "Хора-стаккато" Динику, а на Ленинградской фабрике вышла запись Аллегро Сенайе. Помимо сольных записей, Б.Фишман в составе трио М.Сахаров (фортепиано), Л.Фурер (виолончель) аккомпанировал великой певице Надежде Андреевне Обуховой при записи произведений русской музыки XIX века. И это почти все, что осталось от искусства неповторимого скрипача...

В 2016 году исполняется 110 лет со дня рождения Бориса Семеновича Фишмана, пусть этот небольшой очерк будет данью памяти таланту, реализовавшемуся не так полно, насколько того был достоин.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: